Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2007

Вместе с психологом

Создайте детям душевный комфорт

Одна из приоритетных задач программы Министерства образования РФ «Развитие службы практической психологии в системе образования России» – защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности.
Решить ее невозможно без объединения усилий различных специалистов системы образования. Вот почему так велика потребность в разработке специальных технологий.
Всестороннему рассмотрению этой темы был посвящен прошедший 28 сентября 2006 года в ГОУ «Областной психолого-педагогический центр» методический совет для социальных педагогов образовательных учреждений Калужской области.
На совете было отмечено, что сегодня в образовательных учреждениях города существуют такие источники психологических угроз ребенку:
– неблагоприятные взаимоотношения в системах «педагог – педагог», «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок»;
– постоянно увеличивающиеся учебные нагрузки;
– неблагоприятная окружающая среда (социально-психологический климат, материально-технические условия и т.д.);
– различия в системе требований, предъявляемых к ребенку со стороны семьи и образовательных учреждений;
– социальная и юридическая незащищенность ребенка;
– неблагоприятное психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса (повышенный уровень тревожности, страхи, неврозы, психосоматические заболевания).

Если педагоги не смогут нейтрализовать угрозы, ребенок может попасть в «трудную жизненную ситуацию». Задача социального педагога – не дать ребенку с трудной жизненной ситуацией попасть в «социально опасное положение».

 Когда можно говорить о наличии угрозы психологической безопасности?

Если учитель наблюдает следующие поведенческие признаки:

  • нежелание ходить в школу, стремление пропустить определенный день недели;

  • страх идти в школу;

  • изменение привычной дороги в школу;

  • опоздания в школу;

  • стремление избегать окружающих;

  • снижение успеваемости;

  • забывание учебников и школьных принадлежностей;

  • отказ рассказать, что происходит.

Или эмоциональные признаки:

  • уход в себя, снижение (ограничение) активности;

  • пугливость, раздражительность, агрессивность;

  • утрата уверенности в себе;

  • внезапная слезливость в классе.

Иногда учителя невольно способствуют нарушению психологической безопасности ребенка:
1. Когда считают, что психологическая безопасность – не их задача, а удел соответствующих специалистов; не обращают внимания на очевидные признаки; говорят детям: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь...»; не верят ученикам; не знают, что творится в классе; игнорируют враждебные высказывания детей как по отношению друг к другу, так и к взрослым.
2. Когда постоянно обвиняют учеников; выделяют любимчиков; бездумно присоединяются к обидным дразнилкам и прозвищам учеников; позволяют себе насмешки над учениками; поощряют соревнования между учениками; сравнивают работы учеников.
3. Когда подают плохой пример и фактически учат детей тому, как можно унизить человека: выставляют учеников глупыми, «затыкают» их, метя в «больное место»; направляют сарказм на конкретных учащихся; позволяют себе личные комментарии в адрес учеников; обижают застенчивых, слабых, тех, кто не может за себя постоять; запугивают и несправедливо наказывают.
4. Когда намеренно или невольно «назначают» или «выбирают» ученика, который может в дальнейшем стать объектом насмешек или издевательств со стороны одноклассников: подчеркивают его недостатки перед всем классом; не ценят менее способных учеников; находят «козла отпущения», который всегда и во всем виноват; открыто недолюбливают кого-то из детей.

Иногда педагоги играют неудачные роли:
- безразличного: «Нечего поднимать шум»;
- врача: «Я знаю, что с тобой»;
- не замечающего: «Ничего особенного не вижу»;
- дистанцированного: «Не хочу ничего слушать»;
- следователя: «Я хочу знать все»;
- обидчика: «Почему это всегда происходит с тобой?»;
- защитника: «Предоставь это мне»;
- волшебника: «Мы это все быстро разрешим»;
- строгого советчика: «Я точно знаю, что тебе нужно».

В заключение хотим дать короткие рекомендации тем педагогам, которые хотят улучшить микроклимат в классе. Советы универсальны, они подходят и для родителей.

Принципы поведения учителя

  1. Ищите решения, а не проблемы.

  2. Смотрите вперед, а не назад, в прошлое.

  3. Концентрируйтесь на изменении поведения, а не на личности.

  4. Рассматривайте взаимоотношения, а не инцидент.

  5. Разрешайте проблему, а не ищите виновных.

Сергей Белковский