Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2007

Взгляд физиолога

Физкультура зачем она нужна школьникам?

Окончание. Начало в № 1.

Что же нужно организму ребенка для сохранения и укрепления здоровья? Попробуем перечислить, совсем кратко.

1. Двигательная активность – ее смысл, связь со здоровьем, содержание; об этом подробный разговор впереди.

2. Питание – оно имеет несколько функций, в числе которых чаще помнят об обеспечении организма энергией. Энергия нужна детскому организму для поддержания температуры тела, выполнения физической работы, обмена веществ, работы мозга, роста. Еще одна функция пищи – строительная, она доставляет материал для построения тела. Поэтому так важно, чтобы в ней присутствовало нужное количество определенных белков, жиров и углеводов, минеральных солей. Третья функция питания – обеспечение организма биологически активными веществами, peгулирующими процесс жизнедеятельности. Основную их часть составляют витамины.
С одной стороны, питание должно быть достаточным по количеству и полноценным, то есть содержать необходимые для строительства детского организма белки (мясо, рыба, молоко, яйца), жиры (животные и растительные), углеводы (крупы, хлеб, сахар), минеральные вещества и витамины, имеющиеся в овощах и фруктах. С другой стороны, пища не должна быть избыточной, слишком калорийной и рафинированной, очищенной oт естественных грубых волокон клетчатки и других веществ. И питаться надо регулярно, распределяя общее количество пищи в течение дня. Кстати, пища должна быть еще приготовленной вкусно и поданной красиво, тогда человек получает от нее эстетическое удовольствие, способствующее более полному и правильному усвоению содержащихся в ней питательных веществ.

3. Влияние внешней среды. Это на самом деле не только экологическая обстановка в районе или городе, которая может сильно влиять на здоровье, вернее, на частоту возникновения определенных заболеваний у детей и взрослых.
Это еще соблюдение правил здорового быта, гигиена дома, личная гигиена. Ребенок, готовящий уроки на уголке высокого стола, сидя боком на табуретке, либо спящий на мягкой перине или провисшей раскладушке, имеет все шансы заработать искривление позвоночника. И питание, его состав и способ приготвления пищи – это тоже зависит от семьи.
Если родители сами по утрам находят 10 минут, чтобы сделать несколько несложных упражнений для разных групп мышц – то, что называют утренней гигиенической гимнастикой, они легко могут привить эту полезную привычку ребенку. Но не следует думать, что утренней зарядки будет достаточно, чтобы весь остальной день просидеть за партой или письменным столом. Эти несколько упражнений и душ после них нужны всем системам организма, чтобы перейти от состояния сна к активному бодрствованию. Почему именно физические упражнения? Потому что при этом усиливается ток крови не только в работающих мышцах, но и в сердце, легочных капиллярах, печени, мозге и других органах, которые ночью тоже «дремали» и накапливали продукты своей деятельности.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина "Karni.ru". Собственное производство карнизов для ванн из нержавеющей стали любых форм и размеров. Прямые, Г-образные, угловые, асимметричные, по форме ванны, по контуру ванны. Услуги монтажников и замерщиков. Изготовление на заказ любой формы и размера за 1 день, бесплатная доставка в любой регион России, гарантия качества, доступные цены. Полезная информация от Karni.ru, аксессуары для ванны, условия доставки, контакты смотрите на сайте интернет-магазина.

4. И еще очень важное – погода в доме. Нервные стрессы, недостаток положительных эмоций – это то, из-за чего бывают бессильны помочь детям врачи и педагоги. Мы, взрослые и самостоятельные, тяжело переносим домашние ссоры и неприятности на работе. А как же быть маленьким, еще не все понимающим детям, на которых срывают зло домашние, кричат школьные учителя, кричат на улице... И порой не только кричат. Часто нервные стрессы становятся «спусковым механизмом» не только нарушений психики, но и простудных и хронических заболеваний. Дело в том, что нервная система тесно связана с иммунитетом организма, предохраняющим нас от вредных вирусов и бактерий.

5. Большую роль в поддержании и укреплении иммунитета играет закаливание. Чем моложе организм, тем беззащитнее он к действию внешних факторов – жары, холода, перепадов атмосферного давления, сырости, солнечной радиации и инфекционных заражений. Причем действуют эти факторы на организм, дополняя друг друга. Как бы мы ни оберегали ребенка, мы не сможем быть рядом всегда. Тепличные и стерильные условия жизни не могут длиться бесконечно, лучше как можно раньше научить ребенка и его организм защищаться от разных невзгод самостоятельно. Тот, кому в пять–семь лет не страшны открытая форточка и холодная вода, став старше, сам справится и с другими проблемами.

