В прошлом году департамент
образования г. Липецка провел конкурс образовательных программ
«Образование и здоровье»,
в котором приняли участие 47 школ города и области.
Победила программа школы-лицея № 44 г. Липецка.
Публикуя эту программу, мы предлагаем нашим читателям
использовать опыт липецких педагогов
для оздоровления среды своих школ
Исследование динамики уровня здоровья и физической подготовленности лицеистов за время обучения показало, что эти параметры неуклонно снижаются. Последующее анкетирование учащихся 1-, 5-, 8- и 11-х классов (приложение 1) позволило в общих чертах выявить те условия образовательной среды, которые могут рассматриваться как доминирующие в отрицательном влиянии на здоровье лицеистов. Это дало нам основание прийти к заключению, что без решения вопросов обеспечения здоровья лицеистов дальнейшее повышение качества обучения становится крайне проблематичным.
Совместно с Межвузовским центром по проблемам валеологического образования МОиН РФ (проф. Э.Н. Вайнер) мы разработали комплексную программу, направленную на решение этой проблемы. Мы исходили из той предпосылки, что ее конечной целью должно быть создание безопасной здоровьесберегающей среды всего образовательного пространства. Основным условием для этого рассматривалось определение приоритета здоровья как той общей идеи, которая объединяет и сплачивает работу всех участников образовательного процесса, и прежде всего педагогов.
К разработке программы мы привлекли большой круг специалистов: педагогов, психологов, медиков, физиологов, социальных работников, работников культуры и др.
Цель программы – формирование безопасной здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
Задачи программы:
1. Придание образовательно-воспитательному процессу индивидуальной ориентированности для реализации личностного потенциала учащихся.
2. Повышение уровня здоровья учащихся.
3. Воспитание культуры здоровья учащихся.
4. Повышение здоровьесберегающей компетентности учителей.
5. Придание образовательно-воспитательному процессу безопасного и здоровьесберегающего характера.
6. Просвещение родителей учащихся по вопросам культуры здоровья.
7. Создание условий в образовательном учреждении для обеспечения здоровья и безопасности учащихся и учителей.
Основными разделами были определены следующие:
1. Воспитание у учащихся ответственности за собственное здоровье и обучение основам здоровой и безопасной жизнедеятельности. Для этого были предусмотрены:
1.1. Преподавание культуры здоровья как учебной дисциплины по специально утвержденным программам.
1.2. Включение аспектов здорового образа жизни в преподавание дисциплин базисного учебного плана.
1.3. Разработка системы воспитательных мероприятий по культуре здоровья и безопасному поведению.
1.4. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросам безопасности и здорового образа жизни.
2. Мониторинг,направленный на придание образовательно-воспитательному процессу индивидуальной направленности.
Этот раздел работы включает:
2.1. Тестирование индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, а также уровня здоровья.
2.2. Уточнение прогноза риска заболеваемости и разработку индивидуальных оздоровительных программ.
2.3. Создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющего оценить эффективность оздоровительной работы и вносить коррективы в индивидуальные оздоровительные программы.
3. Создание здоровьесберегающего лицея.
Для решения этой задачи предусмотрены:
3.1. Обучение культуре здоровья администрации и педагогов школы.
3.2. Просвещение родителей и создание родительского актива по обеспечению здоровьесберегающего пространства лицея.
3.3. Разработка требований к организации учебно-воспитательного процесса на здоровьесберегающей основе с учетом индивидуальных особенностей учащихся и стоящих на данном этапе обучения перед каждым из них задач: к учебному расписанию, к самостоятельным заданиям, к контрольным и тестовым работам и т.д.
3.4. Включение в учебный процесс элементов активного отдыха, направленных на уменьшение неблагоприятного влияния учебной работы.
3.5. Обеспечение условий для реализации индивидуальных оздоровительных программ через организованные формы занятий.
3.6. Индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ) и безопасности учащихся и семьи.
3.7. Создание условий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям к учебному процессу.
3.8. Оздоровительное питание в течение учебного дня.
4. Обеспечение здоровья педагогов для их эффективной профессиональной деятельности.
