Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2006

Из первых рук

Иммунная система страны

Шесть академий обсудили проблемы детей

В начале октября в Москве состоялась научная сессия шести российских государственных академий наук. Впервые ученые разного профиля собрались, чтобы обсудить состояние здоровья, физического и духовного развития подрастающего поколения России.
Президенты отраслевых академий наук выступили на пресс-конференции, организованной для журналистов.

Президент академии медицинских наук (РАМН) М.И. Давыдов отметил, что демографическая обстановка в стране изменилась в худшую сторону, а состояние здоровья сегодняшних детей не позволяет рассчитывать на воспроизводство нации. По данным статистики, только 6% девочек от 0 до 14 лет не имеют патологий. В последнее время в нашей стране рождение второго ребенка достаточно сложная проблема, потому что десять миллионов женщин воспитывают ребенка в одиночку, – значит, их смело можно вычеркнуть из числа тех, кто планирует еще рожать. Проблема рождаемости – это, безусловно, основной пункт государственной стратегии. Какие-то шаги в этом направлении уже предприняты, но ожидать эффекта раньше чем через 15–20 лет не приходится.

Ежегодно умирает около 1,5 миллионов россиян из-за болезней, которые в принципе являются излечимыми. С одной стороны, ученые готовы предложить самые высокие технологии лечения многих заболеваний, с другой – социальные факторы и огромная армия чиновников мешают внедрить их в жизнь.

Например, технологии, разработанные в институте детской онкологии РАМН, соответствуют мировым стандартам, а по некоторым позициям их даже превосходят. Сегодня выздоравливают 80% детей, имеющих врожденные или приобретенные злокачественные опухоли.

Чтобы достижения науки были донесены до пациентов, нужно создавать эффективные структуры. «Минздравсоцразвития, где свалены в кучу различные социальные сферы, не справляется со своей функцией. Лучше было бы образовать Министерство здравоохранения и медицинской промышленности», – считает академик.

К сожалению, национальный проект «Здоровье» ни с кем из ученых РАМН не согласовывался. В нем допущен ряд крупных просчетов. Например, онкология – один из стратегических разделов здравоохранения во всем мире – вообще выпала из проекта. И это в то время, когда все страны открывают национальные институты рака.

Нужно создавать национальные центры (онкологии, гематологии, педиатрии и пр.) и тем самым довести специализированную помощь до уровня областных больниц. В Японии, например, 70 госпиталей работают с противораковым центром по единой технологии: одно и то же оснащение, одни и те же стандарты… А обеспечить первичную помощь и доставить больных в специализированную службу – дело муниципальных властей.

Отвечать за выполнение проекта «Здоровье» должны не чиновники, которые в этом ничего не смыслят, а руководители национальных медицинских центров.

За последние два года в нашем здравоохранении никаких существенных изменений к лучшему не произошло. А ведь Китай за три года изменил ситуацию в здравоохранении, построил фармацевтическую и медицинскую промышленность.

«Мы сможем сдвинуть эти проблемы с мертвой точки только совместными усилиями правительства и науки», – сказал в заключение М.И. Давыдов.

«Стены – учат, стены – лечат», – напомнил известное выражение президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) А.П. Кудрявцев. Человек рождается и проводит большую часть жизни в материальной среде. Нужно тесное взаимодействие профессионалов – архитекторов и градостроителей, психологов и педагогов, чтобы организовать целостную пространственную среду для детей.

Академик рассказал о достижениях в области строительства детских образовательных и физкультурных сооружений в Москве и некоторых других городах. Но вместе с тем он отметил, что состояние школ и больниц в сельской местности зачастую очень плохое. «Учитель, врач, фельдшер – это светочи просвещения на селе, чей труд нуждается в особом поощрении. Им нужно предлагать проживание вместе с работой (раньше всегда так и было). Если мы не будем поощрять такие комплексные проекты, то единственным воспитателем на селе в скором времени останется священник», – высказал свои опасения президент РААСН.

З.К. Церетели, возглавляющий Российскую академию художеств, считает, что важнейшим фактором воспитания детей является искусство. «Как только дети рождаются, им нужно дать цветные карандаши и бумагу – это вырабатывает определенное мышление, это важно и для глаз, и для рук (развитие мелкой моторики), и для души, – уверен академик. – Надо видеть, какие лица у детей, когда они рисуют». Зураб Церетели предлагает сделать рисование, ну и, конечно, искусствознание первым предметом в школе. Ведь произведения искусства помогают человеку обрести жизненные ориентиры, призывают его к добру, к чистоте. Если у молодого человека нет гармонии в душе, как же он сможет создать полноценную семью и воспитать достойных детей?

