Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2006

Курсы повышения квалификации

Психофизическая тренировка – новая технолгоия укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях

Педагогический университет «Первое сентября»

Курс лекций

Учебный план курса

ЛЕКЦИЯ 7
Психофизическая тренировка для подростков с нарушениями зрения

Актуальность этой лекции связана с высоким распространением нарушения зрения у детей школьного возраста. При этом распространенность легкой миопии и спазма аккомодации у пяти-, восьмиклассников почти вдвое превышает соответствующий показатель у учеников 1–3-х классов. Наши педагоги проводят специальные физкультминутки для глаз практически только в начальной школе. В то время как в других странах мира (США, Японии, Китае) проблемы со зрением у детей побудили медиков разработать специальные программы тренировки зрения в школах.

Состояние зрения неразрывно связано с общим состоянием организма ребенка. Арнольд Гезелла говорил: «Зрение – это не особая, изолированная функция. Это процесс, в котором участвует весь человеческий организм. Ребенок видит всем своим существом; зрение полностью интегрируется в его общую систему действий – это его манера держаться, его ловкость и его координация, его интеллект и его личность».

За последние 20 лет идея фитнеса покорила мир. Нам подробно рассказали, какую пользу мы извлечем для своего здоровья и для качества жизни в целом, если будем заниматься аэробикой, растягиванием, силовыми тренировками мышц, йогой и пользоваться другими оздоровительными системами. Интенсивно занимаясь, мы оценили, насколько это полезно для нашего самочувствия. Но не странно ли, что, уделяя столько внимания нашему телу, мы полностью игнорируем состояние нашего зрения? Возможно, это происходит из-за устаревшего представления, что зрение, если уж оно ухудшилось, никогда вновь не станет хорошим. Наша лекция посвящена тому, чтобы убедить себя, а следовательно, и наших учеников в том, что благодаря тренировкам глаз хорошее зрение – столь же достижимая цель, как и красивая фигура благодаря тренировкам тела.

Как функционирует глаз

На рисунке 1 представлена схема строения глаза.

Рис. 1. Схема строения глаза

Роговица – это прозрачная оболочка, расположенная в передней части глазного яблока. Она не только защищает глаз, но и служит линзой, где преломляются попадающие в глаз лучи света.

Радужка, окрашенная в разные цвета, расположена за роговицей. В радужке находятся мышцы, которые изменяют величину зрачка, и в зависимости от этого в глаз попадает большее или меньшее количество света. В условиях слабой освещенности радужка сокращается и расширяет зрачок, позволяя большему количеству света попадать в глаз, а при хорошем освещении радужка расслабляется и сокращает зрачок, чтобы в глаз попадало меньше света.

Черный зрачок – это круглое отверстие в центре радужки, через которое в глаз проникает свет.

Через зрачок свет попадает на хрусталик – прозрачное эластичное тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик меняет свою форму, фокусируя изображение предмета на сетчатке.

Хрусталик специальной связкой соединен с цилиарной мышцей, располагающейся широким кольцом позади радужки. С помощью этой мышцы хрусталик меняет свою форму – становится более или менее выпуклым и, соответственно, сильнее или слабее преломляет попадающие в глаз лучи света. Эта мышца напрягается, чтобы придать хрусталику выпуклую форму при чтении или рассматривании предметов на близком расстоянии, и расслабляется, делая хрусталик плоским или даже вогнутым, чтобы хорошо видеть вдаль.

Прежде чем лучи света достигнут сетчатки, они проходят через стекловидное тело – прозрачную желеобразную массу, заполняющую глазное яблоко.

Наконец свет достигает сетчатки, которая является тонкой оболочкой, выстилающей внутреннюю поверхность глаза. Она содержит светочувствительные клетки, названные по их форме палочками и колбочками. Нервные волокна, отходящие от этих клеток, собираются вместе и образуют зрительный нерв, который направляется в головной мозг. Сетчатка передает через него информацию в головной мозг, где изображение трансформируется таким образом, чтобы мы понимали, что видим. Для того чтобы можно было различать детали предмета, необходимо, чтобы его изображение попало на область желтого пятна сетчатки, расположенную прямо против зрачка. Центральный участок желтого пятна является местом наилучшего видения.

Внешние мышцы глаза

Существует шесть больших мышц, расположенных с внешней стороны глазного яблока. Четыре прямые мышцы прилегают к внешнему слою глазного яблока с четырех сторон приблизительно на одинаковом расстоянии друг от друга. Две косые мышцы образуют почти замкнутый круг вокруг середины глазного яблока (см. рис. 2).

