Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2006

Точка зрения

Новый век – новая пища

Жизнь сегодняшних детей в развитых странах не похожа на жизнь их ровесников предыдущих поколений. Дети мало двигаются, едят рафинированную и промышленно обработанную пищу. И от этого много болеют. Можно ли изменить ситуацию, не меняя привычный образ жизни?

Потребность бегать

Заглянув в глаза своему ребенку, мы обычно увидим в них тоску и скуку при одном упоминании слова «школа». Я вспоминаю, как сын, когда ему было девять лет, после недолгого пребывания в престижной школе, куда по конкурсу отбирали преподавателей, заявил: «Я не хочу туда идти, там нельзя бегать». Посмотрите на своих детей во время занятий в школе: они вынуждены просиживать за партами многие часы. Это же просто невольники, которых силой удерживают на месте. Но когда дети предоставлены самим себе, они с завидным упорством тренируются, играют в подвижные игры и отдыхают только тогда, когда сил двигаться уже нет. Что это, закон природы?

Детям, как ничто другое, требуется движение, однако они вынуждены ограничивать себя в нем. Вспомните обездвиженных щенков из опытов И.А. Аршавского, которые через месяц после рождения были размером с четырех-пятидневных, несмотря на обычное питание.

Исследования показали, что сам по себе прием пищи без двигательной активности не давал щенкам возможности расти и развиваться. Мышечная активность дает детям не только физическую выносливость, иммунобиологическую устойчивость, но и творческий потенциал, способствуя совершенствованию головного мозга.

Потребность детей в движении не менее важна, чем потребность в дыхании или питании, она должна обязательно удовлетворяться для нормального развития организма. А это далеко не всегда понимают воспитатели, родители, педагоги. Гиподинамия у детей сказывается на развитии сердца, центральных и периферических сосудов, дыхательных мышц, на работе печени, почек, опорно-двигательного аппарата, дает отрицательный психологический эффект. При гиподинамии кости начинают терять кальций, становятся хрупкими и ломкими, мышечные волокна деградируют и теряют способность сокращаться.

Гигиенисты установили, что двигательная активность учащихся в общеобразовательных школах составляет 50–60% от естественной потребности в движениях. Поскольку до 85% учебного времени школьники находятся в состоянии общей скованности и гиподинамии, надо обязательно проводить физкультминутки, соблюдать режим динамических поз, удлинить перемены, проводить подвижные игры, включить ритмику, танцы в учебную программу. Очень важна двигательная активность на свежем воздухе, она улучшает кровообращение, снижает состояние гипоксии и, следовательно, повышает усвоение школьного материала.

Родители могут уменьшить гиподинамию детей дома. Для этого надо, чтобы дети занимались у конторки, стоя босыми ногами на неровной поверхности, одновременно получая вибрационное воздействие на биологически активные зоны стопы. В многочисленных исследованиях по вибростимуляции стоп послеоперационных больных пациенты отмечали улучшение настроения, возрастание активности, появление чувства бодрости.

Уменьшить время, потраченное на приготовление домашних заданий, а значит, и гиподинамию можно, выполняя уроки в ранние утренние часы, когда работоспособность человека максимальна, как это практиковали ученики Василия Александровича Сухомлинского, да и он сам. Ученики этого гениального человека никогда не болели. И это при той обстановке в стране, которая отнюдь не способствовала гармоничному и всестороннему развитию личности.

Кардиолог из Владивостока Л.Я. Глыбин выявил цикличность подъема физического тонуса человека в течение суток – около 5, 11, 16, 20 часов. «Отход ко сну около 21 часа и подъем с постели около 4 часов, как и прием пищи около 4, 10, 15, 19 часов являются нашей физиологической необходимостью...» – пишет он. Возврат к естественному биологическому ритму, по которому жили наши предки, – необходимое условие сохранения здоровья и высокой работоспособности. Сегодняшний социальный ритм (режим кормления, двигательной активности, распорядок дня в родильных домах, яслях, школах) не соответствует физиологическим потребностям ребенка, снижает его иммунитет.

Овощи без витаминов

Еще В.И. Вернадский в начале ХХ века показал, что для каждого вида живых организмов на Земле существует определенное соотношение химических элементов в его клетках. Определенному уровню углерода должно соответствовать определенное количество азота, фосфора, калия, железа, цинка, марганца и т.д. Если же какого-то элемента недостает, то и уровень других элементов в пище должен быть понижен пропорционально недостающему. Этот эффект называется сопряженностью факторов окружающей среды. Например, для зеленых растений отмечена сопряженность не только элементов питания, но и освещенности. Когда-то ученые оказали населению экономически развитых стран мира плохую услугу: предложили удобрять почву лишь несколькими химическими элементами, чтобы повысить урожайность. В первые годы эти вещества после внесения в почву творили чудеса, урожайность резко возрастала. Но сопряженность факторов питания растений изменилась. Растениям ведь потребовалось больше и других химических элементов, которые не вносили в почву с искусственными питательными смесями. При таком положении дел почвы с каждым годом обеднялись микроэлементами. Их недостаток не замедлил сказаться на здоровье всех сельскохозяйственных животных и человека.

