Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2006

Курсы повышения квалификации

Психофизическая тренировка – новая технология укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях

Педагогический университет «Первое сентября»

Курс лекций

Учебный план курса

ЛЕКЦИЯ 3
Медико-психолого-педагогическая интеграция
в процессе физического воспитания школьников

Актуальность вопросов межведомственной интеграции в охране здоровья школьников закреплена сегодня на законодательном уровне. 16 июня 2002 года был издан приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». В нем в частности сказано: «Считать ведущими направлениями в работе по физическому воспитанию:

  • формирование физической культуры личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации;
  • совершенствование врачебно-психологического контроля за организацией процесса физического воспитания в образовательных учреждениях».

Решить эти вопросы можно только при условии медико-психолого-педагогического взаимодействия в процессе физического воспитания. Первый шаг на этом пути – правильное распределение детей на медицинские группы для занятий физической культурой. В основу деления положены следующие критерии:

  • уровень здоровья;
  • анатомо-физиологические особенности организма (физическое развитие);
  • функциональные возможности;
  • физическая подготовленность (ее определяет учитель физической культуры).

Распределяет учащихся на медицинские группы педиатр или школьный врач (на основании данных из участковой поликлиники или данных профилактических осмотров) в конце учебного года. При этом обязательно учитывается мнение учителя физической культуры. Ошибочное направление обучающегося в группу, которая не соответствует его состоянию здоровья, физическому развитию, функциональной готовности и физической подготовленности, может нанести вред ребенку.

К основной медицинской группе (1-я группа здоровья) относятся дети:

  • без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность;
  • с незначительными (чаще функциональными) отклонениями здоровья, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности – например, миопия (близорукость) слабой степени: при остроте зрения менее 0,9 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции 3,0 Д, при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

  • занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, утвержденной Министерством образования;
  • подготовка и сдача тестов физической подготовленности (контрольных нормативов);
  • занятия спортом с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, спартакиадах, спортивных праздниках и фестивалях.

    К подготовительной группе (2-я группа здоровья) относятся дети:

    • с незначительными отклонениями в состоянии здоровья;
    • с нарушениями в физическом развитии и низкой физической подготовленностью;
    • входящие в группу риска по возникновению патологии;
    • с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет – например, близорукость средней степени при остроте зрения 0,5 и выше (с коррекцией) и степени рефракции от 0,4 до 0,6 Д, при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

    Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

  • занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений;
  • итоговые тесты физической подготовленности и участие в спортивно-массовых мероприятиях только после дополнительного медицинского осмотра. Подготовительная группа занимается физической культурой вместе с основной, но может быть освобождена от сдачи контрольных нормативов по физической подготовленности.

    Специальная медицинская группаделится на две подгруппы: специальная «А» и специальная «Б».0+

    К специальной группе «А» (3-я группа здоровья) относятся обучающиеся:

    • с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера, которые не мешают обычной учебной работе, но требуют ограничения физической нагрузки, – например, миопия высокой степени при аномалии рефракции 7,0 Д, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

    Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

    • занятия оздоровительной физкультурой в образовательном учреждении по специальным программам, которые согласованы с органами здравоохранения и утверждены директором ОУ. Занятия ведет учитель физической культуры, окончивший специальные курсы повышения квалификации. Эта группа формируется без учета диагнозов по возрастному принципу: 7–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
    • Занятия физической культурой вместе с основной группой, но с пониженной нагрузкой. На уроках дети специальной группы «А» выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения корригирующей и дыхательной гимнастики, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, которые освоили на уроках специальной медицинской группы.

    Группа освобождается от сдачи контрольных нормативов. Дети из специальной группы «А» после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу.

    Таким образом, специальная группа «А» не только не освобождается от занятий, а, напротив, занимается физической культурой чаще, чем здоровые дети – 4 раза в неделю.

    К специальной группе «Б» (4-я группа здоровья) относятся дети:

    • имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в ОУ (например, при прогрессирующей миопии любой степени без осложнений, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой, при регулярном офтальмологическом осмотре и на фоне энергичного лечения).

    Школьникам, отнесенным к этой группе, рекомендовано:

    • освобождение от уроков физкультуры в ОУ;
    • занятия ЛФК в отделениях ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера.