Рис. 2. Схема мышц, окружающих глаз

Эти мышцы ответственны за изменение формы глаза, что необходимо для изменения фокуса при переводе взгляда с близких предметов на далекие. Они также позволяют менять направление взгляда.

Прямые и косые мышцы глаза действуют в разных направлениях. Косые мышцы облегают глаз по бокам, и когда они напрягаются, глазное яблоко удлиняется, чтобы видеть близко расположенные предметы. Прямые мышцы, тянущиеся от роговицы, напрягаясь, делают глаз более коротким, чтобы видеть вдаль. Глаз сокращается, чтобы видеть далеко, и удлиняется, чтобы видеть близко, как мы регулируем окуляры в бинокле.

Неправильная работа косых мышц создает близорукость. Прямые мышцы ответственны за возникновение астигматизма и дальнозоркости.

Основные нарушения зрения

Основные нарушения зрения связаны с неправильным преломлением лучей света в глазу.

Когда лучи света преломляются не точно на сетчатке, а немного впереди или позади нее, человек видит не четкое и ясное, а расплывчатое или искаженное изображение.

Одна из причин плохого зрения заключается в напряженных глазных мышцах, которые не дают глазу достаточно расслабиться, чтобы автоматически перефокусироваться с близкого расстояния на далекое или наоборот. Через какое-то время напряженные мышцы могут фактически изменить роговицу и глазное яблоко таким образом, что они больше не могут принимать совершенно круглую форму. В то же время противодействующие мышцы становятся такими слабыми, что не могут устранить эту ситуацию.

Человек, в глазу которого неправильно преломляется свет, потерял гибкость глазных мышц и способность их координировать. Даже если форма глаза изменилась, это состояние обратимо!

Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения

Близорукость

Близорукий человек может свободно читать и заниматься работой, находящейся близко к глазам, но не может прочитать буквы на проверочной таблице, которая находится на расстоянии 6 метров от глаз (см. рис. 3).

Рис. 3. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения

Близорукий человек не имеет проблем с чтением – его глаз удлиняется таким образом, что изображение падает непосредственно на сетчатку. Когда он пытается смотреть вдаль, его глазное яблоко остается удлиненным, и лучи света, проникая в него, фокусируются в точке перед сетчаткой.

Исследования показали тесную связь между появлением близорукости и чтением или другими занятиями, когда работа слишком приближена к глазам. Ученые доказали также, что, даже просто приобретя способность расслаблять цилиарную мышцу, человек может значительно снизить близорукость.

Дальнозоркость

Человек с таким зрением хорошо видит вдаль, но ему трудно сфокусировать взгляд при чтении.

Он легко читает проверочную таблицу, потому что его глаз достаточно короток, чтобы хорошо видеть вдаль. Но когда он вблизи смотрит на страницу книги, его глаз не удлиняется, как нужно, проникающие в него лучи света фокусируются в точке позади сетчатки, изображение кажется расплывчатым.

Причина такого явления:

  • прямые мышцы глаза не способны достаточно расслабляться, в результате глаз остается слишком коротким;
  • цилиарная мышца не способна сокращаться достаточно, чтобы придать хрусталику изгиб, необходимый для того, чтобы получить четкий фокус.

Астигматизм

Астигматизм – наиболее часто встречающееся отклонение при преломлении лучей света в глазу. Он бывает у 90% людей. Просто астигматизм, нуждающийся в исправлении, обычно связан с близорукостью.

Ни один глаз не имеет совершенной формы шара. Но глаз, который видит отлично, имеет гладкую, круглую роговицу. Она сводит лучи света вместе так же, как лупа фокусирует луч солнечного света.

Астигматизм возникает, когда прямые мышцы глаза растягиваются неравномерно, заставляя роговицу искривляться неодинаково по всей поверхности. Это неравномерное искривление заставляет часть проникающих в глаз лучей фокусироваться перед сетчаткой, а часть – позади нее. Поэтому изображение получается искаженным и расплывчатым. При этом, расслабляя глаз, можно уменьшить астигматизм.

Итак, мы можем сделать вывод: нарушение преломления света в глазу чаще всего связано с нарушением работы глазных мышц.

