Педагогический университет «Первое сентября»
Курс лекций
Учебный план курса
ЛЕКЦИЯ 2
Методические основы
общей и лечебной физической культуры
Физическая культура представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей, которые создаются и используются обществом в целях физического развития, совершенствования двигательной активности и укрепления здоровья граждан. Физическая культура является наиболее актуальной и универсальной составляющей понятия «здоровый образ жизни».
Лечебная физкультура (ЛФК) – это метод лечения, который использует средства физической культуры с лечебно-профилактической целью, для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного человека. Лечебная физкультура занимает важное место в системе профилактики заболеваний, так как невозможно обеспечить хорошее функциональное состояние организма, не учитывая его естественного стремления к движению.
Эффективное проведение ЛФК возможно только при глубоком знании биологии, анатомии, физиологии, гигиены и педагогики.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОБЩЕЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Стимулирующее (тонизирующее)
При ограничении двигательной активности (в связи с болезнью или в силу других причин) происходит неизбежное снижение жизненного тонуса. Это связано с резким сокращением потока стимулирующих импульсов от нервных окончаний (проприорецепторов), расположенных в мышцах. В результате снижается интенсивность протекания нервных процессов на всех уровнях.
При выполнении физических упражнений происходит значительное увеличение потока импульсов от проприорецепторов. Это стимулирует нейроны центрального звена двигательного анализатора, вследствие чего усиливается тонизирующее влияние центральной (ЦНС) и вегетативной (ВНС) нервной системы на скелетную мускулатуру и внутренние органы, то есть на весь организм. В целом, чем больше импульсов поступает от мышц к нервной системе, тем выше тонус организма.
Физические упражнения оказывают тонизирующее влияние на сердечно-сосудистую систему. Во время мышечной работы вводятся в действие дополнительные (дежурные) капилляры и часть крови выходит из депо. Происходит увеличение объема циркулирующей крови, расслабление сердца становится более полноценным, улучшается питание сердечной мышцы, вырастает сократительная функция сердца.
Во время выполнения физических упражнений усиливается венозное кровообращение за счет:
- более активной работы диафрагмы;
- увеличения дыхательных движений грудной клетки (создание отрицательного присасывающего давления в грудной полости);
- ритмичных сокращений и расслаблений скелетной мускулатуры.
Диафрагму, межреберные мышцы и скелетную мускулатуру обычно называют вторым, третьим и четвертым «сердцем». Их активизация во время физической работы несомненно облегчает приток крови к сердцу и делает его работу более экономичной.
При выполнении физических упражнений усиливается деятельность желез внутренней секреции. Этот процесс сопровождается интенсивным выделением гормонов коры надпочечников, что способствует выраженному повышению адаптационных возможностей организма.
Физические упражнения положительно влияют на эмоциональную сферу больного. Они не позволяют человеку «уйти в болезнь», вырабатывают у него уверенность в своих силах и в благоприятном исходе заболевания.
В сравнении с другими средствами, имеющими стимулирующее и (или) тонизирующее влияние, физические упражнения обладают рядом определенных преимуществ:
- физиологичностью и адекватностью;
- универсальностью (широкий спектр действия физических упражнений);
- отсутствием отрицательных побочных явлений (при правильной нагрузке и рациональной методике занятий);
- возможностью длительного применения, которое практически не имеет ограничений, оказывая общеоздоровительное и профилактическое действие одновременно.
2. Трофическое
Осуществляется рефлекторным и нервно-гуморальным путем. При этом трофические влияния тесно связаны со стимулирующим воздействием физических упражнений.
При сокращении скелетной мускулатуры происходит повышение тонуса:
- центральной нервной системы;
- вегетативной нервной системы;
- эндокринной системы.
Эти три отдела составляют регулирующую систему, которая влияет на трофику (питание) всех внутренних органов.
В результате активации регулирующей системы под влиянием физических упражнений происходит:
- улучшение крово- и лимфообращения;
- ускорение процессов ферментативного окисления и метаболизма клеток;
- мобилизация пластических процессов и регенерации тканей.
