Прежде чем пойти с детьми на реку или на пруд, надо рассказать им о правилах поведения и технике безопасности во время купания, показать, как оказывают первую помощь пострадавшему.
Предлагаем вожатым летних детских лагерей сценарии бесед о пользе купания в открытых водоемах и о том, как вести себя на воде
1-й КЛАСС
Вожатый зачитывает два куплета из песни «На причале» (слова О.Высотской, музыка М.Старокадомского):
В жаркий полдень
Уходить от речки лень.
В жаркий полдень
Хорошо забраться в тень.
Мы далекий держим путь.
Разве скажет кто-нибудь,
Что нельзя нам,
Что нельзя нам,
Что нельзя часок вздремнуть
В жаркий день?
Послушайте рассказ о том, как купался Боря и свидетелем какого происшествия он стал.
Не уверен – не ныряй
Боря с папой пошли на речку. Они расположились на берегу.
– Папа, можно, я пойду купаться? – спросил мальчик.
– Вода еще холодная! – сказал папа.
– Пап, ну я же закаляюсь с декабря. Простуда меня уже не берет.
– Сплюнь! Сплюнь! – пошутил папа. – Ну хорошо! Только купайся не больше 2–3 минут.
– А у меня часов нет! – сказал Боря.
– Я тебе подам сигнал рукой, – предложил папа.
Боря вместе с ватагой ребят с разбегу прыгнул в воду. Уверенно поплыл вперед. Потом дети вернулись к берегу и стали на мелководье играть в мяч. Рядом какой-то мужчина учил плавать сына, держа его на руках. Боря увидел сигнал папы и вышел из воды.
На берегу взрослые оказывали помощь какому-то мальчику.
– Что там случилось? – спросил Боря папу.
– Скорее вытирайся и переоденься, а я тебе расскажу. Тот мальчик неправильно вел себя на воде. Он сначала нырял у берега, а потом не заметил, как оказался на глубине. Выбраться ему помогла вон та женщина.
Прошло минут десять. Все разошлись. По¬страдавший мальчик и его мама прошли мимо Бори.
– Как ты себя чувствуешь? – спросила мама сына.
– Ничего. Нормально.
– Сколько раз я тебе говорила, что не надо нырять. Ты же не умеешь плавать.
– Я и не заметил, как оказался на глубине.
– Немудрено, – сказала мама. – В следующий раз купайся только у берега.
Обсуждение
– С кем пошел купаться Боря?
– Умел ли он плавать?
– Чем занимались ребята, подплыв к берегу?
– Что увидел Боря на берегу?
– Что рассказал ему папа?
– Как вам следует поступить, если вы вдруг окажетесь на глубине?
Выслушав детей, вожатый говорит, что им следует звать на помощь.
– Какие еще правила нарушал пострадавший мальчик?
На открытом водоеме место для купания выбирайте по возможности с ровным, твердым дном. Желательно с пологим песчаным спуском и прозрачной водой. Нельзя насильно погружать товарища в воду или толкать его на глубокое место.
– При какой температуре воды и воздуха можно купаться в открытом водоеме?
Температура воды должна быть не ниже 18–20 градусов, а температура воздуха – 20–22 градуса.
– Как долго можно находиться в воде?
От 5 до 8 минут.
– Какое время лучшее для купания в открытом водоеме?
Лучшее время – с 10.00 до 12.00 (через 1–1,5 часа после завтрака) и с 17.00 до 19.00 (через 2–3 часа после обеда).
– Почему мы сегодня говорим о купании в открытом водоеме?
Потому что число пострадавших на воде не уменьшается, а среди детей – даже увеличивается.
Что вы узнали нового?
А теперь давайте проверим, как вы усвоили правила поведения на воде.
Вожатый задает вопросы, а дети на них отвечают.
- Из-за чего возникают несчастные случаи во время купания в открытом водоеме?
- Будете ли вы нырять в озеро или реку, если купаетесь здесь в первый раз?
- Какое время суток лучшее для купания в озере, реке?
- Какое правило следует соблюдать детям, не умеющим плавать?
- Сколько минут следует находиться в воде во время первого купания?
- Следует ли толкать товарища в воду, если он никак не решится войти в нее?
- Что надо сделать, выйдя на берег?
- При какой температуре воды можно купаться?
- Что надо делать, чтобы не мерзнуть, находясь в воде?
- Можно ли заплывать за буйки?
2-й КЛАСС
В начале беседы вожатый читает строчки из стихотворения:
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли.
Веселились как могли!
А потом домой пошли!
Послушайте рассказ, как Вадик отдыхал на пруду.
Здоровье дороже денег
Во время летних каникул Вадик отдыхал у бабушки в деревне Льялово, недалеко от города.
Однажды они с бабушкой пошли на пруд. Стояла теплая безветренная погода.
