Школа здоровья предполагает поиск средств, которые помогают выработать у каждого ребенка ответственное отношение к здоровью – своему и окружающих. У нас в школе повсюду со стен звонкие слова: «Здоровье – энергия и радость жизни» – прекрасный плакат, привезенный директором школы Н.С. Береславской с одной из международных выставок. А как ребята понимают эти слова? Что они значат для каждого? В этом мы решили разобраться на уроках здоровья
Пишем книгу
Придумали: пишем коллективную книгу о здоровье. Уговор: каждый ученик – автор. Пишет только о том, что ему важно сказать другим людям. Об ошибках не думать (у книг же бывают корректоры). Но о чем не знаешь – не пиши, чтоб не быть писателем, который, по мнению Льва Толстого, заслуживает ста ударов розгами.
Все – от пятиклассников до выпускников – охотно отвечали на вопросы, предложенные, в зависимости от возраста, навырост: «Как я понимаю слова: «Здоровье – энергия и радость жизни», «Могу ли я влиять на свое здоровье?», «Человек будущего – здоровый человек. Что для этого нужно сделать сегодня, сейчас?»
Все, кроме Дениса. Он к четвертому уроку в своем пятом классе так устал, что не мог держать ручку.
– Что с тобой?
– Не выспался.
– Когда ложишься?
– В двенадцать, в час ночи.
– Так поздно?
Денис удивился:
– Как же раньше ляжешь спать? Я раньше и не усну.
– А на улице гуляешь?
– Не с кем. Мама приходит в девять вечера.
– А папа?
– Папа в шесть. Но он не пойдет со мной гулять.
Гурченко и мама
Мир родителей. Как он отражается в детских строчках о здоровье?
«Надо ухаживать за своим организмом. Например, актриса Гурченко снималась во многих фильмах, ей это нравится, у нее есть энергия, радостная жизнь. Она живет только хорошим. И дожила до 70 лет. И, например, моя мама. У нее болит спина, она болеет, потому что всегда ухаживала за нами. Но если бы она хотя бы чуть-чуть заботилась о своем здоровье, она бы сейчас не болела». (Катя Лунина, 6-й класс)
«Однажды мой друг стал курить, потому что его мама уехала навсегда. Он стал курить в день 2–3 пачки. Через неделю он сам одумался и бросил курить. Стал по утрам бегать, заниматься боксом и стал жизнерадостным». (Малика Джураева, ученица 6-го класса)
«Я не понимаю, как родители могут запретить своему ребенку курить, если они сами курят?» – написала Элнара Курбанова, ученица 11-го класса, и нарисовала смешную семейку: «дедушка с сигаретой, его сын с сигаретой, его сын с сигаретой» и особнячком – «а это его дочь с сигаретой».
«Люди, которые работают без выходных, как моя бабушка, очень сильно устают. Это называется «плохой образ жизни». Намного лучше выходить по выходным на улицу. Лучше это делать всей семьей. Это здоровый образ жизни. Но сидеть дома и смотреть телевизор плоховато». (Миша Соколов, 5-й класс)
«Мы с папой много раз летом ездили на рыбалку. И я поймала маленького сомика. Папа занимался чем-то, занимался, а мне стало сомика жалко, ведь у него мама, папа есть, и вдруг они узнают, что ихнего ребенка поймали, ведь это обидно, даже больше того. Я его отпустила домой, к его семье». (Наташа Забелина, 5-й класс)
Мир родителей… Прямо или косвенно, ежедневным привычным укладом – ритмом жизни, привычками, ценностями – или случайно брошенной фразой, способной зародить у ребенка чувство вины («она болеет, потому что ухаживала за нами»), – этот наш взрослый мир, хотим мы того или не хотим, влияет на здоровье детей. И если Наташа в декабрьском сочинении, задумываясь о радостях жизни, вспоминает, как она летом ездила с папой на рыбалку, и «пока папа занимался чем-то, занимался», она была наедине с природой, с сомиком и, почувствовав ответственность перед его, сомика, родителями, даровала ему жизнь – значит, это очень нужно. Значит, это не пустяк. И даже если папа в это время не занимался ремонтом, не чинил забор на даче и не делал миллион других неотложных мужских дел (за что мог навлечь неудовольствие мамы) – он делал очень важный вклад в душевное здоровье своего ребенка. Радость, которая запомнилась.