Важно, что, используя моторно-висцеральные взаимоотношения (т.е. взаимодействие между определенными мышечными группами и определенными органами), можно так подобрать физические упражнения, чтобы их трофическое действие локализовалось именно в той области или органе, в которых это необходимо для процесса оздоровления.
3. Формирование компенсаций
Компенсация представляет собой временное или постоянное замещение нарушенных функций.
Так, например, при травматическом повреждении правой руки больной немедленно начинает использовать в бытовых операциях левую руку. Эта срочная компенсация важна в экстремальных ситуациях, однако она заведомо несовершенна. В дальнейшем, в результате тренировки и формирования в головном мозге системы новых, структурно закрепленных временных связей, развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию – относительно совершенное выполнение левой рукой бытовых манипуляций, которые обычно выполняются правой.
Под влиянием ЛФК происходит активная мобилизация резервов организма для обеспечения его оптимальной адаптации во внешней среде.
Таким образом, физиологическое действие основных средств физической культуры основано на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ и внутренними органами. При этом движение является самым естественным регулятором и стимулятором жизнедеятельности.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Основным средством как общей, так и лечебной физической культуры являются физические упражнения.
В целях практического использования их разделяют на следующие виды:
1. Гимнастические, которые подразделяются на общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Цель специальных упражнений – избирательное действие на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата (например, на стопу при плоскостопии; на позвоночник при его деформации) или на тот или иной орган (на легкие при заболевании бронхо-легочной системы). Важно, что одни и те же упражнения для одного человека могут быть общеразвивающими, а для другого – специальными. Например, упражнения для мышц туловища по своему физиологическому воздействию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека. Для больного с заболеваниями позвоночника они включаются в группу специальных упражнений, т.к. способствуют решению определенных лечебных задач – увеличению подвижности позвоночника, укреплению мышц, которые его окружают и т.д.
На уроке физической культуры преобладают общеразвивающие упражнения, в процедуре лечебной гимнастики – специальные.
2. Спортивные, которые включают элементы спорта – плавание, гребля, лыжи, катание на коньках, езда на велосипеде и т.д.
3. Прикладные – бег, ходьба, метание, прыжки и т.д.
4. Игры, разделяющиеся на малоподвижные, подвижные, спортивные и игры на месте.
Гимнастические общеразвивающие упражнения представляют наиболее обширную группу движений. Остановимся на основных признаках их систематизации.
1. Анатомический признак
Гимнастические упражнения делятся на упражнения для:
- мелких мышечных групп (кисть, стопа, лицо);
- средних мышечных групп (шея, предплечье, голень, плечо, бедро);
- крупных мышечных групп (конечности, спина, поясница, туловище).
2. Характер мышечного сокращения
По характеру мышечного сокращения физические упражнения подразделяют на:
- динамические (изотонические);
- статические (изометрические).
Наиболее распространены динамические движения, при которых мышца работает в изотоническом режиме (практически не меняет своего тонуса). При этом происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления, то есть приводятся в движение суставы конечностей или туловища. Примерами динамических упражнений могут служить сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, отведение руки в плечевом суставе, наклон туловища вперед, в сторону.
Сокращения мышц, при которых они развивают напряжение, но не изменяют своей длины, называются статическими. Например, если ребенок из исходного положения лежа на спине поднимает прямую ногу вверх и удерживает ее в течение некоторого времени, то он таким образом выполняет вначале динамическую работу (подъем), а затем статическую; другими словами, мышцы — сгибатели бедра выполняют изометрическое сокращение.
Изометрические напряжения мышц используют в виде ритмических (выполнение движений в ритме 30—50 в минуту) и длительных (напряжения мышц в течение 3 секунд и более) напряжений. Оптимальное время статического мышечного напряжения от 3 до 5–7 секунд. Более длительная экспозиция (свыше 7 секунд) не рекомендуется, так как вызывает резкие вегетативные сдвиги в организме.
3. Степень активности
- пассивные;
- активные с помощью;
- активные;
- активные с усилием.
