15–17 мая в Москве в Научно-исследовательском центре ММА имени И.М. Сеченова прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи»
Нужен
новый стандарт
образования
Организаторами конференции выступили Министерство здравоохранения и социального развития РФ, РАМН, Межведомственный научный совет по гигиене и охране здоровья детей и подростков, Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков.
Главная тема – развитие медико-профилактического образования в России. На пленарных и секционных заседаниях представители медицинских и педагогических вузов из 40 регионов России и зарубежья, ученые, практикующие врачи и педагоги обсуждали профессиональное обучение гигиенистов технологиям формирования здорового образа жизни детей и подростков.
Участники конференции отметили, что учебные программы (на базовом и последипломном уровне, а также в системе непрерывного повышения квалификации) требуют усовершенствования и разработки новых образовательных стандартов.
В соответствующем образовании нуждаются учителя и социальные работники, непосредственно общающиеся с детьми. А сейчас все происходит наоборот – часы подготовки будущих педагогов по блоку медико-биологических дисциплин сокращены. При всеобщем ухудшении здоровья и неправильном образе жизни, который ведут многие дети и подростки, такое изменение государственного образовательного стандарта является, мягко говоря, необоснованным.
Внедрению в школах здоровьесберегающих технологий мешает и то, что врачи и педагоги до сих пор не достигли полного взаимопонимания. Хотя примеры успешного сотрудничества администрации, органов здравоохранения и образования (в малых городах) по снижению заболеваемости школьников есть – это, в частности, проект «Здоровые города».
При высоком распространении среди подростков и молодежи табакокурения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ, ранней сексуальной активности, большая роль в формировании здорового образа жизни отводится образовательным учреждениям. В школах, содействующих здоровью, особое внимание уделяется охране психического состояния детей, личностно-ориентированному подходу в образовании, создаются условия здорового развития школьников, их успешной социальной адаптации.
В ходе конференции обсуждались технологии оздоровления тех детей, которые находятся в трудных жизненных ситуациях и нуждаются в социальной реабилитации, медико-социальные проблемы трудовой занятости учащихся школ и колледжей, причины травматизма детей и подростков и разработка программ его профилактики.
Участники конференции внесли несколько предложений, в том числе:
– Считать необходимым сохранение и развитие системы подготовки специалистов медико-профилактического профиля по программе «специалист» со сроком обучения 6 лет.
– Предложить Минздравсоцразвития РФ рассмотреть вопрос о подготовке врачей для организации отделений медицинской помощи детям и подросткам (в образовательных и лечебно- профилактических учреждениях) на базе интернатуры для выпускников педиатрических и медико-профилактических факультетов. Это позволит восполнить дефицит врачебных кадров в образовательных учреждениях и усилить работу по укреплению здоровья подрастающего поколения.
– Просить Минобрнауки РФ включить в государственный образовательный стандарт подготовки педагогов вопросы физиологии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков.
– Способствовать расширению сети школ, содействующих укреплению здоровья, привлекая для этого возможности систем здравоохранения и образования, общественные институты.
– Считать необходимым разработку и внедрение единой федеральной программы по формированию здорового образа жизни детей, подростков и молодежи.
С 1995 по 2005 год заболеваемость учеников младших классов увеличилась на 92%.
Десять лет назад 21% малышей, поступавших в школу, имели хронические заболевания, сейчас таких – 41,5% |
Сколько стоит профилактика
В рамках конференции состоялось заседание Высшего координационного совета Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья.
Ученые считают, что развитие школьного здравоохранения должно быть приоритетным направлением национального проекта по образованию и здравоохранению. Специалисты НИИ гигиены детей и подростков разработали программу медицинского обеспечения учащихся образовательных учреждений.
«По данным последней диспансеризации 49% детей и 83% подростков нуждаются в лечении в поликлиниках и стационарах, – отметила доктор медицинских наук Ирина Рапопорт, – однако опыт показывает, что отрывать школьника от учебы для посещения поликлиники трудно, да и родители не имеют возможности постоянно отпрашиваться с работы. В результате ребенок остается без необходимого лечения. Частично эту проблему можно решить в условиях образовательных учреждений. Но подход должен быть разумным, нельзя превращать школы в поликлиники. Ну а профилактическую работу, с использованием специальных программ, вести в школах просто необходимо».