В решении задачи предусмотрены: разработка индивидуальных карт здоровья педагогов, индивидуально-типологическое тестирование педагогов, помощь каждому в разработке режима жизнедеятельности и индивидуальных оздоровительных программ, создание динамического банка данных о состоянии и уровне здоровья педагогов с целью оценки эффективности оздоровительной работы и внесения коррективов в индивидуальные оздоровительные программы, создание условий для реализации индивидуальных оздоровительных программ, индивидуальное консультирование педагогов по вопросам здоровья и ЗОЖ.
Анализ деятельности лицея за последние 3 года
Для создания безопасной образовательной среды в лицее мы создали специальный совет.
Мы считаем, что важнейшим условием успешного обучения является учет в обучении индивидуально-типологических особенностей обучающихся, –только в этом случае можно рассчитывать на раскрытие потенциальных возможностей каждого учащегося. С этой точки зрения важнейшее значение придается тестированию и мониторингу гено- и фенотипических особенностей каждого ученика.
Оптимальная модель мониторинга физического развития, уровня и состояния здоровья школьников позволяет осуществлять следующие функции:
– ввод, хранение и анализ результатов;
– автоматическое вычисление и выдачу расчета параметров с учетом биологического возраста и конституционных особенностей учащегося;
– графическое представление результатов каждого учащегося или определенной выборки учащихся в динамике учебного года, нескольких лет;
– редактирование возрастно-половых нормативов по тесту;
– удобные режимы просмотра и обновления записей в базе данных;
– формирование архивных файлов для длительного хранения результатов.
Наша программа индивидуально-типологического мониторинга оформлена в виде индивидуальных карт развития на весь период пребывания школьника в образовательном учреждении (приложение 2). Основными разделами являются: семья и быт; анамнез (общий и медицинский), морфофункциональный тип и физическое развитие, физическая подготовленность и уровень здоровья, данные психофизиологического и педагогического тестирования и особенности образа жизни.
Совокупность данных индивидуального развития позволяет сделать точное представление о личности ученика и позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению. Общее же заключение делается специалистами (включая классного воспитателя, психолога, учителя физкультуры, социального и медицинского работников и др.).
Мы внесли коррективы в функциональные обязанности должностных лиц, непосредственно связанных с обеспечением здоровья обучающихся (приложение 3). Это позволило придать оздоровительной работе характер системы и повлекло за собой необходимость с 2003/04 учебного года ввести в штат должность заместителя директора лицея по оздоровительной работе.
Использование регионального и школьного компонентов учебных планов в образовательной деятельности
Осознание социальной и личной значимости здоровья тесно связано с формированием у школьников теоретических знаний и методических навыков реализации ЗОЖ. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволит находить собственные пути укрепления здоровья. Конечной целью такой системы должно быть воспитание культуры здоровья. Для достижения этой цели необходимо решить две задачи: а) воспитать у учащихся жизненный приоритет здоровья; б) обучить их здоровой и безопасной жизнедеятельности.
Для решения этих задач мы пошли по двум путям. Прежде всего с 2003/04 учебного года в школьный компонент учебных планов 5-, 6- и 7-го классов поэтапно включалась специальная дисциплина: «культура здоровья». Для ее преподавания мы воспользовались разработанной в Межвузовском центре по проблемам валеологического образования МОиН РФ учебной программой, одобренной учебно-методическим объединением Министерства образования (с программой для 5-го класса можно ознакомиться в газете «Здоровье детей» № 13/2006). В перспективе преподавание этой дисциплины будет последовательно включаться в учебные планы и других классов. Для ведения уроков мы пригласили специального педагога.
Второй путь: мы интегрировали основные проблемы здоровьесбережения в преподавание других учебных дисциплин, прежде всего биологии, физической культуры, безопасности жизнедеятельности, и постарались не упустить ни один компонент, формирующий само понятие «культура здоровья». Для этого мы выделили узловые вопросы, необходимые для освоения учащимися (приложение 4).
Мы обращаем внимание детей на то, как можно наиболее полно использовать свои индивидуальные особенности в запоминании и воспроизведении учебного материала; в какое время, в какой последовательности и как следует выполнять домашние задания; как организовать свое рабочее место, как тренировать свою память и т.д. Исключительно важно, что при этом учащиеся получают не только теоретические знания, но и практически осваивают даваемые рекомендации.
