Родители школьников и опытные педагоги время от времени вспоминают, что в их школьные годы в программе обучения был такой предмет – «физра». И, что греха таить, многие из нас вспоминают его без особого удовольствия. А почему? Потому что традиционное отношение к физкультуре у нас, мягко говоря, безразличное. Математика – понятно, зачем нужна. История, химия, рисование, другие предметы – это тоже нужные знания. А какие знания дает физкультура? Бегать как будто бы и так все умеют, не учась этому в школе...
Между тем физическая культура – это несравненно больше, чем школьный урок, на котором тебя заставляют прыгать через ненавистного «козла» или подтягиваться на никому не нужной перекладине. А скажите, означает ли культура поведения лишь умение пользоваться ножом и вилкой, здороваться и говорить «спасибо»? И какое отношение имеет культура поведения к здоровью самого человека и окружающих его людей? Достаточно ли знать историю и литературу, чтобы называться культурным человеком?.. Оказывается, существуют и необходимы человеку культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И, чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства.
Попробуем разобраться, что же такое физическая культура и зачем нужен этот предмет в и без того перегруженной программе обучения школьников. И, кстати, нам, взрослым, тоже, и не меньше, чем детям.
Начнем с того, что мы часто слышим похожие словосочетания – физическое здоровье, физическое развитие, физическая культура. Первое слово в них – «физический» (то есть природный) – относится к нашему телу. А уж наше собственное тело нам далеко не безразлично. Конечно, мы часто говорим, что человек – существо высшее, царь природы или кто-то там еще... И главные его достоинства – разум, личные качества, талант, наконец. Это все верно, но без тела разуму не обойтись. И если у человека тело не очень здоровое, не очень сильное и не очень красивое (что напрямую связано со здоровьем), то это не замедлит сказаться и на его личных качествах.
Скажем, врачи давно заметили, что у людей, больных сахарным диабетом, несмотря на проводимое лечение, с годами сильно портится характер. При этом болезнь внешне обычно не проявляется: больные не страдают от боли, могут вести активный образ жизни, работать, иметь детей и радоваться жизни. Ну, есть определенные ограничения в питании, надо вовремя принимать таблетки, что не так уж и тяжело. В чем же тогда дело? А в том, что у таких людей не только нарушается обмен веществ (прежде всего сахара-глюкозы) в организме, но и формируется очаг отрицательных эмоций, который, с одной стороны, поддерживается и усиливается даже безобидными при других обстоятельствах неприятными ощущениями, а с другой – мешает paботе нервной системы.
Многие заболевания тела возникают по такой же схеме. Они так и называются – психосоматическими, потому что при этом разлаживается работа всего opганизма, и прежде всего наиболее тонко организованной сферы – психоэмоциональной. Возникает психоэмоциональный стресс, мешающий работе гипоталамуса – отдела мозга, который руководит работой систем кровообращения, пищеварения, желез внутренней секреции. В результате эти железы начинают работать несогласованно: одни вырабатывают слишком мало гормонов, другие много, а третьи, не выдержав, истощаются. Нарушения paботы организма растут как снежный ком.
Безобидные на первый взгляд простудные заболевания на самом деле тоже не так просты. Поселяясь в организме, микробы не только вызывают воспаление слизистых оболочек дыхательных путей, но бурно размножаются и выделяют токсины (отравляющие вещества), которые с током крови разносятся по организму и вызывают нарушения в работе разных органов и систем. В борьбе с ними истощаются защитные силы организма и растет вероятность повторных простуд.
Бьют тревогу врачи, не справляясь с лечением болезней. Возмущаются военные, не набирая нужного количества здоровых новобранцев. Волнуются педагоги, потому что нездоровым детям трудно учиться и осваивать все усложняющуюся программу занятий...
В чем же дело, отчего так много сегодня больных не только среди взрослых, но и детей?