    Эта группа формируется по диагнозам, и физические упражнения подбираются в комплексы, которые направлены на лечение основного заболевания.

    При определении медицинской группы большое значение придается результатам исследования функциональных возможностей организма, прежде всего функции сердечно-сосудистой системы. Ее состояние оценивается с помощью простых проб с дозированной физической нагрузкой.

    Проба с 20 приседаниями. Обследуемый садится слева от врача (учителя). На его левом плече закрепляют манжетку тонометра, и левую руку он кладет на стол, ладонью кверху. После 5-минутного отдыха отсчитывают пульс по десятисекундным отрезкам времени до получения устойчивых данных. Затем измеряют артериальное давление. Обследуемый, не снимая манжетки (тонометр отключается), встает и ритмично (лучше под метроном) делает 20 глубоких приседаний за 30 секунд, поднимая при каждом приседании обе руки вперед, после чего быстро садится на свое место. По окончании нагрузки подсчитывают пульс в течение 10 первых секунд, а затем измеряют артериальное давление, на что уходит 30-40 секунд. Начиная с 50-й секунды вновь подсчитывают частоту пульса по 10-секундным отрезкам до возвращения его к исходным данным. Затем вновь измеряют артериальное давление. Результаты пробы записывают по определенной схеме (таблица 1).

    Таблица 1

    Схема регистрации результатов функциональной пробы
    сердечно-сосудистой системы

    Покой: пульс в течение минуты – 12, 14, 12, 14, 12, 14 (измеряется каждые 10 секунд);

    АД – 100/60 мм рт. ст.;

    нагрузка: 20 приседаний за 30 секунд.

    В ходе выполнения пробы, а также после нее отмечаются изменения в окраске лица, появление аритмии или учащенного дыхания и усиленного потоотделения, изменения самочувствия и другие признаки, свидетельствующие о появлении утомления.

    Оценка результатов функциональных проб сердечно-сосудистой системы проводится на основании анализа непосредственной реакции пульса и артериального давления на нагрузку, а также по характеру и времени их восстановления к исходному уровню.

    Для оценки учащения пульса определяют степень его учащения в процентах по сравнению с исходной величиной. Составляется пропорция, в которой частота пульса в покое (ЧСС до нагрузки) принимается за 100%.

    Трактовка полученных результатов: нормальной реакцией на функциональную пробу с 20 приседаниями считается учащение пульса на 50–70%. Более значительное учащение пульса свидетельствует о нерациональной реакции системы кровообращения на нагрузку, т.к. усиление ее деятельности при физической нагрузке происходит больше за счет учащения сердечных сокращений, чем за счет увеличения систолического выброса крови. Чем выше функциональный потенциал сердца, чем совершеннее деятельность его регуляторных механизмов, тем меньше учащается пульс в ответ на дозированную, стандартную физическую нагрузку.

    При оценке реакции артериального давления учитывают изменения максимального, минимального и пульсового давления. При благоприятной реакции на пробу с 20 приседаниями максимальное давление у школьников увеличивается на 15–20%, а минимальное – снижается на 20–30%. С повышением максимального и понижением минимального увеличивается пульсовое давление. При удовлетворительной реакции пульсовое давление увеличивается на 30–50%. Уменьшение пульсового давления после пробы свидетельствует о нерациональной реакции артериального давления на физическую нагрузку.

    При массовых осмотрах для оценки реакции организма школьников на пробу с 20 приседаниями удобно использовать оценочную таблицу В.К. Добровольского (таблица 2).

    Таблица 2

    Изменение пульса, артериального давления и дыхания
    у детей школьного возраста на пробу с 20 приседаниями

    При комплектовании специальной медицинской группы школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии ученика, должны также знать уровень его физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые не противопоказаны в заболеваниях, которые есть у ученика (см. приказ Министерства образования РФ № 13-51-263/13 от 31.10.2003 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

    Комплектование специальных медицинских групп к новому учебному году должно осуществляться до 1 июня по данным медико-педагогического обследования, проведенного в апреле – мае текущего года. Пофамильные списки детей с диагнозами и указанием медицинской группы, завизированные врачом образовательного учреждения, передаются администрации и учителям физкультуры. Таким образом, у директоров ОУ имеется время до 1 сентября оформить приказ об организации занятий для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.