О физической культуре – особый разговор. Мы исходили из той предпосылки, что, во-первых, рекомендуемая МОиН РФ программа физического воспитания рассчитана на определенное материальное обеспечение как помещениями, так и специальным оборудованием и инвентарем. Месторасположение лицея таково, что ни спортивный зал, ни спортивные сооружения не соответствуют этим требованиям. Во-вторых, мы учли, что существующие нормативы по физкультуре ориентированы на «среднего» ученика и фактически делают каждого конкретного учащегося заложником этих норм, т.к. не учитывают его индивидуально-типологических особенностей. При таком подходе нельзя рассчитывать на заинтересованное отношение школьника к физическому воспитанию и, самое главное, приобщить его к регулярным занятиям физической культурой. Поэтому в лицее последовательно вводится мониторинговая система оценки физического воспитания, при которой сама оценка отражает не фактическое выполнение норматива, а динамику выполнения: если ученик улучшил свой собственный результат, то он заслуживает соответствующую оценку. Анализ первых результатов такой системы показывает более заинтересованное отношение лицеистов к физическому воспитанию. Мы считаем, что этот результат не в последнюю очередь связан и с тем, что на уроках физкультуры новый материал увязывается с указанием роли того или иного упражнения в обеспечении физического здоровья человека, с его местом в ежедневной жизнедеятельности и его сочетанием с учебной работой, с гигиеной и др. Благодаря этому процесс физического воспитания оказывается ориентированным на учет индивидуальных особенностей каждого школьника, развитие у него самостоятельности.
Инновационная деятельность
Задача формирования безопасной здоровьесберегающей среды лицея потребовала определенных коррективов учебно-воспитательного процесса. В первую очередь внимание было обращено на рациональное распределение учебных нагрузок. В частности, в 1-х классах был введен 5-дневный режим обучения с тремя уроками по 35 мин. в I четверти и четырьмя уроками во II–IV четвертях; в этих классах предусмотрены динамическая перемена 40 мин. после 2-го урока, а также дополнительные каникулы (с 13.02 по 19.02). Для обучающихся во вторую смену (27 классов из 71) длительность уроков была определена в 40 мин. с двумя большими переменами по 15 мин. и остальными по 10 мин.
При составлении расписания уроков мы сочли, что предложенная более четверти века назад (1975) шкала оценки трудности учебных предметов И.Г. Сивкова не учитывает нынешние реалии образования. Появились новые предметы и педагогические технологии, увеличились объем и сложность учебной информации, умственная деятельность идет интенсивнее. Поэтому мы воспользовались результатами исследования, в котором ранговое распределение учебных предметов по трудности, например, для учащихся 10–11-х классов выглядит следующим образом:
Общеобразовательные предметы |
Кол-во баллов (ранг трудности) |
Физика |
12 |
Геометрия, химия |
11 |
Алгебра |
10 |
Русский язык |
9 |
Литература, иностранный язык |
8 |
Биология |
7 |
Информатика, экономика |
6 |
История, обществоведение, МХК |
5 |
Астрономия |
4 |
География, экология |
3 |
ОБЖ |
2 |
Физкультура |
1 |
Учебное расписание в лицее строится таким образом, чтобы трудность уроков повышалась от минимальной на 1-м уроке до максимальной на 2-м и 3-м (для младших классов) и 3–4-м (в средних и старших классах) уроках с последующим снижением к последним урокам. В течение недели трудоемкость учебных дисциплин меняется с такой же закономерностью: постепенное повышение общей трудоемкости от понедельника до среды–четверга и снижение в пятницу и субботу. Сдвоенные уроки проводятся только в 10–11-х классах по профильным дисциплинам, на них же предусмотрено деление на подгруппы по профильным предметам.
Серьезное внимание обращено на регламентацию домашних заданий. Ежегодно в школах издается приказ о нормировании домашних заданий в 5–7-х и 8–11-х классах по объему, характеру и сложности. В профильных классах предусматриваются обязательные и рекомендуемые задания, определяются предметы, по которым домашние задания отменяются (приложение 5). Домашние задания по непрофилирующим дисциплинам в основном отменены, а по профилирующим координируются заместителем директора по учебной работе. В освоении нового учебного материала акцент преимущественно делается непосредственно на урок. Учет исполнения приказа осуществляется по специальным журналам координации учебной работы; кроме того, проводятся замеры нагрузки через анкетирование учащихся, а использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе контролируется заместителем директора при посещении уроков по определенной схеме.