С одной стороны, понятно, что народам нашей страны досталось много тяжелых проблем. Голод и непосильный труд военных лет, горечь нервных переживаний, связанных с войнами, экономическими и политическими передрягами, ужасная экология, низкий уровень доходов большинства населения. А повсеместный алкоголизм!.. Чему же тут удивляться?
Но, оказывается, беда эта не обошла стороной ни одной страны с высокоразвитой экономикой и высоким уровнем жизни. Даже в благополучной Америке половина людей страдает от избыточного веса и связанных с ним заболеваний. И продолжает есть гамбургеры и хрустеть жирными чипсами, лежа перед телевизором. Кстати, американцы с более высоким уровнем доходов – и, что вполне естественно, образования и общей культуры – в свободное время занимаются спортом, а покупая продукты, внимательно смотрят на этикетку с содержанием калорий. Так в чем дело – в километрах или в калориях?
Пытаясь ответить на этот вопрос, во многих лабораториях мира ученые проводили опыты на животных, сравнивая здоровье и продолжительность жизни детенышей из одного помета, получавших одинаковое необходимое для жизни питание. Только животные одной группы много двигались, а других резко ограничивали в движениях, им не приходилось играть или прилагать усилия для добывания пищи. Итог оказался ошеломляющим: крысы в нормальных условиях прожили 529 дней, а их малоподвижные собратья – всего лишь 82 дня, то есть в 6,5 раза меньше! Недостаток работы мышц быстро привел не только к ослаблению и атрофии самих мышц, но и к ухудшению состояния нервной системы, работы сердца, легких и печени, накоплению лишнего жира и другим изменениям, характерным для глубокой старости.
Но ведь с современным человеком давно уже происходит то же самое. По данным академика А.И. Берга, только за столетие доля мышечной деятельности человека в энергетическом балансе человечества, то есть во всей энергии, используемой в быту и на производстве, сократилась в 180 раз. И этот процесс на наших глазах все набирает силу. Однако строение нашего тела, созданного природой за миллионы лет эволюции живых существ, не изменилось. Оно рассчитано на интенсивную двигательную активность, чтобы добывать пищу, защищаться от врагов, строить дом и сохранять тепло жилищ. Условия избыточного комфорта и благополучия снижают устойчивость организма и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Те функции и системы организма, которые стали менее востребованными, постепенно угасают и тянут за собой нарушения деятельности всего организма.
Каждый из вас, наверное, слышал уже слово гипокинезия, то есть недостаточная двигательная активность современного человека, которая так вредит нашему здоровью и долголетию. В этом плане удивительно прозрение известного французского врача Симона Андре Тиссо, более 300 лет назад увидевшего оздоровительные возможности физических упражнений, когда медицина не знала еще о способах профилактики заболеваний, а приемы лечения были настолько несовершенны, что порой приносили вреда больше, чем пользы.
Даже однократное выполнение физических упражнений заметно улучшает состояние и самочувствие человека, испытывающего двигательную недостаточность. Почему так благотворны прогулки на свежем воздухе для человека после долгой тяжелой болезни? Сердце постепенно переходит на более экономный режим работы, нормализуется артериальное давление. При регулярном выполнении физических упражнений появляется чувство бодрости, прилива сил, нередко уменьшаются или совсем проходят болезненные ощущения, улучшается настроение. Работающие мышцы, сокращаясь и расслабляясь, помогают сердцу перекачивать кровь в сосудах, берут на себя часть его работы. Это явление часто называют мышечным насосом. Усиливается кровообращение, в том числе в больных органах, вымывая из них накопившиеся шлаки и доставляя больше свежей крови, а с ней кислорода и важных питательных веществ и минералов. Улучшение самочувствия происходит даже при отсутствии тренировочного эффекта, когда не увеличивается еще сила мышц или выносливость.
