Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2006

Курсы повышения квалификации

Психофизическая тренировка – новая технолгоия укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях

Педагогический университет «Первое сентября»

Наталья НЕЖКИНА,
профессор,
Ивановский областной институт повышения квалификации
и переподготовки педагогических кадров

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА –
НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Курс лекций

Учебный план курса

ЛЕКЦИЯ 5
Дифференцированные программы психофизической тренировки для подростков с вегетативной дистонией

Проблема повышения эффективности обучения сегодня определяется способностью педагога учитывать индивидуальные особенности обучающихся. К одной из таких особенностей относится тип исходного вегетативного тонуса ребенка.

Вегетативная нервная система состоит из двух отделов – симпатического и парасимпатического (лекция 4). У каждого человека более развиты либо симпатические, либо парасимпатические влияния, которые определяют его исходный вегетативный тонус (ИВТ).

Под исходным вегетативным тонусом понимают относительно стабильные характеристики вегетативных показателей в состоянии покоя. Тип ИВТ наследуется преимущественно по аутосомно-доминантному типу, в основном по материнской линии.

Исходный вегетативный тонус может быть парасимпатикотоническим (ребенок-ваготоник), симпатикотоническим (ребенок-симпатикотоник), эйтоническим (нормотоническим) и смешанным.

По данным специальной литературы, у здоровых детей школьного возраста в половине случаев отмечается эйтония, около 40% относятся к группе ваготоников и 10% – симпатикотоников. Тип исходного вегетативного тонуса во многом определяет характер проявлений вегетативной дистонии у детей. Так, подростки с исходной ваготонией чаще жалуются на повышенную потливость, плохую переносимость транспорта и душных помещений, боли в области сердца, головокружения, головные боли. Симпатикотоников больше беспокоят сердцебиения, подъемы артериального давления, нарушения сна.

Каждому человеку необходимо знать свой тип исходного вегетативного тонуса, т.к. он во многом объясняет индивидуальные особенности функционирования организма и позволяет учителю правильно выбрать технологии воспитания, а ребенку и родителям – программы развития и самосовершенствования.

Для оценки ИВТ предложены специальные сводные таблицы вегетативных проявлений (таблица 1). Заполнив их, вы легко сможете определить свой тип исходного вегетативного тонуса (ваготонический, симпатикотонический, нормотонический или смешанный).

Таблица 1

Определение исходного вегетативного тонуса
(для учащихся 9–11-х классов)

Для оценки своего исходного вегетативного тонуса необходимо подсчитать количество набранных симпатикотонических и ваготонических признаков. Затем, пользуясь приведенной ниже схемой (таблица 2), оцените свой исходный вегетативный тонус.

Таблица 2

Схема для оценки исходного вегетативного тонуса

Оценить исходный вегетативный тонус учащихся поможет медицинский работник образовательного учреждения.

В ходе работы с таблицей вы наверняка отметили тот факт, что в ней очень мало представлены характеристики физической и психической сфер организма. Между тем данные наших исследований убедительно доказали, что дети – ваготоники и симпатикотоники моторно и психологически значительно отличаются друг от друга.

Нам удалось выделить сильные и слабые стороны психической организации и физической подготовленности детей с исходной ваготонией и симпатикотонией.