В годовом плане работы лицея в разделе «Организация внутришкольного контроля» жестко определены количество и сроки проведения административных контрольных работ по предметам и классам. Зам. директора, курирующий 5–7-е классы, осуществляет коррекцию календарно-тематического планирования по предметам с единой сеткой контрольных работ. Запрещается проведение более чем одной контрольной или проверочной работы в классе в течение одного дня.
В 1-х классах, а также на индивидуально-групповых занятиях в 5–7-х классах обучение безоценочное. В профильных 8–11-х классах обучение по предметам осуществляется на разных уровнях в зависимости от профиля класса: профильные предметы изучаются на более высоком уровне (углубленное или расширенное обучение), непрофильные – на базовом уровне (общеобразовательная программа). Поэтому и критерии оценки определяются в зависимости от профиля обучения. В 5–7-х классах учителя-предметники отслеживают уровень обученности у конкретного ученика или класса по отдельным предметам (русский язык, математика) в сравнении с его предыдущим уровнем через мониторинг. По результатам мониторинга оценка учащимся выставляется «за успех». В этих же целях здесь внедряется «портфолио ученика», куда вносят его достижения в учебной и внеурочной деятельности.
Принципиальной особенностью образовательного процесса в лицее является индивидуализация обучения. Для этого в 1-, 4-, 5-, 7-, 8- и 11-х классах проводятся тестирование индивидуально-типологических особенностей психики, мониторинг уровня здоровья и физической подготовленности. В частности, диагностируются: тип темперамента, доминирующее полушарие мозга, экстра-/интровертность, особенности внимания, памяти и мышления, школьная тревожность, тенденция к самостоятельности, мотивация к учебной деятельности, тенденция к ответственности. Виды диагностик и тестов отличаются на каждом этапе. По результатам составляются карта класса и карта индивидуального развития лицеиста, на основании которых вырабатываются рекомендации. Полученные данные обсуждаются на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с учащимися, с классными руководителями или старшими воспитателями, с педагогическим коллективом. Индивидуальные задания строятся таким образом, чтобы они были доступны ученику и стимулировали его познавательную активность. При необходимости осуществляется индивидуальная коррекционная работа. Психологи проводят специальную коррекционную работу и с одаренными, и с высоко мотивированными на обучение школьниками. Проблема индивидуализации обучения систематически рассматривается на семинарах учителей.
Серьезное внимание обращается на оптимизацию двигательного режима учащихся непосредственно в лицее. Используемые для этого средства вполне доступны и не требуют каких-либо значительных материальных затрат.
Проведение гимнастики до занятий: способствует более организованному началу занятий и позволяет повысить активность психических процессов, лежащих в основе обучения (восприятия, внимания, памяти и др.). Проводит ее кто-либо из учеников класса, специально подготовленный преподавателем физкультуры. При ее проведении, как правило, присутствует (а часто и выполняет вместе с учениками) учитель, которому предстоит проводить предстоящий урок. Комплексы в соответствии с возрастными особенностями учащихся разрабатываются преподавателем физкультуры, он же готовит учащихся, которые будут проводить их в классах.
Включение элементов активного отдыха непосредственно в процесс занятия. Когда речь идет об умственной работе, то оптимальным его средством является двигательная активность. Для этого на уроках используются физические упражнения. В младшем и среднем звеньях обучения – физкультминутки, физкультпаузы, переключение внимания и др. Кроме того, ежедневно на 20-й минуте 3-го урока обеих смен по кабельному телевидению лицея проводятся физкультпаузы. Все это позволяет на каждом уроке в течение короткого периода времени не только устранить и предупредить утомление, но и восстановить умственную работоспособность.
Только в младших классах физкультурные паузы проводит учитель, в среднем же и старшем звеньях – кто-либо из специально подготовленных преподавателем физкультуры учащихся.
В лицее ежегодно проверяется связь между состоянием здоровья учащихся и результативностью обучения. С полученной информацией мы выходим на общелицейские конференции, собрания попечительского совета, классные родительские собрания и часы. Огромный ученический состав перестает быть безликой массой; среда общения расширяется; учащиеся чувствуют себя комфортнее; родители получают системную педагогическую поддержку в обучении, развитии, воспитании детей, сохранении и укреплении их здоровья.
Работа с семьей, детскими и юношескими общественными организациями
Воспитательная служба лицея создала в лицее комфортные условия для развития интеллектуальной, эмоциональной, духовной и физической культуры и расширения воспитательного пространства.
