Вы, конечно, видели таких мальчиков:
небрежные, невнимательные к деталям, не слушают
собеседника, но постоянно перебивают его,
отвечают на еще не заданный вопрос, не умеют
планировать, уклоняются от решения задач,
требующих длительного внимания, легко
отвлекаются и переключаются на решение других
проблем, забывают и легко теряют вещи.
Такие дети импульсивны, всегда трудно
предугадать, что они намереваются предпринять,
непоседливы, оппозиционны в отношениях с
учителями, сверстниками и родителями.
Невнимательность, импульсивность и
гиперактивность – вот психологический портрет
ребенка, чаще всего (1:4) мальчика, страдающего так
называемым синдромом дефицита внимания с (или
без) гиперактивностью (СДВГ).
Много ли таких детишек в нашей стране,
в других государствах? По самым приблизительным
оценкам их от 2 до 3% всего детского и
подросткового населения России.
Вокруг таких детей возникает масса
сложных проблем. И носят эти проблемы
«концентрический» характер, а внутри находится
наш герой. В первом круге от него расположены
родители, которые очень часто, почти всегда не
находят созидательного контакта со своим
сложным ребенком. Во втором – его сверстники,
одноклассники, старающиеся избежать с этим
неуправляемым «живчиком» игрового контакта, и,
наконец, учителя, которых больной ребенок
«достает» ежедневно и ежечасно.
Заболевание обычно проявляется в
школе, сразу после поступления в первый класс.
Общепринятый для всех детей порядок оказывается
совершенно неприемлемым и непереносимым для
ребенка, страдающего СДВГ: регулярность уроков,
необходимость устойчивого внимания и
определенной двигательной динамики.
Каковы сегодняшние взгляды врачей на
диагностику и лечение СДВГ? Излечима ли эта
болезнь?
Российские медики считают, что синдром
дефицита внимания с гиперактивностью хорошо
лечится при помощи безлекарственной терапии
– технологии нейробиоуправления.
Наиболее распространенной причиной
СДВГ является наследственность. В последние 8–10
лет появилось много исследований, утверждающих,
что синдром вызывает генетический дефект,
касающийся синтеза, транспортировки и влияния на
нервные клетки физиологически активного
вещества – допамина, с которым обычно связывают
нормальную работу мозга, построенную на
взаимодействии между нейронными ансамблями.
Следствием допамин-дефицита, а возможно, и
независимым феноменом является недостаточное
кровоснабжение мозга в целом и его передних –
фронтальных (лобных) отделов, недостаток глюкозы
– необходимейшего продукта для нормального
функционирования головного мозга. Причем этот
недостаток становится наиболее очевидным во
время выполнения психологических тестов,
требующих сколь-нибудь напряженной умственной
деятельности. И, наконец, велик вклад в
заболевание поведения родителей, в первую
очередь матери, позволяющей себе в родовой
период курить, употреблять алкоголь или иные
наркотические средства. Перечисленные причины
СДВГ влияют на конечный результат лечения и, что
важно, требуют различных педагогических и
медицинских мер коррекции поведения.
Какие существуют технологии лечения
СДВГ? Что следует предпочесть, а от чего,
безусловно, нужно воздержаться?
К сожалению, сегодня на Западе и в США
распространено лечение этого заболевания
психоактивными препаратами, которые не
применяются в России. Тем не менее следует
прокомментировать место, которое может занимать
лекарственная терапия.
Во-первых, около 25% детей и подростков
устойчивы ко многим видам лекарственной терапии.
Во-вторых, лечение психостимуляторами обычно
длится долго, что ведет к появлению в организме
ребенка антител к этим препаратам. В-третьих, у
ребенка может возникнуть зависимость от
лекарств, с которой потом придется бороться
самостоятельно. Поэтому в России относятся
настороженно к таким методам лечения.
Следующие технологии лечения –
психолого-педагогические. Это – использование
методик, совершенствующих межполушарные
взаимодействия, обучение так называемым
«метакогнитивным» стратегиям: навыкам, как
планировать свой день, как вырабатывать свой
собственный стиль обучения для детей с
визуальными, аудиальными или кинестетическими
способностями. Ну и, конечно,
психотерапевтические техники, т.е. все то, чем
располагает поведенческая терапия.
