Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2006

Курсы повышения квалификации

Психофизическая тренировка – новая технолгоия укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях

Педагогический университет «Первое сентября»

Наталья НЕЖКИНА,
профессор,
Ивановский областной институт повышения квалификации
и переподготовки педагогических кадров

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА –
НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Курс лекций

Учебный план курса

ЛЕКЦИЯ 4
Психофизическая тренировка для подростков
с вегетативными дистониями

Вегетативные дистонии часто называют болезнями современной цивилизации, они вызываются психическими перегрузками и физической гиподинамией. Проявления вегетативной дистонии хорошо знакомы почти каждому школьнику и учителю. Это головные боли (особенно после напряженного учебного дня, после экзаменов или контрольных работ), сердцебиение, боли в области сердца (колющие, ноющие, пульсирующие и т.д.), колебания артериального давления, головокружения, слабость, повышенная утомляемость, раздражительность, трудность концентрации внимания, потливость, нарушения сна. Иногда эти симптомы выступают «дружной командой», иногда по отдельности, вызывая выраженный дискомфорт общего состояния.

Вегетативную дистонию обычно относят к функциональным (дизрегуляторным) расстройствам, то есть таким заболеваниям, которые не имеют в своей основе органических поражений внутренних органов. Однако если вегетативную дизрегуляцию не нормализовать, она может стать начальной фазой многих хронических заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистых, являющихся основной причиной смертности в Российской Федерации. Развитие стойких нарушений вегетативной регуляции часто служит противопоказанием для выбора многих профессий.

Наличие тех или иных проявлений вегетативной дистонии отмечается у 89% детей среднего школьного возраста и у 85% старшеклассников. Такая высокая частота вегетативной дизрегуляции у школьников заставляет искать способы ее коррекции непосредственно в условиях учреждений образования.

Строение и функции вегетативной нервной системы

Вегетативная дистония – это состояние, которое определяется нарушением вегетативной регуляции сердца, сосудов, внутренних органов и желез внутренней секреции.

Для более полного понимания этого явления вспомним азы анатомии и физиологии.

Вегетативная нервная система (ВНС) – отдел нервной системы, который регулирует деятельность внутренних органов, гладких мышц сосудов и кожи, различных желез, а также обмен веществ. Деятельность вегетативной нервной системы является непроизвольной, управлять которой в обычном состоянии мы не можем. Вегетативная нервная система состоит из двух основных отделов:

симпатическая нервная система – система бодрствования и напряжения, наиболее активна днем;

парасимпатическая нервная система – система относительного покоя и отдыха, наиболее активна в ночное время.

Эти два отдела вегетативной нервной системы по-разному действуют на функции внутренних органов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Влияние вегетативной нервной системы
на функции некоторых органов

Таким образом, благодаря ВНС в нашем организме существует удивительная система регуляции работы внутренних органов.

Усиление функционирования одного отдела в нормальных физиологических условиях ведет к компенсаторному напряжению другого отдела. При нарушении равновесия между симпатической и парасимпатической системами, при рассогласовании процессов напряжения и расслабления возникает вегетативная дистония с преобладающим влиянием той или иной системы.

Какие же факторы могут нарушить это равновесие? Их много. Перечислим некоторые из них:

  • острые и хронические стрессовые ситуации;
  • острые заболевания (в том числе ОРВИ);
  • смена климатических зон и часовых поясов;
  • неблагоприятные или резко меняющиеся метеорологические условия;
  • чрезмерные физические и психические нагрузки;
  • гиподинамия (недостаток двигательной активности).

Существуют также такие периоды в жизни человека, когда проявления вегетативной дизрегуляции считаются вариантом возрастной нормы. К ним, в частности, относится подростковый возраст, который часто называют этапом «вегетативных бурь». Однако вегетативная дизрегуляция вызывает выраженный дискомфорт в состоянии подростков, повышает уровень их тревоги, потенцирует внутреннее напряжение и является фактором риска возникновения и развития заболеваний. Поэтому даже такая «физиологическая» вегетативная дизрегуляция требует особого внимания.

Самодиагностика вегетативной дистонии

Разобравшись в понятии «вегетативная дистония» и определив важность коррекции этого состояния, перейдем к самодиагностике. Для этого заполним вопросник, подчеркнув «Да» или «Нет» и нужное слово в тексте.