Для достижения этой цели были выбраны следующие приоритеты: информационная политика, направленная на пропаганду здорового образа жизни; повышение двигательной активности и снижение психоэмоционального напряжения, стресса и тревожности.
Для реализации этих приоритетов особое внимание придается информационно-просветительской работе, которую проводят классные и старшие воспитатели. Ее основные направления: активная пропаганда здорового образа жизни; улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса; создание в классе и в школе благоприятной микросреды и морально-психологического климата. Дискуссии, круглые столы, ролевые игры, работа по программе «Мой выбор», «Открытый урок нашей общей тревоги», встречи с представителями различных организаций, так или иначе связанных с формированием здоровья подрастающего поколения, давно стали традиционными для лицеистов.
В индивидуально-профилактической работе с лицеистами и их родителями главным направлением мы считаем положительный настрой наздоровый стиль жизни. Ежегодно в лицее проводится бал олимпийцев, где чествуются не только победители олимпиад по учебным предметам, но и лучшие спортсмены лицея, завоевавшие призовые места в тех или иных соревнованиях. Когда дети с завистью смотрят на лучшего баскетболиста, лучшего легкоатлета лицея и стараются подражать им, можно считать, что определенный успех в формировании ценностей ЗОЖ достигнут.
Разработка индивидуальных образовательных программ – предмет особой заботы педагогического коллектива и администрации лицея. Этот проект позволяет идти рядом с каждым учеником в течение всего периода его обучения в лицее. Естественным продолжением разработки индивидуальных образовательных программ является конкурс образовательных программ, объявляемый в лицее. Одни из основных его задач:
– приоритет и ответственность семьи за воспитание детей;
– воспитательные возможности уклада жизни в семье;
– взаимодействие семьи и лицея в воспитании обучающихся;
– значимость проблемы здоровый ребенок – здоровое общество;
– значимость факторов успешности обучающихся – посещаемости, выполнения домашних заданий, дополнительного образования;
– значимость здоровьесберегающей образовательной среды в классном коллективе;
– эффективность обозначенной формы работы в системе педагогической поддержки родителей в воспитании детей.
Подведение итогов конкурса позволяет не только выявить лучшие семьи, но и обобщить имеющийся опыт и предложить его затем к широкому использованию.
Опыт проведения массовых мероприятий, тематических досугов с детьми и их эффективность
Прививая детям культуру здоровья, мы широко используем самые разные формы воспитательной работы: выставки, стенную печать, КВН, конкурсы и т.д. Особую эффективность имеют специально организованные лектории, в которых целенаправленно и системно рассматриваются различные аспекты обеспечения здоровья и безопасного поведения. Работа лекториев организована по ступеням обучения – это делает обучение более доступным и позволяет увязывать его с учебным материалом.
К сожалению, традиционные дни здоровья постепенно стали рутинными и формальными. Поэтому мы серьезно готовимся к этому мероприятию и пытаемся наполнить программу дня таким образом, чтобы он проходил в праздничной обстановке и надолго запомнился лицеистам.
Серьезной мировой и отечественной проблемой становится наступление наркотиков на здоровье всего человечества. Особый контингент риска наркомании – учащаяся молодежь. Мы проводим систематическую разъяснительную работу, приглашаем к регулярному сотрудничеству центр «Анти-СПИД». Детская киностудия «Спектр» лицея вместе с ее руководителем В.В. Москалевым сняла короткометражный фильм «Запретный плод», который понравился лицеистам, заинтересовало их и выступление по этой проблеме их товарища по лицейскому кабельному телевидению.
В 2005/06 учебном году в лицее впервые был проведен конкурс на лучшую организацию оздоровительной работы. Ему предшествовала большая подготовительная работа. Были определены приоритеты и критерии оценок, проведены консультации классных воспитателей и даже родителей. В конкурсе приняли участие 14 классных коллективов и отдельно 34 семьи. Результаты конкурса показали, что в отдельных классах и в лицее в целом уже накоплен определенный опыт здоровьесозидающей работы. По итогам конкурса были поощрены лучшие классные коллективы и семьи учеников.
Приложение 1
Вопросы для анонимного анкетирования школьников
В вашей семье обращается серьезное внимание на вопросы здоровья. (Да, нет.)
Дома есть пособия по вопросам здоровья и ЗОЖ. (Да, нет.)
Кто из членов семьи не менее трех раз в неделю по одному часу занимается физической культурой или спортом?
