Директора сельских школ – участники
широкомасштабного социально-педагогического
исследования «Итоги модернизации сельской
школы: 2005» – назвали профильное обучение одним
из главных результатов модернизации образования
Это исследование провел Институт
социально-педагогических проблем сельской школы
РАО. Было опрошено 598 директоров сельских школ из
27 сельских районов России, зафиксировано, в какой
стадии находится профильное обучение в
российской сельской школе. Оказывается, половина
сельских школ активно обсуждает введение
профильного обучения. Каждая шестая сельская
школа еще не приступила к его введению, 3,9% – даже
не обсуждали эту проблему. Вместе с тем 14,5%
сельских школ реализуют профильное обучение
первый год, а 11,7% – несколько лет.
Начальный этап реализации профильного
обучения в сельских школах позволяет сделать
вывод: распределение учащихся часто не
ориентировано на кадровые потребности района;
старшеклассники не связывают свое будущее с
работой на селе. Их жизненные перспективы не
направлены на решение конкретных задач малой
родины (не только района, но и края, области,
республики).
Бесспорно, профильная подготовка –
трудно решаемая задача для сельских школ. Одна из
причин – разные возможности образовательных
учреждений. Продвижение в деле профильного
обучения заметно в поселковых, райцентровских,
пригородных школах. Свои варианты введения
профильного обучения наметились и у сельских
малочисленных школ. Статистика показывает, что
этот тип сельской школы преобладает в
большинстве регионов России. К примеру, в
Костромской области из 387 сельских школ 325 –
малочисленные. В Калужской области из 388 таких
школ 250.
В деле профильного обучения уже
обозначились регионы-лидеры. Это прежде всего
Курганская область, Красноярский,
Ставропольский (Андроповский район) края,
Пермский край (Пермский район), Нижегородская,
Новгородская (Старорусский район) области,
Кемеровская область (Крапивинский район)...
Профильное обучение ведется в
технологическом, гуманитарном,
естественно-научном, физико-математическом
направлениях, а также предусматривает
профессионально ориентированную подготовку:
агротехнологическую, педагогическую,
медицинскую, военно-техническую и другие.
Наметились и механизмы перехода на
профильное обучение. Опыт регионов показал:
профильное обучение в сельской школе может быть
реализовано и через работу ученика в профильном
классе (группе), и через индивидуальную
образовательную программу.
Для России, где две трети
общеобразовательных учреждений расположены в
сельской местности и большинство из них –
малочисленные, актуален вариант реализации индивидуальных
учебных планов и индивидуальных образовательных
программ. Индивидуальная программа может быть
выбрана как вариант профильного обучения, если
нет другой возможности организовать и
удовлетворить образовательные потребности
ученика. Она может быть выбрана и для одаренных
детей в многопрофильной школе.
Для всех типов сельских школ, в том
числе и малочисленных, приемлема сетевая
модель профильного обучения. Она реализуется
либо через объединение нескольких школ в единое
сообщество на ассоциативной основе, либо через
районные ресурсные центры профильного обучения,
либо через кооперацию общеобразовательной школы
с учреждениями дополнительного образования
детей, начального профессионального
образования.
Для крупных райцентровских сельских
школ актуальна модель многопрофильной старшей
школы, представленной двумя видами профильных
классов (групп): профессионально-профильными и
предметно-профильными.
Классическая модель управления
профильным обучением сложилась в Курганской
области. Управляемость процессом
экспериментального поиска обеспечили такие
факторы, как включенность губернатора области
О.А. Богомолова в процесс профилизации старшей
школы, социальное партнерство Главного
управления образования (начальник – Б.А. Куган,
д.п.н.) и областного Института повышения
квалификации работников образования (В.И.
Дружинин, к.п.н., ректор), апробация вариативных
моделей профильного обучения на широкой
опытно-экспериментальной базе; осуществление
научно-методического сопровождения
опытно-экспериментальной работой в регионе со
стороны КИПКРО (Н.А. Криволапова, к.п.н.,
проректор), продуманная информационная политика,
отлаженная система повышения квалификации
кадров по проблемам профильного обучения.
Какие же модели профильного обучения
сельских школьников сформировались в Курганской
области, где 85,3% общеобразовательных учреждений
расположено на селе?
Общеобразовательные школы райцентров,
где имеется более трех классов-комплектов на
старшей ступени, идут по пути создания
многопрофильной школы. В них есть условия для
широкого выбора профилей обучения, возможности
для максимального удовлетворения разнообразных
интересов и склонностей учащихся. По мнению
специалистов Курганского ИПКРО, классический
вариант многопрофильной школы – наличие на
старшей ступени четырех классов в параллели со
следующими профилями обучения:
физико-математический, естественно-научный,
гуманитарный и общеобразовательный с начальной
профессиональной подготовкой. Такая модель
отработана в Половинской средней школе.
Если в 2004/05 учебном году в 23 школах
райцентров были открыты профильные классы, то в
2005/06 учебном году 40 школ области перешли на
новый базисный учебный план. Профильное
обучение в этих школах представлено профессионально-профильными
классами (группами) – медицинскими,
педагогическими, военно-техническими,
агротехнологическими, а также предметно-профильными:
физико-математическими, естественно-научными,
гуманитарными, информационно-технологическими.
В универсальных классах ведется
профессиональная подготовка по профессиям: швея,
оператор ЭВМ, автомеханик, продавец, тракторист,
парикмахер...
В Уксянском территориальном школьном
округе Далматовского района отрабатывается сетевая
модель профильного обучения, суть которой – в
объединении ресурсов близлежащих школ.