А ведь это так просто…
«Самое главное то, что я быстро выздоравливаю. Я расскажу вам историю. Как-то раз я заболела гриппом. А папа уехал в командировку. И мама сходила на почту и отправила папе письмо, в котором было написано: «Леша! Наша Вика заболела. Отправь письмо с выздоровлением. Вика очень обрадуется!» Папа написал письмо с надписью: «Вика, выздоравливай!» А я действительно обрадовалась. Потом я заснула и тут же выздоровела». (Вика Баранова, 6-й класс)
Кажется, Вика – счастливый человек. Согрета любовью близких. Неужели это тоже ее признание – тем же чудесным почерком, на том же листке?
«У меня очень плохая жизнь. Вы, наверно, спросите, почему? Я самая маленькая в классе. Во мне всегда очень много энергии, но она у меня быстро кончается. Могу сказать только одно: радости жизни у меня нет! И никогда не будет!!! Спасибо, что меня послушали! Большое спасибо!!!»
Конечно, с авторами книг разговаривать не принято. Но ведь и не каждый писатель так благодарен за то, что его послушали. Хотя у каждого человека может быть момент, когда, как у классика, «душа не хочет немая идти, а сказать кому?..». И Вике, в нарушение правил игры (книга книгой, но хочется, чтобы книга была со счастливым концом), скажем: «Вика, еще не вечер. Только шестой класс. В школьной жизни были случаи (их много), когда после очередных летних каникул на уроках физкультуры оказывалось, что прежние самые маленькие обогнали прежних самых больших. Тебе могут помочь твои замечательные родители, если вместе с учителем физкультуры и другими специалистами подберут комплекс упражнений – на вытяжение. Маленький рост – не беда, и, наверно, не надо делать из этой проблемы секрет. Можно поработать. Но хочется – теперь уже по большому секрету – выдать тебе три преимущества маленькой женщины, о которых когда-то поведала мне моя подруга. Она была миниатюрного роста и относилась к этому даже… с удовольствием. Вот ее афоризмы: «Маленькая женщина в доме статуэтка, а не мебель», «Маленькую женщину легче носить на руках», «По сравнению с маленькой женщиной любой мужичонка чувствует себя мужчиной!»
Такое утешение годится не для каждой школьной Царевны Несмеяны. Высокая, статная, крепкая – может любому богатырскому мальчишке дать отпор. Пятиклассница Даша Приемыхова откровенно написала: «На здоровье я в общем-то не жалуюсь, но у меня очень много лишнего жира. Дело в том, что у меня неправильный обмен веществ, и еще, когда я была маленькая, бабушка баловала меня сладким. Сначала мне это очень даже нравилось, но с годами все становится больше, в том числе и ум. И постепенно до меня стало доходить, что мое «брюхо» просто ужасно – омерзительно, отвратительно ужасное. Я пробовала многое: садилась на диеты, ела мало, в конце концов вообще не ела! Я поняла, что обречена».
Даша поставила точку. На лице была такая тоска, что пришлось подойти к ней, успокоить, посоветовать – неплохо бы наметить программу, как тебе можно изменить положение дел… попробуй представить себя в будущем… Девочка задумалась, прикусила авторучку. Потом быстро-быстро, не останавливаясь, застрочила. Я только порадовалась тому, как засветились ее глаза. Вот что, оказывается, она добавила: «Но иногда мне чудится, как на утреннюю пробежку в спортивной одежде выходит девушка с превосходной фигурой, с лицом невозможной красоты. Она бежит трусцою прямиком в парк и начинает там делать энергичную зарядку. И когда я понимаю, что это я, не кто иной, как я! – я просыпаюсь и вижу, что это только чудесные грезы. Но я продолжаю верить, что они сбудутся. И сказочные грезы превратятся в быль!!!» На обратной стороне своего листка Даша нарисовала эту девушку из парка, и знаете, она была очень похожа на нее, теперешнюю.
