Память – это медная доска,
покрытая буквами, которые время
незаметно сглаживает,
если порой не возобновлять их резцом.
Джон Локк
Общее представление
о памяти
Память является важнейшей характеристикой психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Протекание любого, даже самого элементарного, действия, обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно было бы развитие человека. Это придает изучению механизмов памяти не только большой естественно-научный, но и глубокий философский смысл. Не случайно проблема памяти во все времена интересовала как ученых-естественников, врачей, психологов, так и философов.
Нарушения памяти характерны для многих психических расстройств. Любые достаточно заметные изменения памяти позволяют говорить о потере психического здоровья. Благодаря памяти человек и животные легко ориентируются в окружающей среде, адаптируются к ней и избегают действий, способных нанести вред своему здоровью.
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают, они оставляют след (энграмму), сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.
Память – это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его развития.
Учебная деятельность предъявляет все более высокие требования к памяти учащихся. В личностно ориентированном образовании педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и, конечно же, знать механизмы возможных нарушений и методы их коррекции. Память развивается в результате выполнения различных задач, а ее совершенствование у учащихся происходит по мере овладения методами запоминания и воспроизведения. Количественная сторона памяти во многом зависит от внимания.
Развитие внимания у детей происходит в процессе обучения и воспитания. Решающее значение имеет формирование интересов и приучение к систематическому труду. Важным средством воспитания произвольного внимания служит вся организация учебной деятельности школьника. Необходимо, чтобы ученик сознавал значение обучения и роль внимания в учебном процессе, чтобы у него возникал интерес не только к самой деятельности, но и к ее результатам. Правильная организация урока, предусматривающая вовлечение в учебный процесс всех учащихся, способствует воспитанию внимания. При этом надо помнить, что отвлечение внимания появляется на фоне утомления, возникающего от трудной или однообразной работы. Потому в ходе урока нужно менять виды деятельности, но делать это не слишком часто, так как частые смены могут привести к неустойчивости внимания. И обязательно следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и состояние их здоровья.
Формы и виды памяти
Элементарной памятью обладают предметы неживой природы. След времени на скалах – это своеобразная память, несущая информацию об их возрасте.
Чем же отличается память живой материи от памяти неживой материи? Главное отличие живого состоит в способности к активному, структурному воспроизведению информации, которое стало основой появления жизни, характеризующейся самовоспроизведением.
Именно при зарождении жизни на нашей планете появилась древнейшая память живого – генетическая память. Это память биологического вида, согласно которой воспроизводится вся структурно-функциональная организация его представителей, включая (для многих видов) их поведение. Чем большую долю поведения определяет генетическая память для данного вида животных, тем менее приспособлены они к быстрым изменениям условий внешней среды.
Древняя генетическая память составляет самую значительную часть памяти у любого организма, в том числе и высокоорганизованного. Поэтому выяснение механизмов генетической памяти и выявление ее материального носителя являются крупнейшим успехом в развитии представлений о памяти живых объектов в целом.
В 50-х годах было установлено, что носители генетической памяти – нуклеиновые кислоты. Эти вещества, особенно ДНК, имеют ряд свойств, которые обеспечивают стабильность хранения информации.
Генетическая информация может меняться в результате изменений повторяющихся генов.
Вторая форма памяти, которая развивалась в процессе эволюции и тесно связана с генетической, – иммунологическая память. Более ста лет назад Л.Пастер обосновал главный принцип вакцинации, создающей невосприимчивость к возбудителям заразных болезней. Сегодня мы хорошо знаем, что если человеку или животному вводятся убитые или ослабленные микробы, то в его крови появляются иммунные белки, способные в дальнейшем разрушать полноценные микроорганизмы данного вида. Эти иммунные белки получили название антител, а все вещества, против которых вырабатываются антитела (не обязательно микробного происхождения), стали называть антигенами.
Иммунологическая память использует механизмы генетической памяти и, являясь более поздним эволюционным приобретением, представляет собой как бы развитие этих механизмов в сторону их большей приспособленности к антигенному разнообразию внешней среды.
Наконец, третья форма памяти – нервная. Она обеспечивает индивидуальные формы приспособления к макроизменениям окружающей среды.
Поскольку внешние воздействия запоминают даже одноклеточные организмы, неудивительно, что функция памяти отчетливо представлена на уровне отдельных нервных клеток. Тем не менее нервная память – это свойство целого специализированного органа – ЦНС животных и человека. Специализация клеток, в том числе нервных, – позднее приобретение эволюции, поэтому нервная память появилась значительно позднее генетической. Учитывая, что во многих случаях природа использует более древние механизмы при формировании новых, нервная память, подобно иммунологической, по-видимому, базируется на механизме этой древней, первичной формы памяти.