    Решение вопроса о переводе учеников из специальной группы в подготовительную, из подготовительной в основную и обратно врач и педагог принимают совместно после повторного обследования и анализа данных врачебно-педагогических наблюдений и результатов функциональных проб, проведенных в течение учебного года.

    Медико-педагогический контроль
    на уроках физической культуры

    Медико-педагогическая оценка урока физической культуры проводится 1 раз в месяц для каждой группы обучающихся.

    Медицинская сестра образовательного учреждения на уроке физкультуры осуществляет следующие виды деятельности:

    • контролирует соответствие плана урока требованиям программного материала;
    • определяет моторную плотность урока по результатам хронометража и пульсовой кривой;
    • проводит наблюдение за реакцией организма ребенка на однократно проведенное занятие, выявляет признаки утомления и физического перенапряжения;
    • следит за правильностью распределения нагрузки по частям занятия, достаточностью разминки перед выполнением отдельных упражнений;
    • осуществляет контроль за правильностью постановки дыхания при выполнении отдельных упражнений;
    • проверяет выполнение назначений врача по распределению детей на медицинские группы и соблюдению ограничений в отношении детей, пропустивших занятия после перенесенного острого заболевания;
    • контролирует соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения занятий (микроклимат в помещении, наличие влажной уборки и проветривания, соответствие одежды и обуви учеников условиям проведения занятия);
    • проверяет наличие и достаточность страховочного материала, соблюдение мер по профилактике травматизма;
    • проверяет наличие аптечки неотложной доврачебной помощи;
    • обращает внимание на педагогическую обеспеченность урока (наличие спортивной одежды у педагога, компетентность преподавания, поддержание дисциплины на занятии);
    • получает представление не только об уровне физической подготовленности детей, но и об их индивидуально-личностных особенностях.

    При проведении медико-педагогических наблюдений рекомендуется пользоваться стандартным протоколом медико-педагогического контроля физкультурного занятия.

    С помощью хронометража медсестра и педагог определяют общую продолжительность занятия и его отдельных частей. Оценка двигательной активности детей, достаточности нагрузок проводится путем вычисления общей и моторной плотности занятия.

    Протокол медико-педагогического
    контроля физкультурного занятия (урока физкультуры)

    При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения учителя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине учителя, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.

    Общая плотность урока должна составлять не менее 85–95%.

    Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. Вычисляя моторную плотность урока или занятия, проводят наблюдение за одним учеником.

    Моторная плотность уроков у школьников младших классов должна составлять 50–60%, старших классов – 65–75%.

    Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3–5 минут.

    На уроках физкультуры рекомендуемый прирост ЧСС после вводной части составляет 25–30%, после основной 80–100% (в основной и подготовительной группах), 60–80% (в специальной медицинской группе) при его возвращении к исходным величинам к концу урока.

    У детей из основной и подготовительной групп нагрузка на уроке физкультуры считается оптимальной, если вызывает среднюю ЧСС 140–160 уд./мин. Для детей специальной медицинской группы средняя частота сердечных сокращений должна находиться в диапазоне 120–130 уд./мин. в начале четверти и 130–150 уд./мин. в основной части урока к концу четверти.

    Важное значение при проведении медико-педагогических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления (таблица 3). Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности.

    Таблица 3

    Внешние признаки утомления

    При наличии средних признаков утомления у ряда детей педагог должен ограничить нагрузку, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых и т.д.

    Если у всех детей наблюдаются выраженные признаки утомления, учитель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы, снизить нагрузку и перестроить занятие.

    С полученными результатами медико-педагогического наблюдения следует ознакомить врача образовательного учреждения и учителя физкультуры не позднее, чем на следующий день после занятия. Эти данные являются основой для коррекции (при необходимости) величины и формы физической нагрузки.

    Важная роль в процессе эффективной организации физического воспитания отводится психологу образовательного учреждения. Именно он дает личностную характеристику каждому ученику, распределяет детей на определенные психологические группы, помогая максимально индивидуализировать процесс физического воспитания и сформировать хорошую мотивацию к занятиям физической культурой.

    Мы предлагаем оценивать индивидуальность ребенка с позиций психосоматической конституции: направленность психической активности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний мир (интроверсия). Направленность психики ребенка «вовне», «вовнутрь» или уравновешенность этих процессов (центроверсия) можно оценить с помощью анкетных тестов, таких как ШОНПА (шкала оценки направленности психической активности) для младших школьников и тест Айзенка для детей среднего и старшего школьного возраста.