Комплексная психологическая характеристика ребенка-ВАГОТОНИКА

Ребенок с ваготоническим ИВТ чаще являлся интровертом, он направлен на события внутреннего мира. Преобладающий фон настроения стабильно невысокий, со склонностью к уединению. Продуманные, взвешенные формы поведения преобладают над импульсивными (логика преобладает над чувствами и эмоциями). В характере личности на первый план выходят высокие показатели дисциплинированности и педантизма в виде чрезмерной аккуратности, строгой приверженности внутреннему плану действий, высокой подчиняемости. Ваготоники медленно включаются в работу за счет медленного возникновения и развития процессов возбуждения (их трудно «раскрутить»), однако способны длительно выполнять монотонную работу при сохранении высокой степени произвольного внимания и точности. Показатели тревожности высокие, обусловлены личностным компонентом. Тревожность выражается в робости, неуверенности в себе, сомнениях в правильности своих действий, высокой ранимости, чрезмерной чувствительности к замечаниям. Показатели внешних проявлений агрессивности низкие. При этом высока склонность к аутоагрессии, что проявляется в чувстве неудовлетворенности собой, завышенных требованиях к качеству выполняемой работы и в болезненных переживаниях в связи с необходимостью соответствовать требованиям окружающих (синдром «отличника»). Дети с исходной ваготонией склонны во всем обвинять себя. Их самооценка неадекватна, со склонностью к занижению. Ваготоники лучше чувствуют себя на «вторых» ролях, отличаются потребностью в сохранении теплых отношений с небольшим, но особо значимым окружением, предпочитают партнерские формы взаимоотношений. В целом для них характерен пассивный тип социализации при высокой подчиняемости, выборе индивидуальных форм работы и избегании малозначимых социальных контактов.

Комплексная психологическая характеристика ребенка-СИМПАТИКОТОНИКА

Ребенок с симпатикотоническим ИВТ чаще бывает экстравертом, он направлен на мир внешних событий. Преобладающий эмоциональный фон настроения стабильно повышен, со склонностью к быстрым и бурным реакциям. Импульсивные формы поведения преобладают над взвешенными и продуманными, чувства и эмоции преобладают над логикой (такие дети сначала делают, а потом думают). В характеристике личности на первый план выходят высокие показатели демонстративности и экзальтированности. Это проявляется в стремлении быть в центре внимания любой ценой, в переоценке своей внешности, возможностей, личности в целом. Характерна высокая подвижность процессов возбуждения при плохо развитом торможении («заводятся с половины оборота»). Симпатикотоники легко берутся за любое дело, но редко доводят его до конца. Им свойственны высокие показатели агрессивности в сочетании с низкой дисциплинированностью, что проявляется противопоставлением собственных установок влиянию среды и морали, преобладанием реакций напора, нападения, отстаивания своих интересов вплоть до применения физической силы. Показатели тревожности относительно невысокие, обусловлены в основном ситуативным компонентом, страхом утраты лидирующих позиций, личностной исключительности, страхом показаться смешным и слабым. Эти дети склонны во всем обвинять других. Их самооценка неадекватная, со склонностью к завышению. Симпатикотоники лучше чувствуют себя в роли лидера, готовы подчиняться только авторитарному стилю взаимодействия, демонстрируют высокую поисковую активность и напористость с целью самоутверждения. В целом для них характерен активный тип социализации при низкой подчиняемости и избытке социальных контактов.

Представленные психологические характеристики убедительно показывают необходимость дифференциации психолого-педагогического сопровождения детей с разным исходным вегетативным тонусом.

Например, ребенок с исходной ваготонией может испытать стресс, если на уроке физической культуры его поставить на первый, лидирующий план. Симпатикотоник, напротив, будет испытывать сильный эмоциональный дискомфорт, если ему будет постоянно отводиться вторая роль и он не сможет реализовать свои лидерские качества. В итоге со временем оба потеряют мотивацию к посещению уроков физкультуры. Ваготоник – потому что страшно, а симпатикотоник – потому что неинтересно.

Поскольку индивидуальный стиль межличностного взаимодействия находится в тесной зависимости от типа ИВТ, к каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход.

Ваготоники отличаются потребностью в сохранении теплых отношений с небольшим, но особо значимым окружением. Они находятся в зависимой позиции относительно лидера референтной груп¬пы, а при отсутствии такой возможности зачастую отказываются от контактов. При организации психологического сопровождения детей-ваготоников важно предусмотреть возможность развития раскрепощенности, спонтанности, решительности. Необходимо тренировать уверенность в себе и своих силах. При этом следует опираться на их сильные свойства: дисциплинированность, педантичность, ровность в отношениях.

