Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2006

Технология

Если ты заблудился в лесу

Игнатий ОРЛОВСКИЙ,
спасатель 1-го класса,
в системе МЧС с 1994 г.,
координатор программы
в Московском регионе;

Станислав МАНЕРОВ,
разработчик и ведущий методист программы
«Безопасность и первая помощь»
для детей и подростков;
инструкторы КТЦ
«Школа первой помощи»
www.1aid.ru,
тел. (495) 491-29-90

Если ты заблудился в лесу

Практическое занятие
с детьми младшего школьного возраста

Если ты потерялся:

1. Обними дерево!

Ребенок должен унять чувство паники и прекратить кружить по лесу. Ему надо остановиться возле дерева, которое понравилось, и обнять его. Это дерево будет ему другом, пока его не найдут.

2. Сделай так, чтобы тебя было видно и слышно!

Ребенок должен уметь подать сигнал бедствия и как-либо обозначить свое присутствие.

3. Согрейся!

Ребенок должен уметь сохранять тепло. Желательно, чтобы он соорудил несложное укрытие.

Как строить занятие

Обучение лучше всего проводить в форме игры на природе, в лесопосадке или в лесу с прогалинами.

Дети не могут научиться всем правилам за один раз. Упражнения должны быть повторены и во время последующих занятий. Отправляться в лес нужно с небольшой группой, выбрав место, откуда не будут видны дома или машины. Дети должны представить себе, что они заблудились и не знают, как найти дорогу назад.

Спросите детей: что они почувствуют, если поймут, что потерялись? Испугаются? Будут плакать? Звать маму и папу? Дайте детям самим подумать, пофантазировать и сказать ответ.

Попросите детей всем вместе крикнуть «Ау!» как можно громче. Что они при этом почувствуют? Если громко кричать, что обычно и делают потерявшиеся в лесу люди, становится страшно и одиноко. К тому же в лесу голос плохо слышен, так что в крике нет смысла, только быстро охрипнешь. Лучше свистеть в обычный свисток. Предложите детям провести эксперимент. Пусть они отойдут от вас, разбившись на группы по 3 человека, так далеко, чтобы вас было плохо слышно, когда вы кричите «Ау!». А теперь посвистите в свисток. Вас слышно уже гораздо лучше.

Свисток – своеобразная психологическая поддержка для ребенка. Если ребенок боится темноты, свисток «отпугнет» мнимых чудовищ, «живущих во тьме». Расскажите детям, что все заблудившиеся испытывают чувство страха и беспокойства, даже взрослые. Главное – нельзя поддаваться панике и бежать. Иначе можно забраться еще глубже в лес, сначала взмокнуть от пота, а потом замерзнуть, упасть и получить травму.

Хороший способ избежать паники – обнять дерево. Деревья тоже живые и, хотя они не могут двигаться или говорить, как люди, они могут успокоить и создать чувство защищенности. Пусть дерево станет ребенку другом, пока взрослые ищут его. С деревом можно говорить, возле дерева можно сидеть, и на него можно облокотиться. Лучше, конечно, выбрать дерево вблизи поляны, тогда тебя легче будет обнаружить с воздуха.

Важно, чтобы ребенок оставался на одном месте. Если он будет бежать или идти без цели, он может зайти слишком далеко. А если остановится и прижмется к дереву, то сбережет энергию, преодолеет страх.

Объясните детям, что взрослые не прекратят поиски, пока не найдут их.

Сигналы бедствия

Естественная реакция у детей, испытывающих чувство страха, – спрятаться. Ребенок может сидеть в тиши леса часами, слышать, как его зовут по имени, но не отзываться. Это типичная реакция, ребенок не хочет показываться, поскольку считает себя причиной большого переполоха, боится наказания.

Кроме того, многие родители учат детей избегать незнакомых людей, что в общем-то правильно, но только не в такой ситуации. Поэтому важно научить детей подавать сигнал бедствия, который был бы виден, даже если ребенок в этот момент прячется. Попробуйте разучить такие сигналы во время прогулок. За прогулку покажите лишь один сигнал и в том месте, где его естественней будет расположить.