    Данные наших научных исследований убедительно доказали, что дети разных конституциональных типов принципиально отличаются друг от друга по целому ряду показателей, а именно:

    • морфологическим;
    • вегетативным;
    • биохимическим;
    • моторным;
    • психофизическим.

    С этих позиций портрет ребенка интроверта выглядит так:

    • внешние признаки: крупный лоб; небольшие, глубоко посаженные глаза; мягкие волосы;
    • речь замедленная, мало модулированная;
    • движения угловатые, неуклюжие;
    • телосложение астеническое, со сниженным развитием мышечного и жирового компонента, все костные полости удлинены;
    • эмоциональные реакции приглушенные; высокая тревожность, связанная с неуверенностью в себе;
    • ведущая потребность – познание окружающего мира, это – маленькие «знайки», стремящиеся найти ответы на все волнующие их вопросы;
    • вегетативная организация характеризуется склонностью к ваготонии, поэтому при организации физической и психической деятельности желательно учитывать суточные ритмы вагусной активности.

    Ребенок экстраверт находится на другом полюсе, его системный портрет выглядит следующим образом:

    • внешние признаки: крупные глаза, жесткие волосы; телосложение атлетическое, с хорошо развитым мышечным компонентом и тенденцией к широкому строению костных полостей;
    • голос громкий;
    • движения энергичные;
    • эмоциональные реакции бурные, часто демонстративные;
    • чувства и эмоции преобладают над логикой;
    • ведущая потребность – выделиться любой ценой, и если не удается сделать это в роли положительного героя, легко выбирается роль антигероя;
    • вегетативная организация характеризуется склонностью к симпатикотонии, что дает им преимущества в деятельности спринтерского характера (быстрой, но кратковременной) и затрудняет выполнение длительных и монотонных заданий.

    Дети центроверты составляют определенный баланс между экстравертами и интровертами. Они имеют:

    • макросоматическое телосложение с хорошо развитым жировым компонентом, костные полости круглые;
    • движения плавные, хорошо развитая и крупная и мелкая моторика;
    • эмоциональные реакции стабильные, адекватные;
    • центроверты разносторонне одарены при средних показателях всех видов активности. Они, несомненно, уступают интровертам в развитии интеллектуальной сферы, а экстравертам – в настойчивости, смелости, развитии волевых качеств.

    Обращаем особое внимание на то, что ни один из конституциональных типов не имеет абсолютных преимуществ перед другими. Он всего лишь прогнозирует успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно знать как школьному врачу, так и психологу и учителю физической культуры. При этом данным специалистам необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого типа психосоматической конституции, чтобы успешно сопровождать ребенка в процессе его физического воспитания.

    Так, для интровертов учитель физической культуры должен выбрать поддерживающий тип педагогического воздействия. Он характеризуется поощрением проявлений любой активности и отсутствием жестких, авторитарных оценок. Необходимо формировать уверенность в себе и своих силах. Интроверт силен в логике и принятии нестандартных решений. Опираясь на эти качества, можно стимулировать развитие активности, смелости, уверенности в себе. Интроверты предпочитают работать индивидуально или в малых группах. При работе в команде комфортнее чувствуют себя на вторых ролях. Желательно не ограничивать их жестким временным регламентом. Учитель должен учитывать, что интроверты по своей психомоторной организации являются «стайерами». Поэтому предпочтительнее выбрать низкий и средний темп выполнения всех упражнений. Разучивание двигательных композиций должно быть медленное и поэтапное. Все новые движения вводятся постепенно и осторожно. Упражнения для крупных мышечных групп должны сочетаться с элементами анализа и осмысления двигательных актов. При организации активного отдыха интровертам можно рекомендовать настольный теннис, плавание, бильярд, дротики, жонглирование, занятия йогой, танцами.

    Психолог школы в индивидуальной или малогрупповой работе должен развивать у интровертов эмоциональную раскрепощенность, спонтанность, открытость, тренировать уверенность, решительность, лидерство.

