Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2006

Конкурс

Пермская кухня

Методические рекомендации

Рекомендации «Пермская кухня для здоровья детей» адресованы педагогам дошкольных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования и могут служить основой модели взаимодействия детского сада и семьи в вопросах питания. А традиции коми-пермяцкой кухни развивают у детей интерес к истории и культуре родного края

Цель методических рекомендаций:

– формирование у детей и родителей культуры питания.

Задачи:

– привлечь внимание родителей к вопросам питания, ведь правильное питание – залог здорового образа жизни;

– развивать у детей и родителей интерес к коми-пермяцкой кухне.

Цель и задачи методических рекомендаций мы реализуем, проводя декадники, в основе которых лежит метод глубокого погружения детей, родителей и сотрудников в содержание мероприятий.

Работа с детьми и родителями проводится по двум направлениям: теоретическому (познавательные беседы, специальные занятия, чтение художественной и энциклопедической литературы) и практическому (сюжетно-ролевые игры, интегрированные занятия по ИЗО и развитию речи, проектная деятельность, конкурсы, выставки, выставки-дегустации, праздники и развлечения).

О культуре питания коми-пермяцкого народа

Самобытная коми-пермяцкая кухня всегда была богата продуктами растительного происхождения – ягодами, грибами, овощами, фруктами, злаковыми и бобовыми культурами.

Пища готовилась в русской печи, но для быстрого приготовления еды использовали кованый таган, под которым разводили огонь. Посуду изготавливали местные ремесленники. На ярмарках можно было приобрести глиняные, деревянные, железные кухонные изделия. Ни одна семья не обходилась без сосудов, сплетенных из сосновых корней. Чаще всего в них держали крупу, сухие ягоды и грибы, соль. В конце XIX в. появились самовары. Особенным спросом они пользовались в Кудымкаре, Майкоре, Пожве.

Посуда для повседневного употребления в течение длительного времени оставалась простой, но по праздникам уже в конце XIX в. подавали кушанья в стеклянной и фаянсовой посуде. В состоятельных семьях посуду хранили в специальных шкафах – посудниках. Прием пищи строго регламентировался. За день садились за стол четыре раза: утром, в обед, между обедом и ужином (паужина), вечером (ужин). Обязательным было соблюдение постов. Кроме того, постоянно постились в среду и пятницу, а наиболее религиозные люди – и в понедельник.

К постам готовили постную пищу: кашу с льняным или конопляным маслом, щи с грибами, вареный или жареный картофель, редьку с постным маслом, паренки репные с суслом и квасом, овсяный кисель, ягодные напитки. По окончании постов разговлялись холодными рыбными и мясными блюдами, сладкими и рыбными пирогами, булками, пряниками. Много кушаний готовили к Пасхе: мясные супы, творог со сметаной, крашеные яйца и паску из лепешек (блинов) и крупы. На Масленицу пекли блины, на Благовещение – печенье в виде птиц, на поминки готовили кутью из пшеницы с медом и шаньги (кулиги) с разнообразной начинкой.

Обильнее всего ели на свадьбах. В кухне коми-пермяков имеются пельмени (пельняни), название которых, как признают исследователи языка, образовано из двух слов: пель – ухо, нянь – хлеб. Пельмени остаются обязательным блюдом национальной кухни. Не менее важны травы, ягоды, грибы. Украшаются своеобразные кушанья пистиками (молодые всходы полевого хвоща) и пикапами (трава сныть). Из традиционных напитков следует отметить пиво из солода (сур) и овсяный квас (ырэш). Сохраняется традиция приготовления этих напитков и в наше время.

Хотя у коми-пермяков большинство названий традиционных блюд идентично названиям, бытующим у русского населения Прикамья, например шаньга, квас, паренки, селянка, сусло и др., но часто то же самое блюдо, то же самое кушанье они именуют словом из родного языка. Это, естественно, придает больший колорит национальной кухне.

Декадник «Фруктово-овощные россыпи земли пермской»

Работа с детьми

Беседы «Прежде чем за стол нам сесть, мы подумаем, что съесть», «Все об овощах земли пермской».

