Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2006

Конкурс

Гимназическое образование без побочных эффектов

В гимназии № 177 был разработан проект «Здоровье». В ходе реализации этого проекта с 2000 по 2005 год:

1. Были определены объективные возможности гимназии в создании системы содействия здоровью школьников;

2. Сформирован комплекс организационного, материально-технического, кадрового, научно-методического, информационного обеспечения проекта:

  • созданы комфортные условия обучения: занятия идут в одну смену; нет переуплотненности в классах; уровень освещенности соответствует гигиеническим требованиям; в кабинетах начальной школы мебель двух уровней роста; 100% детей получают горячее питание, до 5-го класса – двухразовое; организована динамическая перемена для обеда и активного отдыха;
  • создана научно-методическая кафедра «Культура здоровья»;
  • создана система информационного обеспечения проекта «Здоровье»;
  • создана система лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях ОУ;
  • организована работа медицинской службы гимназии (выросло число детей, отнесенных к основной группе здоровья, с 73% в 2000 г. до 82% в 2005 г., число детей с 1-й группой здоровья сохранилось на прежнем уровне);
  • организована работа психологической службы (повышается психологическая культура педагогов, родителей и учащихся, о чем свидетельствует рост числа обращений за консультациями к психологам);
  • организовано обучение субъектов проекта «Здоровье» через целевые курсы (24% учителей), семинары, школы передового педагогического опыта;
  • положено начало системе мероприятий, направленной на расширение резервных возможностей организма учащихся и учителей гимназии;
  • разработаны и внедрены социальные целевые программы, направленные на первичную профилактику зависимостей (в 2003 г. гимназия заняла 2-е место в городском конкурсе по данному направлению); на физическое воспитание детей (в 2 раза выросло число детей, посещающих бассейн, посещение спортивных секций увеличилось с 15% в 2000 г. до 18% в 2005 г., ежегодно растет число детей, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях; количество призовых мест, занятых гимназистами в районных и городских соревнованиях, увеличилось в 2 раза);
  • понизился уровень агрессивности, тревожности учеников; снизилось число детей, стоящих на внутришкольном учете и на учете в ИДН (в 2005 г. менее 1%);
  • разработан механизм стимулирования учеников на сохранение здоровья;
  • расширено число традиционных спортивно-оздоровительных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни.

3. Произошло снижение показателей по ряду заболеваний: почек, вегетососудистой дистонии, нервной системы, лор-заболеваний, заболеваний ЖКТ;

4. У учителей и учащихся гимназии сформировано:

  • позитивное отношение к здоровью;
  • понятие ценности здоровья;
  • представление о принципах здорового образа жизни.

Несмотря на это, сохраняется необходимость совершенствовать деятельность по укреплению здоровья всех членов гимназического сообщества.

  • За период с 2000 г. уменьшилось число здоровых детей, поступающих в школу, соответственно, выросло число детей, имеющих отклонения в работе опорно-двигательной системы и органов зрения.
  • Общее количество здоровых детей в гимназии составляет 34%.
  • Медленно развивается материально-техническая база (с 2000 г. почти не обновлялось оборудование медицинских кабинетов, бассейна, спортзалов).
  • Сохраняется острая потребность в кадрах (вакансии медперсонала, тренеров по физкультуре, инструктора по плаванию, учителя ЛФК, работников столовой).
  • Ценностные ориентации подрастающего поколения искажаются средствами массовой информации, и зачастую ценность здоровья остается лишь на уровне знаний и представлений.
  • Традиционность методик и технологий образования тормозит внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
  • Содержание предметов БУП слабо ориентировано на здоровьесберегающую деятельность.
  • Потребность в движении у большинства учащихся удовлетворяется на 50% от суточной нормы.

В гимназии имеются все предпосылки для реализации нового проекта «Гимназическое образование без ущерба для здоровья», направленного на создание здоровьесберегающей образовательной среды и рассчитанного на период 2006–2008 гг.

Цель проекта: создать здоровьесберегающую образовательную среду в условиях гимназии, которая бы гарантировала стабильный уровень здоровья гимназистов и учителей.

Задачи:

  1. Развить кадровое, материально-техническое, информационно-методическое обеспечение в области здоровьесбережения в гимназии.
  2. Обеспечить переход ценностного предпочтения в отношении здоровья с уровня знания на уровень действия.

Структура проекта:

  1. Цель и задачи.
  2. Ожидаемый результат.
  3. Показатели результативности.
  4. Показатели эффективности.
  5. Программа мероприятий.
  6. Подпрограммы.
  7. Нормативная база.
  8. Планируемые расходы.

Проект отличается конкретностью и ясностью перспектив.

Каждая задача имеет ряд контрольных показателей, для которых определены: текущее значение
на 2005 г., плановое значение (минимальное и максимальное)

Программа мероприятий строится в соответствии с задачами и имеет конкретные сроки и ответственных за исполнение

Как пример работы одного из направлений предлагаем подпрограмму «Культура питания»

Цель: создать в гимназии среду, которая способствовала бы сохранению и укреплению здоровья гимназистов через культуру питания.

Задачи:

  1. Привести организацию питания в гимназии в соответствие с действующими нормативно-правовыми документами в области общественного питания детей.
  2. Формировать культуру питания через систему мероприятий по обучению навыкам рационального и оздоровительного питания.
  3. Совершенствовать санитарный и врачебно-педагогический контроль за соблюдением правил питания и качеством организации питания в гимназии.

 

Татьяна Дядюн