Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2006

Нам пишут

Крепче здоровье – выше обучаемость

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: что важнее для нас – их физическое состояние или образованность? Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровый нищий счастливее больного короля»

Наша школа-интернат для детей с проблемами в развитии применяет здоровьесберегающие технологии, основанные на методах В. Базарного, Л. Уфимцевой и других.

Приняв детей в первый класс, врач определяет их группу здоровья. Дети с отклонением в развитии имеют группу ПТ – V. Они требуют индивидуального подхода в обучении. В нашей школе создана система медико-психолого-педагогической помощи ребенку. Она позволяет объединить усилия медиков и педагогов не только по сохранению здоровья учеников, но и по улучшению его в процессе обучения. Этого можно достичь, соединив два направления – медицинское и психолого-педагогическое. В русле каждого проводится ряд мероприятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи.

Медицинский аспект представлен организацией лечебно-оздоровительной работы, которая ведется планомерно, систематически, охватывает всех воспитанников и включает:

а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамические наблюдения за состоянием его здоровья и нервной системы);

б) лечение (медикаментозное, физиотерапия, фитотерапия);

в) оздоровительные мероприятия (массаж).

Медицинская помощь ребенку создает благоприятные условия для физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития.

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при соблюдении следующих принципов: щадящий режим, эффективное закаливание, формирование правильной осанки и расширение зрительных горизонтов, двигательная активность (подвижные игры на воздухе), специальные профилактические мероприятия (ЛФК, спортивные праздники, дни здоровья), обеспечение психологического комфорта.

Рассмотрим подробнее эти направления.

В чем заключается щадящий режим? Согласно базисному учебному плану мы ввели два дополнительных урока физической культуры, один урок художественной гимнастики, урок ритмики. Первая и вторая перемены между уроками у нас длятся 10 минут, третья – 20 минут. После четвертого урока – час динамической паузы, во время которой дети обедают, гуляют на свежем воздухе.

В начальной школе особое место занимает дневной сон учащихся: умственно отсталые школьники нуждаются в таком отдыхе. После сна дети опять гуляют. Здоровьеразвивающая система воспитания школьника включает в себя обязательные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры во время них. Учащимся необходимо проводить на воздухе не менее двух часов. Активный отдых способствует укреплению центральной нервной системы, снятию нервного напряжения, возбужденности, возникающих в течение учебного дня.

Закаливание ослабленных детей нужно вести с большей постепенностью и осмотритель¬ностью, чем здоровых. Традиционные методы – воздушные ванны, полоскание горла, водные ножные ванны. Закаливание проводится в помещении при температуре 18–20оС. Ежедневно в любое время года наши дети выполняют утреннюю гимнастику при открытых окнах. Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж – надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения определенных точек и разветвлений нервов.

Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах.

Закаливающие и развивающие мероприятия составляют основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которого – снизить заболеваемость детей, обучающихся в школе-интернате.

Формирование правильной осанки и расширение зрительных горизонтов проводится с помощью методик В. Базарного. Мы пришли к выводу, что наиболее эффективными упражнениями, повышающими физическую и психиче¬скую активность детей на уроках, в том числе предупреждающими их утомление, оказались те, которые были сориентированы на активизацию мышечно-телесного, в том числе зрительного, чувства координации (движения глазами, головой и туловищем в условиях прослеживания зрительных стимулов).

Все упражнения выполняются стоя, каждое базируется на зрительно-поисковых стимулах, продолжительность таких упражнений – 1,5–2 минуты.

Недоразвитие мозга и связанное с этим нарушение динамики нервных процессов приводит к тому, что корковый анализ и синтез раздражителей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени нарушаются. Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью плохо фиксируется, а у детей с пораженной нервной системой легко рассеивается. Дети-олигофрены замечают значительно меньше предметов, попадающих в их поле зрения, чем их развитые сверстники. Дети знакомы с терминами, обозначающими временные интервалы: времена года, дни недели. Но они не могут самостоятельно назвать последовательно все времена года и затрудняются с перечислением месяцев. Поэтому нами выбрана эта тематика.

Оптимальным местом для нанесения схемы тренажера является место над доской. Схема выполнена в виде шестиугольника, контуры которого обозначены зеленым шнуром. Каждый угол и середина ребра обозначены цифрами и табличкой с названием месяца – январь, февраль, март и т.д. В середине шестиугольника находится цветовое пятно года.

Во время физминутки дети встают, сосредоточивают внимание на цветовом пятне года. Затем по команде учителя следят глазами по схеме и показывают рукой название месяца.

