С 1998 года в школьном оздоровительном центре «Лоза» появилась возможность проводить занятия с использованием специального гимнастического оборудования – фитболов (больших ортопедических мячей) разных размеров (в зависимости от роста ребенка) и разной расцветки (голубые, оранжевые, сиреневые, красные, желтые)
Фитбол – это большой упругий мяч для тренировок. Он может служить как тренажер, как просто предмет, как утяжелитель, поскольку вес его примерно 1 кг. Обладает вибрационным свойством. Занятия на таких ортопедических мячах помогают снять напряжение и мышечный дисбаланс, делают более гибким позвоночник, укрепляют мышцы спины и живота – создают «мышечный корсет» и формируют правильную осанку. Занятия на фитболах улучшают общее самочувствие, повышают психоэмоциональный тонус.
При оптимальной, нарастающей и систематической нагрузке создается мышечный корсет вокруг позвоночника, более интенсивным становятся крово- и лимфообращение, обмен веществ в межпозвонковых дисках. Нормализация состояния позвоночника способствует улучшению функции внутренних органов, так как каждый позвонок взаимосвязан с одним из них.
Гимнастика на мяче заставляет работать не только крупные мышечные группы, но и пассивные мышцы, дает возможность задействовать в выполнении упражнений глубокие мышцы и не приводит при этом к чрезмерной нагрузке на спину.
Лечебный эффект возникает прежде всего под воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы.
Легкая вибрация действует на нервную систему успокаивающе, интенсивная – возбуждающе. Вибрация помогает лучшему оттоку лимфы и венозной крови, повышает сократительную способность мышц, стимулирует надпочечники; усиливаются перистальтика кишечника, функции печени, почек, сердечно-сосудистой системы; тренируются мышцы тазового дна, то есть происходят лечение и профилактика патологии мочеполовой системы. Улучшается деятельность спинного и головного мозга, нормализуются обмен веществ, функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышаются защитные силы и сопротивляемость организма.
Вибрация по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой, которая приносит пользу при лечении остеохондроза, сколиоза, ДЦП, заболеваний позвоночника, ЖКТ, сердца, нервной системы, ожирения.
Чтобы сохранить устойчивое положение на мяче, нужно свой центр тяжести совместить с центром тяжести мяча (тренировка вестибулярного аппарата, координация движений).
Криво сидеть на мяче невозможно – теряются равновесие и баланс, что приводит к падению. Ровная посадка на мяче способствует формированию навыка правильной осанки.
Упражнения в позе лежа на мяче выполнять гораздо труднее, чем на полу: работают самые мелкие и глубокие мышцы, чтобы удержать равновесие и туловище симметрично. Но при этом решается задача создания мышечного корсета, укрепления мышц спины и брюшного пресса.
«ЧТО ТАКОЕ
КРАСИВАЯ ОСАНКА?»
(Занятия для школьников
младших классов)
Цель: предупреждение и коррекция заболеваний и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, нервной и иммунной систем, зрительного анализатора, а также воспитание потребности беречь и укреплять свое здоровье.
Задачи: снятие физического и психического утомления, профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия, предупреждение близорукости, развитие мелкой моторики.
Оборудование: большие ортопедические мячи – фитболы (8 шт.), массажные колючие мячики, магнитофон, кассеты с музыкой.
Вводная часть
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и покажем, какие упражнения нужно делать для того, чтобы иметь красивую осанку и быть здоровыми.
Начинается наше занятие, как всегда, с коррекции осанки у стены: стопы параллельно друг другу на ширине стопы. Пятками, ягодицами, лопатками, затылком прижаться к стене. Лоб и подбородок на прямой линии – параллельно полу. Закрыть глаза, сосредоточиться на своих мышечных ощущениях – 1 мин. Открыть глаза, сделать шаг вперед, сохраняя правильную осанку. Сделать шаг назад к стене и проконтролировать правильность осанки у стены.
Скажите: а кто знает, для чего мы так стоим? (Смысл правильного ответа: для того, чтобы подровнять спинку и принять правильную, красивую осанку, то есть чтобы наши мышцы вспомнили, как правильно держать тело в вертикальном положении.)
А кто может сказать: что же такое правильная осанка? (Смысл ответа: правильная осанка – это прямая спина и расправленные плечи, живот втянут.)
Сегодня на уроке мы с вами разучим комплексы упражнений, которые помогут держать спинку ровно как во время уроков, так и в течение всего дня.
Садимся на мячи.
Давайте вспомним, как правильно сидеть на мяче. (Смысл ответа: ноги на ширине плеч, стопы плотно прижаты к полу, спина прямая, руки лежат на коленях или опущены вниз.)
Упражнения для шейного отдела
1. «Любопытная Варвара»
(поворот головы вправо – влево).
Выполнение: поворот головы вправо – прямо; поворот головы влево – прямо. Повторить по 3–4 раза в каждую сторону.
2. «Достанем ухом до плеча»
Выполнение: наклоны головы к правому плечу – прямо; к левому плечу – прямо. Повторить по 3–4 раза в каждую сторону.
3. Релаксация «поза кучера» (снятие напряжения с мышц шеи и спины).
Выполнение: уронить голову, округлить спинку, локти лежат на коленях. Продолжительность – 1–2 мин. под спокойную музыку.
Упражнения для мышц рук
и плечевого пояса
1. «Собираем яблочки»
Выполнение: тянуться руками поочередно вверх. Повторить 4–5 раз каждой рукой.
2. «Отрезаем плохие отметки»
Выполнение: руки скрестить перед грудью – развести в стороны. Повторить 4–6 раз.
3. «Круговые вращения согнутыми руками»
Выполнение: руки к плечам – круговые вращения одновременно вперед 4 раза, назад (соединив лопатки) 4 раза.
