Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2006

Технология

Включите музыку!

Музыка может быть средством успокоения и лечения. Она помогает справиться с усталостью. Задает ритм перед началом работы и настраивает на отдых во время перерыва

Усвоение ритма

Ученые установили, что на организм человека действуют только известные ему классические и народные мелодии. Поэтому, используя музыку в качестве вспомогательного лечебного средства, нужно учитывать вкусы отдельных людей.

Большинство музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике, которая, конечно же, не осознавалась гениями искусства в момент творения. В частности, речь идет о количестве и соотношении длинных и коротких поворотов. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся музыкальную структуру, в основе которой лежат механизмы опережающего отражения, то есть каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне. Совпадение ожидаемого с реальным развитием музыкальной фразы и создает то прекрасное чувство удовлетворения, которое мы называем эстетическим восприятием. Музыкальное произведение, полностью состоящее из неожиданностей (какофония), как и бесконечно тянущаяся нота, не только не вызывают эстетических ощущений, но и могут привести к психологическому дискомфорту.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а вместе с ней и мускулатура, обладают способностью «усвоения ритма». Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Механизм воздействия музыки на человека в процессе труда исследовал А.А. Ухтомский. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно повысить ритмические процессы организма, достигнуть экономичности энергетических затрат.

Например, ритмы маршей, сопровождающих отряды войск в длительных походах, обычно чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Поэтому под них можно идти долго, не испытывая сильной усталости. А марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Их темп ускоряют до 72 тактов в минуту, что несколько превышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, поэтому марши с ритмом 2/4, 4/4 оказывают бодрящее, мобилизующее действие.

С учетом психологии

Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. В качестве основы музыка использует первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), а также развившиеся на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает большую выразительность музыки.

Среди музыкальных инструментов есть лидеры по воздействию на человека. Наибольшее влияние оказывает органная музыка.

При отборе музыкальных произведений надо также учитывать, что мелодичные вещи, особенно те, которые обладают четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет четко выдержанного ритма, то есть оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики могут только люди, получившие определенную музыкальную подготовку. В противном случае ответная реакция на прослушивание такой музыки появляется не сразу, а примерно через 1–4 минуты после начала прослушивания.

Наиболее сильная эмоциональная реакция на музыкальные произведения возникает у людей со средней музыкальной культурой. Они достаточно подготовлены, чтобы воспринять сложное музыкальное произведение, и в то же время часть нюансов звучания, отдельные технические приемы исполнения скрыты от них, не отвлекают их внимания, к тому же у таких людей отсутствует критичность, характерная для знатоков и специалистов.

При подборе музыкальных произведений надо учитывать психологические свойства лиц, подвергающихся воздействию музыки. Одно исследование показало, что в спокойной ситуации реакция людей с сильной и слабой нервной системой на приятную и неприятную музыку одинакова: приятная помогает в работе, а неприятная мешает.

В напряженной ситуации влияние приятной и неприятной музыки на людей с сильной и слабой нервной системой противоположно. Приятная помогает в работе сильных, причем в той же степени, что и в спокойной ситуации. А у слабых приятная музыка усиливает нервно-психическое напряжение – и, значит, их работе мешает. Но это ухудшение происходит не сразу, а лишь спустя 13–15 минут. А неприятная музыка в напряженной ситуации плохо влияет на сильных, а слабые не обращают на нее внимания, как бы отключаются.

Это надо учитывать, если вы хотите оказывать музыкальное воздействие на учащихся. В спокойной обстановке прослушивание музыки надо ограничить 20–30 минутами (перерыв, окончание деятельности), а в условиях напряженной работы – 10–15 минутами.

На переменах, до и после уроков

Школьное утро характеризуется пониженной работоспособностью, поэтому хорошо бы уже в вестибюле встречать учащихся музыкальной программой, стимулирующей нервно-моторные центры организма, настраивать детей на познавательные процессы, а их организм – на рабочий ритм.

До уроков музыка может быть темповой, громкой. На перемене лучше транслировать спокойную, менее громкую музыку. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, музыка должна быть бодрящей, темповой. Во время перемен, в вечернюю смену музыкальное звучание должно быть бодрым, веселым. Такая музыка предупреждает развитие утомления и помогает эффективной учебе.

В начале недели (в понедельник, вторник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед выходными. Но в целом она должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в помещении на 3–4 децибела.

И.А. Гольдцварг разработал типовую, применимую в любом учреждении программу.

Первая музыкальная заставка длится 20–30 минут и призвана помочь детям быстрее включиться в рабочий ритм. Она состоит из бодрых, жизнерадостных песен, маршей. О начале уроков может предупреждать какой-нибудь постоянный сигнал. В худшем случае – традиционный звонок. (Его лучше заменить колокольчиком.)