  1. Сначала учитель называет числа: 1, 3, 5, 7, 9 и т.д. Дети вслед за учителем показывают рукой на цифру и называют месяц.
  2. Учитель называет месяц (январь), дети отвечают (первый) и показывают рукой; март (третий), май (пятый) и т.д.
  3. Учитель называет: 2, дети говорят название месяца (февраль); 4 – апрель, 6 – июнь и т.д.
  4. Не поворачивая головы, следя только глазами, учитель называет: 7, 3, 9, 5, 11, дети – названия месяцев.
  5. Учитель: февраль, дети – 2; август – 8; июль – 7.

Продолжительность упражнений – 1,5–2 минуты, числа и названия месяцев находятся на расстоянии друг от друга, поэтому широкий размах, четкий ритм схемы как бы переводят зрительную моторику из зажатого, реактивно-напряженного, высокочастотного ритма в успокаивающую пластику низких частот.

Во время уроков мы используем методику периодически меняющихся динамических поз. Этот режим (без использования специальной мебели – конторок) осуществляется следующим образом: учитель периодически (примерно через 10–12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния (конечно, когда они не заняты письмом).

Опыт убедил нас в главном: чем дольше дети занимаются в режиме «динамических поз», тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния.

Наши многолетние наблюдения за детьми показывают положительные сдвиги в динамике их психофизических показателей: возросла продуктивность зрительной работы (установлено с помощью корректурных таблиц), заметно улучшились некоторые психомоторные функции (например, скорость и точность движения руки при выполнении мотометрического теста), повысилась вестибулярная устойчивость тела, улучшились функциональные показатели центральной и вегетативной нервной системы.

Отличительной особенностью наших методов является то, что они легко «встраиваются» в учебно-познавательный процесс.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности. В теплый период года мы учим детей играть в бадминтон, настольный теннис, городки, футбол… Также проводим соревнования в спортивном городке на брусьях, лесенках, лабиринтах, бревне, перекладине.

Все дети наблюдаются психоневрологом, в учебное расписание введены занятия с логопедом, психологом и обязательные уроки лечебной физкультуры. Для этих уроков дети разделены по характеру заболевания на две группы:

I – нарушение осанки;

II – энурез.

Нарушение осанки имеют ежегодно 60–70% первоклассников. Если в течение первого года обучения в школе не заниматься профилактикой искривления позвоночника, то функциональные нарушения осанки, то есть нестойкие и связанные чаще всего со слабым мышечным корсетом, превращаются в стойкие изменения. В основном задача формирования правильных изгибов позвоночника решается на уроках физической культуры, но, к сожалению, для детей с ослабленным здоровьем существуют значительные ограничения в объеме и составе используемых физических упражнений. Поэтому на занятиях групп ЛФК мы используем продуманную систему упражнений для осанки. Дети со сколиозом могут быть включены в любую из подгрупп в том случае, если у ребенка нет сопутствующих заболеваний.

Лечебная физкультура успешно применяется в комплексной терапии, обеспечивая целостное воздействие на организм больного ребенка, способствуя нормализации его нервно-психической сферы.

Некоторые средства лечебной физкультуры позволяют оказывать непосредственное влияние на деятельность мочевого пузыря. К ним относятся физические упражнения для мышц брюшного пресса, таза, нижних конечностей, массаж.

Занятия лечебной физкультурой проводятся в спортивном зале один раз в неделю. Конечно, этого недостаточно, но, нормализуя быт ребенка, мы устраняем неблагоприятные моменты, строго соблюдаем режим сна, бодрствования, питания в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией, психотерапией.

Мы наблюдаем положительную динамику в состоянии страдающих энурезом. Если в 1-м классе 70% детей болеют энурезом, то во 2-м – 60%, в 3-м – 40%, в 4-м – 30%.

Ребенок находится в интернате целую неделю, а некоторые учащиеся уезжают домой только на каникулы. Поэтому возникла необходимость создать для детей комфортные условия пребывания в школе. Источниками психологического комфорта для младшего школьника выступают отношения с учителем в процессе совместной деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, обоюдной доброжелательностью. Это выражается в эмпатическом принятии друг друга, активном слушании, доверии. Доверие, доверительность отношений взрослых и детей, школьника со своими одноклассниками – обязательное фоновое условие психологического комфорта.

Когда мы создали для детей доброжелательную атмосферу, меньше стало пропусков из-за простуд, снизился уровень заболевания энурезом, у детей расширились поля зрительных горизонтов.

Подводя итог сказанному, отметим следующее: использование здоровьесберегающих технологий обучения во вспомогательной школе позволяет без каких-либо дополнительных материальных затрат значительно улучшить здоровье детей, а значит, и поднять уровень обучения за счет снижения утомляемости.

 

Л. Смирнова ;
Л. Трипутень