Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2006

Документы

Чтобы подружиться с физкультурой

Гигиенические рекомендации по организации
физического воспитания в начальной школе

Из всех школьных дисциплин, пожалуй, только уроки физкультуры способны поддерживать, а при хорошей организации и повышать уровень здоровья ребят. Они ослабляют негативное влияние интенсивной интеллектуальной и статической нагрузки, способствуют поддержанию работоспособности, необходимой для освоения школьных программ на протяжении учебного дня, недели.

Специальные биоритмологические исследования показали, что для учебы без признаков выраженного утомления школьники 10–11 лет должны выполнять в часы учебных занятий 5 тысяч шагов (это примерно 2,5 км). Согласно совместному приказу Министерства образования, Министерства здравоохранения, Госкомспорта и РАО от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 на всех ступенях школьного образования в течение недели должно проводиться не менее 3 уроков физкультуры. Опыт увеличения объемов физкультурных занятий до 3–5 часов в неделю демонстрирует снижение острой заболеваемости в 3–4 раза, увеличение уровня физической подготовленности учащихся. К сожалению, это требование в силу целого ряда причин выполняется лишь в немногих школах.

Учащимся 1-х классов особенно тяжело дается длительная статическая и интеллектуальная нагрузка. Согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», дефицит двигательной активности в течение учебного дня призвана компенсировать динамическая пауза в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 мин.

Физическое воспитание детей представляет систему из четырех видов обучения: основного, дополнительного, факультативного и самостоятельного. Первые три вида обучения осуществляются по единым государственным программам в режиме 2–3 уроков физкультуры в неделю. Функции физического воспитания в начальной школе следующие:

  • обеспечение определенной физической подготовленности детей в процессе их роста и развития;
  • корригирование функциональных расстройств здоровья у нуждающихся в этом школьников;
  • поддерживание необходимого уровня умственной работоспособности в процессе занятий;
  • воспитание у детей отношения к физкультуре как приоритетному условию сохранения здоровья в течение жизни.

Содержание уроков физкультуры в начальной школе определяется программой для учащихся 1–4-х классов, адаптированной к разным уровням здоровья детей. Необходимый перечень оборудования и инвентаря для проведения занятий по физической культуре представлен в приложении 1.

Приложение 1

Перечень учебного спортивного оборудования по физической культуре
в начальной общеобразовательной школе

По результатам ежегодного медицинского осмотра школьников распределяют по трем медицинским группам: основная, подготовительная и специальная. Для детей каждой из выделенных групп установлены обязательные и дополнительные виды физкультурных занятий (cм. табл.1).

Таблица 1

Организация занятий физической культурой и спортом для школьников,
отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам

Дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижаются. Для детей подготовительной группы, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (наиболее распространены нарушения осанки), целесообразно включать в физкультурные занятия специальные корригирующие упражнения (см. приложение 2).

Приложение 2

Специальные медицинские группы для занятия физической культурой комплектуются по заключению врача (руководителя выездной бригады врачей, осуществляющей медицинский осмотр школьников). Ее состав оформляется приказом директора школы. Минимальное число учащихся в группе – 10 человек. Наиболее целесообразно комплектовать такие группы по классам, а если число учащихся недостаточно, то объединять учеников 1–4-х классов. Занятия с детьми специальной медицинской группы имеют свои особенности. Эти занятия организуются непосредственно в школе, планируются в расписании и проводятся до и после уроков из расчета два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут.

Дети, отсутствовавшие в школе по причине болезни, приступив к занятиям по общеобразовательным предметам, временно освобождаются от уроков по физической культуре на сроки, указанные в табл. 2.

Таблица 2

Примерные сроки начала занятий физической культурой
после перенесенных заболеваний

Чтобы уроки физкультуры обеспечивали адекватную возрасту физическую подготовленность учащихся, необходима их правильная организация. Это значит, что урок физкультуры следует поделить на три части: вводную (5–10 минут), основную (25–30 минут) и заключительную (3–5 минут). Такое построение уроков физкультуры обеспечивает постепенный переход школьников к повышенной мышечной деятельности (вторая половина основной части) и столь же постепенное уменьшение нагрузки к концу занятий (заключительная часть).

Главным компонентом структуры урока физкультуры является основная часть. Ее содержание должно включать комплекс разнообразных по качеству нагрузок: общеразвивающие упражнения, обучение основным движениям, подвижную игру.

Практика показывает, что очень часто из структуры уроков физкультуры преподаватели по собственному усмотрению исключают то одно, то другое звено. Одни предпочитают проводить только подвижные игры, не отводя время на общеразвивающие упражнения. Другие исключают обучение новым движениям, что ограничивает возможность спортивного совершенствования детей и т. п. Но, как правило, все преподаватели освобождают себя от необходимости проводить заключительную часть урока. В результате этого разгоряченные, возбужденные, двигательно расторможенные физкультурой дети становятся фактически неработоспособными на последующих уроках.

Для того чтобы оценить правильность построения уроков физкультуры, предлагается проследить за динамикой пульса школьников во время урока. Частоту пульса у выборочной группы учащихся регистрируют за 10-секундные отрезки до занятий, после вводной части (на 10-й минуте урока), в конце основной части (на 30-й минуте), во время подвижной игры (на 40-й минуте) и в заключительной части (на 43–45-й минуте урока).

При правильном построении урока физкультуры частота пульса увеличивается. Во время вводной части превышает исходное значение на 15–20%, во время основной – на 50–60%, во время подвижной игры – на 70–90%. В течение заключительной части пульс снижается до частоты, которая на 5–10% превышает исходное значение. На основе полученных данных строят кривую физической нагрузки учащихся. Такая кривая должна иметь две вершины: первая будет результатом постепенного подъема пульса от вводной до первой трети основной части (в интервале 15–20-я минута урока), вторая совпадает с окончанием подвижной игры (40–43-я минута урока).

Посещение уроков физкультуры учащимися также следует делать под контролем: узнавать причины непосещения, проводить с детьми разъяснительную работу о важности физической культуры в жизни каждого человека. Выполнять две главные функции: способствовать повышению физической подготовленности детей с учетом состояния их здоровья, а также в определенной степени корригировать нарушения здоровья у нуждающихся в этом школьников – такова задача изложенной выше системы работы по физическому воспитанию младших школьников.

Чтобы уроки физкультуры поддерживали необходимый уровень умственной работоспособности учащихся в течение дня, не рекомендуется сдваивать занятия, а также ставить их последними в расписании. Проведение уроков физкультуры в середине учебного дня служит своеобразной паузой в интеллектуальной работе школьников: нагрузка преимущественно на нервные клетки двигательного анализатора быстро снимает утомление с тех клеток центральной нервной системы, которые выполняли интеллектуальную работу. В недельном расписании уроки физкультуры предпочтительнее включать в дни, когда начинает снижаться умственная работоспособность школьников (среда, четверг). Оздоровительный эффект уроков физкультуры намного выше, если они организуются на открытом воздухе.

Отлично, если успехи физического воспитания проверяются на спортивных соревнованиях, днях здоровья и прочих общешкольных спортивных мероприятиях. Как показали исследования, в каникулярное время характер деятельности наших школьников также носит преимущественно статический характер, мало чем отличающийся от учебных дней: значительная часть детей проводит свой досуг у экранов телевизора или компьютера. Следовательно, оздоровительно-спортивная работа с младшими школьниками должна продолжаться и в каникулярное время.

 

Марина Степанова ,
доктор медицинских наук, НИИ гигиены детей и подростков РАМН