Кто из членов семьи регулярно выполняет утреннюю зарядку?
Кто из членов семьи регулярно занимается закаливанием?
Курит ли кто-либо из членов семьи? (Да, нет.)
Если «да», то сколько человек в семье курят?
Употребляет ли алкогольные напитки кто-либо из членов семьи? (Да, нет.)
Употребляет ли наркотические или токсические вещества кто-либо из членов семьи? (Да, нет.)
Придерживаются ли определенного режима дня в семье? (Да, нет.)
В семье дети и взрослые, как правило,ложатся спать в одно и то же время. (Да, нет.)
Проснувшись утром, каждый из членов семьи: а) сразу встает; б) встает и делает гимнастику; в) еще немного нежится под одеялом.
При недомогании в семье принято: а) прибегать к помощи лекарств; б) рассчитывать, что «само пройдет»; в) использовать естественные средства оздоровления (движение, голодание, психорегуляцию и др.); г) немедленно обращаться к врачу.
В семье завтрак: а) легкий и преимущественно растительный; б) плотный и калорийный; в) как правило, не завтракают; г) завтракают как придется.
На обед в семье предпочитают: а) плотно поесть; б) слегка перекусить; в) потерпеть в суете дел.
Как часто в семье употребляют свежие овощи и фрукты? 1–2 раза в день; 2–3 раза в неделю; как придется.
Как часто в семье употребляют горячие блюда? 2–3 раза в день; ежедневно; как придется.
В семье принимают пищу: а) ежедневно в одно и то же время; б) как придется.
Вы болеете простудами (количество раз в течение года): 1–2 раза; 3–4 раза; более 4 раз.
У вас есть хронические заболевания?
Вы имеете нарушения: опорно-двигательного аппарата (осанка, сколиоз, плоскостопие), зрения?
Свободное время в семье принято связывать с общественной работой; учебой, самообразованием; просмотром телепередач; прослушиванием музыки; чтением книг, газет, журналов; посещением театра и кино; посещением спортивных зрелищ; домашним хозяйством; активными занятиями физкультурой и спортом; встречей с друзьями; пассивным отдыхом (ничегонеделание); активным отдыхом (туризм, рыбалка, охота, отдых на природе); малоподвижными играми (домино, карты, лото и т.д.); любимым занятием, хобби.
Приложение 2
Индивидуальная карта развития школьника
Ф.И.О._________________________________________________________________________________
1. АНАМНЕЗ
Сведения о родителях
Дата рождения |
Образование |
Место работы |
Должность |
Кол-во детей |
Вредные привычки |
Примечания |
Отец |
|
|
|
|
|
|
Мать |
|
|
|
|
|
|
Сведения о ребенке
1.1. Особенности протекания беременности и родов у матери
1.2. Наследственность
1.3. Перенесенные заболевания
1.4. Склонность к аллергиям
1.5. Жилищные условия
1.6. Сколько поколений в семье
1.7. Травмы
1.8. Тип телосложения
2. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Показатели |
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Позвоночник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грудная клетка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма ног |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма стопы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие мускулатуры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жировая складка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Окружность груди |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пауза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вдох |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выдох |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рост (см) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Масса тела (кг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖЕЛ (жизненная емкость легких) (мл) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сила мышц кисти правой/левой руки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Становая сила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс Кетле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жизненный индекс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Силовой индекс мышц спины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЧСС в покое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После 20 приседаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИГСТ (2 мин, h=30 см, Т=30 шагов в мин.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Быстрота (бег 10 м с ходу, сек.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Координационные способности (бег на 20 м с места с выбором предмета, сек.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выносливость (бег в равномерном темпе до остановки, сек.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прыжок в длину с места (см) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бросок теннисного мяча (м) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гибкость (наклон вперед, касание руками пола, не сгибая колен) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ортостатическая проба |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проба Розенталя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проба на дермографизм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мелкая моторика руки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психологическое тестирование |
Теппинг-тест |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип темперамента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преобладающая сигнальная система (мыслительный, художественный, промежуточный тип) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доминирующая рука |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доминирующее полушарие мозга |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экстра-/интровертность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внимание:
а) концентрация внимания
б) устойчивость
в) переключаемость
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Память |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мышление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Импульсивность - рефлексивность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тревожность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агрессивность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагогическое тестирование |
Готовность прийти на помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мотивация к учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тенденция к самостоятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Речь: понимание речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Частота речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лексика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность к пересказу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тенденция к ответственности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Упорство в достижении цели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IQ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Функциональные обязанности должностных лиц лицея по формированию безопасной здоровьесберегающей образовательной среды
Зам. директора по оздоровительной работе:
– координация работы участников образовательно-воспитательной деятельности по формированию образовательного пространства школы;
– руководство семинаром педагогов по культуре здоровья;
– руководство университетом здоровья родителей учащихся;
– связь с организациями, которые могут быть задействованы в реализации оздоровительной программы образовательного учреждения: здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, дополнительного образования, социальной политики и др.;
– привлечение общественных организаций и родителей к оздоровительной работе.