Согласно данным А.В. Скального содержание железа в американских яблоках снизилось с 1914 года по 1992-й почти на 90%, кальция – на 48%, магния – на 83%. Содержание кальция в капусте за этот период упало в 5 раз, магния – в 4 раза, железа – в два раза. Дефицит жизненно необходимых элементов в рационе людей приводит к накоплению и усилению патологического влияния на организм свинца, кадмия, ртути, никеля и других токсичных веществ.

Еще больше ухудшалось качество продуктов питания вследствие их рафинирования. Они катастрофически обеднялись минеральными веществами, которые находятся преимущественно в оболочках зерен, корнеплодов. После длительного использования рафинированных продуктов у детей нередко возникают нарушения мозговых функций, иногда отмечается задержка умственного развития. Вот лишь некоторые примеры.

При получении белой муки мелкого помола из цельной пшеницы теряется 68% цинка, 83% марганца, 55% меди, 8% железа. Содержание хрома в рафинированном сахаре составляет всего 0,1% от его уровня в исходном нерафинированном продукте.

О хроническом недостатке жизненно важных минеральных веществ мало кто осведомлен. Врачи не обращают должного внимания на патологические состояния, возникающие по этой причине. Учителя и родители детей, которые отличаются беспокойством, неуемностью, агрессивностью, могут влиять на их поведение не только с помощью педагогического мастерства, но и изменив питание и образ жизни непосед. Например, у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нарушен обмен макро- и микроэлементов (располагающихся в порядке убывания: Mg, Zn, Cu, Ca, Mn, Fe, Se, Cr, Si, K, Na, P). В их организме наблюдается также избыток токсичных металлов – свинца, кадмия, алюминия, никеля, ртути. Пищевые продукты с салицилатами и синтетические пищевые добавки также могут быть причиной гиперактивности детей. К этому состоянию приводит и недостаток в их рационе полиненасыщенных жирных кислот – предшественников простагландинов, которые держат под контролем гормональную регуляцию. Эти незаменимые вещества люди получают преимущественно из растительных жиров и рыбьего жира. СДВГ без лечения служит фоном для развития в подростковом или даже в зрелом возрасте драматичных состояний – судорожного синдрома, эпилепсии, алкоголизма, наркомании...

Доверьтесь инстинкту

Тело ребенка строится заново каждую минуту из тех химических элементов, которые в него поступают. Если же в это тело приходят не все нужные элементы, не в том качестве и соотношении, то о каком гармоничном воспитании можно говорить? Ведь тело, не получив нужный строительный материал, не сможет выполнять возложенные на него функции.

Если дети находятся в незначительно измененных цивилизацией условиях, они сами могут интуитивно отыскать нужную пищу. Доктор Д.С. Джарвис пишет: «Маленькие дети обладают инстинктом самозащиты, который вынуждает их искать пищу, необходимую клеткам их организма в каждый определенный момент. Я обнаружил, что маленькие фермерские дети жуют стебли кукурузы, едят сырой картофель, сырую морковь, сырой горох, зеленую стручковую фасоль, свежий ревень, ягоды, незрелые и спелые яблоки, дикий виноград, щавель, головки тимофеевки луговой и части стеблей этого же растения, которые выкапывают из-под земли. Они едят соль из кормушек крупного рогатого скота, жуют сено, пригоршнями отправляют в рот кормовую добавку, содержащую бурые морские водоросли. Если бы у нас хватало мудрости использовать в жизни взрослых инстинкты детей, мы бы больше ели фруктов, ягод, съедобных листьев и корней в свежем виде». В гораздо более сложном положении оказываются дети в «каменных джунглях». Согласно данным доктора А.В. Скального «пища, которую в основном потребляют наши дети, обеспечивает только 53% потребности в кальции, 56% – в цинке, 48% – в селене, 43% – в йоде». Три четверти детей в России отнесены к группе риска по дефициту макро- и микроэлементов, так что это проблема национального масштаба.

Ученые дали возможность подросткам 12–17 лет из группы часто болеющих детей получать комплексы БАД в течение 30 дней. Контрольную группу составили 13 детей с аналогичными диагнозами, не получавших биодобавок. Через три месяца дети, получавшие биокомплексы, болели в два раза меньше, чем в группе сравнения. А использование в течение 12 месяцев в питании изделий из муки, обогащенной витаминно-минеральной добавкой, в полтора раза снизило частоту заболеваемости органов дыхания в детских учреждениях г. Ташкента.