Пройдите с детьми в глубь леса или рощи: когда вы выйдете на тропинку или лесную дорожку, объясните, что взрослые начинают искать пропавшего ребенка именно здесь – и поэтому потерявшемуся лучше всего оставаться здесь. Те, кто отправляется на поиски пропавшего ребенка, обращают внимание на все необычное вокруг. Так, поперечные полосы, прочерченные ногой или палкой поперек тропинки, или положенные крест-накрест большие ветки или палки, безусловно, привлекут внимание людей, ведущих поиск.

Выйдите с детьми на край поляны, расскажите, что отсюда их гораздо лучше будет видно с воздуха. Пусть дети выложат большой крест (не менее чем 2х2 метра), используя еловые ветки, палки или на худой конец листья. Можно также вытоптать густую траву. Затем можно предложить детям представить, что в небе появился вертолет. Они должны размахивать руками и бегать, так как движущийся предмет легче заметить с воздуха.

Укрытие от сырости и ветра

Найдите в лесу пушистую елку, под ветками которой есть немного свободного места. Расскажите детям, что ель может защитить от ветра или дождя, что здесь можно посидеть, однако земля под елью должна быть сухая. Желательно разделить детей на группы по 3 человека, пусть они построят себе укрытие под елками, которые растут поблизости. Если рядом нет елок, покажите им, как они могут построить укрытие, выбрав для этого подходящий куст или густое лиственное дерево.

Потом задайте вопрос: «Смогут ли те, кто вас ищет, увидеть ребенка, если он будет спать внутри своего укрытия?». Значит, рядом с укрытием надо оставить специальные знаки.

Можно начертить палкой вокруг своего укрытия круг, который будет символизировать ров, или построить «забор», это также привлечет внимание людей из поисковых групп. Можно развесить на дереве все, что удастся найти в лесу, – например, обрывки бумаги, пакеты, куски мха повесить на ветви березы.

Пусть дети отдохнут 10–15 минут в построенных ими укрытиях. А затем спросите их, не считают ли они, что сидеть на голой земле холодно. Объясните, что если они будут сидеть прямо на голой земле, то могут замерзнуть. Покажите, как можно наломать еловых веток и сделать из них подстилку, на которой можно сидеть или даже лежать. Для подстилки можно набрать любой сухой материал, например, сухие листья или сухую траву, подойдут даже сухие ветки с любого дерева. Важно, чтобы слой сухих веток был не менее 15 см.

На этом можно закончить занятие. Соберите детей и заучите ключевые слова наизусть:

1. Обними дерево!

2. Сделай так, чтобы тебя было видно и слышно!

3. Согрейся!

Важно!

Мы никогда не должны возлагать ответственность за выживание в критической ситуации на детей. Это обязанность взрослых – как можно скорее найти заблудившегося ребенка и оказать ему помощь.

Советы родителям:

  • Одевайте ребенка в яркую одежду, тогда его будет лучше видно. Не используйте одежду зеленых или темных цветов в летнее время года, бежевых или коричневых – осенью и весной, белых или серых – зимой. Пришейте светоотражатели на рукава одежды и на брюки – это увеличивает шансы быть замеченным в темноте.
  • Убедите ребенка, что взрослые будут всегда искать его до тех пор, пока не найдут. Они никогда не прекратят поиски. Очень важно, чтобы заблудившийся ребенок был в этом уверен.
  • Никто не должен стесняться того, что он заблудился. Это может случиться со всеми – как с большими, так и с маленькими.
  • Обнаружив заблудившегося ребенка, встречайте его с радостью.
  • Объясните детям, что они не должны бояться диких зверей, находясь на природе.
  • Проследите, чтобы у вашего ребенка всегда был с собой свисток, когда он отправляется в лес.
  • Закрепите знания, полученные ребенком на занятиях, с помощью практических упражнений и повторения трех основных правил поведения в лесу.

Программа составлена частично по материалам американского общества NASAR (Национальное общество по поиску, обнаружению и спасению пропавших), Отдела по выживанию людей в чрезвычайных ситуациях Союза гражданской обороны Швеции, а также при участии спасательной службы отряда Центроспаса МЧС России.

 

Станислав Манеров ;
Игнатий Орловский