Активные упражнения выполняются ребенком самостоятельно в обычных или облегченных условиях (с устранением силы тяжести, силы трения). Для облегчения выполнения движений предложены специальные скользящие плоскости — горизонтальные и наклонные, роликовые тележки, различные подвесы, устраняющие силу трения в момент активного движения. Для затруднения мышечного сокращения используются движения с амортизатором или сопротивлением, оказываемым инструктором.
Пассивные упражнения выполняются с помощью учителя (инструктора ЛФК) без волевого усилия ребенка, при этом активное сокращение мышц отсутствует. Пассивные упражнения назначают для:
- улучшения лимфо- и кровообращения;
- предупреждения тугоподвижности в суставах;
- для воссоздания правильной схемы двигательного акта (например, при парезах и параличах конечностей).
4. Характер упражнений
По характеру упражнений последние можно сгруппировать следующим образом:
- дыхательные;
- корригирующие;
- на расслабление мышц;
- на растягивание мышц;
- упражнения в равновесии;
- рефлекторные;
- на координацию движений.
Дыхательные упражнения широко применяют как в общей, так и в лечебной физкультуре.
Динамическими дыхательными упражнениями называют такие, во время которых дыхание осуществляется с учас¬тием вспомогательных дыхательных мышц, при движении конечностей и туловища. При этом очень важно правильно сочетать физические упражнения с дыханием. Вдоху должно соответствовать поднятие и разведение рук, выпрямление туловища, отведение ноги назад (момент меньшего усилия в упражнении). Выдоху должно соответствовать сгибание туловища, сведение и опускание рук (момент наибольшего усилия в данном упражнении).
Статическими дыхательными упражнениями называют упражнения в углубленном, ритмичном дыхании, осуществ¬ляемом без движения рук, ног или туловища (полное, грудное и диафрагмальное дыхание).
Положительное воздействие дыхательных упражнений определяется следующими эффектами:
- воздух, проходящий через носовые пазухи (дышать следует только через нос), рефлекторно воздействует на многие системы и органы;
- интенсивный воздушный поток, проходящий через носоглотку, имеет закаливающий эффект;
- экскурсия диафрагмы (при глубоком «брюшном» дыхании) способствует массажу органов брюшной полости;
- дыхание с резким, энергичным выдохом – активизирует психику;
- дыхание с медленным, плавным выдохом действует успокаивающе, расслабляюще;
- ритмичное глубокое дыхание уравновешивает психические процессы.
Корригирующими называются упражнения, в которых движения конечностей и туловища или отдельных сегментов тела рассчитаны на исправление различных деформаций (шеи, грудной клетки, позвоночника, стоп и др.).
Воздействие корригирующих упражнений на вегетативные функции определяется суммарным влиянием растягивания и дозированного силового напряжения, а на функции отдельных органов — биомеханическими условиями.
Упражнения на расслабление мышц могут иметь как общий, так и местный характер. При их проведении предусматривается сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Для лучшего расслабления мышц конечностям и туловищу ребенка должно быть придано положение, при котором точки прикрепления напряженных мышц сближены. Расслабление мышц плечевого пояса и верхних конечностей можно осуществить, например, за счет легкого потряхивания руки в исходном положении сидя или стоя с небольшим наклоном туловища в сторону этой конечности. Общее расслабление лучше достигается в исходном положении лежа.
Упражнения на растягивание делают в форме движений с амплитудой, они обеспечивают подвижность суставов. Эти упражнения полезны также при понижении эластичности тканей и кожи.
Упражнения в равновесии характеризуются: а) перемещениями в различных плоскостях вестибулярного анализатора при движениях головы и туловища; б) изменениями в момент выполнения упражнений величины площади опоры; в) перемещением высоты общего центра тяжести тела по отношению к опоре (например, при переходе из исходного положения сидя в исходное положение стоя на носках с поднятыми вверх руками). Эти упражнения тренируют чувство равновесия, уменьшая выраженность вестибулярных расстройств.