– Как себя чувствуешь? – спросила бабушка.
– Хорошо.
– Хочешь искупаться?
– Да!
– Давай договоримся: сегодня ты поплаваешь 2–3 минуты. Когда я тебя позову, ты быстро выйдешь из воды. Хорошо?
– Так мало! Мы в бассейне плавали по 30 минут.
– Вода в бассейне теплая, до 24–26 градусов, в пруду намного прохладней, – сказала бабушка.
– Я же обливаюсь холодной водой!
– Все равно для первого раза достаточно, – сказала бабушка. – Дней через пять я разрешу тебе плавать 10 минут.
– Вот это будет здорово!
Вадик вошел в воду. Постоял-постоял и выскочил на берег. Бабушка взглянула на внука, и ей вспомнилось четверостишие:
Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
– Смотри, у тебя «гусиная кожа»! Ты весь дрожишь. А хотел купаться долго.
Бабушка обтерла внука полотенцем, помогла переодеться и посоветовала пробежаться.
Потом они с полчаса полежали на солнце.
– Знаешь, почему ты озяб? Потому что не двигался в воде. Теперь, когда войдешь в воду, сделай упражнения «поплавок», «медуза»…
Обсуждение
– С кем Вадик пошел купаться на пруд?
– Кто из вас умеет плавать?
– А с кем вы ходите купаться?
Выслушав детей, вожатый говорит, что ходить купаться можно только со взрослыми.
– Какую ошибку допустил Вадик, войдя в воду?
– Что ему надо было делать, находясь в воде?
– Сколько времени вы купаетесь?
– Вы купаетесь при любой температуре воздуха и воды или…?
Вожатый сообщает, что врачи рекомендуют купаться в открытом водоеме при температуре воздуха 20–24 градуса, а воды – не ниже 18–20 градусов.
– Что сделала бабушка, когда увидела у Вадика «гусиную кожу»?
– Что вы делаете, после того как выходите на берег?
Выслушав детей, вожатый говорит:
– После купания оботрите тело полотенцем, переоденьтесь в сухую одежду.
Теперь поговорим о правилах поведения на воде и мерах безопасности во время купания.
– Как вы поступите, если услышите крик ребенка о помощи?
Выслушав детей, вожатый обращает их внимание на то, что надо обязательно позвать на помощь взрослых, потому что там, где детям глубоко, взрослый может достать дно.
3-й КЛАСС
Вожатый зачитывает несколько строк:
В школе кончились уроки,
Перешли мы в старший класс.
Полежать на солнцепеке
Приглашает прудик нас.
Здравствуй, прудик, здравствуй, лес!
Мы попали в край чудес!
Как отдыхали на пруду папа с Аликом, вы узнаете из следующего рассказа.
Какой хороший день!
Алик с родителями приехал в деревню.
– Папа, пойдем завтра купаться? – попросил мальчик.
– Наверное, еще ни земля, ни вода не прогрелись. Доживем до завтра, а там посмотрим, – сказал папа.
На следующий день утром мимо их дома в сторону пруда прошли взрослые и дети с полотенцами.
– Смотри! Смотри! – закричал Алик. – Они идут купаться. Пойдем и мы!
– Какую погоду передали на сегодня? – спросил папа.
– 20–22 градуса тепла, – сказала мама и добавила: – без осадков.
– Собирайся, – сказал папа Алику.
На пруду папа спросил Алика:
– Ты научился плавать в бассейне?
– Я только научился держаться на воде.
– Тогда купайся недалеко от берега. Сегодня в воде побудешь 3–4 минуты!
– Что так мало? Можно побольше?
– Нет! Нет! Это у тебя первое купание, поэтому только 3–4 минуты! Входи в воду постепенно. Охлади вначале голову и грудь. И давай договоримся: ты выходишь из воды, как только я тебя позову. Хорошо?
– Договорились! – пробурчал Алик.
Папа подошел к воде, помочил руки.
– Да, температура где-то 18–20 градусов. Нормально!
Не прошло и двух минут, как Алик выскочил из воды.
– Я же тебя не звал, – сказал папа.
– Мне мешали ребята. Ныряют друг под друга.
– Понятно! Бери полотенце и разотрись.
Пока Алик вытирался, папа сказал:
– Ребята вели себя неправильно. Так нельзя!
Через полчаса папа спросил Алика, пойдет ли он в воду.
– Пойду! Пойду!
– Через неделю я разрешу тебе купаться по 10 минут.
– Вот будет здорово! – обрадовался Алик.
Обсуждение
– При какой температуре воздуха пошел купаться Алик?
– С кем Алик пошел на пруд?
– С кем вы обычно ходите купаться?
– Какая была температура воды в пруду?
– Почему первый заход Алика в воду оказался недолгим?
