В гимназии № 177 был разработан проект «Здоровье». В ходе реализации этого проекта с 2000 по 2005 год:
1. Были определены объективные возможности гимназии в создании системы содействия здоровью школьников;
2. Сформирован комплекс организационного, материально-технического, кадрового, научно-методического, информационного обеспечения проекта:
-
созданы комфортные условия обучения: занятия идут в одну смену; нет переуплотненности в классах; уровень освещенности соответствует гигиеническим требованиям; в кабинетах начальной школы мебель двух уровней роста; 100% детей получают горячее питание, до 5-го класса – двухразовое; организована динамическая перемена для обеда и активного отдыха;
-
создана научно-методическая кафедра «Культура здоровья»;
-
создана система информационного обеспечения проекта «Здоровье»;
-
создана система лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях ОУ;
-
организована работа медицинской службы гимназии (выросло число детей, отнесенных к основной группе здоровья, с 73% в 2000 г. до 82% в 2005 г., число детей с 1-й группой здоровья сохранилось на прежнем уровне);
-
организована работа психологической службы (повышается психологическая культура педагогов, родителей и учащихся, о чем свидетельствует рост числа обращений за консультациями к психологам);
-
организовано обучение субъектов проекта «Здоровье» через целевые курсы (24% учителей), семинары, школы передового педагогического опыта;
-
положено начало системе мероприятий, направленной на расширение резервных возможностей организма учащихся и учителей гимназии;
-
разработаны и внедрены социальные целевые программы, направленные на первичную профилактику зависимостей (в 2003 г. гимназия заняла 2-е место в городском конкурсе по данному направлению); на физическое воспитание детей (в 2 раза выросло число детей, посещающих бассейн, посещение спортивных секций увеличилось с 15% в 2000 г. до 18% в 2005 г., ежегодно растет число детей, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях; количество призовых мест, занятых гимназистами в районных и городских соревнованиях, увеличилось в 2 раза);
-
понизился уровень агрессивности, тревожности учеников; снизилось число детей, стоящих на внутришкольном учете и на учете в ИДН (в 2005 г. менее 1%);
-
разработан механизм стимулирования учеников на сохранение здоровья;
-
расширено число традиционных спортивно-оздоровительных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни.
3. Произошло снижение показателей по ряду заболеваний: почек, вегетососудистой дистонии, нервной системы, лор-заболеваний, заболеваний ЖКТ;
4. У учителей и учащихся гимназии сформировано:
- позитивное отношение к здоровью;
- понятие ценности здоровья;
- представление о принципах здорового образа жизни.
Несмотря на это, сохраняется необходимость совершенствовать деятельность по укреплению здоровья всех членов гимназического сообщества.
- За период с 2000 г. уменьшилось число здоровых детей, поступающих в школу, соответственно, выросло число детей, имеющих отклонения в работе опорно-двигательной системы и органов зрения.
- Общее количество здоровых детей в гимназии составляет 34%.
- Медленно развивается материально-техническая база (с 2000 г. почти не обновлялось оборудование медицинских кабинетов, бассейна, спортзалов).
- Сохраняется острая потребность в кадрах (вакансии медперсонала, тренеров по физкультуре, инструктора по плаванию, учителя ЛФК, работников столовой).
- Ценностные ориентации подрастающего поколения искажаются средствами массовой информации, и зачастую ценность здоровья остается лишь на уровне знаний и представлений.
- Традиционность методик и технологий образования тормозит внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
- Содержание предметов БУП слабо ориентировано на здоровьесберегающую деятельность.
- Потребность в движении у большинства учащихся удовлетворяется на 50% от суточной нормы.
В гимназии имеются все предпосылки для реализации нового проекта «Гимназическое образование без ущерба для здоровья», направленного на создание здоровьесберегающей образовательной среды и рассчитанного на период 2006–2008 гг.
Цель проекта: создать здоровьесберегающую образовательную среду в условиях гимназии, которая бы гарантировала стабильный уровень здоровья гимназистов и учителей.
Задачи:
- Развить кадровое, материально-техническое, информационно-методическое обеспечение в области здоровьесбережения в гимназии.
- Обеспечить переход ценностного предпочтения в отношении здоровья с уровня знания на уровень действия.
Структура проекта:
- Цель и задачи.
- Ожидаемый результат.
- Показатели результативности.
- Показатели эффективности.
- Программа мероприятий.
- Подпрограммы.
- Нормативная база.
- Планируемые расходы.
Проект отличается конкретностью и ясностью перспектив.
Каждая задача имеет ряд контрольных показателей, для которых определены:
текущее значение на 2005 г., плановое значение (минимальное и максимальное)
Программа мероприятий строится в соответствии с задачами
и имеет конкретные сроки и ответственных за исполнение
Как пример работы одного из направлений предлагаем подпрограмму «Культура питания»
Цель: создать в гимназии среду, которая способствовала бы сохранению и укреплению здоровья гимназистов через культуру питания.
Задачи:
- Привести организацию питания в гимназии в соответствие с действующими нормативно-правовыми документами в области общественного питания детей.
- Формировать культуру питания через систему мероприятий по обучению навыкам рационального и оздоровительного питания.
- Совершенствовать санитарный и врачебно-педагогический контроль за соблюдением правил питания и качеством организации питания в гимназии.
|