При рефлекторных упражнениях напряжение одних мышечных групп тренирует другие мышечные группы. Например, физические упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса, будут рефлекторно усиливать мышцы тазового пояса и бедер.
Упражнения на координацию – это сложное сочетание движений и строго определенная последовательность их выполнения. Они используются для тренировки и восстановления нарушенных двигательных навыков.
5. Упражнения с использованием гимнастических предметов и снарядов выполняются:
- без предметов и снарядов;
- с предметами и снарядами (гимнастические палки, мячи, гантели, булавы и др.);
- на снарядах (скамейке, брусьях, фитболах, тренажерах).
6. Механизм энергообеспечения движения. Основным «топливом» для мышечного сокращения является химическое соединение, называемое АТФ (аденозинтрифосфорная кислота), однако ее запасы в организме относительно невелики. К счастью, существуют удивительно быстрые и разные механизмы ее восполнения. При этом даже интенсивные тренировки не увеличивают запасы АТФ, но зато существенно влияют на механизмы ее распада и восстановления.
Есть три источника восполнения запасов АТФ.
Креатиновый путь — самый быстрый, самый оперативный. Запасы АТФ восполняет за счет креатина, содержащегося в мышцах. Этот путь не требует кислорода и не дает побочных продуктов распада. Но хватает его на 30 секунд умеренной мышечной работы или на 6—8 секунд работы предельной.
Лактатный путь тоже не требует кислорода; расходуется гликоген мышц и печени, запасы которого несколько увеличиваются при тренировке. Лактатный путь обеспечивает от 20–30 секунд до 2–3 минут работы, а иногда его хватает и на значительно большее время. Это зависит от характера мышечной деятельности. Лактатный путь – неэкономный, он вызывает накопление молочной кислоты в организме и «закисляет» кровь – приводит к сдвигу рН в кислую сторону.
Этот путь является основным при выполнении силовых, скоростных и скоростно-силовых нагрузок, которые продолжаются в течение относительно короткого временного отрезка.
Аэробный путь ресинтеза АТФ можно сравнить с действием тяжелой артиллерии. Он начинает работать не сразу, а по мере поступления кислорода к мышцам. Возможности этого механизма зависят от системы дыхания и, особенно, от системы кровообращения. «Пищей» для его осуществления являются белки, жиры организма, многие ферменты, различные кислоты – то есть резервы поистине неисчерпаемы. Другим преимуществом аэробного механизма является почти полное отсутствие побочных продуктов распада.
Таким образом, все физические нагрузки можно подразделить на два вида:
- анаэробные – короткие мощные нагрузки (прыжки, бег на короткие дистанции, подъем тяжестей);
- аэробные – небольшой или средней интенсивности физические упражнения, выполняемые в течение довольно длительного временного отрезка, чаще всего так называемого циклического характера: бег, плавание, ходьба на лыжах.
На практике редко встречаются чисто анаэробные или аэробные нагрузки. Ведь человек, занимаясь физическими упражнениями, всегда может ускорить или усилить их выполнение, а может замедлить и проделать несколько дыхательных упражнений. Поэтому обычно о физической нагрузке можно сказать только, что она преимущественно анаэробная или преимущественно аэробная.
Надо сказать, что слово «аэробика» употребляется применительно к ритмической гимнастике под музыку не совсем правильно. Точно такой же «аэробикой» являются бег трусцой, оздоровительная ходьба, плавание...
7. По характеру движения физические упражнения классифицируются как ациклические (прыжки, метания, единоборства и пр.) и циклические (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.п.). В оздоровительной тренировке преимущество отдается циклическим аэробным упражнениям субмаксимальной и средней мощности; в большом спорте нагрузки чаще имеют анаэробный характер.
Спортивные и прикладные (спортивно-прикладные) упражнения включают ходьбу, бег, прыжки, лазанье и ползание, плавание, ходьбу на лыжах, катание на коньках, езду на велосипеде и многое другое. Наиболее широко в практике ЛФК используется ходьба. Ходьба является упражнением, которое:
- восстанавливает опороспособность и стереотип походки (при заболеваниях нервной системы и повреждениях опорно-двигательного аппарата);
- улучшает подвижность суставов и укрепляет мышцы нижних конечностей;
- стимулирует вегетативные функции;
- нормализует работу сердца, усиливает кровообращение и вентиляцию легких;
- восстанавливает адаптацию к нагрузкам различной интенсивности;
- развивает выносливость.