Дети с исходной симпатикотонией отличаются выраженной вовлеченностью в межличностные отноше¬ния при заметном стремлении найти у группы признание, занять значимую социальную позицию. При этом они стре¬мятся к независимости и лидированию, проявляя высокую конфликтность и агрессивность. Таким детям надо развивать сдержанность, дисциплинированность, отзывчивость, опираясь на свойственные им качества – высокую активность, настойчивость и работоспособность.

Развитие физических качеств детей также имеет свои особенности в зависимости от типа их исходного вегетативного тонуса.

Дети с исходной ваготонией характеризуются лучшим развитием мелкой моторики по сравнению с крупной; имеют более низкие показатели развития мышечной ткани, скоростных и силовых качеств, но демонстрируют при этом более высокие показатели физической работоспособности и устойчивости мышц к статическим нагрузкам субмаксимальной интенсивности.

Дети с исходной симпатикотонией характеризуются лучшим развитием крупной моторики по сравнению с мелкой, имеют более высокие показатели развития мышечной ткани, силовых и скоростных качеств, но уступают ваготоникам в показателях физической работоспособности.

Показатели скоростно-силовой выносливости, а также статической выносливости к нагрузкам максимальной интенсивности не имеют достоверных различий у детей в зависимости от типа их исходного вегетативного тонуса.

Исходя из представленных различий в развитии физических качеств детей с разным типом ИВТ очевидно, что процесс физического воспитания, так же как и психологическое сопровождение этих детей, имеет свои особенности.

Детям с исходной ваготонией необходимо развивать силу и скорость, опираясь на хорошее развитие физической выносливости. Им необходимо дополнительно тренировать моторные качества крупных мышечных групп туловища.

Детям с исходной симпатикотонией требуется развитие общей физической работоспособности и выносливости к длительным, монотонным нагрузкам субмаксимальной интенсивности. Опираясь на хорошо развитую моторику крупных мышечных групп, им необходимо тренировать мелкую моторику.

Знание особенностей развития физических и психических качеств детей с разным типом исходного вегетативного тонуса позволяет грамотно организовать процесс их воспитания, при котором природно развитые качества уважаются, поощряются и на их основе тренируются менее свойственные характеристики.

В основу дифференцированных программ психофизической тренировки положен принцип создания устойчивой мотивации к занятиям с опорой на хорошо развитые физические и психические ка¬чества, а затем тренировки «слабого звена» вегетативной нервной системы, физической и психической организации с целью их гармонизации.

Методические особенности психофизической тренировки детей с исходной ваготонией

Динамические упражнения аэробного характера активизируют симпатическую нервную систему, поэтому очень важны для этой группы детей. Однако особенности их моторной сферы (низкие показатели скоростных качеств, моторная неловкость) затрудняют быстрое освоение техники динамических упражнений.

Поэтому при построении динамической части ПФТ необходимо предусмотреть следующие методические моменты:

  1. удлинение динамической композиции до 15–20 минут;
  2. выбор медленного и среднего темпа выполнения упражнений;
  3. поэтапное и постепенное разучивание всех упражнений и двигательных композиций;
  4. акцент в начале занятий сделать на упражнения для мелких мышечных групп, так как хорошо развитая мелкая моторика является сильной стороной детей-ваготоников;
  5. сочетание упражнений для крупных мышечных групп желательно с элементами анализа и осмысления двигательных актов («Сокращение мышц способствует повышению тонуса сосудов – это повышает эффективность работы сердца – усиливает приток крови и кислорода к головному мозгу – активизирует мыслительные функции – расширяет ваши возможности...»);
  6. использование прыжков, подскоков, упражнений силового характера для тренировки силовых и скоростных качеств;
  7. речевое сопровождение занятия должно быть максимальным, позволяющим осмыслить принцип, порядок, последовательность формирования двигательных паттернов. Широко использовать счет и математические аналогии («Повторим упражнение 8 раз, 16 раз, в 2 раза больше...»);
  8. учитывая склонность детей-ваготоников к уединению, их интровертированную направленность психической активности, акцент во время разучивания упражнений делать на индивидуальную работу, многократное (механическое) повторение движений;
  9. учитель должен выполнять в группе роль «информирующего», который подробно объясняет детям смысл их работы: «Физические упражнения уменьшают вес тела, потому что используют в качестве энергетического субстрата жировую ткань и создают условия отрицательного энергетического баланса», «Физические упражнения эффективно улучшают кровоток, потому что активизируют его внесердечные факторы...»).