Учебные планы двух школ в десятых классах
состоят из двух частей. Каждая из школ
обеспечивает в полном объеме изучение всех
предметов учебного плана на базовом уровне.
Профильная составляющая реализуется для
объединенных групп учащихся: гуманитарный
профиль – в Новопетропавловской школе,
естественно-математический – в Уксянской школе.
В области реализуется и другой вариант
сетевой модели. Он основан на кооперации
ресурсов общеобразовательной школы и учреждений
начального профессионального образования,
дополнительного образования детей и
предполагает создание учебно-технологических
объединений. В этом случае сельская школа дает
своим выпускникам не только полноценную
общеобразовательную, но и профессиональную
подготовку.
В экспериментальном режиме в области
отрабатывается модель внутришкольной
организации профильного обучения на основе
индивидуальных учебных планов. Этот
эксперимент проводят Поповская средняя школа
Варгашинского района, Раскатихинская и
Глядянская средние школы Притобольного района.
Заметим, что для учеников 10-го класса
профильных групп продолжительность учебной
недели составляет 6 дней, для обучающихся на
базовом уровне – 5 дней.
Используя экспериментальные
материалы курганских ученых, представляющих
одну из научно-практических лабораторий
Института социально-педагогических проблем
сельской школы Российской академии образования,
приведем пример индивидуального учебного плана
Игнатьевой М., ученицы 10-го класса Поповской
средней школы. Ее учебный план предусматривает
изучение предметов на базовом и профильном
уровнях.
На базовом уровне изучаются предметы:
русский язык (1 час в неделю), литература (3 часа в
неделю), иностранный (французский) язык (3 часа в
неделю), история (2 часа в неделю), обществознание
(2 часа в неделю), геометрия (2 часа в неделю),
физика (3 часа в неделю), химия (2 часа в неделю),
биология (1 час в неделю), физическая культура (2
часа в неделю), география (1 час в неделю).
На профильном уровне изучаются
предметы: информатика (4 часа в неделю), алгебра (4
часа в неделю). Изучение информатики
организовано за счет дополнительного
финансирования учебного плана. Изучение алгебры
организовано за счет перестановки часов
учебного плана.
Региональный компонент представлен
предметом «физическая культура» с
оздоровительной направленностью (1 час в неделю).
Школьный компонент представлен
предметами: основы научно-исследовательской
деятельности учащихся (1 час в неделю), решение
нестандартных задач (1 час в неделю) и
исследовательская деятельность (34 часа в год).
Общее количество часов предельно
допустимой нагрузки при 6-дневной рабочей неделе
составляет 36 часов в неделю.
Профильное обучение по
индивидуальным учебным планам организуется в
области в рамках модели сетевого
взаимодействия. Каждое учреждение, включенное
в сеть, имеет доступ ко всем ее объединенным
ресурсам. Учащиеся, в свою очередь, имеют
возможность получить разнообразный спектр
образовательных услуг для построения и
реализации своих индивидуальных учебных планов.
Эксперимент по отработке технологии
индивидуальной образовательной программы, а в
дальнейшем и индивидуальной образовательной
траектории учащегося проводится на базе
Раскатихинской средней школы Притобольного
района Курганской области и представляет собой модель
элективной дифференциации. Предпосылкой к
проведению данного эксперимента явилась
следующая ситуация: одна из учениц школы
обучается в гуманитарном классе, но в дальнейшем
планирует поступать в медицинский вуз, а значит,
ей необходима серьезная подготовка по химии и
биологии. Кроме нее, в 10-м классе нет
заинтересованных в углубленном изучении этих
предметов учеников. В процессе эксперимента этой
ученице создали индивидуальную
образовательную программу. Задача
учителя-предметника состояла в том, чтобы
направлять и контролировать ход
учебно-познавательной деятельности ребенка.
Школьница при поддержке учителя сделала пробный
вариант собственной индивидуальной
образовательной программы на основании курса по
химии для 10-го класса средней
общеобразовательной школы и абитуриентского
курса вуза. В программе определены цели и задачи
изучения химии в учебном году (за 10-й класс), объем
самостоятельно изучаемого учебного материала,
намечены контрольные точки, а также примерные
сроки изучения блоков по четвертям и проведения
зачетных мероприятий. Предполагается следующая
схема работы обучающегося по данной программе: 1
час в неделю девочка работает вместе с классом
(так как идет изучение нового раздела
органической химии) и 2–3 часа в неделю –
самостоятельно, с литературой, а также получает
индивидуальную консультацию учителя.
Предполагаемым результатом
учебно-познавательной деятельности ученицы
будет освоение раздела «органическая химия» на
абитуриентском уровне. Данному эксперименту
планируется присвоить статус областной
экспериментальной площадки.
В процессе реализации профильного
обучения в сельской школе обнажились проблемы,
связанные со здоровьем учащихся. Увеличение
учебной нагрузки до 38–40 часов в неделю;
транспортная усталость, связанная с поездками в
другую школу (в условиях сетевой модели
организации профильного обучения); занятость
учащихся самостоятельной учебой в воскресные
дни – все эти факторы плохо влияют на здоровье
детей. Требуется постоянный мониторинг
состояния здоровья учащихся.
Наблюдается перегрузка
девятиклассников при введении предпрофильной
подготовки. Необходимо рационально использовать
школьный компонент учебного плана, в частности, 3
часа из школьного компонента отдать на
предпрофильную подготовку.
Профильное обучение, как и любое
нововведение, еще требует анализа. Однако
сегодня уже можно сказать: оно завоевывает право
гражданства в образовательном пространстве
сельского социума.
|