Цикл дидактических игр «Овощи и фрукты – вот полезные продукты». Знакомство с пословицами и поговорками о пользе овощей и фруктов.

Интеграция темы декадника в занятия по ИЗО:

– «Хозяйка с базара домой принесла» – лепка овощей из пластилина (коллективная работа);

– «Диковинки с уральского огорода» – конструирование из природного материала (корнеплоды).

Посещение выставки «Диковинки с огорода», выставки-дегустации «Паренки из овощей – альтернатива современным сладостям».

Праздник печеной картошки (поход в лес).

Тематическое занятие кружка «Юный валеолог» (приготовление паренок из моркови).

Развлечение «Во саду ли, в огороде».

Работа с родителями

Оформление папки-передвижки «Овощи на столе – здоровье на сто лет».

Консультация «Овощи и фрукты – главные носители минеральных веществ и витаминов».

Оформление тематического стенда «Что сказали витамины».

Оформление картотеки «Вкусные названия овощных блюд».

Семейный конкурс рецептов коми-пермяцкой кухни в картинках «В помощь маленькому кулинару».

Семейный конкурс «Диковинки с уральского огорода».

Приглашение на выставку-дегустацию «Паренки из овощей – альтернатива современным сладостям».

Декадник
«Секрет коми-пермяцкой кухни: полезно – не значит дорого»

Работа с детьми

Беседы «Могут ли овощи навредить нашему здоровью», «Bce об овощах земли пермской», «Народное блюдо пермяков – это пельняни».

Цикл игровых упражнений «Следствие ведут знатоки ЗОЖ» (см. с. 43).

Интеграция темы декадника в занятия по:

– ИЗО – «Натюрморт» – рисование овощей и фруктов с использованием приема ТРИЗ (на мятой бумаге);

– развитие речи – составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Посещение выставок – «Украшение из овощей», «Конкурс семейного плаката».

Развлечение «Арбузник».

Тематические занятия кружка «Юный валеолог» (приготовление кулиги-шаньги).

Проект «Украшение из овощей».

Работа с родителями

Консультации в родительском уголке «Овощи – основа коми-пермяцкой кухни», «Полезные советы по приготовлению блюд из овощей и фруктов».

Выставка «Украшение из овощей и фруктов».

Практикум «Украшения из овощей» (с показом видеофильма).

Конкурс семейного плаката «Полезная пища».

Участие в выставке-дегустации блюд в номинациях: «Самое дешевое блюдо» (с калькуляцией), «Коми-пермяцкое блюдо» (с рецептом).

Приглашение на День открытых дверей «Овощные блюда в меню детей».

Декадник
«Рождественский стол для здоровья маленьких пермяков»

Работа с детьми

Беседа «Какой чай пили наши предки 100 лет назад».

Знакомство с пословицами и поговорками о чае.

Посещение выставки-дегустации «Рождественский стол для здоровья детей», фитобара с дегустацией овсяного напитка от домовенка Кузи (в рамках курса овсотерапии).

Интеграция темы декадника в занятия по:

– ИЗО – аппликация «Сервируем рождественский стол» (коллективная деятельность);

– развитие речи – составление рассказов на тему «Рождественские приключения овощей и фруктов».

Тематические занятия в кружке «Юный валеолог» (приготовление клюквенного морса).

Развлечение «Рождественские колядки».

Проект «Шиповник для здоровья и украшения».

Работа с родителями

Оформление тематического стенда «Напитки коми-пермяцкой национальной кухни».

Оформление папки-передвижки «Всё о чае».

Посещение фитобара, дегустация овсяного напитка «ырош».

Участие в конкурсе «Рождественский стол для здоровья детей» (сервировка и украшение праздничных блюд).

Приглашение на выставку-дегустацию «Напитки из старины», на развлечение «Рождественские колядки».

Декадник
«Уральская кухня в дни поста»

Работа с детьми

Беседы «Все об овощах земли пермской»; о народных традициях, связанных с Великим постом; «Нянь – хлеб пермяков»: экскурсия в пекарню.

Интеграция темы в занятия по ИЗО:

– «Рисуем вкусную и здоровую пищу»;

– «Изготовление пельменей для сюжетно-ролевой игры» – конструирование из бросового материала (кусочки ткани, поролон).

