Душа и тело взаимосвязаны
и неотделимы друг от друга.
Психический недуг оказывает влияние
на тело, а недуг телесный – на душу. Невозможно выхаживать тело,
не выхаживая одновременно душу.
Гендерсон
Сегодня все ученые единодушно отмечают, что знания даются детям ценой здоровья. Перед общеобразовательной и высшей школой встает задача сохранить здоровье школьников в рамках учебно-воспитательного процесса. Для решения ее придется сформировать новое мировоззрение, в первую очередь у учителей, а затем и у учащихся.
У медицинских работников есть принцип «No nocere!» («Не навреди!»), который должен стать основополагающим для всех педагогов, всех, кто работает с детьми и молодежью. Для этого необходимы новые здоровьесберегающие технологии, которые бы отвечали всем требованиям педагогики здоровья. Они должны:
- быть научно обоснованными и адекватными этапам развития и обучения учащихся;
- обеспечивать новое качество подготовки педагога, в основе которого лежит здоровьесберегающее образование;
- способствовать формированию, укреплению и развитию природных характеристик человека;
- быть интегративными, объединять все образовательные предметы и все виды воспитательной работы;
- быть личностно ориентированными технологиями, способными изменять и корректировать отношение учеников и учителей, студентов и преподавателей к здоровью;
- в их основе должен лежать деятельностно-технологический подход, который существенным образом меняет функции учителя и ученика в учебном процессе (ученик сам отвечает за качество знаний и умений, а режиссура лежит в структуре учебного и воспитательного процесса);
- развивать самостоятельную исследовательскую, поисковую деятельность учащихся, что способствовало бы их саморазвитию и самообразованию.
Сейчас появилась важная, но пока не достаточно проработанная идея: обучать детей не знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний («умению учиться без потери здоровья»). Разработать эту идею технологически – одна из самых важных проблем здоровьесберегающей педагогики. И на этом пути предстоит сделать немало педагогических изобретений.
Сегодня количество новых задач, связанных с сохранением здоровья детского и взрослого населения, возросло настолько, что появилась потребность в массовом обучении населения методам сохранения собственного здоровья и здоровья других.
В основе работы должны лежать следующие постулаты:
Здоровье – это ценность как для индивида, так и для общества, в котором он живет.
Духовная и нравственная культура человека – условие психического и социального здоровья.
Обучение, а не поучение; поддержка, а не наставление; уважение, а не подавление и унижение.
Способность к коммуникативному общению – это путь к развитию творческих способностей личности.
Чтобы помочь детям освоить здоровьесберегающие знания и повысить у них интерес к другим предметам (здоровье через школьные предметы), мы использовали элементы различных нетрадиционных педагогических технологий, различные методики и формы обучения. Эти технологии позволяют творчески работающим учителям внедрять «живые» формы обучения и воспитания, окрашивающие школьные будни в более яркие тона, радостные переживания. Оказалось, что учебные возможности детей часто выше, чем порой кажется их учителям, но ниже, чем хотелось бы многим родителям.
В отличие от традиционной методики, которая больше ориентирована на учителя, педагогические технологии по здоровому образу жизни предполагают учебно-воспитательную деятельность самого учащегося. Быстрое включение учащегося в учебно-познавательную деятельность, формирование устойчивого интереса к ней определяется мотивацией, т.е. внутренней потребностью личности, которая целиком зависит от способов организации этой познавательной деятельности, от того, насколько она окажется посильной и понятной для учащегося.
Применение различных технологий позволяет раскрыть ведущий сенсорный канал у учащихся, через который они получают основной объем информации, и в то же время проводить «тренировку» смежных сенсорных каналов, что не только облегчает усвоение информации, но и увеличивает объем для запоминания. При интеграции различных технологий в здоровьесберегающем образовании учащиеся легче усваивают основные понятия по проблемам здоровья и здорового образа жизни, у них повышаются интерес и мотивация к образованию и самообразованию. Знания, науку, познавательный опыт поколений учащиеся относят к рангу духовных ценностей, тем самым решается важная воспитательная задача. Познавательный интерес к своему организму, к здоровью (его сохранению и развитию) совершает своеобразный переворот в области учения школьника, вызывает стремление преодолевать трудности, пробуждает инициативу и творчество.
Все это приводит к возрастанию уровня знаний без утраты здоровья учащихся. Освоение методов самоконтроля, саморегуляции и коррекции здоровья позволяет учащимся избавиться от частых простудных заболеваний, сохраняет зрение, увеличивает резервы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, снижает уровень тревожности.
Но пока система образования будет обделена вниманием со стороны государства, которое только предъявляет растущие требования к уровню образования, а само не заботится о здоровье нации, воспитать нравственно и физически здоровую личность в государстве без нравственного поведения будет невозможно.
|