Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2006

Урок здоровья

Как вести себя на воде

Прежде чем пойти с детьми на реку или на пруд, надо рассказать им о правилах поведения и технике безопасности во время купания, показать, как оказывают первую помощь пострадавшему. Предлагаем вожатым летних детских лагерей сценарии бесед о пользе купания в открытых водоемах и о том, как вести себя на воде

1-й КЛАСС

Вожатый зачитывает два куплета из песни «На причале» (слова О.Высотской, музыка М.Старокадомского):

В жаркий полдень
Уходить от речки лень.
В жаркий полдень
Хорошо забраться в тень.

Мы далекий держим путь.
Разве скажет кто-нибудь,
Что нельзя нам,
Что нельзя нам,
Что нельзя часок вздремнуть
В жаркий день?

Послушайте рассказ о том, как купался Боря и свидетелем какого происшествия он стал.

Не уверен – не ныряй

Боря с папой пошли на речку. Они расположились на берегу.

– Папа, можно, я пойду купаться? – спросил мальчик.

– Вода еще холодная! – сказал папа.

– Пап, ну я же закаляюсь с декабря. Простуда меня уже не берет.

– Сплюнь! Сплюнь! – пошутил папа. – Ну хорошо! Только купайся не больше 2–3 минут.

– А у меня часов нет! – сказал Боря.

– Я тебе подам сигнал рукой, – предложил папа.

Боря вместе с ватагой ребят с разбегу прыгнул в воду. Уверенно поплыл вперед. Потом дети вернулись к берегу и стали на мелководье играть в мяч. Рядом какой-то мужчина учил плавать сына, держа его на руках. Боря увидел сигнал папы и вышел из воды.

На берегу взрослые оказывали помощь какому-то мальчику.

– Что там случилось? – спросил Боря папу.

– Скорее вытирайся и переоденься, а я тебе расскажу. Тот мальчик неправильно вел себя на воде. Он сначала нырял у берега, а потом не заметил, как оказался на глубине. Выбраться ему помогла вон та женщина.

Прошло минут десять. Все разошлись. По¬страдавший мальчик и его мама прошли мимо Бори.

– Как ты себя чувствуешь? – спросила мама сына.

– Ничего. Нормально.

– Сколько раз я тебе говорила, что не надо нырять. Ты же не умеешь плавать.

– Я и не заметил, как оказался на глубине.

– Немудрено, – сказала мама. – В следующий раз купайся только у берега.

Обсуждение

– С кем пошел купаться Боря?

– Умел ли он плавать?

– Чем занимались ребята, подплыв к берегу?

– Что увидел Боря на берегу?

– Что рассказал ему папа?

– Как вам следует поступить, если вы вдруг окажетесь на глубине?

Выслушав детей, вожатый говорит, что им следует звать на помощь.

– Какие еще правила нарушал пострадавший мальчик?

На открытом водоеме место для купания выбирайте по возможности с ровным, твердым дном. Желательно с пологим песчаным спуском и прозрачной водой. Нельзя насильно погружать товарища в воду или толкать его на глубокое место.

– При какой температуре воды и воздуха можно купаться в открытом водоеме?

Температура воды должна быть не ниже 18–20 градусов, а температура воздуха – 20–22 градуса.

– Как долго можно находиться в воде?

От 5 до 8 минут.

– Какое время лучшее для купания в открытом водоеме?

Лучшее время – с 10.00 до 12.00 (через 1–1,5 часа после завтрака) и с 17.00 до 19.00 (через 2–3 часа после обеда).

– Почему мы сегодня говорим о купании в открытом водоеме?

Потому что число пострадавших на воде не уменьшается, а среди детей – даже увеличивается.

Что вы узнали нового?

А теперь давайте проверим, как вы усвоили правила поведения на воде.

Вожатый задает вопросы, а дети на них отвечают.

  1. Из-за чего возникают несчастные случаи во время купания в открытом водоеме?
  2. Будете ли вы нырять в озеро или реку, если купаетесь здесь в первый раз?
  3. Какое время суток лучшее для купания в озере, реке?
  4. Какое правило следует соблюдать детям, не умеющим плавать?
  5. Сколько минут следует находиться в воде во время первого купания?
  6. Следует ли толкать товарища в воду, если он никак не решится войти в нее?
  7. Что надо сделать, выйдя на берег?
  8. При какой температуре воды можно купаться?
  9. Что надо делать, чтобы не мерзнуть, находясь в воде?
  10. Можно ли заплывать за буйки?

2-й КЛАСС

В начале беседы вожатый читает строчки из стихотворения:

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли.
Веселились как могли!
А потом домой пошли!

Послушайте рассказ, как Вадик отдыхал на пруду.

Здоровье дороже денег

Во время летних каникул Вадик отдыхал у бабушки в деревне Льялово, недалеко от города.