Посещение выставки-дегустации «Мусник – хлеб на сочнях».

Итоговое занятие «Прежде чем за стол нам сесть, мы подумаем, что съесть».

Тематические занятия кружка «Юный валеолог» (приготовление салата «йушман»).

Проект «Хлеб – всему голова».

Работа с родителями

Оформление информационного бюллетеня «Пост: истина или заблуждение?».

Консультация «Традиции питания коми-пермяцкого народа».

Оформление папки-передвижки «Все о постах».

Консультация врача «Как сохранить витамины в овощах».

Оформление тематического стенда «Рецепты постных блюд».

Участие в выставке-дегустации «Сохраним витамины на зиму» (заготовки овощей и фруктов).

Приглашение на выставку-дегустацию «Мусник – хлеб на сочнях», на выставку-дегустацию «Народное кушанье пермяков – пельняни» (с овощными начинками).

Из опыта семейного воспитания «Нетрадиционный взгляд на традиционную проблему: чем и как кормить ребенка».

«Прежде чем за стол нам сесть,
мы подумаем, что съесть...»
Практическое занятие
в старшей группе

Цель занятия: дать знания о полезных и менее полезных продуктах питания; сформировать представление о нитратах (в какой части растения находятся, какой вред приносят, способы их нейтрализации).

Оборудование: круглый стол, стулья; импровизированная кухня (стол, разделочная доска, нож, ложка, кастрюля, теплая вода, соль); овощи на подносе (лук, капуста, огурец, морковь, свекла, петрушка, укроп, салат); технологические карты по приготовлению овощных салатов (3 варианта); 5 подносов для карточек – моделей продуктов итания: мед, греча, геркулес, изюм, масло, молоко, творог, рыба, нежирное мясо, яйца, орехи, шоколад, конфеты, торт, пирожное, яблоки, морковь, капуста, лимон, свекла, груша, картофель, банан, апельсин, свинина, жирная колбаса, сало, окорочка, маринованные огурцы, помидоры, соленая рыба, кетчуп «Чили», аджика, горький перец; карточки со словом «нитраты».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня в нашем клубе «Знатоки ЗОЖ» гости: врач-диетолог и главный повар нашего детского сада. Гости расскажут нам много нового и интересного о правильном питании.

Ребята, почему наш клуб мы назвали «Знатоки ЗОЖ»?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно! Потому что на наших занятиях мы узнаем, как быть здоровым. Вот и сегодня тема нашей беседы – «Как питаться, чтобы быть здоровым».

Скажите: зачем человек употребляет пищевые продукты?

(Ответы детей.)

Чем питается человек?

(Ответы детей.)

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Неправильное питание приводит к болезням. Давайте послушаем, что об этом нам скажет врач-диетолог.

Врач: Для хорошего самочувствия человеку нужны разнообразные продукты: мед, греча, геркулес, изюм, масло (выкладывает иллюстрации с изображениями продуктов на первый поднос). Они дают организму энергию (силу), чтобы человек двигался, не уставал, хорошо думал.

Воспитатель: Чтобы лучше запомнить, какие продукты дают много силы, повторим их названия.

(Проговаривают хором.)

Врач (продолжает выкладывать поочередно карточки с продуктами): А молоко, творог, рыба, мясо, яйца, орехи помогут строить организм и сделать его более сильным (располагает карточки на втором подносе). Овощи и фрукты содержат много витаминов, которые помогают организму расти, развиваться, бороться с болезнями.

Воспитатель: Выберите карточки с овощами и фруктами и положите на третий поднос.

(Дети выбирают и кладут на 3-й поднос.)

Ребята, почему же про овощи и фрукты говорят, что это «кладовая здоровья»? Какие еще поговорки и пословицы вы знаете о пользе овощей и фруктов?

– «Зелень на столе – здоровье на сто лет».

– «Овощи и фрукты – вот полезные продукты».

– «Что летом родится, зимой пригодится».