Педагог-валеолог:
– преподавание культуры здоровья как учебной дисциплины;
– тестирование;
– разработка индивидуальных оздоровительных программ для учащихся и помощь в их разработке для педагогов,
– консультирование учащихся, педагогов и родителей по вопросам здорового образа жизни;
– ведение занятий по здоровому образу жизни для педагогов и родителей;
– организация мероприятий обучающего и воспитательного характера по здоровому образу жизни.
Психологи:
– участие в психологическом мониторинге;
– изучение социального портрета ученика и его семьи;
– консультирование учителей, учащихся и их родителей;
– обучение лицеистов учебе в соответствии с их психологическим типом.
Учителя физкультуры:
– участие в мониторингах;
– участие в разработке и коррекции оздоровительных программ;
– организация внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятий;
– включение вопросов формирования и сохранения здоровья в преподавание физической культуры;
– консультирование учителей, учащихся и их родителей по вопросам физической культуры.
Классные воспитатели:
– участие в организации валеологического пространства и класса;
– участие в создании гигиенически обоснованных условий в классном помещении;
– организация воспитательного процесса на здоровьесберегающей основе;
– организация воспитательных мероприятий по здоровому образу жизни;
– работа с родителями по созданию здоровьесберегающих условий в семье.
Медицинские работники:
– анализ результатов ежегодного медицинского осмотра учащихся;
– участие в разработке оздоровительных программ;
– контроль за обеспечением гигиенически обоснованных условий в школе;
– консультирование учителей, учащихся и их родителей;
– участие в оздоровительных мероприятиях.
Приложение 4
Основные аспекты воспитания культуры здоровья и безопасного поведения при интеграции вопросов валеологии в преподавание базисных учебных дисциплин
Биосоциальная сущность человека
1. Закон борьбы за существование как основа сохранения жизни за счет высокого уровня здоровья.
2. Генетическая предопределенность необходимости поддержания высокого уровня физических возможностей человека.
3. Человек как общественное существо: противоречие социальных установок генетическим предпосылкам.
4. Место человека в природе и его отношение к природе. Понятие об экологической культуре.
Возрастные основы индивидуального развития
1. Роль образа жизни в индивидуальном развитии.
2. Критические возрасты и здоровье.
3. Возраст полового созревания: особенности психофизического развития и их учет в образе жизни.
4. Гигиена подростка.
5. Мода, вредные привычки и здоровье подростка.
Понятие о здоровье и образе жизни
1. Понятие об образе жизни и его компонентах.
2. В чем заключается ответственность человека за свое здоровье.
3. Что значит «здоровый образ жизни» и как научиться его вести.
4. Что такое «культура здоровья» и как ее воспитать.
5. Как проверить свое здоровье.
6. Приемы оценки своего психофизического состояния по самочувствию, пульсу, работоспособности и др.
Как научиться учиться
1. Понятие об умственной работе как сугубо человеческой деятельности.
2. Психофизиология умственной деятельности.
3. От чего зависит умственная работоспособность.
4. Как определить особенности своей памяти.
5. Как тренировать свою память.
6. Как лучше запоминать информацию.
7. Как правильно готовить домашние задания.
8. Методы и средства тренировки и восстановления умственной работоспособности.
9. Как организовать свое рабочее место.
10. Как предупредить нарушения зрения.
11. Как предупредить нарушения дыхания и кровообращения при учебной деятельности.
Двигательная активность
1. Роль двигательной активности в обеспечении здорового развития человека.
2. Подросток и двигательная активность.
3. Физическая культура девушки и юноши: задачи и средства.