Ходьба является наиболее доступным видом циклических упражнений. Она может быть рекомендована детям всех возрастов, имеющим различные физическую подготовленность и состояние здоровья.
Оздоровительной ходьбе целесообразно уделять ежедневно 30–45 минут.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
ОБЩЕЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
К основным формам физического воспитания в образовательных учреждениях относятся:
- урок физической культуры;
- физкультурно-оздоровительное занятие;
- физкультурно-спортивные занятия;
- спортивная тренировка.
Уроки и занятия проводятся учителем физической культуры. При формировании учебных групп учитываются медицинские группы по физической культуре.
Основной формой ЛФК, которая может применяться в образовательном учреждении, является занятие лечебной гимнастикой. При этом подбор детей в группы следует производить, ориентируясь на их основные заболевания и функциональное состояние организма.
Проводить занятие лечебной гимнастикой может врач ЛФК, инструктор ЛФК или специально подготовленный учитель физкультуры.
ДОЗИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
Решающим условием обеспечения оптимального оздоровительного и лечебного эффекта при использовании средств общей и лечебной физической культуры является соответствие величины нагрузок функциональным возможностям организма.
Дозирование физических нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Линейная зависимость между мощностью нагрузки и сдвигами, возникающими под ее влиянием в различных системах организма, является основой использования ЧСС для оценки интенсивности физической нагрузки в практике общей и лечебной физической культуры.
При этом используются следующие относительные пульсовые показатели:
1.ЧСС макс. – это максимальная частота сердечных сокращений, которая не должна быть превышена в ходе занятия.
ЧСС макс. = 190 – возраст (для больных)
ЧСС макс. = 220 – возраст
(для спортсменов и здоровых лиц до 30 лет)
2. ЧСС тренировочная – средняя частота тренировочного пульса. В оздоровительной тренировке она обычно составляет 65–80% от ЧСС макс.
3. Резерв пульса (РП) – показатель, наиболее часто используемый в ЛФК с целью определения величины физической нагрузки для больных людей. Он рассчитывается по формуле:
РП = 190 – возраст – пульс покоя.
Величина физической нагрузки рассчитывается в процентах от резервного пульса и зависит от периода заболевания (в остром периоде – 10–30%; в подостром периоде – 50–60%; в периоде восстановления – 70–80%).
Таким образом, средняя частота сердечных сокращений в процедуре лечебной гимнастики составляет:
ЧССсред. = ЧССпокоя + Х% от РП.
Дозирование физических нагрузок по субъективным ощущениям.
Одним из показателей адекватности нагрузки является «разговорный темп», т.е. возможность во время занятия легко вести беседу. Если занимающийся начинает задыхаться и отвечает на вопросы односложными словами, то интенсивность нагрузки выше оптимальной. Педагог также должен наблюдать за наличием у занимающихся внешних признаков утомления, о которых будет более подробно сказано в следующей лекции.
СУММАРНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА
Суммарная физическая нагрузка при выполнении всех упражнений и подвижных игр во время проведения занятий или других форм общей и лечебной физкультуры по своей интенсивности делится на три степени: малую, среднюю и большую.
Малая нагрузка достигается использованием в занятиях хорошо знакомых ребенку и освоенных элементарных движений за счет малых и средних мышечных групп. Число повторений не более 3–4, темп выполнения упражнений – медленный или средний. Статическая нагрузка сводится к минимуму, исходные положения – с большой площадью опоры, облегчающие движения. Исключаются упражнения с отягощением и сопротивлением. Нагрузка уменьшается также за счет увеличения пауз между упражнениями, включения упражнений на расслабление и дыхательных упражнений. Нагрузки малой интенсивности используются при наличии признаков недостаточности отдельных функций. Малому объему нагрузки соответствует учащение пульса на ее пике не выше 120 ударов в минуту. Продолжительность восстановительного периода составляет 5–7 мин. На фоне малых нагрузок решаются задачи компенсации функции, восстановления трофики поврежденных тканей и органов.
