Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2007

Медкабинет

Как лечить гиперактивность

Вы, конечно, видели таких мальчиков: небрежные, невнимательные к деталям, не слушают собеседника, но постоянно перебивают его, отвечают на еще не заданный вопрос, не умеют планировать, уклоняются от решения задач, требующих длительного внимания, легко отвлекаются и переключаются на решение других проблем, забывают и легко теряют вещи.

Такие дети импульсивны, всегда трудно предугадать, что они намереваются предпринять, непоседливы, оппозиционны в отношениях с учителями, сверстниками и родителями.

Невнимательность, импульсивность и гиперактивность – вот психологический портрет ребенка, чаще всего (1:4) мальчика, страдающего так называемым синдромом дефицита внимания с (или без) гиперактивностью (СДВГ).

Много ли таких детишек в нашей стране, в других государствах? По самым приблизительным оценкам их от 2 до 3% всего детского и подросткового населения России.

Вокруг таких детей возникает масса сложных проблем. И носят эти проблемы «концентрический» характер, а внутри находится наш герой. В первом круге от него расположены родители, которые очень часто, почти всегда не находят созидательного контакта со своим сложным ребенком. Во втором – его сверстники, одноклассники, старающиеся избежать с этим неуправляемым «живчиком» игрового контакта, и, наконец, учителя, которых больной ребенок «достает» ежедневно и ежечасно.

Заболевание обычно проявляется в школе, сразу после поступления в первый класс. Общепринятый для всех детей порядок оказывается совершенно неприемлемым и непереносимым для ребенка, страдающего СДВГ: регулярность уроков, необходимость устойчивого внимания и определенной двигательной динамики.

Каковы сегодняшние взгляды врачей на диагностику и лечение СДВГ? Излечима ли эта болезнь?

Российские медики считают, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью хорошо лечится при помощи безлекарственной терапии – технологии нейробиоуправления.

Наиболее распространенной причиной СДВГ является наследственность. В последние 8–10 лет появилось много исследований, утверждающих, что синдром вызывает генетический дефект, касающийся синтеза, транспортировки и влияния на нервные клетки физиологически активного вещества – допамина, с которым обычно связывают нормальную работу мозга, построенную на взаимодействии между нейронными ансамблями. Следствием допамин-дефицита, а возможно, и независимым феноменом является недостаточное кровоснабжение мозга в целом и его передних – фронтальных (лобных) отделов, недостаток глюкозы – необходимейшего продукта для нормального функционирования головного мозга. Причем этот недостаток становится наиболее очевидным во время выполнения психологических тестов, требующих сколь-нибудь напряженной умственной деятельности. И, наконец, велик вклад в заболевание поведения родителей, в первую очередь матери, позволяющей себе в родовой период курить, употреблять алкоголь или иные наркотические средства. Перечисленные причины СДВГ влияют на конечный результат лечения и, что важно, требуют различных педагогических и медицинских мер коррекции поведения.

Какие существуют технологии лечения СДВГ? Что следует предпочесть, а от чего, безусловно, нужно воздержаться?

К сожалению, сегодня на Западе и в США распространено лечение этого заболевания психоактивными препаратами, которые не применяются в России. Тем не менее следует прокомментировать место, которое может занимать лекарственная терапия.

Во-первых, около 25% детей и подростков устойчивы ко многим видам лекарственной терапии. Во-вторых, лечение психостимуляторами обычно длится долго, что ведет к появлению в организме ребенка антител к этим препаратам. В-третьих, у ребенка может возникнуть зависимость от лекарств, с которой потом придется бороться самостоятельно. Поэтому в России относятся настороженно к таким методам лечения.

Следующие технологии лечения – психолого-педагогические. Это – использование методик, совершенствующих межполушарные взаимодействия, обучение так называемым «метакогнитивным» стратегиям: навыкам, как планировать свой день, как вырабатывать свой собственный стиль обучения для детей с визуальными, аудиальными или кинестетическими способностями. Ну и, конечно, психотерапевтические техники, т.е. все то, чем располагает поведенческая терапия.

