Как сегодня понимается цель образования? Что такое гуманная педагогика и может ли она сохранить здоровье школьников?
Об этом мы беседуем с нашим гостем – директором Московской интернациональной школы «Планета», председателем Координационного совета Ассоциации творческих учителей России, кандидатом философских наук Владимиром Борисовичем СОРОКИНЫМ
Знания – не цель,
а средство развития личности.
Л.С. Выготский |
– Почему ваша школа называется так необычно – «Планета»?
– У нас учатся дети примерно 20 национальностей из бывших союзных республик и некоторых соседних стран. Мы не акцентируем культурные и национальные особенности наших учеников, наоборот, подчеркиваем то, что всем народам земли близко и понятно, – стремление к миру, добру, желание оказать помощь ближнему и в ответ получить от него поддержку. И еще мы хотим показать нашим ученикам, что они, граждане России, такие же равноправные граждане планеты, как и все другие народы. Тем более что основательность знаний, присущая российским детям, сразу выделяет их в любой зарубежной школе. Наша система образования стремилась вложить в учащихся как можно больше, а теперь пришла пора сомнений – нужно ли давать детям такое количество формул, правил и законов? Всю информацию не объять и на будущее не накопить – она постоянно обновляется. Пора давать из нее детям только главное, чтобы учеба не приносила вреда здоровью.
– Может быть, нужно изменить стиль преподавания? Делать упор не на заучивание, а на понимание?
– В дидактике до сих пор сохраняется инерция запоминания: таблички, опросники, тесты. Чтобы проверить, как дети запомнили литературное произведение, им задают каверзные вопросы, например, какое отчество было у Татьяны Лариной. А нужно ли это, поможет ли это знание осмыслить произведение?
Сейчас о здоровье детей начали говорить всерьез и на самом высоком уровне. Медики считают: тяжело – значит, надо меньше учиться. Ведь зачастую учеба доставляет больше переживаний и стрессов, чем взрослая работа. Да, во всех учебных планах часы ограничили, но педагоги стараются втиснуть в них всю программу, которая осталась прежней. Вот вам и перегрузка. Теперь уже поняли, что программу надо сокращать; но как? Проще всего чисто механически: уменьшить, например, количество авторов, которых проходят по литературе. Но возникает вопрос: что такое изучение литературы – просто перечисление имен и литературных произведений или знакомство с увлекательным процессом развития культуры? И у других предметников те же проблемы. Может быть, профильные школы в какой-то степени разгрузят программу. Хотя есть опасность однобокости. Как сказал Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу».
Нужно определить цель образования. Если поставить во главу угла общее развитие и культуру, то уверенный в своих силах, ориентирующийся в быстро меняющейся действительности, умеющий работать с новыми источниками информации ученик независимо от количества заученных формул будет успешным и при этом останется здоровым человеком.
– Как же этого добиться?
– Должна быть сформулирована государственная политика образования, основанная на гуманности, учитывающая физическое и психическое состояние здоровья учеников и учителей.
Гуманная педагогика требует гуманной дидактики. Пусть каждый педагог спросит себя: а гуманно ли задавать на дом двадцать примеров, зная, что на решение каждого понадобится 5–10 минут, и подготовка к одной только математике займет два часа? Можно ведь просто понять принцип решения задач такого типа. Зачем писать в диктанте сто аналогичных слов на какое-то правило, если для того, чтобы научиться различать, допустим, части речи, достаточно разобрать 10–20 слов? Учителю проще задать на дом все примеры из учебника, чем отбирать их, составлять алгоритм.
– А в вашей школе этот процесс контролируется?
– Да, у нас есть обоснованная медиками норма: на дом можно задать не более половины того, что сделано в классе. Кроме того, нельзя каждый день давать задания по всем предметам. Наши учителя придерживаются графика, например: математик дает домашнее задание в понедельник и среду, физик – только во вторник, химик – только в четверг… В начальной школе домашних заданий вообще нет. Ну, только что-то для чтения и иностранные слова для запоминания.
Оценки у нас ставят со 2-го класса. Я уверен, что учитель может работать, не выставляя двойки. Двойка в любом случае – стресс, это унизительно. Ученик и так будет достаточно переживать, если один из всего класса получит тройку. Можно ставить «отлично» пяти цветов, как Шаталов, или ввести 10-балльную систему. Есть трехуровневая методика, когда каждый ученик может определить для себя уровень трудности по предмету начиная с какого-то обязательного минимума. Тематические зачеты, тесты и задания при этом тоже разноуровневые. Можно не тратить время на решение нескольких легких задач, а сразу взяться за одну трудную.
Учитель проводит мониторинг успешности, поэлементный анализ работ, определяет повышение (понижение) уровня школьника. Он не просто отмечает три ошибки в диктанте, а прослеживает: это одни и те же проблемы или какие-то новые? Главный критерий при выставлении отметки – обучаемость, готовность двигаться вперед.
Наши педагоги уверены, что гуманность – это еще и радость учения, радость общения с учителем, друг с другом.
– Что такое здоровьесберегающие технологии? И можно ли отнести к ним систему Владимира Базарнова? Многие ученые считают его утверждения, мягко говоря, не доказанными.
