Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2006

Медкабинет

Непоседы-живчики

В апреле этого года в Москве состоялся
1-й Международный форум:
«Охрана здоровья детей в России», посвященный синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Гиперактивность – проблема не новая, она известна нашим медикам с 1986 г., когда в стране была опубликована монография чехословацкого педиатра З.Тщесоглавы, которая посвятила изучению этого синдрома много лет.

Распространенность заболевания в разных странах составляет от 2 до 20% и более. Возникновение симптомов относят к моменту поступления в детский сад (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Эта закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка справиться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявления СДВГ совпадает со временем становления центральной нервной системы ребенка. Три года – это начало активного развития внимания, памяти и речи. Повышенные нагрузки в этом возрасте могут привести не только к нарушению поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии.

Возраст 6–7 лет – критический период не только для становления письменной речи, но также и для развития произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

Так что же такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Специалисты определяют дефицит внимания как неспособность к концентрации внимания в течение нескольких секунд в любой обстановке. Для таких детей также характерно нарушение памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость.

Наиболее ярко эти нарушения проявляются на уроках в школе. Ребенок часто отвлекается, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере выполнения задания, что свидетельствует о повышенной утомляемости нервной системы. Продуктивность работы таких детей в классе очень низкая. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объем – ниже нормы. Объем оперативной памяти и мышление снижены, ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным количеством информации, большая часть которой забывается. Долговременная память слабая.

Характерная черта умственной деятельности – цикличность. Время, в течение которого дети могут продуктивно работать, не превышает 5–15 минут, по истечению этого срока они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3–7 минут) мозг «отдыхает», накапливает энергию для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует.

У многих наблюдаются трудности в освоении чтения, письма, счета. Но это связано не с дефектом интеллекта, а с нарушением восприятия.

Проблемы внимания в 90% случаев сопровождаются гиперактивностью, однако есть дети и негиперактивные. Их выделяют в группу с «синдромом дефицита внимания без гиперактивности». Эти дети отличаются заторможенностью и производят впечатление «спящих на ходу». Они предпочитают сидеть на задней парте, чтобы их оставили в покое и не вызывали к доске, медленно выполняют задания и часто не успевают за учителем.

Однако чаще дефицит внимания сочетается с гиперактивностью. Сказать, что эти «живчики» просто непоседливы – значит не сказать ничего. Они подвижны, как ртуть. Но результативность подобной «брызжущей» активности невысокая, а многое начатое просто не доводится до конца.

Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и действительно, быстрым, активным является каждый элемент его движения, но в целом у него много лишних, ненужных и даже навязчивых движений. Две трети из этих «живчиков» страдают нарушением сна, около половины – ночным энурезом.

Нарушения в эмоциональной сфере заключаются в чрезмерной возбудимости, внутренней напряженности, частой смене настроения, переживании чувства страха, повышенной тревожности, беспокойства.

Взрослые постоянно укоряют, стыдят, одергивают и наказывают гиперактивного ребенка. В конце концов его убеждают, что он не способен ни на что, что бестолковее его нет на свете. В результате ребенок ожесточается, у него развиваются негативные реакции на окружающих, он становится неуправляемым, «трудным».

Гиперактивность часто сопровождается агрессивным и деструктивным поведением.

Как правило, у таких детей нарушены отношения и со сверстниками, и со взрослыми. Дети с СДВГ являются экстравертами: они ищут друзей, но, к сожалению, быстро их теряют.

Обычные наказания и поощрения на них не действуют. Родители и учителя жалуются, что несмотря на все наказания ребенок продолжает вести себя плохо. Нарушения могут продолжаться во время подросткового периода и во взрослом состоянии.

Трудно складываются и отношения со взрослыми.

Чрезмерная активность, пик которой приходится на 6–7 лет, начинает снижаться к 14–15 годам, импульсивность значительно уменьшается к окончанию школы, дефицит внимания исчезает последним или остается в той или иной степени на всю жизнь. До 12 лет улучшений не происходит, как правило, они наступают между 12 и 20 годами.

Как проверить, страдает ли ребенок СДВГ?