Интерпретация результатов. Просуммируйте те баллы, которые соответствуют ответам «Да». Если вы набрали 15 и более баллов, то можете с уверенностью поставить себе диагноз «вегетативная дистония» и задать вполне разумный вопрос: могу ли я что-то сделать для коррекции этого состояния?

Конечно, можете! И один из способов нормализации вегетативного равновесия вам уже хорошо знаком. Это психофизическая тренировка (см. лекцию 1). Кстати, эту модель занятия изначально мы и разрабатывали для гармонизации эмоционально-вегетативной сферы подростков, страдающих вегетативными дистониями. При этом особое внимание уделяли тем порочным причинно-следственным кругам, которые формируются при вегетативной дистонии.

Вопросник для выявления признаков
вегетативных изменений

Первый круг – патологические мышечные зажимы. Эмоционально-вегетативные нарушения всегда сопровождаются патологически измененным мышечным тонусом, который выражается в формировании зажимов различных мышечных групп. Следует особо подчеркнуть, что при длительном существовании мышечные зажимы способствуют поддержанию старых и возникновению новых нарушений вегетативной регуляции. Так формируется своеобразный порочный круг.

Поэтому очень важно научить ребенка регулировать тонус всех мышечных групп с помощью различных по форме и интенсивности физических нагрузок.

Следовательно, предполагаемая модель занятия должна включать в себя как мышечное напряжение, так и мышечное расслабление, которое должно быть отработано до уровня осознаваемого и контролируемого ребенком процесса.

Второй порочный круг поддерживается фактором гиподинамии.

Вегетативная нервная система, как и любая другая система организма, для поддержания оптимального уровня функционирования нуждается в тренировке. В этом смысле одним из самых мощных тренирующих факторов является скелетная мускулатура.

Динамические упражнения малой и средней интенсивности активизируют симпатическую нервную систему. Это проявляется в повышении частоты сердечных сокращений, учащении дыхания, незначительном повышении артериального давления, повышении общей двигательной активности, создании состояния эмоционального возбуждения, направленного вовне, и т.д. Изометрические упражнения с малой и средней степенью статического усилия вызывают парасимпатикотонические эффекты: урежение и углубление дыхания, снижение частоты сердечных сокращений, создание состояния спокойствия, погруженности в мир внутренних психофизических процессов. Упражнения в релаксации гармонизирующе влияют на состояние вегетативной нервной системы в целом, снимая накопившееся эмоциональное и мышечное напряжение.

Следовательно, предполагаемая модель занятия должна включать в себя и динамические, и статические, и релаксационные упражнения. При этом важно, чтобы они совершались в определенные отрезки времени, тогда ребенок сможет ощутить, проанализировать и сохранить в памяти воздействие каждого вида упражнений на свой организм.

Третий порочный круг связан с неотреагированными эмоциями.

Любая эмоция в своем выражении имеет три компонента: мышечный, вегетативный, психический. Жизнь в социуме заставляет нас сознательно подавлять первый компонент эмоций – мышечный, который необходим для готовности совершить то или иное действие. Будучи людьми «приличными», мы не считаем возможным проявлять свои негативные эмоции и вынуждены сдерживать их. Однако мышечная и вегетативная реакция в этом случае не только не уменьшается, а, напротив, усиливается. Наше сердце, например, в таких случаях будет биться не реже, а чаще. Однако мы не бросимся в «позорное бегство», не «опустимся на тот уровень, чтобы выяснить отношения кулаками», – мы сдерживаемся. Сдерживаемся не только мы, взрослые, но и наши дети, которых мы настойчиво учим не проявлять негативных эмоций («это плохо!», «так нельзя!» и т.д.). А от этого внутреннее напряжение только усиливается.

Поскольку эмоции созданы природой для деятельности, важно правильно организовать разумный выход всех видов эмоций. Если эмоция не будет выплеснута, она загонится внутрь, усилит имеющиеся проявления вегетативной дистонии и вызовет новые нарушения.

Поэтому важно, чтобы создаваемая модель занятия сочетала в себе активную мышечную деятельность с сеансом психофизической релаксации. Первая часть будет способствовать выходу гиперстенических эмоций, а вторая – осуществлять выход эмоций спокойствия, радости, умиротворения.