Однажды они с бабушкой пошли на пруд. Стояла теплая безветренная погода.

– Как себя чувствуешь? – спросила бабушка.

– Хорошо.

– Хочешь искупаться?

– Да!

– Давай договоримся: сегодня ты поплаваешь 2–3 минуты. Когда я тебя позову, ты быстро выйдешь из воды. Хорошо?

– Так мало! Мы в бассейне плавали по 30 минут.

– Вода в бассейне теплая, до 24–26 градусов, в пруду намного прохладней, – сказала бабушка.

– Я же обливаюсь холодной водой!

– Все равно для первого раза достаточно, – сказала бабушка. – Дней через пять я разрешу тебе плавать 10 минут.

– Вот это будет здорово!

Вадик вошел в воду. Постоял-постоял и выскочил на берег. Бабушка взглянула на внука, и ей вспомнилось четверостишие:

Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!

– Смотри, у тебя «гусиная кожа»! Ты весь дрожишь. А хотел купаться долго.

Бабушка обтерла внука полотенцем, помогла переодеться и посоветовала пробежаться.

Потом они с полчаса полежали на солнце.

– Знаешь, почему ты озяб? Потому что не двигался в воде. Теперь, когда войдешь в воду, сделай упражнения «поплавок», «медуза»…

Обсуждение

– С кем Вадик пошел купаться на пруд?

– Кто из вас умеет плавать?

– А с кем вы ходите купаться?

Выслушав детей, вожатый говорит, что ходить купаться можно только со взрослыми.

– Какую ошибку допустил Вадик, войдя в воду?

– Что ему надо было делать, находясь в воде?

– Сколько времени вы купаетесь?

– Вы купаетесь при любой температуре воздуха и воды или…?

Вожатый сообщает, что врачи рекомендуют купаться в открытом водоеме при температуре воздуха 20–24 градуса, а воды – не ниже 18–20 градусов.

– Что сделала бабушка, когда увидела у Вадика «гусиную кожу»?

– Что вы делаете, после того как выходите на берег?

Выслушав детей, вожатый говорит:

– После купания оботрите тело полотенцем, переоденьтесь в сухую одежду.

Теперь поговорим о правилах поведения на воде и мерах безопасности во время купания.

– Как вы поступите, если услышите крик ребенка о помощи?

Выслушав детей, вожатый обращает их внимание на то, что надо обязательно позвать на помощь взрослых, потому что там, где детям глубоко, взрослый может достать дно.

3-й КЛАСС

Вожатый зачитывает несколько строк:

В школе кончились уроки,
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепеке
Приглашает прудик нас.
Здравствуй, прудик, здравствуй, лес!
Мы попали в край чудес!

Как отдыхали на пруду папа с Аликом, вы узнаете из следующего рассказа.

Какой хороший день!

Алик с родителями приехал в деревню.

– Папа, пойдем завтра купаться? – попросил мальчик.

– Наверное, еще ни земля, ни вода не прогрелись. Доживем до завтра, а там посмотрим, – сказал папа.

На следующий день утром мимо их дома в сторону пруда прошли взрослые и дети с полотенцами.

– Смотри! Смотри! – закричал Алик. – Они идут купаться. Пойдем и мы!

– Какую погоду передали на сегодня? – спросил папа.

– 20–22 градуса тепла, – сказала мама и добавила: – без осадков.

– Собирайся, – сказал папа Алику.

На пруду папа спросил Алика:

– Ты научился плавать в бассейне?

– Я только научился держаться на воде.

– Тогда купайся недалеко от берега. Сегодня в воде побудешь 3–4 минуты!

– Что так мало? Можно побольше?

– Нет! Нет! Это у тебя первое купание, поэтому только 3–4 минуты! Входи в воду постепенно. Охлади вначале голову и грудь. И давай договоримся: ты выходишь из воды, как только я тебя позову. Хорошо?

– Договорились! – пробурчал Алик.

Папа подошел к воде, помочил руки.

– Да, температура где-то 18–20 градусов. Нормально!

Не прошло и двух минут, как Алик выскочил из воды.

– Я же тебя не звал, – сказал папа.

– Мне мешали ребята. Ныряют друг под друга.

– Понятно! Бери полотенце и разотрись.

Пока Алик вытирался, папа сказал:

– Ребята вели себя неправильно. Так нельзя!

Через полчаса папа спросил Алика, пойдет ли он в воду.

– Пойду! Пойду!

– Через неделю я разрешу тебе купаться по 10 минут.

– Вот будет здорово! – обрадовался Алик.

Обсуждение

– При какой температуре воздуха пошел купаться Алик?

– С кем Алик пошел на пруд?

– С кем вы обычно ходите купаться?

– Какая была температура воды в пруду?

– Почему первый заход Алика в воду оказался недолгим?