Не случайно известный окулист доктор Бейтс сказал: «Близорукость и дальнозоркость не являются постоянным, непоправимым недостатком, обусловленным неизменной формой глазного яблока. Эта форма может меняться под воздействием многих факторов, в частности напряжения мышц. Если глазное яблоко не меняет свою форму, то только потому, что эти мышцы затвердели, находясь в состоянии постоянного напряжения, или стали дряблыми в отсутствие тренировки и не работают так, как нужно».

Основные причины нарушения зрения

  1. Неподвижный образ жизни – гиподинамия. Детренированность мышц глаза чаще всего является результатом детренированности мышц всего нашего тела.
  2. Неправильная гигиена чтения: плохое освещение рабочего места, книга или монитор компьютера, слишком близко расположенные от глаз.
  3. Неправильная осанка. Качество нашего зрения и осанка меняются одновременно. Сутулость заставляет ребенка слишком низко склоняться над рабочим столом, провоцируя развитие близорукости. Асимметричная осанка заставляет один глаз напрягаться больше, чем другой, и также способствует нарушению зрения.
  4. Злоупотребление очками с затемненными линзами. Наша радужка устроена так, чтобы, сужаясь, блокировать доступ слишком большого количества света в глаза. Постоянное ношение очков с затемненными линзами детренирует радужку, способствуя ухудшению зрения.
  5. Курение. Ученые установили, что для тех, кто курит, риск получить атрофию сетчатки в два с половиной раза выше, чем для некурящих. Кроме того, среди курильщиков более высокий риск развития катаракты. Это связано с постоянным спазмом мелких сосудов, который неизбежно возникает во время курения.
  6. Неправильное питание. Необходимо чаще есть продукты, содержащие питательные вещества, обнаруженные в желтом пятне сетчатки; бета-каротин, лютеин, витамины С и Е, селен, цинк, медь. К ним относятся:
    – темные покрытые листвой зеленые овощи типа шпината и капусты;
    – апельсины, черная смородина, плоды шиповника, ягоды рябины, перец, салат, капуста, картофель;
    – морковь и помидоры;
    – продукты, богатые витамином А (он обеспечивает зоркость в темноте): яичный желток, печень морского окуня, трески, палтуса; листья петрушки, морковь, томаты, перец, свекла, абрикосы.
    Следует помнить, что при напряженной зрительной работе потребность в витамине А значительно возрастает!
    – продукты, богатые витамином В2 (рибофлавин): дрожжи, черный хлеб, сыр, рыба. Этот витамин обеспечивает прозрачность роговицы.
  7. Седьмая причина наиболее характерна для нашего времени, и имя ее – компьютер. Наши глаза устроены так, чтобы мы могли смотреть вдаль. Исторически этот тип зрения был необходим для ориентации в пространстве, поиска пищи и ремесленных работ. Кроме того, наши глаза постоянно находятся в движении – все время меняется аккомодация, то есть перенастройка зрения с ближнего расстояния на дальнее. Глаза приспосабливаются к постоянно изменяющейся яркости освещения (адаптация), например, на солнце, в тени, на открытом воздухе, в помещении, в сумерках или в темноте.

При работе за компьютером глаза подвергаются особенному напряжению, которое противоречит естественному зрению. Из-за того, что глаза в течение длительного времени смотрят в определенном направлении и на определенное расстояние, взгляд становится неподвижным. Естественное движение глаз сокращается, область зрения сужается.

Во время работы за экраном монитора уменьшается мигание. При нормальном зрении глаза закрываются около 20–25 раз в минуту, при работе за монитором – только 1–2 раза в минуту. Сокращение миганий приводит к высыханию тонкого слезного слоя и за счет этого – к снижению слезовыделения и недостаточному смазыванию. Возникает раздражение конъюнктивы, роговой оболочки глаза, появляются типичные глазные недуги: покраснение, сухость, зуд.

Познакомившись с основными причинами нарушения зрения у школьников, перейдем к вопросу об основных принципах сохранения хорошего зрения, сделав особый акцент на психофизических тренировках.

Психофизическая тренировка для улучшения зрения

Динамические упражнения аэробного характера. Они укрепляют организм и активизируют все его функции, в том числе повышают работоспособность цилиарной мышцы и укрепляют склеру глаза. Не случайно у подростков, занимающихся спортом с применением нагрузок умеренной интенсивности (бег, плавание, лыжи), значительно реже регистрируется близорукость.

Кроме того, аэробные нагрузки хорошо восполняют дефицит двигательной активности, который тоже является причиной ухудшения зрения.