Использование этих приемов во время занятий значительно повышает успешность ваготоников в двигательной сфере, создает у них оптимистическую установку и гармонизирует самооценку. Статические упражнения. Для детей с исходной ваготонией эта часть занятия наиболее до¬ступна в освоении и психологически более ком¬фортна. У ваготоников хорошо развиты процессы внутреннего торможения, высоки показатели дисциплинированности, хорошо развито такое физическое качество, как статическая выносливость к нагрузкам субмаксимальной интенсивности. Именно этих качеств требует правильная техника выполнения статических упражнений.

Поэтому в данной группе детей нужно:

  1. сократить количество статических упражнений до необходимого физиологического минимума;
  2. сделать достаточно продолжительными паузы между упражнениями (10–20 сек.);
  3. придать названию статических поз когнитивно-логический, а не образный смысл. Объяснение упражнений должно содержать много аналогий единства телесного и духовного (например: перевернутая поза; поза для развития интеллекта; поза полного расслабления тела. Пример объяснения: «Перевернутые позы усиливают приток крови к головному мозгу, что улучшает память, ускоряет мыслительные процессы, улучшает зрение и слух»);
  4. к концу цикла занятий включать упражнения в парах, стремясь научить ваготоников не только привычному духовному, но и мало им свойственному телесному общению.

Сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации продолжается 8–10 минут. В его структуру надо включать приемы, активизирующие симпатическую нервную систему: дыхание с удлиненным вдохом и коротким энергичным выдохом; мысленные образы ярких, эмоционально волнующих ситуаций; мысленное представление состояния высокой бодрости, активности, решительности, уверенности в себе.

Перед началом сеанса детям необходимо предоставить достаточное количество времени для принятия удобной позы (до 1 минуты). Вводная и завершающая части сеанса должны быть постепенными, медленными. В формулах внушения, учитывая преобладающую интровертированную направленность психической активности детей-ваготоников, необходимо усилить логический компонент («Мы достигнем состояния гармонии, благополучия, радости... ведь у вас сильная воля, крепкий характер, у вас высокий интеллект! Это залог ваших успехов!»).

Методические особенности психофизической тренировки детей с исходной симпатикотонией

Дети с исходной симпатикотонией чаще являются экстравертами. Им легко освоить динамическую часть занятия, так как у них хорошо развиты крупная моторика, координация движений, пластика.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей-симпатикотоников (высокая активность, спонтанность, импульсивность) подтверждают тот факт, что эта часть занятия для них психологически привычна и комфортна.

Поэтому в начале занятий можно использовать следующие методические приемы:

  1. длительность аэробной композиции может быть сокращена, составлять 10–15 минут, при этом занятие строится из нескольких «ударных» частей с паузами для отдыха и дыхательных упражнений;
  2. темп выполнения упражнений – высокий;
  3. возможно одномоментное разучивание разнообразных движений;
  4. в начале цикла акцент делается на упражнения для крупных мышечных групп (как моторно более развитых), а затем постепенно переносится на работу с мелкими мышечными группами;
  5. речевое сопровождение занятия минимально;
  6. при разучивании двигательных композиций преимущество отдается групповой работе – симпатикотоникам свойствен активный тип социализации;
  7. учитель жестко и четко регламентирует ход занятия и активность детей, поскольку у них плохо развито внешнее торможение, низка подчиняемость и высока демонстративность.