4. Место физической культуры в режиме жизни подростка.
5. Средства и методы обеспечения правильной осанки.
6. Занятия спортом – за и против.
7. Как правильно регулировать физические нагрузки.
8. Простейшие приемы оценки эффективности занятий физической культурой.
Закаливание и профилактика простуды
1. Основные причины развития простуды.
2. Меры предупреждения простуды.
3. Поведение при простуде.
4. Как отличить простуду от гриппа.
5. Как вести себя при гриппе.
6. Методы поддержания активности иммунитета.
7. Поведение при сезонных эпидемиях гриппа.
8. Тонзиллит и ангина: причины развития, профилактика и поведение при их возникновении.
9. Средства и принципы закаливания.
10. Гигиена органов дыхания; как правильно дышать.
11. Гигиена голосового аппарата.
Психофизическое здоровье и его тренировка
1. Понятие о психическом здоровье и его факторах.
2. Индивидуальные особенности психики человека – наследственные и воспитанные; как их определить и корректировать.
3. Учет индивидуальных особенностей человека в образе жизни, поведении, выборе профессии и т.д.
4. Средства и методы тренировки психики.
5. Понятие о биоритмах и их учет в жизнедеятельности.
6. Роль сна в обеспечении психического здоровья; гигиена сна.
7. Правильное чередование нагрузки и отдыха как основа психического здоровья.
8. Как правильно построить свой режим жизнедеятельности.
9. Культура поведения и состояние психики.
10. Причины конфликтов подростков; как их предупредить и выйти из конфликта.
Профилактика вредных привычек
1. Половое созревание и вредные привычки.
2. Почему психоактивные вещества столь опасны для подростка.
3. Мотивы употребления психоактивных веществ.
4. Влияние психоактивных веществ на организм подростка: непосредственные и отдаленные результаты.
5. Как выработать у себя активную позицию в решении собственных проблем.
6. Умей сказать «нет!».
Половое воспитание
1. Понятие о биологическом и социальном назначении полов.
2. Половые психофизические особенности и их учет в образе жизни.
3. Закономерности и особенности образа жизни девушки и юноши.
4. Как понимать женскую и мужскую красоту.
5. Гигиена девушки и юноши.
6. Образ жизни и половое развитие.
7. Быть гордым за принадлежность к своему полу и уважать противоположный пол.
8. Понятие о симпатии, влюбленности, любви.
9. Последствия ранних половых контактов с биологической и социальной точек зрения.
Действия
в чрезвычайных ситуациях
1. Чрезвычайные ситуации: виды и причины.
2. Как предупредить чрезвычайные ситуации.
3. Поведение человека в чрезвычайных ситуациях.
4. Как оказать срочную доврачебную помощь.
5. Острые состояния у человека: их причины и предупреждение; поведение человека при их возникновении.
Приложение 5
Нормирование домашних заданий в лицее
Классы |
Задание на дом
задается обязательно |
Задание на дом задается
в рекомендательной форме |
Задание на дом не задается |
Общеобразовательные
(1–11-е классы) |
(1) русский язык,
математика, чтение
(2) иностранный язык |
химия, литература, география, история, физика, биология, естествознание (начальная школа) |
технология, музыка, МХК, ИЗО, черчение, физкультура, история (начальная школа) |
Гуманитарные |
(1) русский язык, литература, иностранный язык
(2) математика |
история, МХК, география |
физика, химия, биология, ОБЖ, музыка, технология, физкультура |
Экономические |
(1) математика, иностранный язык
(2) литература, история, география |
география, экономические
дисциплины |
МХК, ИВТ, физика, химия, биология, физкультура, ОБЖ |
Политехнические |
(1) математика, физика, литература
(2) химия |
иностранный язык, экономические дисциплины, астрономия |
биология, география, история, ИВТ, ОБЖ, физкультура |
Биолого-химические |
(1) химия, биология,
литература
(2) математика |
иностранный язык, физика, география |
латинский язык, история, ИВТ, ОБЖ, физкультура |
Юридические |
(3) история, право
(4) русский язык, литература, математика |
иностранный язык, география, риторика |
физика, химия, биология, латинский язык, физкультура, ОБЖ |
Примечания:
(1) – домашнее задание составляет 1/3 объема классной работы; (2) – домашнее задание составляет 1/4 объема классной работы; (3) – рефераты (сочинения, письменные работы) запрещаются.
|