Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2006

Вместе с психологом

Страшней отметки зверя нет

В последнее время ведется много разговоров о школьных отметках, и больше всего споров вызывает двойка. В связи с этим хочется спросить: какую роль отводит себе современная школа как общественный институт? Роль оценщика? Или роль пропагандиста знаний, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования? Если оценщика, то не о чем разговаривать, надо ставить двойки, единицы и даже нули. Если пропагандиста, то тогда есть о чем поговорить.
Во втором случае предполагается, что двойка является сильным мотиватором учащихся к освоению новых знаний. Так ли это?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Дело в том, что ученики бывают разные.

Того, кто дорожит отметками по тем или иным причинам и при этом он еще и способный, но ленивый ученик, двойка, безусловно, мотивирует на большие усилия в получении и освоении знаний. Однако такому ученику вполне достаточно, если учитель грустно скажет: «Я так рассчитывал на твой интересный ответ...».

Того же, кто не претендует на «семь пядей во лбу», двойка ни к чему не будет мотивировать. Она лишний раз убедит его в неспособности приобретать знания и вызовет лишнюю агрессию по отношению к окружающим – учителям и тем учащимся, которые получают отличные оценки и гордятся этим. Такой учащийся постарается просто компенсировать моральный ущерб, нанесенный двойкой, парой кулачных боев. И кому от этого будет хорошо?

Помимо всего прочего, есть еще время мотивации. Один учащийся будет замотивирован двойкой на дополнительные усилия на один час, другой – на один день. Много это или мало?

Да, мотивация имеет свойство испаряться, и об этом нельзя забывать.

Немаловажно, кем была поставлена двойка. Если она поставлена учителем, к которому ученик испытывает симпатию, то она, безусловно, его мотивирует на дополнительные усилия. Если же двойку ставит учитель, не вызывающий симпатий, то речь может идти только о демотивации. Кстати, учитель, не вызывающий симпатий, вообще не может никого ничему научить. Демотивировать он будет просто своим появлением.

Очень важна и общая обстановка в школе. Если преподаватели и ученики озабочены личностным ростом каждого и в классах вывешиваются графики их достижений, тогда оценка, в том числе двойка, является важным мотивирующим фактором. В противном случае двойка – всего лишь наказание, а отношение к нему будет различно у разных учащихся, вплоть до мести учителю.

Поэтому не стоит возлагать на двойку слишком больших надежд в плане мотивации. Люди, сталкиваясь с препятствиями (двойками в том числе), учатся не только их преодолевать, но и обходить. Как не вспомнить про два дневника (один – для хороших, другой – для плохих оценок), про дневники, забытые дома, про спрятанные или вообще отсутствующие и потерянные...

И тут, думаю, пришло самое время сказать о тех нервных расстройствах и психических заболеваниях, которые могут быть спровоцированы двойками. Скажу только, что все депрессии и гипертонические болезни взрослых имеют свои корни в детстве. В том детстве, где другие взрослые люди выставляли им плохие отметки, о которых и идет речь. Вначале были, конечно, неврозы, истерии, страхи и тревожные состояния.

Но самое главное – учитель, применяя такой «двоечный» инструментарий, просто учит новое поколение жестокости. Не слишком ли это высокая цена?

Существует расхожее мнение, что учитель, ставя двойку, не наказывает ученика, а всего лишь оценивает его знания. Если так, то, выставляя такую отметку, он должен добавлять: «Ты не переживай, Иванов, это всего лишь цифра, а на самом деле ты классный парень».

Конечно, в теории двойка – это всего лишь отметка. Однако реальность в том, что за ней обязательно следует наказание разной степени тяжести. Наказание от родителей. Именно их вызывают в школу и спрашивают: какие меры вы приняли?

И родитель принимает меры. Учитель, делая вид, что он этого не знал и не предвидел, и проявляет самую настоящую жестокость.

Аналогично: представим ребенка тонущим, а учителя – стоящим на берегу и говорящим: он наверняка умеет плавать, – и затем идущим домой варить суп.

А что же родители? – спросите вы. А что родители? Они бывшие ученики, которые уже обучены жестокому обращению с детьми, только и всего. Обучены своими родителями, своими учителями – этакими, по сути, сообщниками. Кстати, и сегодняшние учителя к нам не с Марса прилетели.

В руках общества есть замечательно организованный институт – школа, и не использовать его для благих целей – воспитания терпимости к каждому человеку независимо от его способностей – я считаю просто преступлением. Каждый учитель сейчас считает своим долгом возмущаться тем пренебрежительным отношением к нему государства, которое сложилось в последнее время. А задумывается ли кто из них, что тех, кто сейчас у руля, воспитали именно они?