Таким образом, в ходе эволюции живого развились три формы памяти: древнейшая – генетическая и более поздние – иммунологическая и нервная. Причем последняя оказалась наиболее сложной по своей природе и механизмам, поскольку она вобрала в себя все, что способствует выживанию вида, его адаптации. Крайняя сложность природы нервной памяти стала причиной того, что эта форма изучена слабо, хотя на ее исследование были потрачены огромные усилия. Исследованием нервной памяти занимались представители разных специальностей, изучавших деятельность мозга. Они фактически говорили на разных языках и не взаимодействовали между собой. Только в последнее время этот разрыв начал преодолеваться благодаря успехам биохимиков в расшифровке механизмов генетической памяти.
В нервной системе человека хранятся два вида информации. Один вид – информация, накопленная в процессе эволюции на протяжении многих тысячелетий. Она определяет анатомическую и психофизиологическую структуру организма и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Другой вид – индивидуальная информация, приобретаемая в течение жизни каждым человеком. В связи с этим существуют два вида памяти – память генетическая (видовая), передаваемая по наследству, и память индивидуальная, приобретаемая в процессе жизни. Выделен еще один вид памяти, промежуточный между генетической и индивидуальной памятью. Он называется запечатление (импринтинг). Эта форма памяти наблюдается только в самый ранний период развития, сразу после рождения. Запечатление – это одномоментное установление очень специфической связи с конкретным объектом внешней среды. Например, импринтинг можно наблюдать у новорожденных животных: они идут за любым впервые увиденным движущимся объектом, принимая его за собственную мать. Такие реакции сохраняются длительное время. Это рассматривается как специфическая форма научения и долговременного запоминания с одного предъявления. Запечатление отличается от обычного запоминания тем, что длительное неподкрепление не ослабляет реакции.
Впервые явление импринтинга описано этологом К.Лоренцем. Он водил на прогулку выводок утят, которые были импринтированы на его полосатые брюки. Птицы не соглашались отправляться к водоему, если экспериментатор был в другой одежде.
Обнаружен критический период времени, когда импринтинг проявляется максимально. Этот период различен для быстро и медленно развивающихся животных. У человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста. Этот вид памяти очень близок к наследственной по прочности, неповреждаемости следа и по неотвратимости своих проявлений.
По особенностям соотношения двух сигнальных систем в работе памяти выделяют образную и символическую (словесно-логическую) память. Исследования А.Р. Лурии, Х.Р. Тойбера и Р.Сперри позволили установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга со словесно-логическими способами запоминания (II сигнальная система), а в правом полушарии – с наглядно-образными (I сигнальная система). Образная память представляет собой запечатление и воспроизведение информации в форме зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, двигательных, эмоциональных образов и представлений.
В зависимости от степени преобладающего участия в работе памяти того или иного анализатора образная память разделяется на зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, моторную. В тесной связи с образной находится эмоциональная память.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она очень важна для людей любых профессий, особенно для художников, конструкторов, архитекторов, инженеров, врачей. Данный вид памяти предполагает развитую способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения зрительной информации. По некоторым данным, человек запоминает 20% того, что он слышит, но 50% того, что видит и слышит.
Слуховая память – это запоминание и воспроизведение акустических образов.
Тактильная память – память на ощущения, прикосновения, играет особую роль на ранних этапах развития ребенка.
Роль обонятельной и вкусовой памяти сводится в основном к удовлетворению биологических потребностей, а также потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
Моторная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение движения. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков и особенно развита у людей, связанных в своей деятельности со сложными формами движения (гимнастов, танцоров, спортсменов, хирургов и т.д.).
Эмоциональная память – это память на чувства, переживания. Она участвует в работе всех видов памяти и играет особую роль в человеческих отношениях. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человек хранит очень долго, часто – всю жизнь. Особенности этой памяти – в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Эмоциональная память воспроизводит чувственное состояние при повторении ситуации, при которой данное состояние возникло впервые. Этот вид памяти существует уже у 6-месячного ребенка. При запоминании подключение эмоциональной памяти обеспечивает лучшее усвоение материала, что следует использовать при обучении.