Однако если внимательно
проанализировать все упомянутые способы,
средства и их влияние на ребенка-школьника,
болеющего СДВГ, то очевидно, что эти методы
объединяет одно общее свойство – все они
сознательно или инстинктивно рассматривают
детей и подростков с СДВГ в качестве пассивного
объекта манипуляций. Ребенок – маленький
или уже взрослый – никак не участвует в процессе
обучения или лечения. Такая ситуация всегда, а в
случае СДВГ тем более, не может привести к
положительному и устойчивому результату.
Естественно, возникает вопрос: есть ли
у педагогов и врачей технология, в рамках которой
ребенок из пассивного объекта манипуляций
превращается в активного участника
педагогического и лечебного процесса?
Именно такой технологией и является
нейробиоуправление.
Возьмем некую метафору «зеркала», к
функции которого мы все от мала до велика
прибегаем ежедневно. Наблюдая за собой в зеркало,
мы постоянно представляем себе некое идеальное
изображение, к которому должны стремиться:
менять цвет лица, овал глаз, контуры губ, вообще
меняться в соответствии с некоей моделью,
образом, совпадения с которым мы хотим добиться.
Все наши интеллектуальные и отчасти физические
силы направлены на самоусовершенствование,
на использование механизмов саморегуляции,
которые либо заложены в нас от рождения и их
необходимо только раскрепостить либо заново
сформировать.
Биоуправление, его вариант –
нейробиоуправление, – это единственная
медицинская (и педагогическая) технология, в
рамках которой, опираясь на механизмы
саморегуляции физиологических функций, ребенок
естественным образом превращается из пассивного
и порой совершенно незаинтересованного объекта
наших манипуляций в активного субъекта всего
процесса обучения навыкам. Каждый в меру
владения своим организмом знает и чувствует, что
механизмы саморегуляции – это единственное, чем
располагает человек в ситуации стресса, когда
необходимо спланировать поведение, не зная и не
чувствуя исхода. Изменить свои физиологические
характеристики – работу сердца, мозга, мышц – в
необходимом для себя направлении – задача
абсолютно посильная для технологии
биоуправления. Способности к таким изменениям
собственного физиологического статуса заложены
в нас с рождения.
Как показали исследования мозга детей
и подростков, страдающих СДВГ, один из основных
признаков этой болезни, без которого не ставится
диагноз и не планируются какие-либо
педагогические или лечебные процедуры, – это
изменение биоэлектрической активности
головного мозга: в ней при СДВГ преобладает
замедленный ритм типа тета над быстрыми ритмами
– бета. А именно бета-ритм и обеспечивает
нормальную работу механизмов внимания.
Если вернуться к нашим
рассуждениям относительно механизмов
саморегуляции и еще раз напомнить о человеческих
способностях изменять характеристики,
отражающие состояние органов и систем, то сразу
возникает уже использованная нами метафора
зеркала. Стоит показать ребенку на мониторе
компьютера динамику изменений
электроэнцефалограммы и научить его управлять
программой самостоятельно*, все
время отслеживая эффективность этих стремлений
и подкрепляя удачные попытки бонусами, призами,
наконец, деньгами, как результат не заставит себя
ждать. Итак, вы организуете обратную связь таким
образом, чтобы ребенок самостоятельно добивался
появления и преобладания на экране необходимого
нам бета-ритма и одновременно постепенного
исчезновения тета-ритма. Такая процедура
называется нейротерапией и оказывается
эффективной в 80–85% случаев. Мы уже можем говорить
об огромном количестве полностью излеченных
детей, когда-то страдавших СДВГ, а теперь ставших
успешными и самодостаточными личностями,
которым помогла технология нейробиоуправления.
Напомним, что речь идет не о сотнях и
даже не о тысячах детей и подростков, а о
нескольких миллионах больных только в России.
Где необходимо сосредоточить
психолого-педагогическую и лечебную работу с
ними? Где проводят большую часть своего времени
дети? Верно, в школе, там проходят их жизнь, их
взросление, их превращение из гадких утят в
красивых лебедей.