Врач: Не самые полезные продукты – это сладости. (Выкладывает на четвертый поднос иллюстрации с изображением шоколада, конфет, торта, пирожных.) «Сладостей тысяча, а здоровье одно», поэтому сладкое можно есть только в небольших количествах.

Воспитатель: Наши ребята знают, как правильно есть сладкое, чтобы оно не принесло вреда организму.

(Все вместе вспоминают известные им правила: не есть сладкое перед обедом, полоскать рот после сладостей.)

Врач: Не зря вас называют знатоками. А знаете, чтобы быть здоровыми, нельзя употреблять в пищу много жирных продуктов, таких, как свинина, копченые колбасы, окорочка, сало, а также очень острую и соленую пищу: маринады, соленую рыбу, горький перец, аджику, кетчуп «Чили» – они вредны для работы сердца и печени. (Выкладывает их на пятый поднос.)

Повар (приглашает детей к отдельному столу): Ребята, а вы сможете определить, какие из продуктов (показывает на небольшие кусочки paзных продуктов: хлеб, яблоко, жирная колбаса, сало, пирожное, морковь, капуста) считаются жирными?

(Дети высказывают предположения.)

Чтобы определить жирные продукты, проведем опыт. Для этого нужно положить кусочки продуктов срезанной стороной на чистый лист бумаги. (Дети раскладывают.) Через 10–15 минут мы определим жирные продукты.

Воспитатель: А вам, уважаемые знатоки, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Прежде чем за стол вам сесть, знатоки посоветуют, что съесть». (По возможности игру снять на видеокамеру, съемку вечером показать родителям.) Вы по очереди выберете карточки с самыми полезными, на ваш взгляд, продуктами и объясните, почему вы советуете их чаще есть. Я начинаю: «Советую вам чаще есть рыбу, потому что она полезна для роста организма». Продолжайте... Если дети затрудняются, можно использовать ключевые фразы – подсказки:

– Выбери продукты, дающие энергию, чтобы бегать, прыгать, не уставать.

– Продукты, необходимые для роста организма.

– Выбери витаминные продукты, которые помогают расти и бороться с болезнями.

Воспитатель: Молодцы! Выбрали только полезные продукты.

Повар: Пора посмотреть результаты нашего опыта. (Дети подходят к столу.) Поднимите кусочки продуктов. Что видите? Как вы думаете, что за след остался на бумаге?

(Предположения детей.)

Повар (обобщая детские ответы): от жирных продуктов на бумаге остается жирное пятно.

Воспитатель: Чтобы лучше запомнить, что жирные продукты не самые полезные для питания человека, принесите карточки с изображением жирных продуктов и назовите их.

(Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете: могут ли овощи навредить здоровью?

(Ответы детей.)

Давайте спросим, как считает наш врач.

Врач: Чтобы растения лучше росли, им необходимы удобрения, но если не соблюдать нормы подкормки, тогда лишнее удобрение сохранится в растении и образует вредные вещества, которые называются нитратами. Вот и ответ на ваш вопрос. Овощи, в которых содержатся нитраты, могут навредить здоровью: у человека заболит живот, поднимется температура. Нитраты невидимы. Их может распознать только специальный прибор, но, к сожалению, не в каждом доме он есть.

Повар: У нас в детском саду его тоже нет. Но я вас научу, что надо делать, чтобы нитраты не попали вместе с овощами в наш организм и не принесли вреда.

(Дети переходят к импровизированной мини-кухне.)

В луковице нитраты находятся в донышке, там, где корешки, поэтому донце у лука надо срезать. (Показ.) В капусте нитраты находятся в зеленых листьях и кочерыжке. (Показ капусты в разрезе.) Чтобы обезвредить нитраты, капусту перед употреблением замачивают в теплой подсоленной воде. Подготовьте сами нужный раствор и замочите капусту. (Действия детей.) В огурце нитраты скапливаются в кожуре, перед едой его лучше очистить от кожуры. (Показ.) А у морковки и свеклы надо не жалея отрезать верхнюю часть плода. (Показ.)

Воспитатель: Большое спасибо! А вы, ребята, запомнили, как обезвредить нитраты? Ну, тогда я предлагаю вам решить задачки. Посмотрите внимательно и скажите, какие ошибки допустил повар: когда готовил салат, какие части у овоща он забыл отрезать или, может быть, забыл уничтожить нитраты другим способом?