Нынешние взрослые, и я в том числе, уже напрочь растеряли более половины тех знаний, которые так усердно впихивались в наши головы, они оказались просто невостребованными. Зато я многое освоил самостоятельно в течение своей жизни, освоил именно то, что было мне необходимо. Потребность в информации породила желание узнать и научиться. Знания – дело наживное. А вот ощущение жестокости школы я пронес через все свои годы, и избавиться от него мне не удалось.

Маленький эпизод. В начале прошедшего учебного года подходит ко мне учительница математики и рассказывает:

– Сегодня ко мне пришли одноклассники Сережи и попросили не ставить ему двойки, потому что дома за каждую двойку отец его бьет тем, что под руку попадется. Что мне делать?

– Конечно, перестаньте ставить ему двойки, давайте ему самые легкие задания, – был мой ответ.

Через несколько дней я встречаюсь с отцом Сережи, спрашиваю:

– Зачем же вы так жестоко с сыном обходитесь?

– Меня отец бил за двойки, и я бью, – был его простодушный ответ.

– Значит, и вы были не сильны в математике?

– Да, – отвечает он, – я тоже не был силен, но теперь отец – я, и я должен воспитывать своего сына.

– Значит, вы его наказываете за его неспособность к этой науке, которая скорее всего является наследственной? То есть наказываете за то, что, собственно, сами ему передали?

Он только руками разводит. Ему и невдомек, что отец научил его всего лишь жестокому отношению к окружающим, и к самым близким людям в том числе, а он делает то же самое. И не более того. Можно ли требовать от родителей более грамотного отношения к воспитанию? Большинство из них университетов не оканчивали, в отличие от педагогов. Подражание – вот то человеческое свойство, которое существует независимо от образования.

Как это ни парадоксально, но школа оказывается для ребенка первым в жизни травмирующим препятствием. Популярным сейчас стало выражение: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Красивая фраза, ничего не скажешь, однако она совсем не учитывает то огромное количество калек, которые появляются в результате таких неубивающих травм.

Неужели среди знаний, которые школа призвана пропагандировать, нет знания о человече¬ском отношении к окружающим? Или это знание менее важно, чем какой-то логарифм, о смысле которого я не вспоминаю уже несколько десятков лет? Сколько раз на уроках литературы поднимается вопрос о человечности?! Бесчисленное количество раз! Возьмем хотя бы незабвенного Льва Николаевича Толстого и его «Анну Каренину». Разве муж непричастен к ее смерти? Его причастность точно такая же, как и у педагога, ставящего двойку, к неврозам детей и их родителей. Или – какое отношение имеет барыня к гибели Муму? У вас есть возможность самим ответить на этот вопрос.

Людям свойственны привычные, то есть стереотипные, реакции. Стереотипом является для учителя ставить двойки в дневник крупно и красным цветом, чтобы обязательно заметили. Для родителя стереотипом становится реагировать на двойки руганью или даже битьем. Для многих такие привычки оборачиваются со временем чуть ли не физиологической зависимостью. Сигнал – ответная реакция. Это очень серьезно.

Иногда я слышу в ответ: ну а что же делать, если они не хотят учиться? Сейчас расскажу. Случай произошел в соседней школе. В неблагополучный класс направляют нового учителя географии. Работать в этом классе учителя вообще не хотят: ученики демонстративно игнорируют учителей, причем выказывают в этом удивительную сплоченность. Новый учитель договаривается, что три дня в этом классе будет вести уроки только он. Дали ему такую возможность.

Приходит он в класс и заявляет, что ему надо провести эксперимент. Он, мол, изучает влияние шепота на усвоение учащимися учебного материала. Детей это интригует, и они соглашаются три дня с ним поработать. Все эти три дня они перешептывались. Удивительно, но за эти три дня дети успели проникнуться симпатией к новому учителю и уже спокойно отреагировали на то, что у них будут работать и другие учителя, но тоже шепотом. Учителя вначале удивились просьбе нового учителя прошептать свои уроки, но сейчас говорят, что ходят в этот класс отдыхать, а сам класс за год стал одним из лучших. Никаких двоек, никакого битья и наказания. Оказывается, если захотеть пропагандировать знания, а не наказывать, то вполне можно обойтись и без этого «кнута».

Есть такое коварное слово – «традиция». Обычно это то, чему принято следовать. Однако иногда надо задуматься и сказать: все, давайте эту традицию ломать, теперь будем жить по-человечески, школа – это не место воспитания жестокости, не место, где из детей можно делать неврастеников.

