Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2006

Технология

Возьмемся за руки, друзья!

Богатство нации – это прежде всего здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас не радуют. Кроме влияния социально- экономических проблем, это результат низкой гигиенической культуры и распространения вредных привычек, провоцирующих заболевания

Формирование здорового образа жизни проходит в несколько этапов: накопление знаний о здоровье, выработка мотиваций на адекватное поведение, которое трансформируется в гигиеническое поведение. Именно гигиеническое поведение является фундаментом здоровья.

Мы рассматриваем категорию «здоровье», в первую очередь, как медико-педагогическую, что позволяет привлечь огромный потенциал педагогов к деятельности по формированию здоровья учащихся. Кроме того, в процессе учебы позитивный стереотип поведения вырабатывается более эффективно. Это предпочтительнее, чем смена стереотипов у взрослого человека.

С 1995 года в образовательных учреждениях появился предмет «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)». Основная цель этой дисциплины – формирование безопасного поведения в среде обитания: человек – природа – общество, призвана укрепить здоровье детей и подростков. Однако за прошедшие годы (после внедрения ОБЖ в школах) показатели здоровья учащихся не стали лучше. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что новая дисциплина вводилась без досконально разработанной методики преподавания здорового образа жизни, без соответствующей информационной базы. Главное же, отсутствовали подготовленные кадры.

Во многих учебниках ОБЖ раздел здорового образа жизни либо совсем отсутствует, либо освещается скудно и не охватывает основные темы. Существенным недостатком государственной программы по ОБЖ является также малый объем учебных часов, отведенных на раздел по здоровому образу жизни и основам медицинских знаний.

В сложившейся ситуации отдельные педагоги, школы и научные коллективы по собственной инициативе стали разрабатывать программы по проблемам здорового образа жизни (ЗОЖ), отдельные методики и внедрять их на «уроках здоровья». Работа по формированию здорового образа жизни сочетает педагогические постулаты (последовательность, непрерывность, преемственность) с медико-психологическими закономерностями (информированность – мотивационно-ценностные ориентации – навыки – поведение – уровень здоровья). В этом аспекте многие программы не соответствуют требованиям гигиенического воспитания и тем более не решают задач оздоровления.

На протяжении ряда лет в школе № 539 ЮЗАО г. Москвы воплощалась концепция «Здоровье через образование». Педагогический коллектив включился в движение «Школы содействия здоровью».

На базе нашей школы создана экспериментальная площадка НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии (ММА) им. И.М. Сеченова. Разработан авторский проект (комплексная программа) «Здоровье в общеобразовательной школе».1

Формирование здорового образа жизни у школьников – длительный процесс, требующий непрерывной работы при тесном взаимодействии семьи и школы. Поэтому наша программа направлена на формирование гигиенической культуры всех представителей школьной структуры: учащихся и их родителей, администрации и педагогического состава. К воспитательно-оздоровительной работе в школе подключены также врачи, психологи и ученые.

Здоровьесберегающая работа в школе проводится в трех направлениях (блоках): педагогическом, социально-педагогическом и медицинском (см. таблицу).

Таблица

Система работы школы в рамках эксперимента по созданию модели школы, содействующей здоровью

В школе апробируются новые методики, проводятся научные исследования, организуются конференции, обсуждаются этапы работы на педагогических советах.

В рамках предмета ОБЖ особенное внимание уделяется проблемам здорового образа жизни, основам медицинских знаний (авторская программа для 5–11-х классов), а также научно-информационному обеспечению учебного процесса. Отдельные темы (профилактика стресса; гармоничность семейно-брачных отношений; профилактика заболеваний, передающихся половым путем, включая ВИЧ/СПИД-инфекцию; профилактика употребления психоактивных веществ и др.) преподаются совместно с психологом, врачами, учеными.

В начальной школе (1-й класс) проводятся занятия по социально-психологической адаптации, а в программу 2–4-х классов внедрен курс «Здоровье».

Основным компонентом педагогического блока является «Университет здоровья». Школьники занимаются проектной деятельностью, старшеклассники проходят подготовку по отдельным темам ЗОЖ (о вреде курения, употребления алкогольных напитков, наркотических веществ и др.) для проведения бесед с учащимися средней школы, проводятся дополнительные занятия по отдельной наиболее актуальной тематике, представляющей интерес для подростков в реальной жизни (вне сетки учебных часов).

Одно из направлений работы университета – лекторий для родителей. Здесь освещаются вопросы психофизиологического развития детей в разные возрастные периоды и основы здорового образа жизни. Внимание родителей акцентируется на формировании социальной адаптации, нравственного здоровья, гармоничности развития детей, гигиенического поведения.