Следовательно, все или почти все
мероприятия школьного и медицинского характера
должны проводиться в школе. Мы давно говорим об
интеграции нейробиоуправления в
образовательный процесс. Через обучение
школьников современным методам саморегуляции и
через обретение ими принципиально новых навыков
можно расширить их жизненные возможности и
перспективы.
Наша многолетняя работа в школе с
детьми, страдающими СДВГ, позволяет
рекомендовать следующую программу действий для
учителей, школьных психологов и врачей.
В 6–7-летнем возрасте при поступлении в
первый класс дети тестируются с помощью игровых
компьютерных сюжетов, которыми управляют с
помощью собственных физиологических
характеристик – пульсом или кожной
температурой. Опыт показывает, что в процессе
таких игр, когда их сюжетом управляет сам малыш,
группа первоклассников может разделиться на
«успешных» и потенциально «неуспешных».
Сопоставив эти результаты с данными
медицинского осмотра, который обычно
предшествует поступлению детей в школу, мы
отбираем детей с подозрением на СДВГ и помещаем в
«класс повышенной комфортности». Через три года
эти дети, которые регулярно проходили
психологическое тестирование, врачебную
консультацию и систематические сессии
нейробиоуправления, «растворялись» в коллективе
сверстников, не испытывая в обычной среде ни
психологических, ни академических сложностей.
Динамика показателей внимания до и
после курса коррекции СДВГ
в специализированном классе
Параметры внимания |
Сентябрь 2003 г. |
Май 2004 г. |
Сентябрь 2004 г. |
Май 2005 г. |
Коэффициент продуктивности
внимания (в баллах) |
1,04 |
2,43*** |
2,40 |
3,61** |
Концентрация внимания (в баллах) |
6,3 |
7,2* |
7,18 |
7,81* |
Устойчивость произвольного
внимания (в баллах) |
1,85 |
4,7*** |
4,65 |
6,3*** |
ЦПМ Равена (в баллах) |
23,42 |
29,28** |
29,89 |
31,32* |
ЭЭГ – индекс внимания (отношение
тета/бета) |
6,05 |
4,62** |
4,6 |
3,8** |
Скорость чтения (слов в мин.) |
|
|
37 |
62*** |
Достоверность: * P < 0,05; ** P <
0,01; *** P < 0,001; сравнения проведены попарно между
данными сентября 2003 г. и мая 2004 г., сентября 2004 и
мая 2005 г. соответственно.
Результаты коррекционного курса в
различных возрастных группах
Возраст
(количество пациентов) |
Индекс внимания
до коррекции |
Индекс
внимания после коррекции
(уменьшение индекса – положительная
динамика) |
до 9 лет (47) |
7,20 |
5,44** |
10–12 (38) |
6,79 |
4,35** |
Достоверность: * P < 0,05; ** P <
0,01; *** P < 0,001, p.
Клинические результаты
коррекционного курса у пациентов с СДВГ (возраст
7–16 лет)
Количество
пациентов, выполнивших программу коррекции |
Проведено сеансов |
Среднее количество
сеансов на одного пациента |
Число случаев
ремиссии СДВГ |
Число случаев
ремиссии СДВ |
157 |
4710 |
30 |
81 (83,3%) |
49 (82%) |
Естественно, возникает вопрос
о необходимости сравнительного анализа
эффективности лекарственной терапии и
нейробиоуправления. Такие исследования
проведены в США профессором Т. Росситером из
Висконсина, из чего следует, что речь идет о
сравнимых результатах. Хотя международные
эксперты, оценивая существующие методы лечения
СДВГ, представляют следующую шкалу:
поведенческая терапия дает до 40%, лекарственная
– 60–70% продолжительных улучшений и
выздоровлений, а нейробиоуправление – около
85–90%. Полученный на огромном материале
(несколько тысяч наблюдений), такой результат не
нуждается в дополнительном комментарии.
Нейробиоуправление, на мой взгляд, сегодня
является технологией выбора при лечении
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у
детей и подростков.
* Сигналы обратной связи
представлены в виде игрового сюжета.
|