Исходя из этих позиций мы и пришли к универсальной структуре практического занятия, направленного на нормализацию деятельности вегетативной нервной системы и гармонизацию эмоциональной сферы ребенка. Напомним, что это занятие, названное психофизической тренировкой, включает в себя три последовательных этапа:

  1. динамические упражнения аэробного характера;
  2. напряжение отдельных мышц с последующим их расслаблением в форме определенных статических поз;
  3. сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации.

Четвертый порочный патогенетический круг запускается отсутствием достоверной информации: незнанием и непониманием тех процессов, которые происходят в организме при вегетативных расстройствах. И действительно: головные боли, боли в области сердца, метеозависимость, изменения настроения, расстройства сна, несомненно, беспокоят ребенка, а вот объяснения этим явлениям он редко получает и от врачей, и от родителей, и от учителей. Незнание создает внутреннее напряжение, непонимание поддерживает тревогу и страх. В конечном счете эта тревога усиливает уже имеющиеся вегетативные расстройства и способствует появлению новых. Поэтому важно объяснить ребенку, что с ним происходит.

Обычно для улучшения вегетативной регуляции требуется 10–15 занятий (2–3 раза в неделю). В качестве самоконтроля можно использовать анкету-вопросник, которую мы уже заполняли. Уменьшение количества набираемых баллов будет свидетельствовать об улучшении работы вегетативной нервной системы.

В заключение приводим примерные динамические упражнения, статические позы и текст психофизической саморегуляции в состоянии релаксации. Обращаем особое внимание на то, что текст психофизической саморегуляции состоит из блоков словесных формул, которые делятся на три группы.

  1. Формулы, направленные на достижение состояния релаксации.
  2. Ключевые формулы самовнушения.
  3. Формулы, направленные на выход из состояния релаксации.

При этом формулы 1-й и 3-й групп одинаковы для школьников с разными нарушениями здоровья (они помечены соответствующими цифрами в тексте сеанса психофизической саморегуляции, который приведен ниже). А вот ключевые формулы самовнушения (2-я группа) определяются спецификой определенных заболеваний, и их содержание будет меняться.

Приложение 1

КОМПЛЕКС ДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА

1. Ходьба на месте, носки ног отрываются от пола, руки свободно полусогнуты у талии.

2. Приставные шаги в стороны.

  1. шаг правой ногой вправо;
  2. приставить левую ногу;
  3. шаг правой ногой вправо;
  4. приставить левую ногу;
  5. шаг левой ногой влево;
  6. приставить правую ногу;
  7. шаг левой ногой влево;
  8. приставить правую ногу.

Повторить по 4 раза.

3. Полуприсед.

Исходное положение (и.п.) – основная стойка: ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль туловища.

  1. Шаг правой ногой в сторону в широкую стойку, ноги врозь в полуприсед (колени и носки немного развернуты вперед, в стороны).
  2. Толчок правой ногой, приставляя ее в и.п. 3), 4) то же движение с левой ноги.

Повторить полуприседы по 4 раза.

4. Выполнить упражнение 2 (приставные шаги) по 2 раза в каждую сторону.

5. Упражнение 3 (полуприседы) по 2 раза в каждую сторону.

6. Пружинка.

И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони на линии талии.

  1. Полуприсед, ноги сгибаются в коленях.
  2. Выпрямляя ноги, подняться на носки. 3), 4) – повторить движения 1), 2) по 8 раз. Ноги слегка пружинят, спина прямая.

7. = 4.

8. = 5.

9. = 6 (движение «пружинка» на 8 счетов).

10. Ходьба с продвижением.

И.п. – основная стойка;

  1. шаг правой ноги вперед;
  2. шаг левой ноги вперед;
  3. шаг правой ноги вперед;
  4. подъем левой ноги вперед – вверх (голень книзу);
  5. шаг левой ноги назад;
  6. шаг правой ноги назад;
  7. шаг левой ноги назад;
  8. подъем правой ноги вперед – вверх (голень книзу).

Повторить движения 1) – 8) 4 раза.

11. = 4 (приставные шаги в стороны).

12. = 5 (полуприседы).

13. = 9 («пружинка»).

14. = 10 (ходьба в продвижении: 2 раза вперед, 2 раза назад).

15. Взмахи ногой.

И.п. – стоя в полуприседе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на талии,

  1. взмах правой ногой вперед – вправо;
  2. и.п.;
  3. взмах левой ногой вперед – влево;
  4. и.п.

Повторить движения 1) – 4) 8 раз.

