КОНКУРС «УЧИСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!»
Урок здоровья на воде (для детей начальных классов)
Цель: привлечь ребят к занятиям водными видами спорта. Формировать привычку здорового образа жизни.
Задачи:
- Укреплять здоровье детей, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему.
- Совершенствовать навыки скольжения при плавании различными способами («брасс», «кроль на груди», «дельфин»).
- Закрепить ритмичное выполнение общеразвивающих упражнений.
- Развивать двигательные способности детей – силу, быстроту, выносливость, гибкость, координацию.
- Создать положительный эмоциональный настрой у детей, бодрое, веселое настроение; дать почувствовать радость движения.
- Воспитывать дружелюбие, стремление к взаимовыручке, умение радоваться успехам других.
- Развивать творческие способности детей.
(Под веселую музыку дети входят в бассейн и видят печального Нептуна.)
Ведущая. Ребята, почему Нептун такой печальный?
Дети. Наверное, что-то случилось. Нептун пригласил к себе в гости веселых, добрых, смелых, ловких, сильных, любящих спорт ребят. Вот мы и пришли. А почему Нептун печальный, мы не знаем.
Ведущая. А давайте все вместе и спросим у Нептуна: что же случилось?
(Дети спрашивают хором.)
Нептун. Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть! Хочу сказать вам о том, что в подводном царстве случилась беда: мои морские друзья заболели. У них болят ножки, ручки-плавнички, глазки, спинки.
Готовы ли вы, ребята, помочь моим друзьям?
Дети. Готовы!
Нептун. В путь, друзья!
1-й ребенок. Нам известны морские законы: «Погибай, но друзей выручай!».
2-й ребенок
Всех отважных,
сильных и смелых
Приглашаем на борт мы сейчас.
Вместо флага веселая зорька
Пламенеет на мачте у нас!
3-й ребенок
И ни грозные штормы, ни штили
Не страшат нас, ребята, ничуть.
Мы, как песню, корабль сочинили
И на нем отправляемся в путь!
Нептун. Отдать швартовы!
Дети. Есть отдать швартовы!
(Дети вместе с Нептуном садятся в надувную лодку и плывут на помощь больным. Звучит в записи шум моря.)
Нептун
Наш парус ветер подгоняет,
Корабль скользит по ласковой волне,
Вон за бортом дельфин рыдает
в прозрачной глубине.
Мы приближаемся к мысу Дельфинов. Давайте сделаем остановку и предложим дельфинам выполнить упражнение для кистей и пальчиков-плавничков, чтобы их пальчики-плавнички не болели.
ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ
Вариант методик
спецзакаливания детей
А.Уманской и К.Динейки
(Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме для кистей и пальцев рук)
(Дельфины благодарят детей за упражнение и предлагают им поиграть в эстафету «Кто быстрее?».)
Дети
Мы учились на мели,
А теперь мы вглубь пошли
И на этих на глубинах
Будем плавать, как дельфины.
ЭСТАФЕТА «КТО БЫСТРЕЕ?»
(По команде «На старт!» дети принимают положение пловца на старте, по команде «Марш!» выпрыгивают вперед и затем выполняют движения ногами и туловищем, «как дельфины», стараясь доплыть до установленной отметки. Эстафета может иметь несколько вариантов.)
Дети. До свидания, друзья! Будьте здоровы!
(Дельфины выходят из воды.)
Нептун
Проплывем бесконечные мили,
Чтоб друзьям здоровье вернуть.
Мы, как песню, корабль сочинили
И на нем отправляемся в путь!
(Звучит в записи шум моря.)
Дети. Смотрите: золотые рыбки. Но что-то они не рады нашей встрече.
Нептун. У них беда. Мои рыбки заболели.
Дети. Ничего, сейчас рыбки будут здоровы.
(Дети предлагают рыбкам упражнение с элементами корригирующей гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.)
«ЗАРЯДКА ДЛЯ РЫБОК»
Рыбки
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно,
Только надо знать,
Как здоровым стать.
(Рыбки благодарят детей и предлагают потанцевать.)