Музыка, звучащая на большой перемене, должна подбираться с учетом вкусов и просьб слушателей и может быть составлена по заявкам учащихся.

Последняя музыкальная заставка начинается сигналом о конце заключительного урока. А далее провожает учащихся бодрой, веселой музыкой. После 10–15 минут провожающей музыки начинаются мелодии второй части, предназначенные для врабатываемости учащихся следующей смены. Составление музыкальных программ, их жанровая и структурная компоновка, подбор тональности и уровня громкости звучания требуют большой ответственности.

6% опрошенных относятся к функциональной музыке негативно – это лица старше 40 лет. У пожилых верхняя граница слуха снижается, они могут не слышать звуковые колебания от 10 000 герц и выше.

Подростки и юноши живее реагируют на музыкальные передачи. Музыка во время учебы, труда и отдыха способна возбудить и успокоить, взбодрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна расположить к покою или движению, вызвать легкость или тяжесть, создать то или иное настроение.

Музыка, сопровождаемая текстом, может отвлечь, рассеять внимание, поэтому предпочтительнее песни на незнакомом языке. Они воспринимаются так же, как и инструментальная музыка.

В лечебных целях

Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения тела делает ее незаменимым компонентом всех видов лечебной физкультуры.

Для этих же целей можно использовать танец, который тренирует не только мышечную, но и сердечно-сосудистую и нервную систему. Наблюдения показывают, что танцевальная терапия вместо традиционной физкультуры значительно повышает психоэмоциональный тонус учащихся.

Музыку целесообразно включать в комнатах отдыха, во время проведения сеансов психологической разгрузки, аутотренинга и других психопрофилактических мероприятий. Музыкальное сопровождение занятий аутотренингом существенно повышает их эффективность. Слияние формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или наслоение друг на друга является обязательным условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать их, чтобы попасть в такт. В комнатах отдыха во время аутогенной тренировки (за исключением последней фазы – мобилизации) музыка должна звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не заглушая звучания текста.

Опыт показывает, что длительное и универсальное музыкальное воздействие без эффектов пресыщения оказывают лишь классические произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, И.С. Баха, Ф.Шопена, К.Глюка, Л.Бетховена…

Каждому типу музыкального произведения и темпу его исполнения соответствуют определенные, субъективные ассоциации или переживания. Во время психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в зависимости от эмоциональной окраски и формы художественного выражения могут ассоциироваться с грустью и обладают умиротворяющим воздействием. Но нежелательно использовать музыкальные произведения, вызывающие ощущения тоски и скорби.

Не стоит брать объемные произведения. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм. Иногда достаточно провести 8–10 сеансов, чтобы получить улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2–3 специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих сходную реакцию.

Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Если человека мучают меланхолия, тревога, страх, то первой для прослушивания ему предлагают грустную мелодию, которая звучит как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. Это может быть светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее комплекс, должно обладать наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы породить у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамичная музыка, рождающая уверенность в себе, мужество, твердость духа.

Для моделирования настроения посетителей комнаты психологической разгрузки рекомендуются следующие музыкальные произведения:

  • при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Э.Грига, «Полонез» М.К. Огинского;
  • при угнетенном меланхолическом настроении – «К радости» Л. ван Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта;
  • при выраженной раздражительности – «Хор пилигримов» Р.Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского;
  • при снижении сосредоточенности, внимания – «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Грезы» Р.Шумана.

    Расслабляющее воздействие оказывают: «Баркарола» П.И. Чайковского, «Пастораль» Ж.Бизе, Соната до мажор (часть 3) Ж.М. Леклера, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского, романс из кинофильма «Овод» Д.Д. Шостаковича, «Старинная песенка» Ж.Бизе, «История любви» Ф.Лея, «Вчера» Дж. Леннона, «Элегия» Г.Форе и др.

    Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью «Аделиты» Г.Перселла, «Шербурских зонтиков» М.Леграна и др.

    Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение (в конце учебной смены) и мобилизацию (перед занятиями) (табл. 1, 2).

    Музыкальное искусство не может существовать без слушателей. И если с потребителями популярной музыки не возникает проблем, то музыкантам академического, серьезного искусства приходится прилагать немало усилий для воспитания своей аудитории. Но в конце концов именно в недрах классической музыки содержатся наивысшие эстетические и этические ценности общества.

    Таблица 1

    Успокаивающий вариант тренировки

    Таблица 2

    Мобилизующий вариант тренировки

     

Н. Кондратюк