Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2006

Из первых рук

Среда формирует творца

Казалось бы, что общего между состоянием здоровья детей и архитектурой? На самом деле эти области тесно связаны. Человек рождается, растет и живет в среде, обустроенной руками архитектора и строителя

Школа завтрашнего дня

Среда, благоприятная для здоровья, образования и воспитания детей, начинается с создания материальной базы. Детские сады и ясли, школы, дома творчества, библиотеки, театры, загородные базы отдыха, стадионы, детские поликлиники и больницы и многие другие объекты, где проходит жизнь детей, функционально почти полностью совпадают с аналогичными «взрослыми» сооружениями, но имеют свою специфику. «У детей свои потребности, своя психология, свои взаимоотношения, свои особенности организма, которые необходимо знать и учитывать при проектировании и строительстве», – подчеркнул президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Александр Кудрявцев на объединенной научной сессии российских академий наук. Он отметил, что необходимо создавать новые строительные стандарты на здания и сооружения для детей.

«В Москве архитекторы и строители уже работают по новым нормативам, – рассказал заместитель главного архитектора Москвы академик РААСН Юрий Григорьев. – Мы отказались от строительства панельных школ, от этих карточных домиков с определенным шагом, жестко диктующих планировку внутренних помещений. Школа – это не типовое жилье, а культурный центр, который должен иметь свои особенности». Теперь здания детских образовательных учреждений строятся сборно-монолитными. Новые нормы строительства предусматривают увеличение всех площадей на 30–40%, свободную планировку, систему зонирования и появление новых функциональных помещений, которых не было раньше. Школьные здания функционально делятся на блоки: помещения для младших, средних и старших классов, балетный зал, зимний сад, компьютерные классы, эксплуатируемые кровли, спортивные сооружения. Стадионам зодчие предпочитают спортивные площадки меньшего размера и увеличенные параметры спортблоков. К концу этого года в Москве будет построено 20 школ по новому проекту, а в 2007 году – еще 32.

В 90-е годы прошлого века, при сильном спаде рождаемости, почти все здания детских дошкольных учреждений были распроданы. Сейчас демографическая ситуация в Москве улучшается, и строительство детских садов стало насущной необходимостью. В 2006 году сданы 100, а в 2007-м построят 70 новых детских садов. По старым нормам на одного ребенка отводилось 11 кв. м полезной площади. Современные нормы предусматривают по 16 кв. м на человека и набор новых помещений (отдельную столовую, спортблок, небольшой бассейн, медицинский блок, комнату для дошкольных занятий), а во дворах вместо участков с навесами – спортивные зоны под крышей. Все это вполне соответствует европейским стандартам.

Строим и перестраиваем

Реконструкция существующего фонда зданий детских образовательных учреждений – это отдельная программа. В Москве всего 1500 школ, износ некоторых зданий достиг критического уровня. «Видавшие виды» школы и детские сады будут модернизироваться и переоснащаться – к ним пристроят блоки для младших классов, бассейны, спортзалы...

Особое внимание архитекторы обратили на сооружения, где дети могли бы проводить время после школы. Современные проекты предусматривают перекрытие внутренних дворов, чтобы там можно было играть и проводить спортивные мероприятия.

В столице создана собственная система нормативных документов, но должны быть и региональные строительные нормативы, которые бы учитывали местные условия. Сегодня нужно проектировать многофункциональные школьные комплексы, способные трансформироваться в зависимости от изменений в учебном процессе. Такие сооружения уже есть, например, новые школьные комплексы в Иркутске (автор – член-корреспондент РААСН Е.И. Григорьева), общеобразовательная школа на ул. Щепкина и школа искусств в Выхино в Москве (автор – академик РААСН К.С. Шехоян).

Спорт уйдет под крышу

Меняются также нормативы для детских спортивных сооружений. Строители и архитекторы учитывают все: технологию, градостроительные особенности и цели – массовые занятия общедоступным спортом или подготовка профессиональных спортсменов.

Спортом занимаются вне зависимости от сезона, спортивные объекты востребованы круглогодично. Поэтому, а также с учетом нашего климата и неблагоприятных экологических условий (кислотные дожди и пр.) спорт уходит под крышу. До 2008 г. Москва получит 2,5 млн кв. м крытых спортивных сооружений. Планируется построить 49 новых детско-юношеских спортивных школ с бассейнами (по две ванны), катками, большими залами. И еще – школы олимпийского резерва. А после уроков школьными спортивными сооружениями смогут пользоваться все желающие.

Красота должна быть безопасной

При проектировании зданий для детей важнейшим вопросом остается безопасность. И хотя статистика показывает, что за последние три года количество пожаров в школах сократилось на треть, а число пострадавших уменьшилось в четыре раза, проблемы безопасности по-прежнему остаются актуальными. Это создает архитектору дополнительные трудности. О чем он думает, проектируя школу? Чтобы можно было уследить, не вошел ли в нее чужой, чтобы здание не загорелось, а если уж это случилось, чтобы дети смогли его быстро покинуть… Тут уж не до красоты. Старые противопожарные правила перекрывают любое новаторство в архитектуре, считают специалисты, они уверены, что пришла пора модернизировать и нормы пожарной безопасности.

Также нуждаются в усовершенствовании научное прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций, технологии проведения аварийно-спасательных работ, подготовка специалистов и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и многое другое.

Системы безопасности не должны ломать образовательный процесс. Необходим новый этап в обеспечении безопасности как самого человека, так и образовательных учреждений в целом. Речь идет о разработке концепции безопасности объектов системы образования, программы предупреждений и защиты от чрезвычайных и кризисных ситуаций. И все это – в рамках федеральной целевой программы «Безопасность образовательных учреждений на 2006–2010 гг.».

***

Мощным воспитательным средством всегда считалось эстетическое просвещение, качество окружающей среды в процессе образования и воспитания.

Ребенок рождается творцом и начинает свою сознательную жизнь с попыток освоения окружающего пространства. Его первые игрушки – кубики, с помощью которых он воспроизводит виденное. Его неумелые, на взгляд взрослых, рисунки, которыми он «покрывает» все вокруг, безусловно, можно рассматривать как шалость. Но можно и как начало творчества.

Древние греки были уверены, что человек становится человеком только через творчество. Здания для детей: детские сады, школы, стадионы, клубы – даже своим внешним обликом должны располагать к свободному мышлению, к полету фантазии, к творчеству.

 

Нина Семина