(Дети работают по подгруппам с технологическими картами по приготовлению овощных салатов: I вариант – капуста, лук, огурец, укроп; II вариант – капуста, морковь, салат; III вариант – свекла, петрушка, капуста. При помощи ножниц дети срезают те части модели овощей, где могут скапливаться нитраты, или на модель теплой подсоленной воды накладывают нужные карточки-овощи.)

Повар: Справились с задачами, помогли повару. А я приглашаю вас, дорогие знатоки, и ваших родителей на выставку-дегустацию, где вы попробуете разные полезные блюда из овощей и фруктов.

Врач: А я подарю чемоданчик с играми, которые помогут вам еще лучше запомнить полезные для здоровья человека продукты.

Воспитатель: Ну а мы, ребята, поблагодарим наших гостей за интересное общение и пригласим на выставку, которую подготовили вместе с нашими родителями – садоводами. Там вы увидите диковинки с огорода. До встречи вечером!

«Следствие ведут знатоки ЗОЖ»
Цикл игровых упражнений

«Чего боятся нитраты?»

Игровые действия: дети выбирают нужные модели для представления – вода, пар, соленая вода, нож.

«Какую ошибку допустил повар, когда готовил салат?»

Игровые действия: дети находят ошибки или добавляют недостающие модели в предложенной мнемодорожке.

«Найди, в какой части растения находятся нитраты»

Игровые действия: дети с помощью пинцета раскладывают карточки со словом «нитраты» на определенные части плодов на картинках.

«Прежде чем за стол вам сесть,
знатоки посоветуют, что вам съесть»

Игровые действия: дети с помощью знаковых моделей отмечают полезные продукты (красный знак – не самые полезные продукты, зеленый – полезные).

«Узнай, кто твой друг»

Игровые действия: дети поочередно называют молочные продукты. Выигрывает тот, кто больше назовет продуктов, приготовленных из молока.

«Найди, какие растения нас кормят»

Игровые действия: дети открывают окошечки с овощами и фруктами.

«Натюрморт-загадка»

Игровые действия: дети по неоконченному контуру узнают овощи и фрукты.

«Узнай, как его зовут»

Игровые действия: один ребенок составляет рассказ – описание овощей, фруктов, различных продуктов по плану модели, остальные дети отгадывают, что это.

«Помоги витамину найти свой домик»

Игровые действия: дети накладывают карточку с витамином на нужную картинку с изображением овощей и фруктов, затем проверяют сами себя с помощью модели вкладыша на обратной стороне карточки.

«Что разрушает здоровье, а что укрепляет?»

Игровые действия: дети рисуют, лепят, вырезают те продукты, которые едят в Стране здоровячков.

«Какие продукты несла Красная Шапочка больной бабушке?»

Игровые действия: дети раскладывают фишки на полезные продукты, которые рекомендуется вводить в рацион больных людей.

Рекомендации педагогам ДОУ

  • Два раза в год проводить 10-дневные курсы овсотерапии: давать детям жидкий овсяный кисель «ырош», который способствует профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, выведению из организма солей тяжелых металлов.
  • В дни праздников и декадников в детское меню включать блюда коми-пермяцкой кухни, такие, как чиринянь (пироги с рыбой), шыд (суп с крупой), чери (рыба в молоке), мyсник (хлеб на сочнях), паренки из репы, свеклы, моркови, йушман (салат из редьки), куличи (шаньги с разной начинкой), пувья-нянь (пирожки с брусникой).
  • Называть блюда на языке коми, что придаст особый колорит национальной кухне, с которой знакомятся дети.
  • Использовать в работе с детьми пословицы и поговорки коми-пермяцкого народа, которые несут в себе историю, самобытность народов Прикамья, что, в свою очередь, воспитывает в детях чувство гражданственности, гордость за свой родной край и людей, которые в нем живут.
  • Неустанно напоминать и родителям, и детям: «Здоровье человека – это вершина, которую он должен покорить сам».

 

Людмила Вахонина