Для достижения нагрузки средней интенсивности применяются физические упражнения для всех мышечных групп с количеством повторений до 8–10. Увеличивается амплитуда движений, применяются приемы отягощения и сопротивления. Темп – средний и быстрый, паузы уменьшаются, плотность занятий увеличивается. Используются все исходные положения, в том числе и с уменьшенной площадью опоры, увеличивающей статическую нагрузку. Большую роль для поддержания нагрузки средней интенсивности играют упражнения циклического характера – ходьба, бег; у детей раннего и дошкольного возраста – лазание. С помощью нагрузок средней интенсивности решаются задачи восстановления нарушенной адаптации отдельных систем и организма в целом к физической нагрузке бытового характера, школьным занятиям, а также нормализация пораженных функциональных систем. Средним нагрузкам соответствует учащение пульса в пределах 130–150 ударов в минуту.
Значительные (субмаксимальные и максимальные) нагрузки достигаются за счет использования преимущественно упражнений для крупных мышечных групп, со значительной амплитудой, в среднем и быстром темпе, с отягощением, упражнений циклического характера – быстрая ходьба, бег, прыжки. Нагрузкам большой интенсивности соответствует значительное учащение пульса: субмаксимальным – до 170, максимальным – выше 170 ударов в минуту. Субмаксимальные нагрузки значительно повышают функциональные возможности практически здорового организма. Максимальные нагрузки в лечебной физкультуре практически не используются.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ СУММАРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
1. Выбор исходных положений. При занятиях физической культурой и во время процедур лечебной гимнастики могут быть использованы следующие исходные положения:
- лежа (на спине, на животе, на боку, с приподнятой головой или ногами, лежа на кровати и др.);
- стоя (на обеих ногах, на одной ноге, ноги на ширине плеч, стоя на гимнастической скамейке, стоя, держась за стул, стоя на коленях, стоя на четвереньках, стоя на костылях и т.д.);
- сидя (на полу, на стуле, с вытянутыми ногами и т.д.).
Большая площадь опоры, удобство общего положения, движение конечности в горизонтальной плоскости – все это облегчает выполнение движений. Уменьшение площади опоры, повышение центра тяжести, подвижная опора, наклонная опора, движение конечности в вертикальной плоскости усложняют выполнение движений.
2. Подбор упражнений по анатомическому признаку. При этом учитывают количество и величину мышечных групп (мелкие, средние, крупные), которые участвуют в выполнении движения (количественный фактор нагрузки). Это позволяет осуществлять принцип постепенности в усилении физической нагрузки. Включение упражнений для мелких мышечных групп уменьшает нагрузку, упражнения для крупных мышц – увеличивают.
3. Принцип рассеянной физической нагрузки. При проведении лечебной гимнастики необходимо, чтобы общая нагрузка не концентрировалась на отдельных мышечных группах, a равномерно распределялась по всей скелетной мускулатуре. Последовательное распределение нагрузки на отдельные мышечные группы снижает ее общую величину.
4. Повторяемость упражнений, количество повторений, несомненно, отражается на величине нагрузки. Каждое упражнение общеукрепляющего типа повторяется 5–6 раз. При выполнении сложных в координационном отношении упражнений число повторений уменьшается. Дыхательные упражнения повторяются 3–4 раза.
5. Темп движений. Он может быть медленным, средним, быстрым и определяется общим состоянием организма. Темп движений ускоряется на фоне улучшения общего состояния. Кроме того, темп зависит и от величины мышечных групп, участвующих в упражнении; от характера упражнения. Упражнения для мелких мышечных групп выполняются в более быстром темпе, сложные в координационном отношении упражнения – в замедленном.
При выполнении динамических упражнений – чем выше темп, тем больше нагрузка.