Современному ребенку требуются те концентраты химических элементов, которых лишены традиционные продукты питания, причем в усвояемой форме. Никакие искусственные смеси, полученные промышленным способом, не могут усваиваться столь эффективно, как те, которые создала природа. В растениях микроэлементы находятся в органически связанном состоянии, то есть в наиболее доступной и усвояемой форме, а также в наборе, свойственном живой природе в целом.

Жизнь по Солнцу

Гипоэлементоз у населения усиливается во время возрастания потока ионизирующего излучения от Солнца. Все живые организмы на Земле одновременно реагируют на изменение солнечной активности.

А.Л. Чижевский первый обратил внимание, что после периодов высокой солнечной активности начинаются эпидемиии инфекционных заболеваний, а также возрастает психическая неустойчивость людей, которая приводит к революциям, бунтам, войнам. Связь физиологических процессов в живых организмах с солнечной активностью не вызывает сомнений. Большие дозы облучения угнетают развитие, рост, размножение, сопротивляемость сопряженность сопряженность к неблагоприятным условиям среды всех живых организмов. Облучение же в малых дозах дает диаметрально противоположный эффект. Ритмичные воздействия на организмы возрастающих доз любых факторов внешней среды (стрессоров) организуют среду, характерную для молодого надорганизменного сообщества (фито- или биоценоза). В этом случае реализуются условия для пионерных организмов сообщества (r-стратегов). Организмы зрелого сообщества экологи называют К-стратегами. Организмы молодого сообщества (r-стратеги) отличаются высокой минерализацией своего тела. Они содержат много кремния (например, диатомовые водоросли, хвощи, папоротники...). Организмы зрелого сообщества (К-стратеги) содержат больше углеводов. Тело человека представляет собой некий подвижный биоценоз. На поверхности тела и во внутренних органах постоянно существуют миллиарды бактерий, грибов и других микроорганизмов. Ткани тела состоят из субпопуляций клеток, одни из которых развиваются в изменчивой среде молодого сообщества. Другие субпопуляции экологи назвали бы К-стратегами. Условия для их роста реализуются в более стабильной среде зрелого сообщества. Чтобы реализовались условия для клеток с чертами r-стратегов, хозяину надо дать пищу именно им, то есть потреблять больше кремния, других минеральных элементов, но не углерода. В периоды возрастания солнечной активности человеку требуется диета с большим уровнем минеральных веществ, и в первую очередь кремния, чем в годы спокойного Солнца. Диета с высоким содержанием макро- и микроэлементов, особенно кремния, но более низким уровнем углерода предоставит во время солнечных ливней необходимые вещества именно клеткам хозяина, а не многочисленной рати микроорганизмов, обитающих в его теле. Радиобиологи подобные продукты назвали радиопротекторами, но они требуются телу человека не только в период техногенных аварий, но и во время солнечных ливней. Растет в них потребность в начале каждого цикла – годового, двенадцатилетнего и т.д. Так можно предотвратить эпидемии инфекционных заболеваний и нервно-психические расстройства у больших масс населения.

Эти предположения ученых подтверждаются при наблюдениях за поведением животных на зверовых солонцах весной, когда от Солнца возрастает поток энергии ионизирующего излучения. Беременные самки и детеныши, а также больные самцы предпочитают поедать в этот период солонцовые породы, содержащие соединения кремния, если их на поверхности в этом районе мало. Причем необходимым условием возникновения зверовых солонцов является следующее соотношение в них минеральных компонентов: Na = Ca > Mg > K > H. Преобладание калия или водорода или резкое нарушение этой соподчиненности способных к обмену катионов делает природные минеральные комплексы непривлекательными для животных.

В годы Великой Отечественной войны доктор Александр Святославович Самохоцкий использовал тот же прием. Он обеспечивал своим пациентам соотношение кальция, магния, калия и натрия, характерное для молодых здоровых людей, делая инъекции растворимых солей, содержащие недостающие химические элементы (кремния в этот период люди получали достаточно). В результате смертники выздоравливали, старики омолаживались, а оперировать можно было без стерилизации хирургических инструментов. Естественно, что подобный эффект может дать и соответствующая диета.

Ученые Л.Р. Ноздрюхина и Н.И. Гринкевич проанализировали химический состав растений, которыми народные целители издавна лечили различные болезни. Оказалось, что эти растения являются концентраторами недостающих в этом регионе минеральных веществ. Растения избирательно накапливают микроэлементы. Человеку надо бы использовать все растения своего региона, пусть и в минимальном количестве. Только потреблять их стоит профилактически, не дожидаясь гипоэлементозов. Причем во время солнечных ливней предпочтение надо отдавать пионерным организмам растительных сообществ – сорнякам на грядках, а также весенним травам, водорослям.

