Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2006

Взгляд физиолога

Польза ограничений доказана

Как долго ребенку 6 лет можно работать на компьютере?

Известно, что нерегламентированная длительная работа, какой бы легкой она ни была, рано или поздно приводит к утомлению или даже к переутомлению человека. При систематическом же переутомлении могут возникнуть различные поломки в организме, нарушения здоровья. Поэтому любой вид деятельности должен нормироваться

С максимальным вниманием следует отнестись к нормированию занятий дошкольников. Они особенно чувствительны к различного рода нагрузкам, так как в этом возрасте интенсивное развитие и созревание физиологических систем отличается неустойчивостью функционирования.

Нормировать длительность общения ребенка с компьютером – насущная необходимость. Она еще больше возрастает, если учесть специфику требований, предъявляемых к организму человека при работе на ПК (значительное умственное и зрительное напряжение; работа зрительного анализатора в условиях светящегося и незаметно пульсирующего экрана, рассматривание мелких деталей; необходимость выработки точных зрительно-двигательных координаций и т.д.). Следует также иметь в виду и недостаточную изученность влияния общения с компьютером на детский организм.

Наше предварительное наблюдение за здоровыми детьми 6 лет показало, что работа на компьютере (IВМ-РС) в течение 30 минут является для них слишком утомительной. В состоянии утомления и выраженного утомления находились 53% детей. Из них выраженное утомление отмечалось в 13% случаев.

Оптимальной продолжительностью общения ребенка с ПК можно считать такую, которая не вызывает негативного влияния на организм дошкольника.

Мы исследовали два варианта длительности занятий – 15 и 20 минут. Такой выбор был обусловлен результатами наблюдений за детьми при их 30-минутной работе за компьютером: признаки утомления (двигательное беспокойство, чрезмерное возбуждение, случаи отвлечения от работы, а у некоторых и отказ от работы) начинали появляться у детей с 14-й минуты работы на ПК. Число таких случаев резко возрастало после 20-й минуты занятий.

Под нашим наблюдением было 40 здоровых детей 6 лет, имеющих положительную мотивацию к занятиям, со стажем работы на компьютере 1 год. Каждый ребенок участвовал в обеих сериях исследования, проводимых в дни оптимума работоспособности (вторник и среда), что немаловажно. До и после занятий у детей определялось функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) методом хронорефлексометрии (зрительно-моторная реакция) и зрительного анализатора – методом бинокулярной глазной эргометрии, что позволяло судить о функциональном состоянии системы аккомодации глаза ребенка.

Проводился также сплошной хронометраж работы детей: фиксировались время работы с экраном и клавиатурой, отвлечения, изменения позы, особенности поведения. Результаты исследования давали картину общего и зрительного утомления, развивавшегося в процессе работы на ПК, или его отсутствия. Проанализировано от 120 до 300 измерений по разным показателям, поэтому результаты можно считать надежными и заслуживающими внимания. Вот они.

Даже по среднеарифметическим данным были выявлены различия между двумя сериями исследования, Так, если после15 минут работы большинство показателей не изменялось, то после увеличения длительности общения с компьютером до 20 минут многие из них приобретали неблагоприятную направленность.

Более существенные и достоверные различия были выявлены при индивидуальном анализе результатов. Так, после 20-минутного занятия зрительное утомление (достоверное ухудшение показателей функционального состояния аккомодационной системы глаза) отмечалось в 25% случаев, в то время как после 15-минутного – лишь в 7%. Общее утомление (по комплексной оценке функционального состояния ЦНС) выявлено после 20-минутного занятия в 26,7% случаев, а после 15-минутного – в 6,7%, выраженное утомление отмечалось соответственно в 10,0% и 0% случаев.

Следует подчеркнуть, что часть детей с признаками зрительного утомления была отнесена к генетическим миопам, т.к. родители их были близорукими. У этих дошкольников напряжение функционирования зрительного аппарата отмечалось даже после 15 минут работы на компьютере.

Функциональные возможности центральной нервной и зрительной систем детей 6-летнего возраста ограниченны и позволяют им без утомления, без ущерба для здоровья справляться с работой на компьютере лишь в течение 15 минут. Особенно неблагоприятные изменения выявлены в группе детей, имеющих слабую силу цилиарной мышцы, т.е. склонных к миопии (близорукости).

Становится ясным, что здоровым детям 6 лет непрерывно работать за компьютером следует разрешать не более 15 минут. Детям, отнесенным к группе риска по состоянию зрения (оба родителя близорукие), эту длительность целесообразно немного сократить. На протесты детей и их уверения в том, что они не устали, обращать внимание не надо, т.к. нами было доказано, что субъективные оценки и объективные результаты исследования функционального состояния организма при работе на ПК чаще всего не совпадают даже у взрослых и школьников старшего возраста.

Указанную допустимую норму непрерывной длительности работы ребенка на компьютере мы определили в конкретных условиях, а именно – при выполнении детьми заданий с помощью развивающих компьютерных программ. Это следует учитывать, т.к. характер работы имеет немаловажное значение.

Развивающие компьютерные программы, которыми мы пользовались, были разработаны учеными-педагогами, психологами, гигиенистами, программистами с учетом возрастных функциональных возможностей детей, в частности, с учетом особенностей зрительного восприятия (изображение подается в виде цветных картинок крупного и среднего размеров; исключены слишком мелкие детали, подлежащие анализу; ограничено применение черного цвета, красный используется лишь как сигнал ошибки и т.д.).

В отличие от многих широко распространенных программ – игр с жестким режимом взаимодействия, навязанным быстрым темпом реагирования, эти программы позволяют ребенку действовать инициативно, самостоятельно, но решать поставленную перед ним задачу в своем, индивидуальном темпе.

Что бы получилось, если бы мы взяли для нашего исследования компьютерные программы другого типа, неизвестно.

Подозреваем, что у читателей закономерно возникнет ряд вопросов. Например, такие:

  • Как часто ребенку можно общаться с компьютером в течение недели?
  • Что произойдет с дошкольником, если он будет работать на ПК 15 минут, но несколько раз в день, допустимо ли это?
  • Как быть с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, какие рекомендации существуют для них?
  • Какая норма длительности общения с компьютером рекомендуется для детей более младшего возраста, например, пятилетних?

Попробуем ответить на эти вопросы в следующих наших публикациях.

 

Людмила Леонова