Символическая (словесно-логическая) память связана со словом, мыслью и логикой. Эта память формируется в процессе индивидуального развития вслед за образной, и если образная память ярче проявляется у детей и подростков, то символическая лучше развита у взрослых. Данный вид памяти представляет собой хранилище знаний, выраженных словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах. Человек с развитой словесно-логической памятью может быстро и точно запомнить и воспроизвести смысл событий, логику рассуждений и доказательств, оперировать формулами и символами. Такая память может преобладать у преподавателей, ученых, людей так называемого теоретического склада.
Память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду такое запоминание, которое происходит как бы автоматически, без каких-либо усилий со стороны человека и в отсутствие постановки специальной мнемонической задачи. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс усваивания требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно более слабое, чем произвольное, во многих случаях первое даже превосходит второе. Установлено, например, что лучше запоминается материал, который стал объектом внимания и сознания, то есть выступает в качестве цели деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также информация, с которой связана интересная и сложная умственная работа и которая имеет для человека большое значение.
В соответствии с различными приемами запоминания различают память механическую и смысловую.
Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления. Основной прием механического заучивания – многократное повторение. Цель механического запоминания состоит в абсолютно точном и неизменном воспроизведении заучиваемой информации. Хорошая механическая память присуща актерам, дикторам и людям некоторых других профессий.
Смысловая память – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эта память предполагает предварительную работу мышления: материал подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается суть изучаемого материала. Смысловая память более продуктивна, чем механическая, так как опирается на более многочисленные и многообразные связи. Заученное с помощью смысловой памяти сохраняется, как правило, на долгое время, тогда как механически заученное имеет тенденцию быстро забываться.
Механизмы памяти
Вопросы локализации памяти, ее механизмы и процессы всегда интересовали ученых. Исследованиями в этой области занимались физиологи, психологи, медики, биологи, генетики, кибернетики... Все они внесли и продолжают вносить свой вклад в расширение наших знаний о памяти. Но, несмотря на то что исследования ведутся уже более полувека, до сих пор нет точных ответов на многие вопросы. Сделаем краткий обзор существующих на данный момент гипотез и теорий памяти.
- Гипотеза существования «центра» памяти. Поиски возможной локализации «центра» памяти привели к предположению, что участки, ведающие функцией памяти, разбросаны по различным частям головного мозга – и удаление даже 15–20% мозгового вещества не приводит к утрате памяти. Более поздние исследования показали, что «центром памяти» у человека может быть гиппокамп, расположенный в подкорковой части височной области. Он, как оказалось, имеет непосредственное отношение к накоплению новой информации. В целом же ответственными за процесс закрепления следов памяти являются многие участки лимбической системы мозга.
- Психологические теории памяти. Наиболее ранняя теория, возникшая еще в XVII в., – ассоциативная теория памяти. Память представляется сторонникам этой теории как система кратковременных и долговременных в различной степени устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Запоминание, сохранение и воспроизведение отдельных элементов информации согласно ассоциативной теории происходит в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.
В конце XIX в. появилась еще одна теория памяти, которая получила название гештальт¬теории и стала рассматривать формирование памяти не как ассоциацию ее отдельных элементов, а как изначально целостную организацию – гештальт.
- Голографическая гипотеза. Ее сторонники считают, что любая поступающая информация всегда взаимодействует с накопленной ранее и как бы вливается во весь прошлый накопленный опыт. При этом происходит перестройка всей памяти. Этот процесс возникает одновременно во всех отделах головного мозга, и принимает в нем участие не только подкорка (ретикулярная формация), но и кора головного мозга.
- Синаптическая гипотеза утверждает, что сенсорная и кратковременная память обусловлены повторной циркуляцией сигналов по многочисленным нервным путям, составляющим замкнутые цепи, с постоянным возвращением к определенным участкам. Долговременная память связана с длительным изменением синаптических связей в результате повторной циркуляции импульсов, благодаря чему создается все более прочный след, лежащий в основе этой памяти.
- Биохимические гипотезы допускают возможность изменений на молекулярном уровне, возникающих под влиянием обучения и поступления новой информации. При этом происходящие изменения в ДНК и РНК приводят к образованию новых белков, ответственных за накопление информации. Различие в механизмах кратковременной и долговременной памяти заключается в том, что в процессе кратковременной памяти происходит циркуляция электрических потенциалов в результате возбуждения. При формировании долговременной памяти этот процесс сопровождается структурными изменениями РНК.
Эти гипотезы подтверждаются исследованиями, показавшими возможность стирания свеженакопленной информации введением рибонуклеазы, вызывающей разрушение РНК.
- В начале ХХ в. сформировалась смысловая теория памяти. Согласно этой теории основной момент для запоминания – смысловое содержание информации, наличие и возникновение новых смысловых связей.
Продолжение следует
|