Дело еще и в том, что физические нагрузки, выполняемые не по принуждению, всегда доставляют удовольствие, так называемое ощущение мышечной радости. Например, купание в жаркую погоду, катание на лыжах, игра в футбол или теннис. При достаточной длительности (не меньше 20–30 мин.) и периодичности (2–4 раза в неделю) таких нагрузок в мозге возникает новый очаг возбуждения, постепенно усиливающийся. Со временем такая «доминанта» может подавить очаг застойного возбуждения из-за отрицательных эмоций и открыть путь к выздоровлению.
У крыс, которым после долгой обездвиженности предоставляли возможность движения, продолжительность жизни возрастала вдвое. Если принять во внимание, что подавляющее большинство жителей развитых стран испытывают на себе недостаточность двигательной активности, становится ясно, как много может дать нам хотя бы минимальное ее восполнение. Это у взрослых. Еще сложнее обстоит дело с детьми.
Мало того, что рождают их женщины зачастую не очень здоровые, но pocт и развитие детишек проходят тоже не в лучших условиях. Экология, питание, недостаток движения...
Только возникло все это не вчера. На самом деле проблемы здоровья подрастающего поколения начали волновать специалистов уже очень давно. Одним из первых в 60-е годы XIX в. Берлинское медицинское общество указывало на высокую заболеваемость среди городских детей, причем у девочек – будущих мам – гораздо серьезнее, чем cpeди мальчиков. Уже тогда медики на первое место ставили малокровие, нервные заболевания, искривление позвоночника. Причинами этого явления германские медики считали полное отсутствие должного физического воспитания в период формирования детского организма. В 1867 г. в отчете общества было указано: «Два момента школьной жизни – долгое сидение и отравление классным воздухом – требуют настоятельного введения физических упражнений в виде гимнастики... а также разнообразных упражнений, главная цель которых... – укрепление здоровья, а не развитие атлетического сложения».
В 1897 г., тридцать лег спустя, в Москве состоялся XII Международный съезд врачей. Практически все докладчики, по свидетельству прессы, широко освещавшей это событие, затрагивали тему влияния школьных занятий на гигиеническое и физическое состояние учащихся. (Как похоже все это на сегодняшний день!) Профессор Палмберг из Гельсингфорса привел в докладе интересную статистику по состоянию здоровья детей в Скандинавских странах. По данным широкомасштабного исследования влияния школьных занятий на хронические заболевания детей, проведенного в 1880 г. международной группой ученых, было установлено, что из 45 тысяч обследованных детей в Швеции и Дании, обучающихсяв школах и частных училищах, в среднем 36% мальчиков и 60% девочек подвержены хроническим заболеваниям, таким, как малокровие, носовые кровотечения, искривление позвоночника и т.д., причем процент повышался при переходе из низших классов в высшие, то есть с возрастом. Надо сказать, что эти цифры не слишком отличаются от современных данных Минздрава.
По мнению всех выступавших на том съезде, выходом из сложившегося положения было бы введение различных форм «телесно-двигательной практики» в обязательном порядке. Особенно убедительным было выступление профессора Барановского, который предложил ввести преподавание гимнастики как обязательного предмета во всех классах школы. Помимо этого, он считал необходимыми и подвижные игры на воздухе, прогулки, катание на коньках.
Ceгодня уже доказано, что многих болезней современного человека можно было бы избежать или существенно отдалить их возникновение. Лишь некоторые из них передаются по наследству. Обычно же болезнь поражает какое-то слабое место организма, которое у каждого свое в зависимости от особенностей строения тела, его органов и систем – словом, от конституции, как называют все это врачи. А вот эти особенности большей частью наследственные, потому и бывают у детей часто те же заболевания, что у их родителей, бабушек и дедушек. Но если укреплять эти «слабые места» здоровья, то, даже попадая в неблагоприятные для него условия, организм сумеет справиться и не заболеть. Вообще-то организм наш очень живучий и умеет справляться с самыми разными трудностями, но нужно ему помогать этому научиться. И желательно как можно раньше, пока дети не выросли и небольшие проблемы их здоровья не переросли в большую беду.
Окончание следует
|