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ПО АКВААЭРОБИКЕ
«ТАНЕЦ ЗОЛОТЫХ РЫБОК»
1. «Пишем восьмерки»
Ходьба на месте («Пружинка»).
И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены в воду. Вращать правой (левой) рукой от плеча по направлению к туловищу и от него, вычерчивая «восьмерки».
2. «Ветряная мельница»
И.п. – о.с., одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Выполнить круги руками вперед (назад), медленно (быстро). Положение рук всегда должно быть противоположно. Кисти поворачивать, как при плавании кролем на спине. Руки не сгибать в локтевых суставах, стараясь выполнить круги в боковых плоскостях.
3. «Цирковые лошадки»
Бег на месте.
И.п. – о.с., плечи, бедра и стопы – на одной вертикальной линии, пресс и ягодицы напряжены.
Отталкиваясь от дна, делать акцент на подъем колена. Ноги, согнутые в коленях, стараться поднимать повыше.
4. «Танец рыбок твист»
И.п. – о.с., руки в стороны. Прыжки на месте, поворачивая таз влево и вправо. Верхняя часть корпуса неподвижна.
5. «Лодочки с веслами»
Бег с продвижением вперед.
И.п. – о.с., спина прямая, корпус слегка наклонен вперед, согнутые руки лежат на воде. Продвигаясь вперед, загребать руками воду, как веслами.
6. Бег с продвижением назад.
Повторить упражнение 5.
7. «Кипятим воду в котле»
И.п. – о.с.
1 – вдох.
2 – присесть, выдох в воду.
3–4 – вернуться в и.п.
Работа у бортика
8. «Танец твист на спине»
И.п. – лежа на спине.
1 – повернуть нижнюю часть корпуса в правую сторону. Верхняя часть корпуса неподвижна.
2 – вернуться в и.п.
3 – повернуть нижнюю часть корпуса в левую сторону.
4 – вернуться в и.п.
9. Работа ног стилем
«кроль на спине»
10. «Рыбки достают клад»
И.п. – лежа на груди, руки на бортике.
1 – вдох.
2–3 – погрузиться под воду, открыть глаза, взять одной рукой (правой/левой) игрушку, брошенную на дно бассейна (игрушка находится возле бортика), сделать выдох в воду.
4 – вернуться в и.п.
11. «Рыбки – как стрелы»
И.п. – о.с., левая рука впереди, правая вдоль туловища; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногой от бортика.
12. «Ласточка»
И.п. – о.с.
Отведенными назад руками схватиться за бортик, расстояние между руками должно быть как можно меньше, потянуться вперед. Ноги вместе у края бортика (растяжка грудных мышц).
13. «Цапля на болоте»
И.п. – о.с., правой рукой взяться за ступню правой ноги, пятку подтянуть к ягодицам. Левой рукой держаться за бортик.
Проделать то же самое упражнение для левой ноги (растяжка передней поверхности бедра).
14. Выполнить упражнения на релаксацию: «Поплавок», «Медуза».
(Комплекс можно видоизменить.)
Нептун
Нельзя задерживаться тут:
Нас на помощь лягушки зовут;
И не будет нам страшно нигде,
Мы друг другу поможем в беде.
(Звучит в записи шум воды, слышно кваканье лягушек.)
Ведущий
Жили-были две веселые сестрицы.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкой не дружили.
Прыг-скок, прыг-скок –
И допрыгались, дружок.
Нептун. Ребята, что-то наши две сестрицы уж больно плохо квакают. Необходимо их вылечить вашими волшебными упражнениями.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«ЛЯГУШКИ»
(Лягушата благодарят детей за гимнастику для лапок и приглашают их выполнить комплекс упражнений по аквааэробике «Лягушата на пруду».)
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ПО АКВААЭРОБИКЕ
«ЛЯГУШАТА НА ПРУДУ»
(с гимнастической палкой,
в бассейне)
1. «Лягушата спешат на зарядку»
Ходьба на месте, не отрывая носки, руки с палкой на плечах за головой.