16. = 4.

17. = 5.

18. = 9.

20. = 15.

21. Прыжки.

1) – 4) – четыре прыжка влево на полусогнутой правой ноге, левая нога согнута в колене, голень назад, руки слегка полусогнуты у талии;

5) – 8) – четыре прыжка вправо на полусогнутой левой ноге, правая нога согнута в колене, голень назад.

Повторить движения 1) – 8) 4 раза.

22. = 4.

23. = 5.

24. = 9.

25. = 10.

26. = 15.

27. = 21.

Повторить всю композицию (упражнения 22–27) 3–4 раза.

28. Ходьба на месте с постепенным замедлением темпа.

29. Дыхательные упражнения в движении и стоя на месте.

КОМПЛЕКС СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Прямо

Встаньте ногами на пол так, чтобы внешние края стоп были параллельны. Постарайтесь равномерно распределить вес тела на носок и пятку. Плотно прижмите стопы к полу, опираясь на их внешние края. Ногами потянитесь вверх, напрягая мышцы передней поверхности бедра и подтягивая вверх коленные чашечки. Напрягите ягодичные мышцы – это обеспечивает максимальную опору всему позвоночнику. Напрягите мышцы брюшного пресса. Поднимите грудную клетку, почувствуйте, как при этом растягиваются мышцы спины в стороны от позвоночника, как грудная клетка «раскрывается».

Свободно опустите плечи. Расслабьте руки. Пусть плечи сами опускаются под тяжестью рук. Постарайтесь вытянуть шею вверх, не поднимая и не опуская подбородок. Все тело станет упругим и легким, дыхание – свободным и ровным. Из этого основного положения мы начинаем растягиваться во всех основных направлениях.

Боковой наклон

Боковое растягивание помогает сохранить гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов, а следовательно, как можно дольше сохранить природную гибкость и жизненную силу!

Итак, расставьте ноги на ширину около одного метра, стопы – параллельно. Вытяните руки в стороны ладонями вниз. Носок правой ноги слегка поверните внутрь, а носок левой – наружу, так, чтобы левая стопа была перпендикулярна правой, а левая пятка находилась на одной линии со сводом правой стопы. На выдохе наклоняйтесь влево, вытягивая позвоночник, и возьмитесь левой рукой за левую ногу. Посмотрите вверх. Дышите естественно, и на вдохе вернитесь в исходное положение.

Выполните упражнение в другую сторону.

К центру

Это упражнение помогает успокоиться, сосредоточиться, особенно после напряженного рабочего дня. Во время выполнения старайтесь сохранять вытянутое положение позвоночника. Смотрите прямо, не напрягая глаз.

Итак, начнем. Согните правую ногу и, помогая себе одной или обеими руками, поставьте правую стопу пальцами вниз на внутреннюю поверхность левого бедра как можно выше. Разведите руки в стороны на уровне плеч, потянитесь ими в стороны. Удерживайте равновесие. Сделайте глубокий вдох и на выдохе вернитесь в и.п. Выполните это упражнение, стоя на другой ноге.

Наклон вперед

Это упражнение значительно улучшает мозговую деятельность, благотворно действует на нижние отделы позвоночника. Растягивание поможет сделать мышцы бедер более эластичными, упругими, сильными, красивыми.

Итак, мы стоим прямо, руки и плечи расслаблены. Широко расставьте ноги в стороны, большие пальцы ног направлены вперед. Ладони согнутых в локтях рук положите на бедра. На выдохе тянитесь вперед и вверх, сгибаясь только в тазобедренных суставах. Ноги и спина прямые.

Продолжайте растягиваться в наклоне вперед, пока не коснетесь руками пола перед собой. Тянитесь передней стороной туловища вперед и чуть-чуть вверх, а руками вниз. Дышите спокойно, ровно и на очередном вдохе медленно вернитесь в исходное положение.

Скручивание

Это упражнение помогает сохранить гибкость позвоночника и снять мышечное напряжение в области плеч и таза.

Встаньте на колени, голени и ступни вместе. Вытяните шею и позвоночник, не поднимая плеч. Сядьте на пол справа, согнутые ноги останутся слева. Не отрывайте таз от пола. Положите левую руку тыльной стороной на правое колено, отведите правую руку за спину, коснувшись пальцами пола. На выдохе повернитесь как можно дальше направо. Дышите ровно, спокойно, а затем сядьте прямо, расслабьтесь и выполните скручивание в другую сторону.