Конечно, это не значит, что во всех школах преподавание следует вести только шепотом. Приведу еще один пример. Речь пойдет о частной школе, и нарушение стандартных правил в ней столь велико, что я ни под каким давлением не соглашусь назвать ее. Однако и достижения в ней настолько же велики, поэтому я не могу не рассказать об этом опыте, конечно, с согласия авторов эксперимента.

В этой школе обучение превратили в замечательную игру. Каждый класс – это команда КВН, имеющая свое имя. В начале года происходит посвящение в члены команд, дети приносят клятву верности своей команде. Весь год они играют. Играют в алгебру, литературу, астрономию, химию... Причем нет никаких отметок, есть только баллы, которые набирает класс – команда. Соревнуются параллели. В конце года один раз (!) проводятся экзамены по всем предметам, на основании этих экзаменов и выставляются годовые отметки каждому учащемуся. Как заполняются журналы, я даже не стал спрашивать, в школе работают не дураки. Более счастливых детей я еще нигде не встречал, уровень знаний настолько высок, что, кроме белой зависти, не возникает никаких других мыслей, только одна: почему мне самому не повезло учиться в такой школе?!

У учителей всегда есть разные возможности. Так, при их опросе в Интернете выяснилось, что многие учителя вместо двоек и троек делают запись в дневнике: «Вася плохо выучил или не выучил такой-то параграф, помогите ему». В этом случае родители знают, что им надо делать, что повторить со своим ребенком. Или плохую оценку в журнале ставят карандашом, чтобы у ребенка был шанс исправить положение. Главное, мне кажется, учитель не должен играть роль полицейского: «Ага, попался!». Помните чеховское, что, если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить. Так и с двойкой: если в арсенале учителя есть двойка, он когда-нибудь ее обязательно поставит. Не проще ли двойку со сцены убрать?

Одна учительница признается, что ставит пятерку просто так каждому ученику в день его рождения в подарок. После этого ребенок обязательно пытается еще заработать хорошую оценку, но уже своим трудом. И это замечательно!

Считается: чтобы мужчина мог понять беременную женщину, ему надо хотя бы месяц походить с привязанным «животом». Так и учителю, постоянно оценивающему других, надо вновь и вновь возвращаться к роли оцениваемого в профилактических целях.

В конце года в течение всего двух месяцев мы провели небольшой эксперимент. Учителям так и сказали: мы даем вам возможность побыть немножко «беременными». Взяли обычные школьные дневники и сделали «дневник учителя» для каждого из учителей одной из параллелей. Там, где учащиеся пишут названия предметов, мы написали классы, в которых учитель дает уроки. Дежурные классов в конце уроков должны были выяснить у одноклассников, какую отметку, по мнению большинства, следует поставить учителю за проведенный урок. Выясняют и ставят отметку в дневник.

Представьте, потом в учительскую заходит директор и просит:

– Марья Ивановна, а покажите-ка мне свой дневник.

Это очень отрезвляет. Кстати, дети не кинулись ставить двойки, как ожидали многие, наоборот, они почти всегда ставили пятерки, и это растопило «лед» многих учителей.

Сейчас модно говорить о самоуправлении в школе. Так вот, учащимся и должно быть дано право вводить такие учительские дневники. Не потребуется даже вводить их во всей школе, нескольких случаев будет достаточно. По крайней мере в нашем эксперименте наказательный энтузиазм учителей очень быстро угас. Оказывается, удовольствие от оценивания других быстро и с лихвой перекрывается неудовольствием от того, что и тебя оценивают.

Как-то совпало, что именно сейчас руководство нашей страны озаботилось рождаемостью. Как будто в количестве детей – спасение нашей нации. Нет. Если мы с большим количеством детей будем делать то же, что в большинстве школ делаем сейчас, они вырастут озлобленными и жестокими людьми, которым не будет дела до нации, страны и всего прочего, что с этим связано.

В психологии давно известно стремление людей к выигрышу. Суть этого стремления в том, чтобы получить больше, чем вкладываешь.

Возможно, у школы есть прекрасный шанс заиметь большой выигрыш: вложить очень мало – всего лишь отказаться от жесткой оценочной политики, чтобы получить очень много – здоровое поколение лояльных к школе людей, для которых получение знаний не будет связано со страхом оценки окружающими. Именно в этом случае они будут стремиться их получать всю свою жизнь.

Хотелось бы надеяться, что и учителя захотят продолжить свое образование. Здесь я могу предложить им бесплатное обучение психологии. Например, развивающее обучение – с помощью необычно поставленных вопросов. Возможно, этот метод они легко смогут потом внедрить и на своих уроках. Но сначала надо самим почувствовать, как это, когда в голове сами собой шевелятся мысли, если вопрос интересно сформулирован. Добро пожаловать всем!

 

Алексей Чалый