4. «Сбрасываем обиды, проблемы, неудачи»
Выполнение: движения плечами вверх – вниз. Повторить 6–8 раз.
5. «Ракета»
Выполнение: поднять плечи вверх – вдох; держать на счет 1–2–3 на задержке дыхания – отвести назад, не опуская, держать на счет 1–2–3; на выдохе – опустить вниз, ладони параллельно полу тянем вниз, макушкой вверх (самовытяжение) на счет 1–2–3; расслабиться. Повторить 3 раза.
6. «Силачи»
Выполнение: руки согнуть в локтях, спина прямая; соединить руки вместе перед лицом, затем развести в стороны, соединяя лопатки. Повторить 4–6 раз.
Упражнения для талии
1. «Часики»
Выполнение: руки положить на мяч; выполнять наклоны вправо – влево, руками коснуться пола. Повторить 8–10 раз.
2. «Красивая талия»
Выполнение: поставить руки на пояс, выполнять круговые вращения тазом сначала вправо, затем влево. Повторить 8–10 раз.
3. «Повороты»
Выполнение: руки перед грудью, повороты вправо – влево с разведением рук. Повторить по 4 раза в каждую сторону.
4. «Вперед – назад»
Выполнение: руки на коленях, ноги неподвижны, покататься вперед – назад. Повторить 6–8 раз.
Упражнения для ног
1. «Выставление ноги на пятку»
Выполнение: выставить правую ногу вправо на пятку, вернуться в и.п.; выставить левую ногу влево на пятку, вернуться в и.п. Повторить по 3–4 раза каждой ногой.
2. «Выставление ноги на носочек»
Выполнение: выставить правую ногу вправо на носочек, вернуться в и.п.; выставить левую ногу влево на носочек, вернуться в и.п. Повторить по 3–4 раза каждой ногой.
3. «Потопаем»
Выполнение: ноги вместе, поочередно поднимать ноги вверх и издавать топот. Продолжительность – 1 мин.
Упражнения для мышц спины
Лежа на спине
1. «Поднимание головы»
Выполнение: ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки за головой. Поднять голову и опустить. Повторить 4–6 раз.
2. «Качельки»
Выполнение: лежа на мяче, выполнять покачивающие движения ногами. Повторить 8–10 раз.
3. «Повороты туловища»
Выполнение: поворот туловища влево, правый локоть тянется влево; и наоборот.
Лежа на животе
1. «Плавание»
Выполнение: упор руками на полу, ноги на весу, выполнять «кроль» ногами.
2. «Тачка»
Выполнение: ходьба на руках вперед – назад. Выполнить 5 раз.
3. «Качельки»
Выполнение: стоя на коленях; руки лежат на мяче; оттолкнуться коленями от пола – упор на руки; вернуться в и.п. Повторить 6 раз.
Упражнения
на равновесие
1. «Звездочка»
Выполнение: лежа на мяче на животе, руки и ноги развести в стороны. Удержать равновесие.
2. «Наездник»
Выполнение: сидя на мяче, обхватить мяч ногами с двух сторон, руки на поясе или в стороны.
Упражнения
с массажными колючими
мячами
- Покрутить мяч в руках.
- Покатать мяч по руке вверх – вниз.
- Покатать мяч по грудной клетке.
- Покатать мяч по щекам, по лбу.
- Покатать мяч поочередно ногами.
Релаксационный
настрой
«Водопад» (медленная музыка)
Учитель. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Представьте, что вы стоите возле водопада. Горный воздух свеж и приятен. Погода замечательная: светит теплое солнце, небо голубое, и дует легкий ветерок. Вам дышится легко и свободно. Вы смотрите на водопад, видите, как в нем отражается легкий белый свет, и чувствуете, как он переходит и льется по вашему лбу, затем по лицу, шее… Свет течет по вашим плечам, помогая им расслабиться. Течет дальше по груди… по животу… по ногам. Свет гладит ваши руки и пальчики. Свет наполняет вас спокойствием. С каждым вдохом вы чувствуете себя все более спокойно и расслабленно.
А теперь потянитесь, сделайте глубокий вдох и на счет «три» откройте глаза. Вы полны свежих сил и энергии.
Игра «Ворона»
Дети стоят в кругу. Кидают мяч точно друг другу в руки. Тот, кто уронит, выходит из игры: он – «ворона».
Игра «Грузим арбузы»
Дети стоят в кругу и быстро передают друг другу мяч, не роняя его. По свистку меняется направление движения мяча.
Итог урока
Учитель. Скажите, пожалуйста: чему же мы учились весь этот урок? (Смысл ответа: держать спину ровно, тренировать мышцы и т.д.)
Для чего это нужно? (Смысл ответа: если ровная спинка – значит, человек здоров.)
Ребята, наше занятие подошло к концу. Подойдите к стеночке и еще раз подровняйте спинку. (Дети ровняют спину у стены.)
Желаю вам здоровья, до свидания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д. Гиперактивный ребенок. – СПб.: Издательская компания «Невский проспект», 2004.
- Вайнер Д. Массаж, гимнастика, йога для детей раннего возраста. – СПб.: КОРОНА-принт, 2003.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет. – М.: Аркти, 2003.
- Ермакова И.А. Мой веселый звонкий мяч (упражнения с мячом для самых маленьких). – СПб: Литера, 2006.
- Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня до 6 лет. – СПб.: КОРОНА-принт, 2004.
- Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. – СПб.: КОРОНА-принт, 2005.
- Страковская В. Помогите малышу подготовиться к школьной жизни. – М.: Терра-Спорт, 2000.
- Тарабарина Т.И. Ребенок от рождения до 3 лет. – Ярославль: Академия развития, 2004.
|