Назад

Растягивание с прогибом назад – энергичное, укрепляющее мышцы упражнение. Оно помогает выпрямить сутулую спину и расправить плечи. Регулярно выполняя это упражнение, вы сохраните стройность и подтянутость фигуры на долгие годы.

Итак, лягте на живот. Руки положите вдоль туловища, ладони – вверх. Вытяните ноги и напрягите мышцы ягодиц.

На вдохе оторвите от пола плечи и ноги, не сгибая колен. Выдвиньте голову вперед, вытягивая шею. Позвоночник должен растягиваться равномерно по всей длине, поэтому не поднимайте голову выше ног. Дышите спокойно, ровно, а затем на выдохе медленно опуститесь на пол.

Перевернутая поза

В перевернутых позах надо находиться дольше, чем во всех остальных. Выполняемое в конце занятия растягивание в перевернутых позах подарит чувство бодрости, придаст новые силы, поможет расслабиться.

Итак, мы лежим на спине... Упритесь ладонями в пол. Не отрывая плеч от пола и держа «раскрытой» грудную клетку, поднимите согнутые в коленях ноги, оторвите от пола поясницу, поднимите колени над головой. Согните руки в локтях и ладонями поддерживайте спину, расположив пальцы горизонтально. На очередном выдохе вытяните ноги над головой, расслабьте мышцы лица, шеи... Дышите спокойно, ровно. А выходите из позы постепенно и очень осторожно: согните колени, положите на пол поясницу, поддерживая спину руками, а затем плавно опустите на пол ноги.

ТЕКСТ ДЛЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СОСТОЯНИИ РЕЛАКСАЦИИ

1. Сейчас вас ожидает оздоровительный сеанс, который принесет чувство успокоения, радости, ощущение уверенности в себе.

Итак, вы принимаете удобную позу: ложитесь на спину, голова немного повернута набок, руки вытянуты вдоль тела, ладони вверх; ноги разогнуты в коленях, свободно раскинуты.

Сейчас повторяйте за мной мысленно слова, которые я буду произносить от имени вашего «я», будто вы сами говорите их себе.

Мысленно произносим: я расслабляю мышцы лица... На вдохе произносим, на выдохе представим это расслабление: и лоб становится выше, шире, больше, все складочки, все морщинки расправляются, разглаживаются мягкими, теплыми пальцами... брови разъезжаются в разные стороны... веки становятся тяжелыми, слипаются, глаза закрываются... отдыхают.

Нос как бы тоже уплощается, делается меньше, щеки обвисают, язык безвольно прижат к зубам... все лицо сделалось тоньше, длиннее, одухотвореннее... на лице – маска расслабления, маска покоя.

Мне дышится легко, непринужденно, спокойно. Мой выдох удлиняется, удлиняется...

Мысленно произносим: я расслабляю мышцы рук. На вдохе произносим, на выдохе почувствуем это расслабление: и приятная волна расслабления сверху вниз проходит по вашим плечам, предплечьям, кистям... Мышечная сила покидает мышцы рук через пальцы. И как вода уходит сквозь песок капля за каплей, так и мышечная сила покидает руки. Мышцы делаются вялыми и безвольными, ленивыми и неподвижными. Ласка и нега, истома и уют охватывают мышцы рук.

Мысленно произносим: я расслабляю мышцы ног. На вдохе произносим, на выдохе почувствуем это расслабление: и приятная волна расслабления сверху вниз проходит по бедрам, голеням, стопам... Мышечная сила покидает мышцы ног через пальцы. И как вода уходит сквозь песок капля за каплей, так и мышечная сила покидает ноги. Мышцы делаются вялыми и безвольными, ленивыми и неподвижными. Ласка и нега, истома и уют охватывают мышцы ног.

Нет сил шевелиться. Все тело легкое, мягкое, теплое, словно ласковые лучики солнца согревают его. Дыхание легкое и спокойное. Мне дышится легко и спокойно. Теплая, ласковая волна вливается в мою грудь. Мое сердце словно купается в тепле. Тепло разливается по животу и ногам. Необыкновенно приятное ощущение тепла и покоя. Мне хорошо... спокойно.

Я следую за тихой, приятной мелодией... Я отдыхаю.

Пауза (20 секунд).

