Из Шкуновской средней школы мы получили объемный пакет с программой «Здоровье». Программа рассчитана на четыре года и охватывает все аспекты работы с учениками начальной школы и их родителями.
Мы выбрали из нее сценарий классного часа
Учитель. Здравствуйте!.. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого: «Жизнь долга, если она полна». Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В конце ХХ века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин. Сегодня мы поговорим о том, что вы сами можете сделать для укрепления своего здоровья. Как вы думаете: какие факторы влияют на ваше здоровье?
«ЧИСТО ЖИТЬ – ЗДОРОВЫМ БЫТЬ!»
Учитель. Как вы понимаете эту пословицу? Что нужно содержать в чистоте?
Дети (по очереди):
– Руки.
– Ногти.
– Лицо, уши.
– Зубы.
Чтец. Я – вода, вода, водица,
Приглашаю всех умыться,
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели…
Зубы вам почистить нужно,
В руку щеточку возьмем,
Зубной пасты нанесем.
И за дело взялись смело,
Зубы чистим мы умело:
Сверху вниз и справа влево,
Снизу вверх и снова влево.
Их снаружи, изнутри
Ты старательно потри.
Чтоб не мучиться с зубами,
Щетку водим мы кругами.
Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить зубы можно…
А потом что? А потом –
Зубы мы ополоснем.
Учитель. Для чего нужно чистить зубы? Как надо правильно чистить зубы? (Ответы детей.)
– А одежда? Свою одежду тоже нужно содержать в чистоте. Кто аккуратен, тот людям приятен.
Чтец. Много грязи вокруг нас,
И она в недобрый час
Принесет нам вред, болезни,
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем не сложный –
С грязью будьте осторожны!
«СЛАБЕЕТ ТЕЛО БЕЗ ДЕЛА»
Чтец. Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Веселее отдыхать.
Учитель. А вот многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы. Посмотрите эти сценки. Может быть, кто-то узнает себя в персонажах…
СЦЕНКА «СЕЙЧАС»
Действующие лица: мама и дочь Наташа.
– Наташенька, вставай!
– Сейчас.
– Уж день, взгляни в окно!
Ведь ты задерживаешь нас!
Ведь ты не спишь давно!
– Ну, мамочка, ну, чуточку,
Еще одну минуточку.
– Наташа, сядь к столу!
– Сейчас!
– Ну сколько можно ждать?
Твой чай уже в четвертый раз
Пришлось подогревать!
– Ну, мамочка, ну, чуточку,
Еще одну минуточку!
– Наташа, спать пора!
– Сейчас!
– Ну сколько раз просить?
Ведь завтра утром снова
Не сможешь глаз открыть!
– Ну, мамочка, ну, чуточку,
Еще одну минуточку!..
Учитель. Вы, наверное, догадались, что вместо слова «сейчас» надо отвечать «сию минуту» и сразу выполнять все, о чем просят старшие. А чтобы научиться беречь время, нужно правильно организовать свой режим дня.
СЦЕНКА «РЕЖИМ»
Действующие лица: учитель и ученик Вова.
– А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
– Конечно! Режим… Режим – куда хочу, туда скачу!
– Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
– Даже перевыполняю!
– Как же это?
– По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю четыре!
– Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
– Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак – и в школу. Прогулка. Обед.
– Хорошо…
– А можно еще лучше!
– Как же это?
– Вот так! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.
– Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
– Не вырастет!
– Это почему же?
– Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
– Как это – «с бабушкой»?
– А так: половину – я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
– Не понимаю: как это?
– Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я…
– И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный…
Учитель. Конечно, мальчик неправильно распределил время: прогулка, обед, прогулка… Сплошной отдых. А где же труд? Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6–9 лет жизни.
Однажды ученые поставили эксперимент. Одной группе участников был предложен комплекс физических упражнений, а другой предстояло пролежать 20 дней неподвижно. Всего 20 дней… А что получилось? У тех, кто лежал, появилось головокружение, они не могли долго ходить (им было тяжело дышать), пропал аппетит, они стали плохо спать, снизилась работоспособность…
Ученик читает стихотворение С.Островского «Будьте здоровы!».
Ты с красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад.
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь,
И рано спать ложишься,
И с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь,
Резвишься на катке,
А летом, загорелый,
Купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом,
Ты вырастешь здоровым!