Для Российской академии образования (РАО) ключевыми словами являются воспитание и специализация. Президент РАО академик Н.Д. Никандров: «Развитые капиталистические страны строят экономику знаний. Такой подход требует трансформации образования. Реформы в российском образовании учитывают то, что происходит в мире (например, присоединение к Болонскому процессу). Почему бы не брать из-за рубежа все разумное, скажем ЕГЭ?» Кстати, идея единого экзамена была высказана в России еще в начале ХХ века. Тогдашний министр просвещения И.И. Толстой писал, что о приеме в институт должны думать комиссии, которые создавались бы в различных губерниях России и по единой стратегии оценивали школьников и решали, быть им студентами или не быть. «В принципе, это здоровая идея, – поддерживает ЕГЭ Никандров, – но ее нужно тщательно проработать».

Г.А. Романенко, президент Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) справедливо утверждает, что несмотря на всякие реформы кушать надо три раза в день. А детей нужно кормить особенно хорошо. Многие дети от рождения страдают аллергией, анемией и прочими заболеваниями. Для них (и для других потребителей) необходимы специальные продукты питания. Этой проблемой занимаются 23 института РАСХН. Российские продукты питания получают высокую оценку практически во всех уголках земного шара, их предпочитают даже космонавты. Но, к сожалению, разработки и рецепты академии реализуются только в экспериментальных партиях продуктов, а дальше начинаются проблемы. Без государственной дотации производить детское и специальное питание фирмам невыгодно. Проще наладить производство под массового потребителя, а не под отдельные группы – связанные с различными заболеваниями, условиями проживания и пр.

Государство должно позаботиться и о питании сельских школьников. Стыдно смотреть на детвору, которая в дождь и в холод идет в школу за 10–15 км и несет с собой какую-то сумочку с едой. Ведь это будущие граждане, фермеры, которые будут кормить Россию.

На вопрос о том, какой вклад академическая наука может сделать в решение проблем здоровья и образования детей, ответил вице-президент РАН Н.А. Плате. Российские ученые разработали уникальные методы диагностики, создали замечательные аналитические приборы и измерительные комплексы. Например, в Институте молекулярной биологии разработан скоростной (занимающий всего 45 минут) скрининг на вирусы и бактерии в любой физиологической жидкости человека. Это изобретение доведено до стадии производства и поставляется в 35 российских и 28 зарубежных клиник. Проблема не только в том, чтобы сделать что-то новое, а в том, чтобы это дошло до областной и хорошо бы до районной больницы. На поддержку со стороны государства трудно рассчитывать, значит, надо привлекать инвесторов, спонсоров и так далее.

Нужно больше внимания уделять исследованиям в гуманитарно-социологической сфере, необходимо понять, почему в зависимости от места проживания цифры по заболеваемости и смертности отличаются иногда в разы. Кроме того, в нашей огромной стране существуют этнические, религиозные и прочие различия, влияющие на формирование личности, на воспитание подрастающего поколения.

Правительство РФ приняло очень важное решение по внедрению нанотехнологий и нано¬структур – это качественно новый прорыв как в области фундаментального знания, так и в молекулярной медицине. Особые приборы и целый ряд увеличительных систем позволяют глазом увидеть молекулу, понять, где происходит, например, нарушение передачи сигнала от одного нейрона к другому. И если это можно видеть, то, следовательно, можно диагностировать, вмешиваться и лечить десятки заболеваний на молекулярном уровне. Это только отдельные примеры из целого ряда разработок, которыми занимается наука.

Драма нашей страны в том, что здравоохранение, наука и образование в глазах управляющих структур всегда были иждивенцами, считались затратными областями. Металлурги варят сталь, химики производят материалы, электронщики делают компьютеры, а здравоохранение и наука только требуют денег. А что они дают? Нужно понимать, что вложение денег в детей – это просто отложенная прибыль, а здравоохранение, также как и наука, – экономические категории. Кто-то из великих говорил: «Нет ничего более выгодного для государства, чем хорошая наука». Потому что она может дать многократное увеличение вложенных средств, а значит – явную прибыль.

Академия наук – это иммунная система страны, она не должна зависеть от компетенции и настроения министров. Это институт экспертов государственной важности, который должен во¬время подсказать вид и направление деятельности в отраслях промышленности и социального развития, дать независимую оценку ситуации. Тогда и практический результат будет ощутимым.

Для изменения сложившейся ситуации в здравоохранении и образовании все академии готовы представить свои предложения, в которых тесно переплетаются педагогика и медицина, архитектура и творческое воспитание. Для научного сопровождения национальных проектов по обеспечению комфортного и безопасного мира детей необходимо создать координационный совет при правительстве Российской Федерации. А чтобы голос этого органа был услышан, он должен обладать определенными правами.

 

Нина Семина