2. А теперь, когда ваш мозг – как чистый лист бумаги, запишем несколько формул, которые будут помогать в минуты житейских забот и мелких неурядиц, в минуты неуверенности в себе, слабости, в минуты плохого настроения.

Ваше сердце бьется ровно и ласково, оно излучает тепло и любовь. Тепло дает каждой клеточке энергию, необходимую для активной, радостной и счастливой жизни.

Вы молоды, активны, жизнерадостны! Вы любите жизнь, радуетесь лучшим ее проявлениям... И ласковым лучам солнца, и теплому дождю, яркому звездному небу, лицам и добрым улыбкам друзей и любимых людей. И с помощью наших удивительных занятий, активного движения и релаксации вы преодолеете все трудности, научитесь владеть собой и создавать себе прекрасное, радостное настроение!

Все трудности будут преодолены! Чистая кожа, упругие, сильные мышцы; радостные мысли; подтянутое, послушное тело. Каждая клеточка, каждый орган, весь организм в целом работают ровно и спокойно, гармонично и радостно!

У вас все получается, вы нравитесь себе, вами любуются окружающие.

Пауза (10 секунд).

Вы охотно отдаетесь ощущениям своего тела. Наслаждаетесь полной свободой, раскрепощенностью организма. Вы словно растворяетесь в приятной неге, тепле, покое. Самый полный комфорт. Самое приятное состояние блаженства и радости. Отдыхайте... Восстанавливаются силы и здоровье. Укрепляется нервная система. Совершенствуется тело. Создаются возможности перехода к здоровой, активной и радостной жизни.

Пауза (30 секунд).

3. А сейчас наш сеанс подойдет к концу – и мы вернемся в нашу комнату. Вам дышится легко и спокойно, и на душе легко и спокойно. Подсознание запомнило все ключевые формулы и слова. Мы будем помнить их в любой ситуации. Будем чувствовать себя свободными и уверенными. При любых осложнениях в жизни будем вспоминать наш сеанс – это придаст нам силы, уверенность в себе.

Вы открыты доброму, радостному, огромному миру. Он ждет вас, и вы с улыбкой открываете глаза навстречу очередным делам, навстречу будущему!

Итак, мы начинаем считать до трех и, пока будем считать, постепенно вернемся к себе, вернемся в нашу комнату, а когда скажем «три» – почувствуем себя бодрыми, голова будет ясной, свежей; настроение – хорошим, ровным, спокойным.

Итак:

РАЗ – почувствуйте хорошо свое тело, прилив сил, прилив энергии.

Подвигайтесь! Пошевелитесь! Потянитесь!

ДВА – глаза проснулись, откройте их! В голове ясно, свежо.

ТРИ – протрите свое лицо руками. Нежно-нежно проведите руками по всему вашему телу.

Почувствуйте бодрость в теле, ясность в голове, легкость в душе!

Медленно-медленно сядьте. Улыбнитесь себе, милым, знакомым лицам!

Почувствуйте внутреннюю улыбку!

Вы сделали себе замечательный подарок. Радуйте себя чаще, и все, что задумано в жизни, получится! Все мечты осуществятся. Все трудности будут преодолены!

Список литературы

  1. Нежкина Н.Н. Психофизическая тренировка в коррекции вегетативных дистоний у детей / Н.Н. Нежкина, Л.А. Жданова, И.Е. Бобошко, A.M. Ширстов. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, 2003. – 164 с.
  2. Нежкина Н.Н. Психофизическая тренировка – основа вариативных программ по физическому воспитанию детей в учреждениях образования: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Нежкина, Л.А. Жданова, М.К. Майорова, И.Е. Бобошко. – Иваново: ИПК и ППК, 2005. – 48 с.

ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 4

  1. Перечислите основные проявления вегетативной дистонии у школьников.
  2. Дайте характеристику строения и функций вегетативной нервной системы.
  3. Дайте определение вегетативной дистонии.
  4. Перечислите основные факторы, способствующие развитию вегетативной дистонии у детей.
  5. Дайте обоснование структуры практического занятия психофизической тренировкой с учетом порочных причинно-следственных кругов, которые формируются при вегетативной дистонии.

К этой лекции в качестве методического сопровождения вы можете приобрести аудиокассету стоимостью 150 руб. Заказать кассету наложенным платежом можно по тел. (499) 249-47-82 или на сайте http://edu.1september.ru

 

Наталья Нежкина