– Что сделал Алик, выйдя из воды?

– Какие подвижные игры на воде вы знаете?

Выслушав детей, вожатый говорит, что в воде они могут играть в такие игры, как «Караси и карпы», «Водолазы», «Борьба за мяч», «Эстафеты».

А теперь поговорим о правилах поведения на воде.

Вожатый читает четверостишие из стихотворения С.Маршака «Десять негритят»:

Купались десять негритят.
Нельзя шалить: в реке ведь!
Но так шалил упрямый брат,
Что братьев стало девять.

Ежегодно на воде гибнет 8–10 тысяч детей. За этими сухими цифрами – горе и страдания близких и знакомых, слезы матерей.

Во избежание трагических последствий во время купания надо соблюдать меры безопасности:

– купаться только со взрослыми;

– во время купания не терять друг друга из виду;

– не купаться сразу после обеда;

– не лезть в воду, не зная броду;

– не умея плавать, купаться у самого берега;

– купаться в местах, где установлен знак «Место для купания»;

– не купаться там, где есть знак «Купаться запрещено»;

– не подавать ложной тревоги.

4-й КЛАСС

Вожатый сначала рассказывает, что жизнь на земле зародилась в Мировом океане. Может быть, поэтому людям так часто хочется окунуться в родную стихию – праматерь всего живого, поплавать, чтобы улучшить настроение, приобрести радостные эмоции. В воде человек ощущает невесомость, разгружает позвоночные диски, дает отдых суставам.

Затем вожатый читает рассказ.

Осторожно: судороги!

В последних числах мая Саша с мамой поехали на дачу. Цвели вишни, благоухали яблони, лиловая сирень была готова распуститься. Ртутный столбик показывал 25 градусов выше нуля.

После завтрака мама предложила сходить на канал.

– Мы столько раз там были, – захныкал Саша. – Нельзя ли пойти куда-нибудь еще?

– На улице жарко. Лучшего отдыха, чем у канала, в такую погоду не найти.

– Я плавать не умею! – сказал Саша.

– Покупаешься у берега.

– Я купаться не буду. У меня какая-то слабость, кружится голова.

Мама, не обращая внимания на капризы Саши, стала собираться: взяла подстилки, фрукты, полотенце, сменное белье, набрала во фляжку воды. Она страшно суетилась, припоминала, не забыла ли чего, и наконец сказала:

– Ну вот теперь, кажется, все!

Они пришли на канал.

– Как здесь чудесно! – сказала мама.

Улеглись загорать. Минут через десять Саше стало жарко. Он встал и с разбега бросился в воду. Вода показалась очень холодной. Ногу свела судорога. Стало больно.

Саша начал подпрыгивать и незаметно отошел от берега. Вода уже доходила до носа, он начал захлебываться.

Мама в это время с увлечением читала книжку и ничего не видела.

Мимо проходили старшеклассники. Один из них вошел в воду по колено и бросил Саше конец длинной веревки. Мальчик выбрался на берег и побежал к маме.

Мама, увидев кашляющего и фыркающего Сашу, побледнела. В ее взгляде читалась мысль: «Он тонул!». Она собралась с духом и обрушилась на сына с вопросами:

– На тебе лица нет! Что случилось?

– Мне стало жарко, и я прыгнул в воду. Ногу свела судорога. Я растерялся и не заметил, как отошел от берега.

– Как же ты выбрался?

– Мне помогли вон те ребята.

– Да! – сказала мама. – Не уследила я за тобой! Тебе надо было сначала зайти минут на пять в тень, остыть, а потом уже, предупредив меня, идти купаться, а не бросаться в воду с разбега.

Обсуждение

– Куда пошли купаться мама и Саша?

Выслушав детей, вожатый объясняет, что канал – это искусственная река. По нему можно попасть из одной реки в другую.

– Кто из вас купался на канале?

– С кем вы обычно ходите купаться?

– Умел ли Саша плавать?

– Что с ним случилось во время купания?

– Какое правило безопасности нарушил Саша?

У тех, кто ныряет в воду разгоряченным, наступает резкий спазм сосудов, который может привести к обмороку, судорогам, в таком состоянии можно захлебнуться и утонуть. Не прыгайте в холодную воду с разбега.

Купайтесь в открытом водоеме при температуре воды 18–20 градусов, а воздуха – 22–24 градуса.

Если у вас в воде появилась судорога, растирайте эту мышцу или зовите на помощь. Не стесняйтесь!

Хлебнув воды, не паникуйте, а постарайтесь приблизиться к берегу. Опустите ноги на дно и откашляйтесь.

– Какое средство спасения применил старшеклассник?

В заключение вожатый говорит, что только соблюдение правил безопасности ограждает нас от несчастных случаев на воде.

 

Виктор Верхлин ;
Галина Верхлина