Выполнение статической части занятия детям с исходной симпатикотонией дается сложно. Статические упражнения требуют умения сосредоточивать внимание на внутренних процессах, тормозить проявления активных внешних реакций, методично и тщательно следить за процессами дыхания, напряжения и расслабления. Эти качества недостаточно развиты у симпатикотоников. Однако то удовольствие, которое они получают при выполнении психологически и телесно комфортных динамических упражнений, а также правильная методика построения и проведения статической части позволяют добиться положительного результата. Поэтому:

  1. комплекс статических упражнений должен быть удлинен до 7–9 упражнений;
  2. как и у ваготоников, используется малая и умеренная интенсивность развиваемого статического усилия.
Продолжительность фазы напряжения составляет 2–3 секунды, фазы расслабления – до 7–10 секунд. Особый акцент делается именно на фазе расслабления. Исходные положения – сидя и стоя. В комплекс как обязательные вводятся упражнения, тренирующие координацию, равновесие, концентрацию внимания. Исключаются упражнения с натуживанием, усиливающие приток крови к голове;
  • паузы между статическими позами минимальны (5–10 секунд);
  • название статических поз носит образный характер (поза змеи, дерева, свеча, подбородочный замок);
  • в кратком объяснении механизма действия упражнений акцент делается на позитивных изменениях внешности (например: «Скручивание делает более тонкой линию талии»; «Поза рыбы делает более привлекательным цвет лица»);
  • в конце цикла занятий внимание переключается на индивидуальную работу с детьми, их обучают наблюдать и контролировать движения собственного тела и эмоции.

    В целом эта часть занятия тренирует у симпатикотоников более полное включение в регуляцию парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

    Сеанс релаксации начинается сразу после выполнения статических упражнений, так как дети-симпатикотоники хорошо переключаются с одного вида деятельности на другой и не предъявляют высоких требований к состоянию уединения. Продолжительность сеанса составляет 10–15 минут. В нем делается акцент на приемы, создающие парасимпатикотонические эффекты: дыхание с удлиненным, спокойным выдохом; мысленные образы ситуаций покоя; мысленное представление безграничного спокойствия, сдержанности, умиротворенности. В формулах внушения усилен чувственный компонент информации («У вас все получится! Вы хотите и сумеете восстановить самую лучшую форму самочувствия, работоспособности и настроения!»).

    Установка на занятие и подведение его итогов также содержит свои групповые различия.

    Для ваготоников важно получить возможность углубить процесс самопознания через движение тела. Каждое занятие для них должно нести достаточный объем информации о взаимоотношениях и взаимовлиянии движения мысли на движение тела, эмоций и интеллекта; единстве телесного и духовного. Итог занятия должен быть кратким, логичным, информационно содержательным. Необходимо еще раз перечислить вновь полученные знания и навыки, подчеркнув их связь с испытанными ощущениями. Пример заключения занятия: «Вы почувствовали, насколько прогрелись мышцы, как постепенно пропадают мышечные зажимы. И это закономерно, поскольку сильной стороной вашей личности является интеллектуальная одаренность. Однако каналы, которые соединяют психическую и телесную сферы, были забиты льдинками отрицательных эмоций. Но под влиянием теплых чувств и соответствующих движений льдинки тают, обмен веществ гармонизируется».

    Для симпатикотоников в конце занятия важно получить подтверждение позитивных изменений внешнего облика, признаков повышения собственной привлекательности. Каждое занятие для них должно нести элементы чуда, метафоры, быть сказкотерапией.

    Детям с исходной ваготонией занятия лучше проводить во второй половине дня, а с исходной симпатикотонией – в первой. В основе подхода к распределению занятий в течение суток лежит принцип тренировки слабого звена регуляции в те часы, когда наиболее активно функционирует сильное. Однако при достижении детьми хорошей адаптации к нагрузкам занятия постепенно переводятся на то время, в которое симпатический или парасимпатический отдел ВНС у ребенка функционирует сниженно. Занятиями повышается его реактивность и гармонизируется общее состояние вегетативной регуляции в целом.

