Термин «профориентация» кажется
понятным каждому, кто знакомится с ним даже в
первый раз, – это агитация школьников за те или
иные профессии. Но так ли все просто?
Профориентация развивается по мере того, как
меняется представление общества о целях,
задачах, методах, формах и вообще о сущности
профориентации. Каждое из них отражает те или
иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо
функцию, указывает на практический или
теоретический уровень ее развития,
рассматривается с позиции педагогики,
психологии, теории управления и др.
Что же такое профориентация?
Профессия (от лат. professio – официально
указанное занятие, специальность) – род трудовой
деятельности, занятий, требующих определенной
подготовки и являющихся источником
существования.
Понятие «ориентация» употребляется в
ряде наук. И везде оно так или иначе связано с
определением местонахождения, с выбором
направления движения, с умением разобраться в
окружающей обстановке.
Если подросток проявляет
самостоятельную активность в выборе профессии,
то это лучше назвать его ориентацией на
профессию. Если же он становится объектом
психолого-педагогического воздействия с целью
выбора подходящей для него профессии, то здесь
лучше говорить о направленном ориентировании
его на профессию.
Также стоит отметить, что
профессиональная ориентация может
рассматриваться в различных направлениях через
призму педагогической, психологической и
социальной практики.
Отсюда следует необходимость
осуществления междисциплинарного подхода как в
вопросах понимания сущности профориентации, так
и в практической работе по ориентированию
молодежи на те или иные профессии.
Изложенное выше понимание
профориентации как единства практической работы
и теории позволяет дать следующее определение. Профессиональная
ориентация – это целенаправленная
деятельность по подготовке молодежи к
обоснованному выбору профессии в соответствии с
личными склонностями, интересами, способностями
и одновременно с общественными потребностями в
кадрах определенных профессий и разного уровня
квалификации.
Она представляет собой единство
практической деятельности и развивающейся
междисциплинарной теории и реализуется не
только в учебно-воспитательном процессе работы с
учащимися.
Профессиональная ориентация личности
– это процесс профессионального
самоопределения с учетом прежде всего интересов
и способностей человека, а также потребностей
народного хозяйства и народного образования в
высококвалифицированных кадрах. Понятно, что
школьник, сориентированный на будущую профессию
с учетом своих индивидуальных возможностей и
способностей, имеющий определенные знания о
будущей профессии, а также навыки и умения в
конкретной деятельности, будет иметь более
высокую конкурентную способность, чем школьник,
не имеющий такой подготовки.
Социально-экономическая значимость
профессиональной ориентации и
профессионального самоопределения молодежи в
условиях рыночной экономики возрастает также в
связи с такими обстоятельствами, как постоянно
возрастающая потребность производства в
высококвалифицированных кадрах, усиление
напряженности баланса трудовых ресурсов страны,
возникшая необходимость оптимального
межпрофессионального, межотраслевого и
территориального распределения трудовых
ресурсов.
Для выполнения этих и других задач
государства и потребностей молодежи уже
недостаточно наличия существующих в настоящее
время специальных служб и учреждений. Для
решения всего комплекса возникающих сегодня
проблем подготовки молодежи к социальной
адаптации назрела необходимость создания
большего количества специализированных
учреждений и образовательных центров:
психолого-педагогической, социально-медицинской
помощи детям и молодежи, диагностики и
консультирования, психолого-педагогической
реабилитации и коррекции, а также социально-трудовой
адаптации и профориентации.
Центр социально-трудовой адаптации и
профориентации «Гагаринский» работает уже
второй год в Юго-Западном округе Москвы. К нам
обращаются родители детей от 6 до 18 лет, педагоги
и психологи школ.
Подготовка к выбору профессии важна
для детей и подростков, поскольку она
неотъемлемая часть всестороннего и гармоничного
развития личности, и ее следует рассматривать в
единстве и взаимодействии с нравственным,
трудовым, интеллектуальным, эстетическим и
физическим совершенствованием личности, то есть
со всем учебно-воспитательным процессом.
В нашем Центре проводится такая
работа, в которой можно выделить несколько
блоков: образовательный (это уроки технологии в
5–7-х классах), дополнительного образования и
гуманитарный.
На уроках технологии дети приобретают
базовые навыки и умения, которые пригодятся им в
дальнейшей жизни, а может быть, сыграют ключевую
роль при выборе профессии.