Однако если внимательно проанализировать все упомянутые способы, средства и их влияние на ребенка-школьника, болеющего СДВГ, то очевидно, что эти методы объединяет одно общее свойство – все они сознательно или инстинктивно рассматривают детей и подростков с СДВГ в качестве пассивного объекта манипуляций. Ребенок – маленький или уже взрослый – никак не участвует в процессе обучения или лечения. Такая ситуация всегда, а в случае СДВГ тем более, не может привести к положительному и устойчивому результату.

Естественно, возникает вопрос: есть ли у педагогов и врачей технология, в рамках которой ребенок из пассивного объекта манипуляций превращается в активного участника педагогического и лечебного процесса? Именно такой технологией и является нейробиоуправление.

Возьмем некую метафору «зеркала», к функции которого мы все от мала до велика прибегаем ежедневно. Наблюдая за собой в зеркало, мы постоянно представляем себе некое идеальное изображение, к которому должны стремиться: менять цвет лица, овал глаз, контуры губ, вообще меняться в соответствии с некоей моделью, образом, совпадения с которым мы хотим добиться. Все наши интеллектуальные и отчасти физические силы направлены на самоусовершенствование, на использование механизмов саморегуляции, которые либо заложены в нас от рождения и их необходимо только раскрепостить либо заново сформировать.

Биоуправление, его вариант – нейробиоуправление, – это единственная медицинская (и педагогическая) технология, в рамках которой, опираясь на механизмы саморегуляции физиологических функций, ребенок естественным образом превращается из пассивного и порой совершенно незаинтересованного объекта наших манипуляций в активного субъекта всего процесса обучения навыкам. Каждый в меру владения своим организмом знает и чувствует, что механизмы саморегуляции – это единственное, чем располагает человек в ситуации стресса, когда необходимо спланировать поведение, не зная и не чувствуя исхода. Изменить свои физиологические характеристики – работу сердца, мозга, мышц – в необходимом для себя направлении – задача абсолютно посильная для технологии биоуправления. Способности к таким изменениям собственного физиологического статуса заложены в нас с рождения.

Как показали исследования мозга детей и подростков, страдающих СДВГ, один из основных признаков этой болезни, без которого не ставится диагноз и не планируются какие-либо педагогические или лечебные процедуры, – это изменение биоэлектрической активности головного мозга: в ней при СДВГ преобладает замедленный ритм типа тета над быстрыми ритмами – бета. А именно бета-ритм и обеспечивает нормальную работу механизмов внимания.

Если вернуться к нашим рассуждениям относительно механизмов саморегуляции и еще раз напомнить о человеческих способностях изменять характеристики, отражающие состояние органов и систем, то сразу возникает уже использованная нами метафора зеркала. Стоит показать ребенку на мониторе компьютера динамику изменений электроэнцефалограммы и научить его управлять программой самостоятельно*, все время отслеживая эффективность этих стремлений и подкрепляя удачные попытки бонусами, призами, наконец, деньгами, как результат не заставит себя ждать. Итак, вы организуете обратную связь таким образом, чтобы ребенок самостоятельно добивался появления и преобладания на экране необходимого нам бета-ритма и одновременно постепенного исчезновения тета-ритма. Такая процедура называется нейротерапией и оказывается эффективной в 80–85% случаев. Мы уже можем говорить об огромном количестве полностью излеченных детей, когда-то страдавших СДВГ, а теперь ставших успешными и самодостаточными личностями, которым помогла технология нейробиоуправления.

Напомним, что речь идет не о сотнях и даже не о тысячах детей и подростков, а о нескольких миллионах больных только в России. Где необходимо сосредоточить психолого-педагогическую и лечебную работу с ними? Где проводят большую часть своего времени дети? Верно, в школе, там проходят их жизнь, их взросление, их превращение из гадких утят в красивых лебедей.