    Занятия, учитывающие тип исходного вегетативного тонуса ребенка, позволяют выбрать индивидуальный стиль психофизической тренировки, который в более короткие сроки создает ситуацию успешности, и реализуют задачу создания высокой мотивации к движению. От решения этой задачи во многом зависит эффективность психофизической тренировки.

    ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 5

    1. Пользуясь таблицами 1 и 2, определите свой тип исходного вегетативного тонуса.
    2. Дайте характеристику психологических свойств и физических качеств детей в зависимости от типа их исходного вегетативного тонуса.
    3. Перечислите основные методические особенности проведения занятий психофизической тренировки для детей с исходной ваготонией.
    4. Перечислите основные методические особенности проведения занятий психофизической тренировки для детей с исходной симпатикотонией.

    Публикация статьи произведена при поддержке ветеринарной клиники «ООО Биоконтроль», предлагающей курсы повышения квалификации ветеринарных врачей в Школе постдипломного образования. Тематика курсов затрагивает вопросы реанимации, анестезиологии, хирургии, травматологии, ортопедии, онкологии и др. Успешное прохождение обучения подтверждается выдачей удостоверения государственного образца ФГБУ «Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина» РАМН о прохождении курса повышения квалификации.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

    Контрольная работа № 2 состоит из двух заданий, составленных на основе материалов 4–5-й лекций. Все задания необходимо выполнить на отдельных листах в печатном виде или разборчивым почерком.

    Выполнение каждого из шести пунктов задания 1 оценивается таким образом: 2 балла – если представлен полный и правильный ответ, 1 балл – за частично правильный или неполный ответ, 0 баллов – если ответ неверный или не соответствует содержанию вопроса. Таким образом, максимально возможное количество баллов за 1-е задание – 12.

    В задании 2 необходимо представить результаты оценки состояния вегетативной нервной системы детей старшего школьного возраста, с которыми вы будете проводить занятия. За полностью заполненную таблицу начисляется 2 балла.

    Для получения зачета необходимо выполнить все задания и набрать не менее 10 баллов.

    К выполненным заданиям необходимо приложить бланк, напечатанный в газете (или его ксерокопию). Сохраняйте, пожалуйста, копию выполненной работы до получения отзыва.

    Задание 1. Разработайте подробный конспект теоретического урока (занятия) «Психофизическая тренировка – способ нормализации состояния вегетативной нервной системы» для учеников 9–11-х классов (класс укажите).

    В конспекте необходимо отразить ответы на следующие вопросы:

    1. Из каких отделов состоит вегетативная нервная система и как они функционируют?
    2. Что такое вегетативная дистония?
    3. Каковы основные причины развития вегетативной дистонии в старшем подростковом возрасте?
    4. Как осуществить самодиагностику состояния вегетативной нервной системы?
    5. Дайте краткую характеристику системы психофизической тренировки.
    6. Каким образом психофизическая тренировка нормализует состояние вегетативной нервной системы?

    В целом теоретическое занятие должно:

    • убедить детей в том, что психофизическая тренировка является эффективным способом нормализации состояния вегетативной нервной системы;
    • сформировать у подростков мотивацию к практическим занятиям.

    Задание 2. Выберите группу подростков (10–12 человек) старшего школьного возраста из любого класса, в котором вы ведете уроки. В течение одной учебной четверти вы будете заниматься с ними по программе «Психофизическая тренировка – способ нормализации вегетативной нервной системы». Программа будет включать в себя: теоретическое занятие (конспект которого вы уже разработали), занятия самодиагностики состояния ВНС, эмоционального состояния, а также блок практических занятий (содержание практического занятия приведено в лекции 4).

    Оцените состояние вегетативной нервной системы этих детей с помощью вопросника, который также был приведен в лекции 4 (№ 20/2006). Полученные данные занесите в таблицу (она будет использована вами при выполнении итоговой работы).

    Таблица

    Сводная таблица регистрации признаков вегетативных изменений
    у обучающихся ___ класса школы _____.

     

  • Наталья Нежкина