Все дело в самооценке. Почему она у Даши низкая – предмет анализа и для классного руководителя, и для родителей. Нужна срочная помощь. Человек в пятом классе не должен делать вывод, что он обречен. Ведь от одного только огорчения можно есть с утра до вечера, как в старой песенке Аллы Пугачевой про холодильник. Думается, что наша книга о здоровье – первый Дашин шаг к себе, желаемой. Этот автопортрет она могла бы повесить на зеркало и каждый день на него смотреть. Смотреть в мечту и думать, как ее приблизить. У психологов это называется «визуализация». Но, по большому счету, все мы те, кем хотели быть.
«Радость – это… радость»
«Если человек здоров, занимается спортом, то он энергичный, бодрый. К нему хорошо относятся, он не сидит целыми днями дома, а улучшает свое здоровье, – считает Игорь Елькин из параллельного класса. – Я, например, занимаюсь 5 раз в неделю плаванием, там я лучше всех плаваю на спине и баттерфляем, 1 раз в неделю шахматами, 2 раза в неделю английским языком, а также, естественно, хожу в школу. В школе я хорошо учусь и дружу со всем классом. Я редко гуляю, но каждый день нахожусь на свежем воздухе, когда хожу на секции. Я очень радостный и люблю повеселиться, люблю смешные игры, фильмы и рассказы. Режим дня также полезен для здоровья. Помогая здоровью – себе помогаешь».
Быть здоровым или нет, зависит от выбора, который каждый делает сам. Эта мысль проходит через все ребячьи листки. Саша Измайлов из 5 «В» нарисовал плакат: «А кто из них ты?» Слева – унылый курильщик на кровати, нога за ногу. Рядом на тумбочке огромный баллон – «Водка». Справа – весельчак, играющий бицепсами. А кто из них ты?
Жанр плаката предпочел и Даниил Беляев из 5 «А». Крупными буквами в красной рамке: «Прежде чем закурить – подумай». И меленько, таким же шрифтом, как обычно на рекламе сигарет предательски «Минздрав предупреждает», Даниил предупредил: «От долгого курения легкие скукоживаются. И человек может умереть. Курение очень опасно». Наверное, появись в метро, на улицах или на телеэкране хоть однажды такое предупреждение, многие бы, прежде чем закурить, подумали.
Вообще телевизионной рекламе в нашей книге здоровья досталось: проповедует вредные товары (пиво, чипсы, «быстрые» супы), «все эти Е120, Е130», «насаждает импортное и лишает нас патриотизма», но чего уж точно не делает – а могла бы, считают ученики, – не пропагандирует моду на здоровый образ жизни, моду на спорт. Старшеклассники сетуют: сколько у нас в городе ночных клубов и игровых автоматов, а спортивных залов гораздо меньше. Замечают: хорошо, у нас в школе есть тренажерный зал, два спортивных, кислородный коктейль, бесплатное хорошее питание для всех, а малыши на уроках физкультуры ходят в бассейн «Парус» (бесплатно). В нескольких листках промелькнуло пожелание: вот бы еще был у нас в школе свой бассейн! (Директор школы надеется: будет бассейн, мы только что выиграли конкурс «Лучшая школа России» и получили от президента миллион рублей – реальный шанс улучшить базу здоровья.)
Но главная база здоровья – к такому выводу привела затея написать коллективную книгу – это внутренний мир детей. Такой уязвимый, порой для нас, взрослых, непредсказуемый, такой замечательный. Он терпеливо ждет нашего внимания и всегда нуждается в нашей заботе.
|