Пополнение багажа знаний учителей также осуществляется в школьном университете на тематических занятиях.

Ученые лаборатории формирования здоровья детей и молодежи ММА им. И.М. Сеченова разработали для школы учебные пособия для учителей и врачей по проблемам здорового образа жизни, профилактики ВИЧ/СПИД и других инфекций, передающихся половым путем, компьютерную обучающую программу с тестированием знаний по профилактике наркомании, тематические брошюры и видеофильмы, памятки для школьников и родителей.

Второй блок работы школы по оздоровлению учащихся – социально-психологический. Это важный раздел деятельности в современных условиях, так как стрессовые ситуации постоянно сопровождают и взрослых, и детей. Различного вида дезадаптации провоцируют развитие нервных заболеваний, психические отклонения, девиантное поведение. Такое состояние затрудняет усвоение школьной программы, нарушает межличностные контакты со сверстниками, учителями и родителями, подталкивает к общению с группами асоциального поведения, приобщению к курению, употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ.

В школе постоянно проводится скрининг психологического состояния учащихся и оказывается психологическая помощь детям из группы риска. Формирование здоровых, доброжелательных отношений в школьном коллективе достигается, в частности, в результате психолого-педагогического консультирования и психолого-коррекционной работы.

На протяжении ряда лет под руководством психолога в школе проводится исследовательская работа по изучению субъективного восприятия учащимися учебной нагрузки. Результаты исследования позволяют проводить коррекцию расписания уроков и создавать более комфортные условия обучения.

В школе широко используется социологический метод – проводятся опросы, посвященные этическим проблемам: о воспитанности, социальной адаптации, выборе профессии и др. Данный метод позволяет находить более адекватные формы взаимодействия учителей и учащихся.

Третий блок программы – медицинский. С 2003 года в школе функционирует медицинский центр, основная цель которого – приближение медицинской помощи к детям, осуществление мониторинга их здоровья, проведение профилактических и лечебно-коррекционных мероприятий. В центре имеются кабинет врача, оборудованный стоматологический кабинет, залы тренажерный и для работы методистов по лечебной физкультуре. Планируется создание кабинетов функциональной диагностики, психологической разгрузки, ингалятория, фитобара.

В центре работают два врача-педиатра, невропатолог, методист по лечебной физкультуре, которые осуществляют динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, при необходимости оказывают медицинскую помощь, формируют группы учащихся для занятий лечебной физкультурой, контролируют физические нагрузки детей на уроках физкультуры. Врач-стоматолог систематически проводит санацию ротовой полости школьников.

Лечебная физкультура стала одним из направлений работы центра. Врач-методист по ЛФК проводит занятия с дифференцированными по заболеваниям группами школьников. За последнее десятилетие распространенность деформации костно-мышечной системы (сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие) у детей и подростков 10–17 лет достигла 416,5 случая на 1000 учащихся. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений является профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся.

В школе сформирована аптечка с необходимым набором лекарственных средств и установлены фильтры для питьевой воды.

Большое внимание уделяется питанию школьников. Врачи осуществляют гигиенический контроль столовой и буфета. Школа получает продукцию завода «Биотекс» (бульоны, батончики с гематогеном), соки и нектары фирмы «Дары Придонья», что позволяет проводить витаминно-минералодефицитную профилактику среди детей.

Данные о состоянии здоровья учеников вносятся в «листки здоровья», копии которых передаются учителям для профилактической работы с конкретными детьми и классом в целом в соответствии с заключением врачей.

Врачи центра принимают участие в учебном процессе – проводят занятия со школьниками по оказанию первой доврачебной помощи в рамках предмета ОБЖ.

В школе не забывают и о здоровье учителей. В ходе медико-профилактических мероприятий проводится уникальный скрининг факторов риска для здоровья учителей («Эскиз» – экспертная система контроля индивидуального здоровья), который позволяет прогнозировать тенденции состояния здоровья на ближайшие годы и дать соответствующие рекомендации.

Медико-образовательную деятельность в школе координирует методическое объединение «Программа «Здоровье», в которое входят директор школы, преподаватель-организатор ОБЖ и другие преподаватели ОБЖ, учителя, участвующие в преподавании междисциплинарного курса «Здоровье», психолог и медицинские работники.

Этапы становления школы как «содействующей здоровью» отражены в наших выставках и стендах.

Таким образом, можно утверждать, что разносторонняя деятельность творческого коллектива делает процесс формирования здоровья в школе управляемым.


1 См. № 13/2005.

 

Светлана Краилина ;
Александр Ляхович ;
Алла Маркова