    В группе детей-экстравертов учитель физической культуры выбирает сдерживающий тип педагогического воздействия. Предлагает роль сильного, но доброго героя. Выбирает командные формы взаимодействия. У таких детей надо поощрять проявления доброжелательности, жизнерадостности и сдерживать проявления резкости в поступках, вспыльчивости, неустойчивости в поведении. Дети-экстраверты по своей психомоторной организации являются «спринтерами», поэтому учитель задает им высокий темп выполнения упражнений, с быстрым разучиванием разнообразных движений. С целью развития саморегуляции через телесные ощущения вводит в занятия асинхронные, сложные в координационном плане упражнения. Выбирает групповые формы физкультурных занятий. При организации активного отдыха экстравертам можно рекомендовать акробатику, фигурное катание, бокс, игры с мячом и шайбой.

    Психолог проводит тренинг следующих качеств: нестандартности мышления, деликатности, логичности, коллективизма.

    Баланс этих подходов составляет основу сопровождения детей-центровертов.

    Таким образом, тип психосоматической конституции определяет успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно для педагогики, психологии и медицины.

    Реализация технологии психофизической тренировки в образовательном учреждении требует использования дополнительных медико-психолого-педагогических критериев эффективности занятий. Поэтому учитель физической культуры совместно с медицинским работником проводит:

    • анкетирование детей с целью определения их исходного вегетативного тонуса и выявления признаков вегетативной дистонии;
    • пробы с дозированной физической нагрузкой с целью определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы;
    • оценку осанки и состояния свода стопы;
    • функциональные пробы для оценки силы мышц туловища и подвижности позвоночника;
    • динамическую оценку физического развития и физической подготовленности.

    Использование этих критериев позволяет зафиксировать даже незначительные позитивные изменения в состоянии детей.

    Психолог школы осуществляет оценку эмоционального состояния учеников в динамике цикла занятий; помогает учителю физкультуры подобрать наиболее действенные формулы самовнушения при релаксации.

    Важно, что все полученные данные анализируются совместно с обучающимися. Это помогает детям самим контролировать позитивные изменения, происходящие в организме, и осознанно, вместе с учителем, выстраивать программу психофизического самосовершенствования.

    Лекцию подготовили
    Марина МАЙОРОВА,
    заместитель директора МОУ
    гимназии № 44;
    Ирина БОБОШКО,
    кандидат медицинских наук,
    г. Иваново

    Список литературы

    1. Жданова Л.А., Шишова А.В., Бобошко И.Е., Нежкина Н.Н. и др. Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, 2004. – 360 с.
    2. Физическая культура. 1–11 кл.: Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.
    3. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физиче¬ским воспитанием школьников. – М.: Медицина, 1977. – 216 с.

    ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 3

    1. Перечислите основные показания при отнесении учеников к основной, подготовительной и специальной медицинской группе для занятий физической культурой.
    2. Проведите с тремя учениками пробы с дозированной физической нагрузкой, оцените их результаты.
    3. Дайте характеристику физических и психических особенностей детей интровертов, центровертов и экстравертов.
    4. Определите медицинскую группу для занятий физической культурой ребенка 12 лет. Диа¬гноз: хронический гастродуоденит, стадия ремиссии (в течение 3 лет). Хорошая реакция на пробу с дозированной физической нагрузкой, средний уровень физической подготовленности.
    5. Определите медицинскую группу для занятий физической культурой ребенка 14 лет. Диа¬гноз: синдром вегетативной дистонии пубертатного периода. Сопровождается неврозоподобными расстройствами. Уровень физической подготовленности – ниже среднего, реакция на пробу с дозированной физической нагрузкой – неудовлетворительная.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

    Инструкция: Тест состоит из 20 заданий, которые сформулированы в виде вопросов. К каждому вопросу даны несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать один, наиболее точно отражающий основное содержание вопроса. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Для получения зачета надо правильно ответить не менее чем на 16 вопросов.

    1. Психофизическая тренировка состоит из следующих частей (отметьте лишнее):

    а) динамические упражнения аэробного характера;

    б) динамические упражнения анаэробного характера;

    в) мышечное напряжение с последующим расслаблением в форме определенных статических поз;

    г) сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации.

    2. Аэробные нагрузки развивают в организме преимущественно следующее качество:

    а) силу;

    б) скорость;

    в) выносливость;

    г) гибкость.

    3. Во время занятий аэробикой организм:

    а) увеличивает потребление кислорода;

    б) уменьшает потребление кислорода;

    в) увеличивает потребление углекислого газа.