Следовательно, все или почти все мероприятия школьного и медицинского характера должны проводиться в школе. Мы давно говорим об интеграции нейробиоуправления в образовательный процесс. Через обучение школьников современным методам саморегуляции и через обретение ими принципиально новых навыков можно расширить их жизненные возможности и перспективы.

Наша многолетняя работа в школе с детьми, страдающими СДВГ, позволяет рекомендовать следующую программу действий для учителей, школьных психологов и врачей.

В 6–7-летнем возрасте при поступлении в первый класс дети тестируются с помощью игровых компьютерных сюжетов, которыми управляют с помощью собственных физиологических характеристик – пульсом или кожной температурой. Опыт показывает, что в процессе таких игр, когда их сюжетом управляет сам малыш, группа первоклассников может разделиться на «успешных» и потенциально «неуспешных». Сопоставив эти результаты с данными медицинского осмотра, который обычно предшествует поступлению детей в школу, мы отбираем детей с подозрением на СДВГ и помещаем в «класс повышенной комфортности». Через три года эти дети, которые регулярно проходили психологическое тестирование, врачебную консультацию и систематические сессии нейробиоуправления, «растворялись» в коллективе сверстников, не испытывая в обычной среде ни психологических, ни академических сложностей.

Динамика показателей внимания до и после курса коррекции СДВГ
в специализированном классе

Параметры внимания

Сентябрь 2003 г.

Май 2004 г.

Сентябрь 2004 г.

Май 2005 г.

Коэффициент продуктивности внимания (в баллах)

1,04

2,43***

2,40

3,61**

Концентрация внимания (в баллах)

6,3

7,2*

7,18

7,81*

Устойчивость произвольного внимания (в баллах)

1,85

4,7***

4,65

6,3***

ЦПМ Равена (в баллах)

23,42

29,28**

29,89

31,32*

ЭЭГ – индекс внимания (отношение тета/бета)

6,05

4,62**

4,6

3,8**

Скорость чтения (слов в мин.)

 

 

37

62***

Достоверность: * P < 0,05; ** P < 0,01; *** P < 0,001; сравнения проведены попарно между данными сентября 2003 г. и мая 2004 г., сентября 2004 и мая 2005 г. соответственно.

Результаты коррекционного курса в различных возрастных группах

Возраст
(количество пациентов)

Индекс внимания
до коррекции

Индекс внимания после коррекции
(уменьшение индекса – положительная динамика)

до 9 лет (47)

7,20

5,44**

10–12 (38)

6,79

4,35**

Достоверность: * P < 0,05; ** P < 0,01; *** P < 0,001, p.

Клинические результаты коррекционного курса у пациентов с СДВГ (возраст 7–16 лет)

Количество пациентов, выполнивших программу коррекции

Проведено сеансов

Среднее количество сеансов на одного пациента

Число случаев ремиссии СДВГ

Число случаев
ремиссии СДВ

157

4710

30

81 (83,3%)

49 (82%)

Естественно, возникает вопрос о необходимости сравнительного анализа эффективности лекарственной терапии и нейробиоуправления. Такие исследования проведены в США профессором Т. Росситером из Висконсина, из чего следует, что речь идет о сравнимых результатах. Хотя международные эксперты, оценивая существующие методы лечения СДВГ, представляют следующую шкалу: поведенческая терапия дает до 40%, лекарственная – 60–70% продолжительных улучшений и выздоровлений, а нейробиоуправление – около 85–90%. Полученный на огромном материале (несколько тысяч наблюдений), такой результат не нуждается в дополнительном комментарии. Нейробиоуправление, на мой взгляд, сегодня является технологией выбора при лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков.


* Сигналы обратной связи представлены в виде игрового сюжета.

 

Марк Штарк