Одна из приоритетных задач программы Министерства образования РФ «Развитие службы практической психологии в системе образования России» – защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности.
Решить ее невозможно без объединения усилий различных специалистов системы образования. Вот почему так велика потребность в разработке специальных технологий.
Всестороннему рассмотрению этой темы был посвящен прошедший 28 сентября 2006 года в ГОУ «Областной психолого-педагогический центр» методический совет для социальных педагогов образовательных учреждений Калужской области.
На совете было отмечено, что сегодня в образовательных учреждениях города существуют такие источники психологических угроз ребенку:
– неблагоприятные взаимоотношения в системах «педагог – педагог», «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок»;
– постоянно увеличивающиеся учебные нагрузки;
– неблагоприятная окружающая среда (социально-психологический климат, материально-технические условия и т.д.);
– различия в системе требований, предъявляемых к ребенку со стороны семьи и образовательных учреждений;
– социальная и юридическая незащищенность ребенка; – неблагоприятное психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса (повышенный уровень тревожности, страхи, неврозы, психосоматические заболевания).
Если педагоги не смогут нейтрализовать угрозы, ребенок может попасть в «трудную жизненную ситуацию».
Задача социального педагога – не дать ребенку с трудной жизненной ситуацией попасть в «социально опасное положение».
Когда можно говорить о наличии угрозы психологической безопасности?
Если учитель наблюдает следующие поведенческие признаки:
-
нежелание ходить в школу, стремление пропустить определенный день недели;
-
страх идти в школу;
-
изменение привычной дороги в школу;
-
опоздания в школу;
-
стремление избегать окружающих;
-
снижение успеваемости;
-
забывание учебников и школьных принадлежностей;
-
отказ рассказать, что происходит.
Или эмоциональные признаки:
-
уход в себя, снижение (ограничение) активности;
-
пугливость, раздражительность, агрессивность;
-
утрата уверенности в себе;
-
внезапная слезливость в классе.
Иногда учителя невольно способствуют нарушению психологической безопасности ребенка:
1.
Когда считают, что психологическая безопасность – не их задача, а удел соответствующих специалистов; не обращают внимания на очевидные признаки; говорят детям: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь...»; не верят ученикам; не знают, что творится в классе; игнорируют враждебные высказывания детей как по отношению друг к другу, так и к взрослым.
2.
Когда постоянно обвиняют учеников; выделяют любимчиков; бездумно присоединяются к обидным дразнилкам и прозвищам учеников; позволяют себе насмешки над учениками; поощряют соревнования между учениками; сравнивают работы учеников.
3.
Когда подают плохой пример и фактически учат детей тому, как можно унизить человека: выставляют учеников глупыми, «затыкают» их, метя в «больное место»; направляют сарказм на конкретных учащихся; позволяют себе личные комментарии в адрес учеников; обижают застенчивых, слабых, тех, кто не может за себя постоять; запугивают и несправедливо наказывают.
4.
Когда намеренно или невольно «назначают» или «выбирают» ученика, который может в дальнейшем стать объектом насмешек или издевательств со стороны одноклассников: подчеркивают его недостатки перед всем классом; не ценят менее способных учеников; находят «козла отпущения», который всегда и во всем виноват; открыто недолюбливают кого-то из детей.
Иногда педагоги играют неудачные роли: -
безразличного: «Нечего поднимать шум»;
-
врача: «Я знаю, что с тобой»; -
не замечающего: «Ничего особенного не вижу»;
-
дистанцированного: «Не хочу ничего слушать»;
-
следователя: «Я хочу знать все»;
-
обидчика: «Почему это всегда происходит с тобой?»;
-
защитника: «Предоставь это мне»;
-
волшебника: «Мы это все быстро разрешим»; -
строгого советчика: «Я точно знаю, что тебе нужно».
В заключение хотим дать короткие рекомендации тем педагогам, которые хотят улучшить микроклимат в классе. Советы универсальны, они подходят и для родителей.
Принципы поведения учителя
-
Ищите решения, а не проблемы.
-
Смотрите вперед, а не назад, в прошлое.
-
Концентрируйтесь на изменении поведения, а не на личности.
-
Рассматривайте взаимоотношения, а не инцидент.
-
Разрешайте проблему, а не ищите виновных.
|