6. Ритм движений, чередование сокращения и расслабления мышечных групп. Ритмическое сокращение и последующее расслабление увязаны с течением химических процессов в работающей мышце: сократительная фаза – анаэробная – расщепительные процессы; фаза расслабления мышцы – аэробная – восстановительные процессы. Чередование сокращения и расслабления мышечных групп, активируя крово- и лимфообращение, способствует сохранению расхода энергии, уменьшает общую нагрузку.
7. Амплитуда движений. Упражнения, совершаемые с большей амплитудой движения, несомненно, создают и большую нагрузку при выполнении динамических упражнений. При выполнении статических упражнений повышение амплитуды, напротив, снижает нагрузку.
8. Точность выполнения движений. Физические упражнения только тогда дают положительный результат, когда они правильно выполняются. При этом учитываются не только ритм, темп, амплитуда движений, усилие, но и правильное сочетание движений с дыханием. Максимально точное выполнение упражнений вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем, при выработке автоматизма – уменьшает.
9. Простота и сложность движений. Простота и сложность движений, характеризующихся как меньшим или большим охватом мышечной системы, так и координационным навыком, усиливают или ослабляют нагрузку. Необходимо постепенно усложнять упражнения в процедурах лечебной гимнастики.
10. Степень усилия в выполнении движений. Степень усилия и напряжения являются факторами, усложняющими движение и активирующими реактивный ответ организма. Благодаря этому, изменяя степень усилия в выполняемых упражнениях (от большого напряжения к полному расслаблению), можно изменять нагрузку на занятиях в сторону увеличения или уменьшения.
11. Эмоциональный фактор. Интересное, живое и разнообразное использование физических упражнений вызывает у человека положительные, радостные эмоции, субъективно облегчая восприятие нагрузки.
12. Использование дыхательных упражнений. Чем больше дыхательных упражнений включается в занятие, тем меньше величина суммарной физической нагрузки.
Таким образом, все приведенные методические элементы позволяют варьировать нагрузку на занятиях как в сторону ее увеличения, так и уменьшения, с целью создания оптимального двигательного режима.
В зависимости от состояния здоровья обучающимся могут быть предложены следующие двигательные режимы:
- щадящий – для детей, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья (специальная Б группа по физической культуре). При этом режиме предпочтение отдается нагрузкам малой интенсивности;
- щадяще-тренирующий и оздоровительный – для практически здоровых детей (подготовительная группа) и обучающихся с хроническими заболеваниями, но сохраненными функциональными возможностям (специальная А группа по физической культуре). При этом режиме в основном используются нагрузки средней интенсивности;
- тренирующий – для здоровых (основная медицинская группа) и практически здоровых (подготовительная группа) детей при хорошем уровне их физической подготовленности. Этот режим позволяет использовать нагрузки субмаксимальной интенсивности.
Таким образом, основная направленность физической культуры – общее оздоровление организма, а лечебной физкультуры – коррекция проявлений уже развившихся заболеваний. Знание методических особенностей общей и лечебной физической культуры позволяет учителю грамотно выстраивать процесс физического воспитания обучающихся с учетом состояния их здоровья.
Список литературы
- Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте /Под ред. С.М. Иванова. – М.: Медицина, 1983. – 400 с.
- Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. – Р/Д.: Феникс, 2002. – 384 с.
- Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. – М.: Владос–ПРЕСС, 2002. – 608 с.
- Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М. Фонарева. – Л.: Медицина, 1983. – 360 с.
ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 2
- Дайте характеристику физиологического воздействия основных средств физической культуры на организм ребенка.
- Приведите классификацию физических упражнений. Какие из них чаще используются в общей, а какие в лечебной физической культуре?
- Дайте характеристику гимнастических общеразвивающих упражнений в зависимости от механизма энергообеспечения двигательного акта.
- Рассчитайте ЧСС максимальную, резерв пульса и ЧСС среднюю для проведения занятия с детьми 9-го класса, относящихся к специальной А медицинской группе по физической культуре.
- Какие методические приемы можно использовать для снижения суммарной физической нагрузки на уроке физической культуры в специальной А медицинской группе?
|
|