– Что сделал Алик, выйдя из воды?
– Какие подвижные игры на воде вы знаете?
Выслушав детей, вожатый говорит, что в воде они могут играть в такие игры, как «Караси и карпы», «Водолазы», «Борьба за мяч», «Эстафеты».
А теперь поговорим о правилах поведения на воде.
Вожатый читает четверостишие из стихотворения С.Маршака «Десять негритят»:
Купались десять негритят.
Нельзя шалить: в реке ведь!
Но так шалил упрямый брат,
Что братьев стало девять.
Ежегодно на воде гибнет 8–10 тысяч детей. За этими сухими цифрами – горе и страдания близких и знакомых, слезы матерей.
Во избежание трагических последствий во время купания надо соблюдать меры безопасности:
– купаться только со взрослыми;
– во время купания не терять
друг друга из виду;
– не купаться сразу после обеда;
– не лезть в воду, не зная броду;
– не умея плавать, купаться у самого берега;
– купаться в местах, где установлен знак «Место для купания»;
– не купаться там, где есть знак
«Купаться запрещено»;
– не подавать ложной тревоги.
4-й КЛАСС
Вожатый сначала рассказывает, что жизнь на земле зародилась в Мировом океане. Может быть, поэтому людям так часто хочется окунуться в родную стихию – праматерь всего живого, поплавать, чтобы улучшить настроение, приобрести радостные эмоции. В воде человек ощущает невесомость, разгружает позвоночные диски, дает отдых суставам.
Затем вожатый читает рассказ.
Осторожно: судороги!
В последних числах мая Саша с мамой поехали на дачу. Цвели вишни, благоухали яблони, лиловая сирень была готова распуститься. Ртутный столбик показывал 25 градусов выше нуля.
После завтрака мама предложила сходить на канал.
– Мы столько раз там были, – захныкал Саша. – Нельзя ли пойти куда-нибудь еще?
– На улице жарко. Лучшего отдыха, чем у канала, в такую погоду не найти.
– Я плавать не умею! – сказал Саша.
– Покупаешься у берега.
– Я купаться не буду. У меня какая-то слабость, кружится голова.
Мама, не обращая внимания на капризы Саши, стала собираться: взяла подстилки, фрукты, полотенце, сменное белье, набрала во фляжку воды. Она страшно суетилась, припоминала, не забыла ли чего, и наконец сказала:
– Ну вот теперь, кажется, все!
Они пришли на канал.
– Как здесь чудесно! – сказала мама.
Улеглись загорать. Минут через десять Саше стало жарко. Он встал и с разбега бросился в воду. Вода показалась очень холодной. Ногу свела судорога. Стало больно.
Саша начал подпрыгивать и незаметно отошел от берега. Вода уже доходила до носа, он начал захлебываться.
Мама в это время с увлечением читала книжку и ничего не видела.
Мимо проходили старшеклассники. Один из них вошел в воду по колено и бросил Саше конец длинной веревки. Мальчик выбрался на берег и побежал к маме.
Мама, увидев кашляющего и фыркающего Сашу, побледнела. В ее взгляде читалась мысль: «Он тонул!». Она собралась с духом и обрушилась на сына с вопросами:
– На тебе лица нет! Что случилось?
– Мне стало жарко, и я прыгнул в воду. Ногу свела судорога. Я растерялся и не заметил, как отошел от берега.
– Как же ты выбрался?
– Мне помогли вон те ребята.
– Да! – сказала мама. – Не уследила я за тобой! Тебе надо было сначала зайти минут на пять в тень, остыть, а потом уже, предупредив меня, идти купаться, а не бросаться в воду с разбега.
Обсуждение
– Куда пошли купаться мама и Саша?
Выслушав детей, вожатый объясняет, что канал – это искусственная река. По нему можно попасть из одной реки в другую.
– Кто из вас купался на канале?
– С кем вы обычно ходите купаться?
– Умел ли Саша плавать?
– Что с ним случилось во время купания?
– Какое правило безопасности нарушил Саша?
У тех, кто ныряет в воду разгоряченным, наступает резкий спазм сосудов, который может привести к обмороку, судорогам, в таком состоянии можно захлебнуться и утонуть. Не прыгайте в холодную воду с разбега.
Купайтесь в открытом водоеме при температуре воды 18–20 градусов, а воздуха – 22–24 градуса.
Если у вас в воде появилась судорога, растирайте эту мышцу или зовите на помощь. Не стесняйтесь!
Хлебнув воды, не паникуйте, а постарайтесь приблизиться к берегу. Опустите ноги на дно и откашляйтесь.
– Какое средство спасения применил старшеклассник?
В заключение вожатый говорит, что только соблюдение правил безопасности ограждает нас от несчастных случаев на воде.
|