– Его система непривычна для врачей. Все уж очень просто. И, главное, можно сделать самостоятельно в каждой школе всякие вспомогательные тренажеры, нарисовать восьмерки на потолке и т.д. В Республике Коми метод Базарнова внедрили во всех школах. Но все хорошо в меру. Нет панацеи: поставил конторку – и все остальное само собой образуется, и зрение будет хорошим, и с осанкой никаких проблем не возникнет. Мы используем отдельные элементы – меняющиеся позы, разноформатные пособия, плакаты, минуты физической активности. Причем дети сами их проводят по очереди, и это меняет их отношение к тому, что происходит: это не причуда учителя, а совместное действо, которое повышает их тонус.
Базарный рекомендует перьевые ручки, но сейчас их нереально ввести даже в первом классе. Зато на уроках ИЗО наши дети рисуют кисточкой (то есть сочетают нажим и отдых).
В школьной практике отсутствует системный подход в обеспечении здоровья, впрочем, как и в медицине в целом. В Московском психолого-педагогическом университете есть Центр изучения и проектирования образовательной среды. Его концепция – образовательная среда должна удовлетворять основные жизненные потребности ребенка и гармонически развивать личность. Экспериментальные площадки работают в нескольких гимназиях и школах, в том числе и в нашей. Учитывается все: от интерьера до психологического климата (авторитетность школы как источника нравственных норм, активность ученика, т.е. возможность реализовать себя в данной среде…).
Для каждого школьника разрабатывается индивидуальная программа обучения и эмоционального развития. В особой табличке учитель отмечает его успешность и продвижение по каждому предмету от контрольной к контрольной, от ответа к ответу. Если у ребенка возникают проблемы, с ним занимаются отдельно. И не надо весь класс заставлять повторять то, что уже понятно. Вот это и есть здоровьесберегающая технология.
– А как насчет эмоциональной составляющей?
– Регулярно два раза в год в школе проводится опрос по психологическому взаимодействию детей в классе. Фиксируются такие показатели, как авторитетность, контактность, как часто и насколько охотно ребенок участвует в мероприятиях. И если ученик никуда не вовлечен, то можно для него что-то придумать, изобрести специальный проект.
– Вряд ли в обычной школе, где в классах по 30 человек, учителя имеют возможность так же отслеживать успехи учеников.
– Сейчас в России демографический спад. Школы не наполняются. И если не набирается в классе 25 учеников, то классы объединяют или даже предлагают закрывать школы. А ведь нужно наоборот – лучше три класса по 20 человек, чем два по 30. За счет сокращения ставок учителя получают денежную надбавку и, конечно, перегрузку. Учителю надо запретить вести больше 18 часов в неделю, но платить так, чтобы он смог жить достойно.
В ЮНЕСКО в 1967 году приняли «Положение о правах учителя». У нас этот текст даже не опубликовали. Там написано, что государство, испытывающее дефицит в учительских кадрах, нужно отнести к группе интеллектуально бедствующих и принять все меры для исправления этой ситуации, т.к. она автоматически ведет к снижению уровня знаний. Мы в ситуации нехватки педагогических кадров живем десятилетия, нехватка перекрывается только за счет совмещения ставок. Надо менять статус учителя и поднимать престижность профессии.
– Расскажите, пожалуйста, про организацию творческих учителей.
– Ассоциация творческих учителей России (АСТУР) появилась в 1991 году. Тогда на всеобщей волне оптимизма и энтузиазма объединились педагоги, имеющие свой взгляд на образование. К сожалению, до сих пор нет общероссийских педагогических объединений. Есть отдельные организации, например, клуб «Эврика» А.И. Адамского, Ассоциация гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, есть предметные ассоциации физиков, математиков… С.Л. Соловейчик проводил педагогические круглые столы. А в нашей ассоциации учителя объединились по творческому отношению к работе. Мы обсуждаем межпредметные, межотраслевые проблемы, в том числе здоровье учеников и изучение искусства в школе, везде и во всем приветствуем проектный подход. Мы считаем себя открытой трибуной и всячески поддерживаем ищущих, творческих педагогов: проводим конференции, выпускаем сборники докладов, литературно-творческие альманахи, «Вестник АСТУР».
Мы защищаем права и свободы учителей. Добились, чтобы из проекта закона РФ «Об образовании» были убраны репрессивные позиции, например, штрафные санкции за нарушение учебного плана и т.д.
– Так все-таки от чего зависит здоровье школьников? Можно ли сказать, что наша школа плохо влияет на самочувствие учащихся?
– Увы, при поточно-массовом, конвейерном подходе это неизбежно. Учителя так перегружены, что ни о каком индивидуальном внимании к школьнику и речи нет. Конечно, случайные люди в школе не задерживаются, но нужно почувствовать современную тональность. Если раньше профессиональная пригодность педагога определялась тем, есть ли у него базовые знания и справляется ли он с дисциплиной на уроке, то сейчас этого недостаточно. Теперь надо ставить вопрос: а какой ценой учитель дает программу и держит класс?
Чтобы дети получали хорошее образование и при этом не теряли здоровье, учитель должен иметь возможность заниматься творчеством, а школы – быть малокомплектными, директор должен отвечать не только за безопасность детей и закрытую калитку в школьном заборе, но и за психологический комфорт, хорошее настроение своих учеников и их желание учиться.
Нужно гуманно, по-человечески относиться к ученикам и к своим коллегам. Какие-то общие этические представления о педагогике у нас сохранились, хотя клятвы учителя, как, допустим, клятвы Гиппократа или присяги военного, пока нет. А начинаться она должна так: «Обязуюсь защищать здоровье и благополучие учащегося…».
|