Трудно переоценить и роль постов в это время, так как содержание минеральных веществ в растениях выше, чем у животных. Не менее важно в период «активного Солнца» потреблять более высокие дозы полиненасыщенных жирных кислот, которые содержатся в больших количествах в растительных жирах. Их недостаток в диете детей, по мнению наших ученых, тоже способствует развитию СДВГ. Гиперактивность возникает в первую очередь из-за дефицита магния в диете. Однако магний не усваивается при недостатке кремния. Кремний же не усваивается при гиподинамии. Нарушение кремниевого обмена у детей ведет к задержке развития репродуктивных органов, к анемии, размягчению костей, выпадению волос, болезням суставов, туберкулезу, диабету, подверженности рожистым воспалениям, образованию камней в печени и почках. Дефицит кремния в коже ведет к частым головным болям, насморку, гаймориту, снижению умственных способностей. Раньше люди время от времени использовали в пищу землистые вещества, содержащие соединения кремния. Так, в Китае в пищу добавляли землю, состоящую из кремнистых остатков диатомовых водорослей. К началу ХХ века было широко распространено глиноедение, то есть потребление соединений кремния и других минеральных веществ в Индии, Индонезии, Австралии. Больше всего этого элемента содержится в древнейших растениях – хвощах, мхах, папоротнике. Накапливают кремний осока, водоросли, крапива. Немало его в корнеплодах, соевых бобах, некоторых злаках. Однако, прекратив томить пищу, как это делали в русской печи, а также снизив потребление квашеных продуктов, мы значительно уменьшили усвояемость кремния.

Мир стремительно меняется, и наша судьба

Статья подготовлена при поддержке компании «1-я пермская патронажная служба». Если Вам требуются качественные услуги профессиональной сиделки, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «1-я пермская патронажная служба». Перейдя в раздел: «патронажные услуги», вы сможете, не отходя от экрана монитора, оставить заявку и узнать более подробную информацию о услугах и акциях. В компании «1-я пермская патронажная служба» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

зависит от умения жить в гармонии с природой, а не пытаться воевать с ней, покорять ее. Если не предпринять срочных мер по спасению подрастающего поколения, завтра может не наступить. От здоровья детей зависит судьба человечества в целом. Проблема гипоэлементозов чрезвычайно актуальна как для детей, так и для их многострадальных родителей и педагогов. Именно педагоги могли бы ликвидировать низкий образовательный уровень населения и вооружить родителей необходимыми знаниями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агаджанян Н.А., Скальный А.В. Химические элементы в среде обитания и экологический портрет человека. – М.: Изд. КМК, 2001. – С. 83.
  2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: Наука, 1982. – С. 265.
  3. Глыбин Л.Я. Ритм жизни человеческого общества (открытие феномена). – Владивосток: Дальнаука, 1996. – С. 155.
  4. Горен М., Осава Дж., Атеров (А. Тер-Ованесян). Путь к здоровью. – СПб.: ТОО «Лейла», 1994. – С. 460.
  5. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. – Новосибирск: Наука, 2004. – С. 312.
  6. Кудрин А.В., Скальный А.В., Жаворонков А А., Скальная М.Г., Громова О.А. Иммунофармакология микроэлементов. – М.: Изд. КМК, 2000. – С. 537.
  7. Кудряшова Н.И. Кремневое здоровье. – М.: Образ-Компани, 2000. – С. 128.
  8. Седых Т.Н. Учебное пособие по фитотерапии. – Владивосток, 2003. – С. 111.
  9. Скальный А.В. Микроэлементозы человека (диагностика и лечение). Практическое руководство для врачей и студентов медицинских вузов. – М.: КМК, 1999. – С. 96.
  10. Скальный А.В. Микроэлементы для вашего здоровья. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 238.
  11. Тигранян Р.А. Гормонально-метаболический статус организма при экстремальных воздействиях. – М.: Наука. 1990. – С. 288.
  12. Флоуз Б. Здоровье детей по рецептам восточной медицины. – Р/Д: Феникс, 2004. – С. 256.
  13. Фролов К.В., Миркин А.С., Машанский В.Ф. и др. Вибрационная биомеханика. Использование вибрации в биологии и медицине. – М.: Наука, 1989. – С. 142.
  14. Хасина М.А., Артюкова О.А., Беляев А.Ф., Хасина М.Ю. Витамины и минеральные вещества в жизни человека. – Владивосток: Изд. Дальневосточного университета, 2001. – С. 114.

 

Тамара Иванова