При построении динамических композиций для подростков с нарушениями зрения важно учитывать следующие методические приемы:

  • исключить упражнения, которые могут вызвать значительное изменение внутриглазного давления (прыжки, резкие повороты головы и наклоны туловища);
  • выбрать медленный и средний темп выполнения упражнений;
  • не использовать сложные в координационном плане упражнения, т.к. они требуют хорошей пространственной ориентации, не всегда достаточно развитой у детей с нарушениями зрения.

Статические (изометрические) упражнения. Медленные и плавные статические упражнения дают человеку возможность расслабить глаза, «затуманить» взгляд.

Статические упражнения хорошо тренируют равновесие и координацию. При выполнении упражнений в изометрическом режиме можно целенаправленно усилить приток крови к голове и глазам, улучшая их снабжение кислородом и питательными веществами.

Не стоит упускать из вида и такой важный факт, что статические упражнения формируют хороший мышечный корсет, который помогает держать спину совершенно прямой даже при долгой зрительной работе.

Примерный комплекс статических упражнений

Разминка

Встаньте ногами на пол так, чтобы внешние края стоп были параллельны. Постарайтесь равномерно распределить вес тела на носок и пятку. Плотно прижмите стопы к полу, опираясь на их внешние края. Ногами потянитесь вверх, напрягая мышцы передней поверхности бедра и подтягивая вверх коленные чашечки. Напрягите ягодичные мышцы – это обеспечивает максимальную опору всему позвоночнику. Напрягите мышцы брюшного пресса. Поднимите грудную клетку, почувствуйте, как при этом растягиваются мышцы спины в стороны от позвоночника, как грудная клетка «раскрывается».

Свободно опустите плечи. Расслабьте руки. Пусть плечи сами опускаются под тяжестью рук. Постарайтесь вытянуть шею вверх, не поднимая и не опуская подбородок.

Постарайтесь расслабить мышцы глаз. Для этого свободно опустите глазные яблоки и сосредоточьте взгляд в одной точке под углом 45 градусов к поверхности пола. «Затуманьте» взор, успокойтесь.

Почувствуйте, что все тело стало упругим и легким, дыхание – свободным и ровным. Мы начинаем наш комплекс медленных и плавных упражнений.

Удерживаем равновесие

Это упражнение помогает успокоиться, сосредоточиться, особенно после напряженного рабочего дня. Во время выполнения старайтесь сохранять вытянутое положение позвоночника. Смотрите прямо, не напрягая глаз.

Итак, начнем. Согните правую ногу и, помогая себе одной или обеими руками, поставьте правую ступню пальцами вниз на внутреннюю поверхность левого бедра как можно выше. Разведите руки в стороны на уровне плеч, потянитесь ими в стороны. Удерживайте равновесие. Сделайте глубокий вдох... и на выдохе... вернитесь в положение прямо. Повторите это упражнение, стоя на другой ноге.

Согните левую ногу и, помогая себе руками, поставьте левую ступню пальцами вниз на внутреннюю поверхность правого бедра как можно выше. Разведите руки в стороны на уровне плеч, потянитесь ими в стороны. Удерживайте равновесие... Сделайте глубокий вдох... и на выдохе... вернитесь в и.п., стоя прямо.

Наклон вперед

Это упражнение снимает напряжение с шеи, плеч, глазных мышц. Оно усиливает приток крови и кислорода к глазам и головному мозгу.

Итак, мы стоим прямо, руки и плечи расслаблены. Широко расставьте ноги в стороны, большие пальцы ног направлены вперед. Ладони согнутых в локтях рук положите на бедра. На выдохе тянитесь вперед и вниз, сгибаясь только в тазобедренных суставах. Ноги и спина прямые. Продолжайте растягиваться в наклоне вперед, пока не коснетесь руками пола перед собой. Свободно опустите голову между руками, дышите спокойно, ровно... а затем на вдохе медленно вернитесь в исходное положение.

Диафрагмальное дыхание

Упражнение увеличивает концентрацию кислорода в крови, тонизирует организм. Очень полезно для тренировки дыхания, концентрации внимания и созерцания.

Встаньте на колени. Голени и ступни вместе. Сядьте на пятки так, чтобы ноги от кончиков пальцев до колен касались пола и на них приходилась вся тяжесть тела. Колени держатся вместе. Голова, шея, туловище образуют одну прямую линию.

Сосредоточим внимание на дыхании. Делаем вдох – выдох, втягивая при этом живот. Вдох – живот «надувается». Выдох – живот втягивается. Еще раз: вдох – живот вперед, выдох – живот втягивается.