Ты будешь силачом!
Учитель. Итак, физическая нагрузка необходима для организма. Но упражнения приносят большую пользу в том случае, если они выполняются постоянно, систематически: по часу в день семь раз в неделю.
«КТО КУРИТ ТАБАК,
ТОТ САМ СЕБЕ ВРАГ»
Учитель. К сожалению, у многих людей есть вредные привычки. К ним относится и курение. Закурить первую в жизни сигарету некоторые ребята пробуют уже в 10–14 лет, а кто-то и раньше. Почему же они пробуют курить? (Ответы детей: «За компанию, хотят казаться взрослыми».)
Действительно, многие взрослые курят. Сначала они испытывают от первой выкуренной сигареты тошноту, головокружение, слабость. Но потом все проходит – и курение становится дурной привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами.
Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют легкие, становится труднее дышать, особенно после физических нагрузок. Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный. Ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становится желтоватым, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются.
Во многих странах зарплата у курящих людей меньше, чем у некурящих. Почему? Работоспособность у некурящих людей выше: они быстрее решают поставленные задачи. Некурящий человек не тратит время на перекуры, реже болеет.
История точно не знает, когда табак впервые оказался в России, однако известно, что уже во времена Иоанна Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что это часто приводило к пожарам. Табак в Европу был завезен Колумбом. Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного растения. Выяснилось, что туземцы традиционно использовали тлеющие листья табака для вдыхания дыма. Они предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности и недоверия. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип листьев табака и нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили испанский двор. Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло до России. Но первое время за курение наказывали: если заставали человека в первый раз, то наказывали палочными ударами, во второй – отрезали нос и уши. Женщины вначале не курили табак, а только нюхали.
Послушайте притчу о мудреце. В далеком прошлом, когда табак только начал распространяться, это растение привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших табак, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар. Мудрец подошел к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдет в дом курящего человека потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой: как собака укусит человека, если у него в руках палка? И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости».
Такая вот притча…
И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться с курильщиком и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье. В этой ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам курильщик.
ОПЫТ «КУРИЛЬЩИК»
В шприц кладется кусочек ваты, вместо иголки – сигарета. Имитируя вдох и выдох курильщика, учитель двигает поршень взад-вперед. Когда сигарета «выкурена», на ватке остается желтоватый налет. Результат будет нагляднее, если «выкурить» таким образом несколько сигарет.
КОНКУРС
ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ
- Кто курит табак, тот сам себе враг.
- Лучше знаться с дураком, чем с табаком.
- Если хочешь долго жить, брось курить.
Учитель. К счастью, многие даже длительное время курившие люди приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно делают это по собственному желанию. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Тогда не лучше ли вовсе не начинать? Давайте беречь здоровье – свое и близких!
«ВИНО ВХОДИТ – УМ ВЫХОДИТ»
Учитель. Поднимая бокал с шампанским, выпивая рюмку водки, мы вводим в организм алкоголь. Алкоголь воздействует на нас следующим образом: сначала возбуждает, а потом разрушает. Пьянство на Руси не прощалось никогда. Даже был введен орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту «награду» заядлый выпивоха должен был носить не шее длительное время.
Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек чувствует себя разбитым, слабым, вялым, испытывает повышенную жажду.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.
КОНКУРС
ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
О ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ
- Пьянство – это добровольное безумие.
(Античный афоризм)
- Хватил винца – не стало молодца.
- Кто чарку допивает, тот век не доживает.
- Был Иван, а стал болван, а все вино виновато.
- Пропойное рыло вконец разорило.
- Вино входит – ум выходит.
- Вино с разумом не ладит.
- За чужое здоровье выпиваешь – свое пропиваешь.
- В стакане тонет больше людей, чем в море.
Учитель. Легче быть счастливым, чем несчастным. Легче любить, чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилия и жить, любить, работать. Здоровье – это самое главное богатство человека.
КОНКУРС
ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
О ЗДОРОВЬЕ
- Здоровье сгубишь – новое не купишь.
- Было бы здоровье, а счастье найдется.
- Не рад больной и золотой кровати.
- Здоров будешь – все добудешь.
- Деньги – мед, одежда – тлен, а здоровье всего дороже.
- Двигайся больше – проживешь дольше.
- Кто много лежит, у того бок болит.
- Бег не красив, да здоров.
|