Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2006

Медкабинет

Трудно быть подростком

Часто родители подростков жалуются: ребенка как подменили – был спокойным, ласковым, стал дерзким, непослушным, нервным, все воспринимает негативно. В чем причина таких изменений? Как теперь с ним себя вести?

Результаты последних исследований свидетельствуют о том, что во всем мире всего около 30% детей, чье здоровье более или менее соответствует психической норме, а остальные балансируют на грани нормы и патологии.

Подростковый возраст – это такой период, где организм ребенка отличается особой чувствительностью к различным факторам окружающей среды.

Подростковый возраст ознаменован наступлением полового созревания. Для большинства детей пубертатный период начинается между 8–13 годами (у девочек) и 9–14 годами (у мальчиков). За небольшой отрезок времени у юношей и девушек происходит созревание репродуктивной системы, морфофункциональное состояние которой достигает уровня взрослого человека к 17–18 годам.

В пубертатном периоде значительно усиливается неравномерное развитие отдельных систем и функций, и по этой причине заметно возрастает риск появления пограничных нервно-психических расстройств.

В подростковом возрасте происходит становление личности. Именно у подростков функциональное состояние центральной нервной системы, изменения нейрогуморальных взаимоотношений, присущие данному возрасту, наиболее ярко проявляются в личностных особенностях: психических свойствах, характере, эмоционально-волевой сфере. Эмоциональная сфера совершенствуется в старшем подростковом возрасте, что определяет ее напряженность и повышает опасность возникновения эмоционального стресса.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям.

Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11–13 лет, а у девочек – на 13–15 лет.

В это время конкретное, образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному.

В обеспечении приспособительной деятельности организма основная роль принадлежит вегетативной нервной системе. А в зените пубертатной перестройки (в 11–14 лет для девочек и в 13–16 – для мальчиков) происходит значительное нарушение вегетатики. Могут наблюдаться: головная боль, головокружение, повторяющиеся боли в животе психогенного происхождения, длительный субфебрилитет – небольшое повышение температуры, повышение или понижение артериального давления; отдельные невротические нарушения: плохой сон, тики, беспричинные колебания настроения; соматические жалобы: рвота после еды, повышенная жажда, повышенный аппетит, непереносимость отдельных видов пищи; дерматологические проблемы: кожные высыпания, эпизодический зуд. Не говоря уже о том, что у половины подростков наблюдается странное, неадекватное поведение.

У девушек 15–17 лет наряду с вегетативными дисфункциями и невротическими расстройствами преобладают нарушения менструальной функции и диффузное увеличение щитовидной железы.

У юношей и девушек в старшем подростковом возрасте (в 17 лет) снижается эмоциональный статус, что связано с накопившимся утомлением от значительных учебных нагрузок. Подростки испытывают резкие перепады настроения и самочувствия, но это не указывает на психопатологию. Скорее это признаки нормального развития. Можно сказать, что подросток является рабом своих импульсов, он склонен к асоциальному поведению, неврозу и депрессии.

Экономические, политические и социальные изменения, происходящие в стране, реально ухудшили качество жизни подростков и ограничили их социальную защищенность. А это социально значимая часть общества, которая готовится к профессиональной деятельности, материнству и отцовству, юноши – к службе в армии. Поэтому так остро стоит вопрос изучения состояния здоровья подростков и поиск путей его оптимизации.

Для педиатров и клинических психологов важно исследовать особенности личности, характера, эмоционального состояния юношей и девушек, чтобы понять особенность формирования их здоровья и обосновать подходы к профилактике его нарушений.

Родителям следует чутко, по-доброму относиться к подросшим детям, понимать их трудности, побуждать их к физической активности, которая может стабилизировать вегетативную нервную систему. Физические нагрузки устраняют психоэмоциональное перенапряжение – одну из основных причин функциональных расстройств. Психоэмоциональное напряжение можно снимать также с помощью аутогенной тренировки, самогипноза, медитации...

 

Игорь Брязгунов