Надувание щек

Это упражнение устраняет напряжение глаз и всех лицевых мышц; стимулирует дыхание; устраняет неподвижность взгляда.

Итак, мы удобно сидим на полу. Наберите в щеки воздух. Погоняйте воздушный шарик во рту туда-сюда. Затем медленно выпустите воздух. Опять надуйте щеки – погоняйте воздух – выпустите его. Повторите упражнение несколько раз.

Постукивание вокруг глаз

Упражнение стимулирует кровоснабжение глаз; стимулирует слезотечение; способствует расслаблению мышц глаз.

Встряхните руками, расслабьте пальцы и запястья. Легко и без напряжения постукивайте кончиками пальцев по поверхности костей, расположенных вокруг глаз. Действуйте мягкими нажатиями, продвигаясь от носа к вискам. Затем очень мягко разгладьте область вокруг глаз. Дышите ровно, спокойно. Улыбайтесь!

Открываем глаза

Это упражнение хорошо помогает расслабить лицевые и глазные мышцы; стимулирует образование слезной жидкости.

Согните расслабленные руки и поднимите их перед грудью, сожмите ладони в кулак. Закройте плотно глаза и сожмите губы.

Разожмите кулаки, растопырьте пальцы, ладони кверху. Одновременно с этим широко откройте глаза и рот.

Опять закройте ладони, глаза и рот. Снова и снова открывайте и закрывайте их. Повторите это упражнение несколько раз.

Опрокинутая восьмерка

Упражнение координирует работу полушарий головного мозга; расслабляет мышцы глаз; снимает напряжение с мышц шеи и плеч; успокаивает и концентрирует.

Мы сидим на полу. Представьте себе, что у вас на носу есть волшебный карандаш. Нарисуйте этим карандашом в воздухе опрокинутую восьмерку. Всегда начинайте с середины и двигайтесь налево вверх – это стимулирует работу правого полушария головного мозга. Движения должны быть по возможности закругленными и гармоничными. Рисуйте с открытыми глазами, а потом – с закрытыми.

Представьте себе разноцветную восьмерку и скопируйте эти линии в воображении толстой и пестрой кистью. Изменяйте цвет и продолжайте рисовать плавными движениями.

Через некоторое время, прищурившись, откройте глаза.

Расширение поля зрения

Это упражнение стимулирует периферическое зрение.

Удобно сидя на полу, расслабленно посмотрите вдаль. Дышите глубоко, спокойно, ровно. Вытяните руки перед грудью, поместите оба указательных пальца, вытянутых в вертикальном направлении, на расстоянии около 30 см перед глазами. Медленно разведите кисти в стороны. Почувствуйте движение рук и одновременно с этим смотрите на все, что находится в поле зрения между пальцами. Разводите руки в стороны до тех пор, пока вы сможете их видеть. Немного пошевелите пальцами и глубоко вздохните.

Затем медленно верните пальцы в исходное положение.

Повторите упражнение несколько раз. Почувствуйте, как с каждым разом ваши руки раздвигаются немного дальше и как расширяется поле вашего зрения!

Тромбоны

Это упражнение приводит в движение хрусталик; расслабляет цилиарную мускулатуру; развивает способность к аккомодации, настройке зрения при переходе с близкого расстояния на далекое.

Сядьте прямо и займите удобное положение. Закройте правый глаз правой ладонью. Рука должна быть совершенно расслаблена, а глаз открыт. Левую руку расслабьте и вытяните перед туловищем. Посмотрите левым глазом на левую ладонь. Сконцентрируйте взгляд на линии руки, кольце или каком-нибудь другом заметном участке ладони. Теперь поднесите левую руку к левому глазу, а потом обратно. Движение должно становиться все медленнее.

Передвижение руки от глаза на исходную позицию должно проходить немного по наклонной к воображаемой прямой, продолжающей линию носа. Вы заметите, что четко видите только в течение нескольких мгновений. Не задумывайтесь об этом. Взгляд и не может так быстро перестроиться с одного расстояния на другое. Вы просто стимулируете к этому глаза.

Через некоторое время выполните это упражнение для другой руки и другого глаза. Каждый раз, когда вы убираете руку от закрытого глаза, обратите внимание, что ощущает этот глаз – то же, что другой? Видит ли глаз лучше? Запомните эти ощущения.

Быстрое расслабление глаз

Упражнение расслабляет все лицевые мышцы; снимает напряжение с глазных мышц; стимулирует образование слезной жидкости.

Это упражнение можно выполнять в любое время, когда вам нужно восстановить силы.

