(2–7-е классы)
Цель: дать представление о значении для человека глаза как одного из основных органов чувств, научить элементарным способам сохранения зрения.
Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 (по количеству групп, на которые дети будут разделены). Разрезные картинки с изображением органов чувств: глаза, нос, уши, кожа, пальцы рук. Загадки. Рисунок «Строение глаза». Картинки «Полезно – вредно». Офтальмотренажер и рисунок точечного массажа для глаз.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Нам нужно разделиться на 5 групп. (Учитель раздает детям карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Учащиеся садятся за столы, на которых таблички с номерами групп.)
2. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке здоровья мы продолжаем учиться тому, как вести здоровый образ жизни и что для этого нужно делать. Но сначала давайте повторим материал прошлого урока.
3. Актуализация знаний
Что такое здоровье? (Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.)
– Что значит быть здоровым? (Обладать здоровьем.)
– Для чего нужны уроки здоровья? (Ответы детей.)
4. Разрезные картинки
(Работа рассчитана на 1–2 минуты.)
– У вас на столах конверты, в них – разрезные картинки. Соберите их. Подумайте, обсудите в группе: что на них нарисовано? Выберите того ученика из группы, который будет отвечать.
5. Загадки
– Я буду загадывать загадки. Та группа, у которой картинка с ответом, поднимает руку, называет отгадку и кратко объясняет, для чего это нужно. Остальные ребята слушают. Если согласны – хлопают в ладоши, но только после ответа ученика; если ученик ответил неверно – поправьте его.
- Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.) (Учитель вывешивает картинку языка на доску.)
- У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. (Пальцы.) (Учитель вывешивает картинку пальцев на доску, затем по ходу другие картинки.)
- По бокам моего лица два оконца. Принимают звуки. Звуки разные, прекрасные. (Уши.)
- Меж двух светил я в середине один. (Нос.)
- На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. (Глаза.)
– Что объединяет эти органы?
– Правильно. Это органы чувств. (Выше картинок на доске учитель прикрепляет плакатик с надписью «Органы чувств».) Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его, потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами. Давайте отдохнем.
6. Физминутка
7. Продолжение работы по теме
– Сегодня на уроке мы будем говорить о главнейшем органе чувств. С его с помощью мы получаем до 90% информации. Как вы думаете, что это за орган чувств?
(Если дети затрудняются ответить, предложите им загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят».)
– Правильно! Это глаза!
– Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
– Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыскивает мышь в темноте.
– Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
– Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их форму, величину, цвет.)
– Посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!
– Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д.)
– Каким бывает цвет глаз?
– Как глаза расположены? (Показать рисунок — строение глаза.)
– Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?
– Цветное колечко. Это радужная оболочка, или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг – и человек видит то, на что смотрит.
– Но этот орган чувств, оказывается, и самый уязвимый! Ведь мы постоянно его заставляем работать! В школе мы пишем, читаем, мастерим. Дома сидим за компьютером, телевизором. А потом уроки готовим, опять глаза напрягаем.
– Как же помочь себе? (Ответы детей.)
– Я хочу научить вас простым упражнениям, выполняя которые вы сможете надолго сохранить свои глаза здоровыми.
8. Обучающий тренинг.
а) Работа с офтальмотренажером.
– Этот вид работы по снятию зрительного напряжения мы с вами делаем ежедневно на уроках. И у каждого из вас есть такой тренажер на парте. А вот эти два вида упражнений вы сегодня разучите.
б) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
– Если глаза устали, выполните такие упражнения:
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
- Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
- Посмотрите в окно вдаль одну минуту.
в) Точечный массаж.
– Делается подушечками пальчиков. Видите точки вокруг глаз? Одна непарная, обозначена цифрой 1. Ставим указательный палец у себя между бровями, слегка надавливаем и рисуем столько раз букву О, сколько вам полных лет. (Взрослым – 15 раз). Остальные точки – 2, 3, 4 – парные. Массируем их пальцами обеих рук одновременно.
(Выполнение массажа с помощью учителя.)
– Такие упражнения нужно делать не только во время уроков в школе, но и во время занятий дома, просмотра телепередач, при работе на компьютере.
– А теперь поиграем в игру.
9. Игра «Полезно – вредно».
– Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, а что вредно. (Учитель демонстрирует детям соответствующие рисунки.)
- Читать лежа.
- Смотреть на яркий свет.
- Смотреть телевизор с близкого расстояния.
- Оберегать глаз от ударов.
- Промывать по утрам глаза.
- Тереть глаза грязными руками.
- Читать при хорошем освещении.
– Молодцы, ребята. Вы очень хорошо знаете, что полезно для ваших глаз, а что вредно. Я надеюсь, что теперь вы будете более ответственно относиться к своим глазам. Урок наш подошел к концу, давайте подведем итог.
10. Итог.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Чему научились? Какие упражнения для глаз вам показались более интересными?
– Назовите правила бережного отношения к зрению. (Работаем в группах.)
Примерные ответы детей:
- Умываться по утрам.
- Смотреть телевизор не более 1–1,5 часа в день.
- Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
- Не читать лежа.
- Не читать в транспорте.
- Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.
- При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
- Расстояние от глаз до текста должно быть 30–35 см.
- Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
- Делать гимнастику для глаз.
11. Домашнее задание.
– Делать зрительную гимнастику дома во время просмотра телепередач, при выполнении домашнего задания, при работе на компьютере, чтении художественной литературы.
– Научить родных и близких людей делать физминутки для глаз.
|