    4. Аэробный эффект динамических упражнений реализуется при тренировочном пульсе (отметьте лишнее):

    а) 110–130 ударов в минуту;

    б) 140–160 ударов в минуту;

    в) 170–190 ударов в минуту.

    5. Оптимальное физиологическое время статического мышечного напряжения составляет:

    а) 1–2 секунды;

    б) 3–5 секунд;

    в) 8–9 секунд.

    6. Во время релаксационного сеанса психофизической тренировки происходит:

    а) мотивированное самовнушение желаемого состояния;

    б) внушение навязанного состояния, не осознаваемого ребенком.

    7. Физиологическое действие физических упражнений проявляется в следующих основных направлениях (отметьте лишнее):

    а) стимулирующем;

    б) анальгезирующем;

    в) трофическом;

    г) компенсаторном.

    8. Основным средством общей и лечебной физической культуры являются:

    а) лечебная гимнастика;

    б) физические упражнения;

    в) плавание;

    г) бег.

    9. Основные признаки систематизации гимнастических общеразвивающих упражнений (отметьте лишнее):

    а) анатомический;

    б) характер мышечного сокращения;

    в) характер дыхания;

    г) характер упражнений;

    д) степень активности;

    е) использование предметов и снарядов;

    ж) механизм энергообеспечения двигательного акта;

    з) характер двигательного акта.

    10. При выполнении динамических упражнений мышца:

    а) не меняет своего тонуса;

    б) не меняет своей длины.

    11. При выполнении статических упражнений мышца:

    а) не меняет своего тонуса;

    б) не меняет своей длины.

    12. При выполнении динамических дыхательных упражнений фазе вдоха должны соответствовать (отметьте лишнее):

    а) выпрямление туловища;

    б) момент меньшего усилия в упражнении;

    в) момент наибольшего усилия в упражнении.

    13. Резерв пульса для ребенка 13 лет, относящегося к специальной А группе по физической культуре, при его пульсе покоя 75 ударов в минуту составляет:

    а) 92 удара в минуту;

    б) 102 удара в минуту;

    в) 112 ударов в минуту.

    14. Средняя частота сердечных сокращений на занятии для ребенка 13 лет, относящегося к специальной А группе по физической культуре, при его пульсе покоя 75 ударов в минуту составляет:

    а) 100–117 ударов в минуту;

    б) 146–157 ударов в минуту;

    в) 162–177 ударов в минуту.

    15. Физическим нагрузкам средней интенсивности соответствует учащение пульса на занятиях в пределах:

    а) 130–150 ударов в минуту;

    б) 160–170 ударов в минуту;

    в) 180–190 ударов в минуту.

    16. Для уменьшения величины суммарной физической нагрузки на занятии можно использовать следующие методические приемы (отметьте лишнее):

    а) увеличить площадь опоры;

    б) уменьшить количество упражнений для крупных мышечных групп;

    в) увеличить амплитуду статических упражнений;

    г) уменьшить количество дыхательных упражнений.

    17. В основу деления детей на медицинские группы положены следующие критерии (отметьте лишнее):

    а) уровень здоровья;

    б) функциональные возможности организма;

    в) физическое развитие;

    г) физическая подготовленность;

    д) согласие родителей;

    е) группы здоровья.

    18. Какие из перечисленных параметров более характерны для ребенка, относящегося к интровертивному типу психосоматической конституции (отметьте лишнее):

    а) астеническое телосложение;

    б) высокая внутренняя тревожность;

    в) склонность к индивидуальным формам работы;

    г) высокие скоростные параметры;

    д) хорошая выносливость к нагрузкам субмаксимальной интенсивности.

    19. Определите медицинскую группу для занятий физической культурой ребенка 14 лет. Диагноз: синдром вегетативной дистонии пубертатного периода, сопровождается неврозоподобными расстройствами. Уровень физической подготовленности – ниже среднего, реакция на пробу с дозированной физической нагрузкой – неудовлетворительная.

    а) подготовительная;

    б) специальная А;

    в) специальная Б.

    20. При комплектовании специальной А медицинской группы для занятий физической культурой за основу берут:

    а) возраст детей;

    б) конкретное заболевание каждого ребенка (диагноз).

     

  • Наталья Нежкина