Планируя здоровьесберегающую
деятельность школы, администрации
не стоит предлагать коллективу готовую схему действий.
Чужой план часто
вызывает желание
его «обойти». Чтобы здоровьесберегающая деятельность
взяла старт,
в планирование
должен быть включен весь коллектив школы (администрация,
педагоги-
предметники,
классные руководители, медперсонал,
технический
персонал,
представители
родительского
комитета).
Споры могут быть жаркие, но если
в итоге удалось
прийти к единому мнению, то появляется реальная возможность создать
здоровьесберегающее пространство школы
Притча об экономии воды
Начните педсовет с притчи:
В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал указ «Об экономии воды». Указ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали указ.
В тот же день с наступлением сумерек напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что воды в пересыхающем озере осталось совсем мало.
Владыка сильно разгневался и приказал организовать слежку за нарушителями указа, арестовать и казнить их. В течение следующей ночи несколько человек были арестованы и утром при большом стечении народа обезглавлены на городской площади.
Ночью горожане опять вышли на поливку, но при этом выставили дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля, город был обречен на вымирание.
В другой восточной стране также случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Он сообщил об истощении запасов воды в озере и предложил вместе искать пути выхода из создавшегося положения. После многочасовых споров, крика и легкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили: «Ограничить полив личных участков двумя днями в неделю».
Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желаемые плоды: люди ограничили полив и действовали так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.
Спросите участников педсовета: «Почему я зачитал(а) вам эту притчу?» – или сразу сообщите, что перед ними сегодня стоит важная задача – и вы надеетесь, что коллегиально принятые решения будут охотнее выполняться, чем спущенные сверху директивы.
Предложите участникам педсовета запастись тетрадями (листами бумаги) и ручками.
Предполагаемая работа разбита на отдельные пронумерованные этапы.
1. Предложите участникам педсовета ситуацию:
Ваш сын (дочь, внук) по семейным обстоятельствам (например, переезд в другой район, город) меняет школу.
Каким Вашим требованиям должна эта новая школа соответствовать, чтобы вы поверили, что школа работает в здоровьесберегающей традиции?
Сделайте записи в тетради и будьте готовы их озвучить.
Работаем 5 минут.
По мере озвучивания высказываний участниками педсовета записывайте их на доске (записывайте ВСЕ, даже самые «нелепые»). Это займет 10–15 минут времени.
ВАШИ ТРЕБОВАНИЯ
(предполагаемые ответы):
- В школе дети мало болеют (пропуски учащихся по болезни).
- Индивидуальный подход к детям (дифференциация в образовательном процессе).
- Оздоровительный характер учебно-воспитательного процесса (требуйте расшифровки): педагоги не используют метод принуждения и пр.
- Наличие в школе врача-специалиста (например, лор-врач)
В итоге вы получаете критерии деятельности школы, имеющей здоровьесберегающее пространство.
Не стирайте с доски эти записи, они будут необходимы при работе на следующем этапе.
2. Далее спросите:
Что в нашей школе (в которой вы работаете) из перечисленного не может быть реализовано и почему (причина)?
- Отсутствие денег (финансирования) – Д.
- Отсутствие кадров – К.
- «Плохие» родители – Р.
- Некомпетентная администрация – А; и т.п.
Проставьте предложенные сокращения (Д, К, Р, А и т.п.) против высказываний, полученных в результате выполнения этапа 1.
3. Анализ 1-го и 2-го этапов укажет пути решения проблем.
Например:
4. Попросите участников педсовета:
Составьте перечень 10 главных дел администрации школы, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, учителей и персонала школы. Проранжируйте их.
Отведите на выполнение задания 5 минут.
Оставьте выполнение этого задания без оглашения и перейдите к 5-му этапу.
5. Попросите участников педсовета сделать записи в тетради, ответив на вопросы:
а) что я могу сделать для создания здоровьесберегающей среды в школе?
Отведите на выполнение задания 5 минут.
Через 5 минут попросите рядом с пунктами полученного перечня отметить знаком «+»:
б) что я уже делаю?
Это займет еще 2 минуты.
В итоге должно получиться (пример):
6. После выполнения 4-го и 5-го этапов объедините участников обсуждения в микрогруппы по 5–6 человек.
Предложите обсудить в микрогруппе записи каждого участника и составить сводные списки по предложенным темам (т.е. темы 4-го и 5-го этапов работы).
Далее каждое предложение (идею) необходимо записать фломастером на листе бумаги (формат А4) и расположить на доске (приклеить скотчем, использовать магниты).
Дайте время всей группе на ознакомление с получившимся перечнем.
Предложите посовещаться внутри микрогрупп и решить, какие из предложенных решений:
а) самые важные;
б) быстро выполнимые
(выбор а) или б) зависит от целей педсовета).
Попросите делегата от каждой микрогруппы подойти к доске и поставить фломастером значок (например, «+») на трех самых понравившихся микрогруппе высказываниях.
Итог. Высказывания, получившие большее количество плюсов, – это приоритетные направления педколлектива, которые он способен выполнять или ставить как реальные задачи на будущее.
По итогам педсовета, проведенного в такой форме, можно приступать к планированию. План будут выполнять с большим рвением, ведь к полученным решениям пришли в результате совместной деятельности.
Примечание. Если работа не удалась, не отчаивайтесь. Отрицательный результат – тоже результат.
Предложите педагогам провести аналогичные мини-педсоветы отдельно для начальной и для старшей школы. Причина вашей неудачи может быть в том, что общий педсовет объединяет слишком много народа, организационно с большим количеством участников просто трудно справиться. Или педагогический коллектив не умеет слаженно работать. Или в педколлективе существуют глубокие разногласия. Или в коллективе работают люди, имеющие диплом пединститута, но, по сути, далекие от педагогики. Последняя причина – повод скорректировать педагогический состав школы!
По предложенной методике можно поработать с родителями (родительские собрания), со старшеклассниками (классный час). Кстати, старшеклассники часто предлагают нестандартные, оригинальные идеи.
Если педагоги вашей школы ранее не работали в тренинговой технологии, на сегодняшнем педсовете вы (может быть, неосознанно) показали и обучили их этому. Думающий педагог обязательно увидит в этом типе общения с аудиторией рациональное зерно и начнет применять эту методику на своих уроках, отбросив авторитарный стиль общения с учениками. А это значит, что уроки этого педагога станут здоровьесберегающими!
* Программа «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения» легла в основу курсов повышения квалификации работников образования, которые проводит Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ).
Тел. 8-499-740-52-48;
e-mail: mhpi@mhpi.ru
|