Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2007

Точка зрения

Тому ли мы учим наших детей?

Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать одного молодого конюха. Мулла подумал про себя: «Должен я говорить или нет?». И решил спросить у конюха:
– Кроме тебя, здесь никого нет. Как ты думаешь, должен я говорить или нет?
Конюх ответил:
– Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть.
Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил:
– Тебе понравилась моя проповедь?
– Я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно ее накормлю. Но я не отдам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.
Мораль сей восточной притчи: во всем должна быть мера

Как часто в благом желании выучить ребенка, чтобы он стал умнее, талантливее, успешнее нас, мы становимся похожими на муллу из восточной притчи! Ученику остается лишь хитростью и рассеянностью защищать свой организм от умственного переутомления. Как не вспомнить в этой связи слова германского императора Вильгельма II, который писал: «Культура, полученная ценой физического калечения, ничего не стоит и куда вреднее некультурности. Все наше воспитание, если оно взращивает нам столько физических калек, узкогрудых, близоруких, малокровных, нервных, а потому и безвольных и раздраженных людей, идет по ложной дороге, и все, что вынуждает ее идти по ложной дороге, должно быть незамедлительно и с корнем вырвано из жизни народов».

Не случайно с появлением в отечественном образовании Концепции профильного обучения специалисты, занимающиеся проблемами здоровья школьников, с облегчением вздохнули.

Предполагалось, что профильное обучение в старших классах изменит негативную тенденцию ухудшения здоровья учащихся. Серьезными аргументами в пользу таких доводов служил обнадеживающий анализ зарубежного опыта профильной подготовки в школе.

Что же мы получили на практике? По данным ряда независимых экспертиз (Научный центр здоровья детей РАМН, г. Москва; Научный центр медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН, г. Иркутск и др.), профильное обучение приводит к... увеличению учебной нагрузки. Реализация профильной подготовки часто осуществляется без сокращения объема базового компонента учебных планов, хотя необходимость этого предусматривается в Концепции. То есть школа смело добавила к общеобразовательной еще и профильную нагрузку!

Гигиеническая оценка показала, что самое значительное увеличение объема образовательной нагрузки – в 10-х классах. По данным исследований НИИ гигиены детей и подростков РАМН, частота случаев сильного и выраженного утомления десятиклассников составляет 40,6% против 29,6% в 9-м классе и 30,4% в 11-м. Это значит, что переход учащихся к новым условиям обучения идет очень тяжело. Наибольшие учебные нагрузки отмечаются в тех классах, которые натаскивают ребят на учебу в вузе, работают по схеме «школа – вуз», часто сдваивают уроки в «пары» длительностью час тридцать минут без перерыва. Более подходящим вариантом профильного обучения оказалась мультипрофильная модель, которая предусматривает работу школьников по индивидуальным учебным планам с разной профильной ориентацией. Однако на практике такая форма обучения, несмотря на свой здоровьесберегающий характер, оказывается под силу далеко не всем учащимся. Почему?

Здесь уместно сделать отступление и обратиться к результатам оценки обученности наших старшеклассников по тестам международной программы оценки знаний и умений учащихся PISA – Programme for International Student Assessment. Цель этой программы – получение надежных сведений о результатах обучения в различных странах мира, сравнимых на международном уровне. Участниками программы являются: Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Латвия, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Испания, Швеция, Швейцария, Объединенное Королевство Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Задания в тестах носят характер жизненных ситуаций, в которых необходимо применить знания и умения из разных предметных областей. Наши школьники стабильно демонстрируют в таком тестировании самые низкие результаты. Основные их затруднения связаны с неумением работать с информацией, извлекать из нее нужные сведения и применять их. Так, они затрудняются в выборе стратегии собственных действий; теряются в путях поиска необходимой информации; не могут перенести знания из одной предметной области в другую; не знают, из какой предметной области нужны знания для ответа на вопрос; им сложно провести анализ текста и сделать по нему заключение. То есть шаг в сторону от классических предметных заданий – и полная потеря ориентации.