Блок дополнительного образования
несет вспомогательную функцию в обучающей,
развивающей, коррекционной и адаптационной
деятельности центра. Занятия в объединениях
дополнительного образования дают углубленные
знания по различным дисциплинам, развивают
интеллектуальные способности, расширяют
кругозор.
Развивающие программы направлены в
первую очередь на выявление, сохранение и
развитие способностей и одаренности детей в
какой-либо деятельности, а коррекционные
программы сориентированы на преодоление или
ослабление недостатков психического и
физического развития детей с легкими
нарушениями.
Гуманитарный блок представляет собой
единую структуру, состоящую из различных
направлений: профориентация, а также социальная,
психологическая, медицинская помощь. Все блоки
подчинены одной цели – узнать потребности
ребенка, его интересы и увлечения,
сориентировать его в нужном направлении.
Они работают в единстве и направлены к
общей цели: обеспечение необходимых условий для
личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения и
творческого труда детей; адаптация их к жизни в
обществе; формирование основ культуры.
Развитие всех сторон личности и
интеллекта подростка предполагает
сотрудничество ребенка и взрослого в процессе
осуществления деятельности, учения, общения,
труда. Наряду с традиционными методиками в
центре широко используются новые формы работы.
В рамках работы отдела профориентации
осуществляются новые, современные подходы.
Понимая высокую загруженность сегодняшних
старшеклассников, предлагаем подросткам и детям
познакомиться с центром профориентации и
социально-трудовой адаптации «Гагаринский» при
помощи Интернета. Любой человек, вошедший на сайт
центра, сможет подробно узнать о работе его
структур, пройти базовые тесты по
профориентированию, узнать свои склонности,
приоритеты и даже получить консультацию
специалистов-психологов.
Еще одним интереснейшим проектом
центра стал «Электронный музей профессий», где
детям будет предоставлена возможность окунуться
в мир профессий, узнать, как и куда двигаться в
своем развитии и увлечениях. Конечно, очень
хочется, чтобы ребята могли не только прочесть
информацию в профессиограмме, но и узнать о
профессиях как бы изнутри, что поможет им открыть
себя.
Не менее интересным направлением в
работе центра являются школы-клубы профессий. Не
секрет, что во многих институтах Москвы открыты
школы-клубы при факультетах: школа юного
психолога при факультете психологии МГУ, школа
юного журналиста при факультете журналистики
МГИМО и т.д. Конечно, это прекрасная возможность
довузовского погружения в профессию, и на базе
центра различные вузы организуют подобные
бесплатные школы-клубы по различным
специальностям.
Стоит разрушить расхожее мнение, что
профориентация нужна с 8-го класса только перед
поступлением в профессиональное учебное
учреждение. Это не так. Детей необходимо готовить
к осознанному выбору профессии как можно раньше:
выявлять интересы ребенка, его физические и
интеллектуальные возможности, по необходимости
помочь скорректировать те или иные склонности.
Как отмечалось выше, на базе центра есть такая
возможность – и есть специалисты, которые
проводят подобную работу. Начата
экспериментальная работа по составлению
профилей для пятиклассников, посещающих центр, и
в дальнейшем за ними будут наблюдать специалисты
(психологи, неврологи, педагоги) и вести их вплоть
до поступления в выбранное учебное заведение.
Возраст 12–16 лет – самый трудный из всех детских
возрастов, поскольку представляет собой период
становления личности.
Главное содержание подросткового
возраста – это напряженный переход от детства к
взрослой жизни.
Именно в этот период формируются
нравственные ценности, жизненные перспективы,
происходит осознание самого себя, своих
возможностей, подросток стремится ощутить себя и
стать взрослым, тянется к общению со
сверстниками; в это время оформляются общие
взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на
свое будущее – иными словами, складываются
личностные смыслы жизни. Поэтому на протяжении
всего этого периода подросткам необходима
помощь специалистов, особенно если они знают
ребенка не один год.
Но и это еще не все. Мы привлекаем
внимание к профориентации дошкольников и
младших школьников. Для этого центром проводится
конкурс творческих работ «Мир в радуге
профессий», где дети с помощью красок, фото,
компьютерных работ и слова смогут
продемонстрировать своим сверстникам, кем
работают их родители или работали бабушки и
дедушки, рассказать о какой-то редкой профессии,
а также кем хотят стать они сами, когда вырастут.
Ну а самое главное в нашей работе – это
«развитие способностей, склонностей и интересов,
социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи» (из Закона
города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии
образования в городе Москве»).
|