Гигиенические нормативы (в соответствии с СанПиНами)
продолжительности основных видов деятельности школьников
в сутки (в астрономических часах)
Комментарий специалиста
Нормативы реальны и действительно хороши только применительно к начальной школе.
(Хотя для первоклассников можно было бы предусмотреть и дневной сон. Многие дети приходят в школу из детского сада, где их приучили спать днем. Адаптация к школьной жизни, возросшие нагрузки, в том числе нервные и психические, ослабленность детей после перенесенных заболеваний – все это требует дополнительной заботы о нервной системе ребенка.)
В основной и старшей школе нормативы в полном объеме невыполнимы.
Действительно, если посчитать все время, отводимое на выполнение домашних заданий, на прогулки, внеклассные и внешкольные занятия, просмотр телепередач, то оно в 9–11-х классах составит 12 часов. Если к этому добавить время на обед и ужин, на личную гигиену (хотя бы по полчаса, чего явно недостаточно), то надо добавить как минимум еще 1,5 часа. Итого 13,5 часа – на внешкольную деятельность. Приплюсуем ночной сон (по норме 9–8,5 часа), все вместе это составит 22–22,5 часа. Приняв во внимание, что в сутках (этот «норматив» никто не силах изменить) 24 часа, мы получаем, что на школу, даже если ученик попадет туда сразу с постели, без зарядки, элементарного туалета и завтрака, отводится 1,5–2 часа. А если мы позволим ему умыться и позавтракать, а также отведем время на дорогу до школы, то на уроки в классе времени и вовсе не останется. Вместе с тем в «Школе здоровья» согласно расписанию дети находятся с 8.30 до 15–16 часов.
Конечно, можно исключить время на просмотр телепередач – его отведено, на наш взгляд, неоправданно много – санитарные нормы (из практики невропатологов) предписывают смотреть телевизор 15–20 минут в неделю (чтобы исключить перегрузки нервной системы и глаз). Можно внеклассные занятия в таком объеме планировать не на каждый день.
Практика показывает, что 4 часов на выполнение домашних заданий даже учащимся 8-х классов недостаточно. Задания по математике зачастую в 3–4 раза превышают по объему выполняемое в классе – и по алгебре, и по геометрии. В день по расписанию у детей в среднем 7 уроков. И почти все – с письменными заданиями. Даже такие «устные» предметы, как география, биология, литература, история предполагают написание домашних сочинений, рефератов, письменных ответов на вопросы… Домашние занятия иностранным языком также требуют не менее часа: выучить новые слова, перевести текст, выполнить упражнения (их бывает несколько); некоторые преподаватели задают заучить большие тексты наизусть. (Это, конечно, полезно, но кто посчитает, сколько времени требуется на такое заучивание?)
Однако само существование нормативов предполагает вдумчивое, серьезное отношение к режиму дня не только самих школьников и их родителей, но и педагогов, всех людей, работающих с детьми. Все предписания, все задания должны быть продуманны и реальны.
|