2. «Лягушата потягиваются»
Выпрямление рук с палкой из-за головы вверх.
3. «Лягушата осматриваются»
Повороты головой влево – вправо, руки с палкой на плечах за головой.
4. «Неваляшки»
Наклоны в стороны, руки с палкой на плечах за головой.
5. «Силачи»
Выпрямление рук вперед, палка перед грудью; повороты в стороны.
6. «Стрелочка»
Наклоны вперед, выпрямляя руки, палка скользит по воде.
7. «Насос»
Наклоны вперед, выпрямляя руки, палка опускается вниз, преодолевая сопротивление воды.
8. «Гребцы»
В полуприседе выпрямление рук с палкой вперед, преодолевая сопротивление воды.
9. «Цапля»
Поочередное поднимание ног из воды, касаясь коленом палки.
10. «Лягушата танцуют»
Прыжки с ноги на ногу, руки с палкой на плечах за головой.
11. «Часики»
Ходьба на месте, не отрывая носки, покачиваясь влево и вправо, руки с палкой на плечах за головой.
12. «Пузыри»
Приседание с выдохом в воду, выпрямляя руки с палкой вверх.
Лягушата
Чтобы крепким, сильным быть,
Надо с плаваньем дружить.
ИГРА «ЛЯГУШКИ-КВАКУШКИ»
(Дети принимают положение пловца на старте и по команде выполняют скольжение на груди с последующими движениями ногами (можно выполнять и движения руками) – «как лягушки», «как брассисты».
1-й ребенок
Чтоб с болезнями не знаться,
Закаляться надо вам.
Мы привыкли заниматься
Физкультурой тут и там.
(Звучит Песня о здоровье.)
Нептун
Водят смело капитаны
Корабли по океанам,
Интересно плавать им
По просторам голубым.
(Звучит в записи шум моря.)
Дети. Смотрите, а вот и медузы.
Медузы (печально)
Мы веселые медузы!
Не похожи на арбузы!
Не похожи на арбузы!
Мы медузы, мы медузы!
Мы были всегда веселыми медузами, но сейчас мы не танцуем и не веселимся. У нас заболели шупальца-ножки.
(Дети предлагают медузам выполнить упражнение для укрепления «ножек».)
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СТОП
Медузы
Какое счастье, мы здоровы!
И нам не нужно докторов!
С зарядкой будем мы дружить
И вашей дружбой дорожить!
Спасибо вам, ребята!
Дети. А еще мы знаем эстафету для укрепления ножек – «Кто быстрее соберет пальчиками ног игрушки?».
ЭСТАФЕТА
«КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ
ПАЛЬЧИКАМИ НОГ ИГРУШКИ?»
(Собирание пальцами ног со дна бассейна игрушек «киндер-сюрприз».)
Медузы (радостно)
Надо, надо постараться
И привычку завести
Физкультурой заниматься,
И здоровыми расти!
(Медузки резвятся на воде, радуются, что у них не болят ножки, благодарят детей и уплывают.)
Нептун. Спасибо, ребята, за помощь! Теперь в моем подводном царстве будет очень много веселья, радости и смеха. Морские жители никогда не будут болеть. Они будут заниматься зарядкой и спортом.
1-й ребенок
Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и безделья
Спасает нас она!
2-й ребенок
Спорт – здоровье! Спорт – успех!
Спорт – это радость для всех!
Спортом будем заниматься
И водою обливаться!
3-й ребенок
Здоровье – это счастье!
Здоровье – это красота!
(Звучит Песня о спорте.)
Нептун. А теперь пора нам возвращаться.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
(Звучит музыка, дети приплывают обратно.)
Дети
Мы назад вернулись,
Друг другу улыбнулись.
Использованная литература
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. – М., 2004.
- . Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Программа «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гим¬настика для детей. Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб., 2001.
- Александрова Е.А. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья». – Волгоград, 2006.
- Маханева М.Д. Здоровый ребенок. Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе. – М., 2004.
- Журнал «Дошкольное воспитание», 2001, № 6.
Рис. Е. Медведева
|