6. И последнее по счету, но не по важности – отсутствие вредных привычек. Так скромно называли раньше разные формы наркотизации – курение, алкоголь и собственно наркотические вещества. Каждое из этих веществ – яд! Яд, отравляющий весь организм, и в первую очередь нервную систему, яд, подрывающий здоровье и тормозящий рост и развитие. Их обьединяют не только вредное воздействие на здоровье, но и затягивающее все глубже привыкание, которое формируется тем быстрее, чем моложе ребенок. Здесь и замыкается круг разных составляющих физической культуры, потому что дети и подростки, занимающиеся спортом и оздоровительными физическими упражнениями, гораздо менее подвержены этому злу.

Boт насколько широко понятие физической культуры, культуры нашего тела и, по сути, здоровья, счастья и долголетия. Вот почему так нужна нашим детям физкультура в детском саду, школе и дома.

Ни на одном уроке ученик не может получить столько полезных для себя лично и своей жизни знаний, cколько на уроке физической культуры. К сожалению, у школьного учителя редко находится время, чтобы подробно поговорить с учениками, рассказать им, как устроено их тело, что происходит в процессе физической тренировки, зачем и как надо двигаться, – в общем, обо всем, что так интересует ребят и что они по крохам узнают из самых порой неожиданных источников, нередко в искаженном и уродливом виде. Чем раньше и прочнее освоит ребенок основы физической культуры и научится заботиться о своем здоровье, тем позднее и реже придется ему сталкиваться в будущем с врачами.

К сожалению, в школьном расписании предмету «физическая культура» отводится времени намного меньше, чем нужно было бы для прочного освоения всех его составляющих. Да и как можно освоить культуру в теории, если она не подкрепляется ежедневной практикой!

В последние годы предмету «физическая культура» то добавляют третий урок в неделю, не обеспечив его ни помещениями, ни кадрами, ни методиками, то предлагают вообще вынести урок физкультуры за сетку учебного расписания, что автоматически делает его необязательным и, стало быть, лишает детей и без того малой толики оздоровительной двигательной активности и умения двигаться. А правильная техника движений, даже самых, казалось бы, простых и привычных, порой спасает человеку жизнь, уберегая его от тяжелой травмы.

Еще одно заманчивое на первый взгляд предложение последних лет – так называемая «спортизация» физической культуры. Эта идея – заменить школьные уроки физкультуры на регулярные занятия спортом после уроков – имеет оборотную сторону, о которой обычно умалчивают. В некоторых городах материально обеспеченных нефтяных регионов можно построить достаточное количество спортивных комплексов и привлечь большими заработками профессиональных педагогов и тренеров. Правда, школьная программа физического воспитания, основанная на серьезном научном знании законов возрастного развития детей, отвергается в пользу чисто спортивной подготовки, как известно, нацеленной на достижение результата в определенном виде спорта и потому достаточно узконаправленной. То же самое происходит и с образовательным стандартом по физической культуре.

Мы уже говорили ранее о том, что выбор вида спорта для занятий ребенка – дело ответственное и индивидуальное, требующее учета его особенностей. Спортивно одаренные дети, очевидно, легко найдут себя в такой спортизированной школе, а слабые, не слишком ловкие и, конечно, недостaточно здоровые будут отброшены еще дальше, чем при существующем сегодня положении. Ведь физическая культура – совершенно особая образовательная область, где освоение учебного материала зависит не только от психологических и психофизиологических свойств учащегося, но и от его биологических характеристик. Необходимо учитывать различия в телосложении, экологических условиях, темпах индивидуального развития, состоянии здоровья.

А что же говорить о тex школах в маленьких городах и селах, где просто нет условий, чтобы обеспечить спортивными сооружениями и инвентарем даже двухчасовые в неделю занятия! На рисунке 1 представлены современные данные о спортивном оборудовании школ в городах и селах, которые говорят сами за себя. Эти школы – далеко не самые слабо обеспеченные, они участвовали в широкомасштабном эксперименте, проводимом Министepcтвом образования в 2002–2004 годах. Из тех же школ получены и сведения об обеспеченности кадрами учителей физкультуры, которые отражены в виде диаграммы на рисунке 2 и просто кричат о бедственном положении дел.

 

 

В последующих номерах журнала мы расскажем, как работа мышц связана со здоровьем и почему так важна рационально организованная двигательная активность для человека вообще и для растущего организма в особенности.

Валентина Зайцева