Итак, мы удобно сидим (на полу, на стуле и т.д.). Нахмурьте лоб, сморщите нос. Плотно сожмите веки и напрягите все лицевые мышцы. А теперь расслабьте их. Широко откройте глаза и моргните. Затем снова напрягите все мышцы – расслабьте – откройте глаза и мигайте. Повторите упражнение несколько раз. Затем закройте глаза и несколько мгновений наслаждайтесь полным расслаблением лица и глаз.

Расслабление глаз с помощью ладоней

Упражнение снимает напряжение с глазных мышц; влияет на образование зрительного пурпура (родопсина) в светочувствительных клетках сетчатки; делает зрение отчетливым.

Лучший способ расслабить глаза – приложить к ним ладони. Этот способ был введен американ¬ским окулистом доктором Бэйтсом, автором специальной программы для профилактики глазных заболеваний.

Итак, ложимся на спину, устраиваемся удобно. Встряхните руки и расслабьте запястья и пальцы. Потрите друг о друга ладони, пока они не станут теплыми. Зарядите руки теплом и энергией. Затем закройте глаза ладонями. Пальцы обеих рук должны пересекаться на лбу. Постарайтесь, чтобы руки были совершенно расслабленными и не давили на глаза. Ладони должны лежать на веках, словно купол.

Представьте себе, что тепло и энергия ваших рук оказывают целительное воздействие на глаза. Почувствуйте темноту. В темноте в светочувствительных клетках сетчатки образуется очень важный для зрения родопсин. Теперь ваши глаза совершенно расслаблены. Представьте себе, что глазное яблоко в этой мягкой и теплой среде снова приобретает свою первоначальную здоровую и округлую форму. Представьте, что глазное яблоко становится мягким, теплым, равномерно круглым. Если глазное яблоко примет действительно круглую форму, ваше зрение станет совершенно ясным.

Постарайтесь мысленно увидеть различные приятные образы. У вашей фантазии не должно быть никаких границ.

Восприятие темноты – это самое глубокое расслабление для глаз, во время которого глаза восстанавливаются. Ощутите темноту как можно сильнее и постарайтесь ее еще больше углубить. Посмотрите мысленно на темную поверхность, например, на темный бархат или на темную воду озера или ночное небо. Представьте себе, как эта темная поверхность заполняет все поле зрения, передаваясь по зрительному нерву в зрительный центр головного мозга. Ощутите, что темнота окружает вас повсюду. Расслабьтесь в этой темноте и углубляйте ее с каждым выдохом. Наслаждайтесь ею, вы не должны больше ничего видеть.

Когда через некоторое время у вас перед глазами снова появятся какие-то образы, не сопротивляйтесь этому и возвращайтесь постепенно к повседневной жизни. Глаза пусть остаются закрытыми. Сначала уберите руки от глаз и почувствуйте разницу в яркости и температуре. А затем, когда вы будете готовы, зажмурьтесь и медленно откройте глаза.

Наш комплекс активных упражнений закончен, и вы готовы погрузиться в целительный отдых релаксационного сеанса!

Сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации позволяет до¬стичь снижения тонуса мышц лица, шеи, плеч, расслабить глазные мышцы. Специально подобранные формулы самовнушения стимулируют те участки головного мозга, которые участвуют в образовании необходимых для хорошего зрения образов.

«Мои глазные мышцы свободны и совершенно расслаблены. Они прекрасно справляются с работой, поддерживая здоровую форму глазного яблока.

Мое зрение четкое и ясное. Я хорошо вижу все предметы, как дальние, так и близкие. Я наслаждаюсь их четким изображением.

Мои глаза словно купаются в приятном тепле и покое. Каждая клеточка наполняется энергией, необходимой для радостной и счастливой жизни.

Мой взор ясен и чист. Я вижу и нахожу пути решения всех проблем.

Внутри меня есть огромные резервы, и я твердо намерен использовать их для оздоровления своих глаз, полного оздоровления всего организма!

Мой внутренний взор рисует светлые и ясные, радостные и четкие перспективы движения к здоровью, благополучию.

Я доверяю своим глазам!

Я смело и ясно смотрю в прекрасное будущее!»

ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 7

  1. Строение и функции глаза. Роль глазных мышц в поддержании хорошего зрения.
  2. Каковы основные причины нарушения зрения у современных школьников?
  3. За счет каких механизмов психофизическая тренировка способствует поддержанию хорошего зрения у детей?

 

Наталья Нежкина