Международные критерии диагностики такие:

  1. ребенок не способен сосредоточиться на детялах;
  2. плохо сохраняет внимание;
  3. создается впечатление, что не слушает, не следует инструкциям;
  4. испытывает сложности в организации выполнения заданий;
  5. избегает заданий, связанных с длительным умственным напряжением;
  6. теряет вещи, необходимые для выполнения работы;
  7. легко отвлекается;
  8. проявляет забывчивость в ежедневных делах.

Симптомы должны возникать «часто» или с еще большей частотой.

Перечень признаков гиперактивности-импульсивности:

  1. совершает беспокойные движения руками, ногами или ерзает на месте;
  2. оставляет свое место в классе без разрешения;
  3. чрезмерно бегает и прыгает;
  4. с трудом может играть спокойно;
  5. «целый день на ногах» или «носится как заведенный»;
  6. избыточно говорлив;
  7. выпаливает ответы прежде, чем услышит вопросы;
  8. с трудом дожидается своей очереди;
  9. прерывает или вмешивается в разговор.

Симптомы должны возникать часто или чаще, чем обычно.

Критерии СДВГ:

  1. симптомы развиваются не последовательно;
  2. присутствуют не менее 6 месяцев;
  3. возникают параллельно (2 или более);
  4. приводят к нарушению основных жизненных функций;
  5. устанавливаются к 7-летнему возрасту;
  6. не могут быть объяснены наличием другой патологии – например, тяжелой задержкой умственного развития, депрессивным состоянием, психозом;
  7. наблюдаются или дефицит внимания, или гиперактивность, или и то и другое вместе;
  8. наличие шести признаков нарушения внимания или гиперактивного импульсивного поведения.

Врач на основании международных диагностических критериев ставит диагноз и назначает лечение.

Справедливости ради следует отметить, что от 25 до 50% детей «перерастают» этот синдром. Однако у остальных симптомы различной степени тяжести продолжают оставаться и приводят к проблемам в повседневной жизни. Такие дети часто неорганизованы и плохо контролируют свою деятельность. У них отмечается предрасположенность к различным психопатическим нарушениям и антисоциальным расстройствам.

Среди подростков с этим синдромом алкоголизм, наркомания и правонарушения распространены в большей степени, чем среди здоровых. У взрослых отмечается повышенное число несчастных случаев, разводов, арестов, частая смена мест работы.

Взрослые с повышенной двигательной активностью неспособны выполнять скучную, монотонную работу, однако среди них в 3,6 раза больше людей, занимающихся частным бизнесом, способных к риску и быстрому принятию решений.

В лечении детей с СДВГ должны участвовать педиатр, психолог, педагоги и родители.

Этим детям особенно необходимо спокойное и доброжелательное отношение со стороны домашних. Любые крайности в воспитании, как вседозволенность, так и запреты по любому поводу, вредны.

Взрослые должны демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», отношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании.

Следует изменить обстановку в семье: выделить ребенку отдельный уголок для занятий, продумать режим дня, очертить круг обязанностей.

Должна проводиться специальная поведенческая программа: преобладание методов позитивной поддержки и вознаграждения. Негативные методы, будучи неэффективными, должны использоваться редко. Рекомендуемое соотношение позитивного воздействия и замечаний – 5:1.

Для достижения наибольшего эффекта следует хвалить целенаправленно (указывать на поведение, которое хотим стимулировать). Методы положительной мотивации необходимо постоянно менять. Можно завести дома дневник самоконтроля ребенка и отмечать в нем успехи малышей, например звездочками или другими значками, а детям старшего возраста ставить оценки.

Важно соблюдать распорядок дня, особенно вовремя ложиться спать. Недостаток сна может значительно ухудшить состояние ребенка.

Особое внимание следует уделять двигательным нагрузкам. Длительная физическая нагрузка приводит к опустошению катехоламинного депо, происходит метаболическая защита – и у детей наступает двигательная «уравновешенность». Перед назначением физической нагрузки следует пройти медицинское обследование для исключения заболеваний сердца.

 

Игорь Брязгунов