В свете этой информации вопрос меры учебных нагрузок в профильном обучении приобретает уже новый оттенок – не гигиенический, а собственно педагогический, не столько количественный, сколько качественный. Готовит ли основная школа к профильному обучению? Формирует ли у ребенка навык самостоятельно работать с информацией, выбирать рациональные способы и формы обучения, проектировать свою учебу, а в итоге – свою жизнь? Может быть, именно из-за отсутствия таких умений учебная нагрузка переносится так тяжело?

80% учащихся лицеев и гимназий страдают функциональными расстройствами сердечно-сосудистой деятельности, повышением артериального давления, невротическими реакциями. Эти цифры приводят часто. А вот еще один аспект учебных перегрузок, который часто ускользает. Дело в том, что возраст старшеклассников (15–17 лет) – самый что ни на есть нежный с точки зрения формирования репродуктивной сферы. Физические и психологические перегрузки в этот период пагубно сказываются не только на здоровье будущих детей старшеклассников, но даже на саму возможность в будущем зачать этих детей. Уже сегодня бесплоден каждый четвертый выпускник школы!

Установлена прямая связь между хроническим утомлением девочки в старших классах и риском рождения у нее ребенка с органическим поражением головного мозга. Как говорится, куда же дальше?

А дальше – два пути.

Или сокращать объем учебной информации, довольствуясь тем, что выпускник школы сможет правильно выбрать из трех фамилий автора романа «Война и мир». Это путь страны, которая деградирует из развивающейся в колониальную.

Или же обучать учащихся надпредметным, общеучебным способам деятельности, формировать у них Я-компетенцию, выводить на индивидуально эффективные стратегии и тактики обучения. Это – путь конкурентоспособного на мировой арене образования. На этом пути подготовка учащихся к профильному обучению включает формирование умений:

– логического и творческого мышления;
– поиска информации и работы с ней;
– отбора индивидуально рациональных (оптимальных для себя) способов познания;
– рефлексии и самооценки;
– самоорганизации и саморегуляции.

Все это должно быть предусмотрено в новом Государственном стандарте общего среднего образования, причем начинать надо с младшей школы.

Подготовка к профильному обучению должна также включать систему профессиональных консультаций врачей и психологов по выбору ребенком того или иного профиля с учетом способностей учащихся и ограничений в выборе профессии, связанных с хроническими заболеваниями и функциональными расстройствами, индивидуально-типологическими физиологическими, психологическими и личностными особенностями. На этой основе должна строиться систематическая работа с родителями по соотнесению их интересов и ожиданий с возможностями и потребностями детей. Такая подготовка учащихся к профильному обучению предъявляет новые требования и к уровню профессиональной компетентности учителей. Надо вносить коррективы в подготовку будущих учителей в вузах и средних специальных учебных заведениях. Даже простое перечисление необходимых шагов на этом пути делает понятным их многоэтапность, сложность, межведомственность.

Но игра стоит свеч. Результаты подобного обучения в экспериментальных школах показывают не только развивающий, но и здоровьесберегающий эффект. По данным независимой медицинской экспертизы Института педиатрии и репродукции человека Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, при переходе к профильному обучению старшеклассники экспериментальных школ, в которых с первых классов детей обучают умению учиться, не ухудшают показатели здоровья: школьная адаптация успешно проходит даже у детей, имеющих хронические заболевания, в т.ч. неврологические. При этом учебный процесс не сопровождается какой-либо специальной медицинской поддержкой, витаминизацией или иными мероприятиями, которые многие считают «здоровьесберегающими технологиями». Однако, чтобы получить такой эффект, нужно было пересмотреть содержание подготовки будущих педагогов, более десяти лет вести соответствующее тематическое повышение квалификации, подготовить необходимые учебно-методические комплекты для учащихся с 1-го по 11-й класс.

Таким образом, проблема здоровья учащихся в профильной школе переходит в плоскость вопроса: тому ли мы учим наших детей? Образно говоря, чем мы их кормим – овсом или соломой? От ответа на этот вопрос, как оказалось, зависят их выносливость к учебным нагрузкам, здоровье, готовность работать по индивидуальным учебным программам, предусмотренным Концепцией профильного обучения.

 

Елена Дзятковская