Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2006

Из первых рук

Как всегда, все упирается в деньги

Первого сентября в редакции еженедельника «Аргументы и факты» состоялась пресс-конференция председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения, директора Института неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Михайловича РОШАЛЯ

Пресс-конференцию, посвященную проблеме здоровья детей, Леонид Рошаль начал с воспоминаний о своем учителе физкультуры. И это не случайно. По мнению доктора, здоровье детей зиждется на трех китах: физкультуре, питании и медицинском обслуживании. И если по первым вопросам высказывания известного детского врача были краткими: «кормить нужно лучше, а двигаться больше», то третья тема стала основным предметом для обсуждения.

«Каждый ребенок должен быть осмотрен врачами. Для этого и была задумана диспансеризация в масштабах страны. Однако, я считаю, настоящей диспансеризации не было! – констатировал профессор. –Для ее проведения нужно огромное количество специалистов: невропатологов, ЛОР-врачей, офтальмологов и т.д. Недостаток таких специалистов составляет сейчас 40%, а на селе и того больше. Значит, к полученным во время диспансеризации цифрам нужно отнестись соответственно – умножить выявленные у детей болезни на два. Сегодня 60–70% детей нуждаются в систематическом лечении».

Начинать нужно со здоровья будущей мамы. Чтобы в роддом ее везла «скорая», а не телега, чтобы в больнице была акушерка и элементарный аппарат для искусственного дыхания. Чтобы в первый же день на дом к выписанному из больницы новорожденному пришел с визитом педиатр, а потом постоянно ходила патронажная медсестра. А еще нужно хорошо смотреть за детьми в дошкольных и школьных учреждениях.

В каждой детской поликлинике есть специальное школьно-дошкольное отделение, медсестры и врачи которого работают в детских садах и школах. Ведь основная профилактическая работа проводится в учебных заведениях – прививки, диспансеризация…

Уровень образования современных врачей Леонид Рошаль считает очень высоким: «Система подготовки хорошая, но ситуация сложная. Раньше на пятом курсе была субординатура, и после окончания мединститута можно было сразу идти работать. Сейчас, Минздравсоцразвития не готовит специалистов в рамках вузовской программы, поэтому, чтобы получить специальность, нужно идти учиться дальше – в интернатуру, ординатуру. Да и специальности сократили. Например, в педиатрии остались только терапевт и хирург.

Ну и, пожалуй, основное. Зарплаты участковым врачам подняли, а узких специалистов обошли вниманием. Теперь в этой области такой хаос! Школьный врач получает 4 тысячи рублей, а участковый – 20 тысяч. Сразу же начался отток медиков из школ и дошкольных образовательных учреждений. И кто теперь будет вести профилактическую работу, в конце концов, наблюдать за школьными столовыми и чистотой рук? Поэтому одна из первоочередных задач – немедленное повышение зарплаты медицинским работникам школ и детских садов».

Когда в Думе обсуждали программу «Дети России», сначала речь шла о сумме в 30 млрд. рублей. Теперь она почему-то уменьшилась до 9 млрд. Неужели в нашей стране не хватает нефтедолларов и «газорублей», чтобы решить школьно-медицинские проблемы?

А куда вложить деньги – подскажут специалисты. Недавно в России появилось Общество школьной и университетской медицины и здоровья. Его участники (врачи и гигиенисты многих регионов страны) сразу начали с практической работы – рассчитали, сколько нужно врачей и медсестер для школ страны, как и чем должны быть оборудованы школьные медкабинеты и сколько это все будет стоить.

Осенью состоится очередное заседание Общественной палаты. Наверное, было бы хорошо, чтобы депутаты прислушались к мнению специалистов и рассмотрели их предложения.

 

Нина Семина