К сожалению, 65% школ РФ не имеют условий для оказания профилактической и лечебной помощи детям – это касается и оснащения кабинетов, и наличия, вернее отсутствия, врачей. В соответствии с Приказом МЗ РФ № 37 от 10. 2001, регламентирующим штатные нормативы, на 600 школьников должна быть одна медсестра, а на 1200 школьников – 1 врач. То есть практически в каждой московской школе должны работать врач и две медсестры. Но их там нет.
Для населенных пунктов, где проживает меньше 25 тысяч жителей, даже нормативов не существует. А ведь сельских школ у нас 69%, и учатся в них почти 6 миллионов детей.
Необходимо, чтобы в сельских школах, с количеством учащихся от 300 до 800 человек, работал врач. А в сельских больницах нужно создать специальные бригады врачей, которые выезжали бы в школы для проведения профилактических мероприятий, лекций и консультаций, оказания методической помощи.
Надо совершенствовать систему финансирования школьного здравоохранения. Ученые института подсчитали, сколько потребуется денег для обустройства профилактических кабинетов в школах (для городов и поселков с населением свыше 25 тысяч человек)*.
Оснащение медицинского кабинета необходимым оборудованием будет стоить 463 500 рублей, из них 400 тысяч уйдет на современную стоматологическую установку. Если учесть, что в России почти 60 тысяч городских образовательных учреждений, можно посчитать, какая потребуется сумма.
Количество школьных врачей в стране должно соответствовать нормативам. Мы все прекрасно понимаем, что выпускникам медицинских институтов неинтересно работать в школах, сидеть без денег и перспектив. Поэтому нужно не просто найти штатную единицу, а обеспечить достойной зарплатой (аналогичной зарплате участкового) 11 200 врачей и 22 400 медсестер. С учетом сельских врачей получается приблизительно 6 млрд рублей в год.
Должна быть разработана нормативно-правовая база, создан стандарт проведения лечебной и профилактической работы в школах. Кроме того, необходимо систематически повышать квалификацию медицинского персонала, работающего в образовательном учреждении, и создавать единое информационно-методическое обеспечение.
Финансирование этой программы должно быть включено в федеральный и региональные бюджеты. Оказание профилактической помощи детям и подросткам – дело государственное.
Высокие
технологии питания
Еще одна актуальная проблема, влияющая непосредственно на здоровье школьников, – питание. За обеспечение детей горячими завтраками и обедами отвечают разные организации, при этом в стране нет единого стандарта качества питания. В некоторых регионах детей кормят на 3,5 рубля в сутки!
Недостатки организованного школьного питания хорошо известны. Это «неохваченные» горячей едой старшеклассники; ограниченный ассортимент блюд; пища, приготовленная на жирах низкого качества; избыточное содержание в ней соли, сахаров и специй; малое количество рыбы, кисломолочных продуктов, овощей и фруктов в рационе… Существующая система буксует из-за плохого оснащения школьных столовых оборудованием и кухонным инвентарем, всецело зависит от человеческого фактора (низкая квалификация персонала, нарушения в составлении меню…) и экономически не эффективна. Более 50% себестоимости обеда в школьной столовой пока идет на оплату персонала, счет за электричество оплачивает школа. Нужно найти принципиально новое решение организации питания в школах.
«Новое – это хорошо забытое старое. Пути решения этой проблемы только в индустриализации, – считает директор Института отраслевого питания Владимир Чернигов. – Должны быть общероссийский стандарт и единая идеология полноценного, здорового питания, адаптированные к местным условиям». Принципиальное новшество предлагаемой программы – комбинат, работающий по системе «приготовь и охлади». Завтраки и обеды готовятся централизованно с соблюдением санитарных и технологических норм, затем производится шоковое охлаждение до температуры 4–5 оС, что позволяет сохранять продукты свежими достаточно длительное время. Один комбинат может обеспечить питанием (включая доставку) примерно 50 тысяч школ. Уже есть опыт такой работы в Хабаровском, Ставропольском краях, в Республике Удмуртия, Ярославле. Через год вступит в строй первый такой комбинат в Ставрополе, он строится на частные деньги.
Стоимость «индустриального» питания – 15 рублей на школьника в день (завтрак и обед). Государство, которое заботится о своих гражданах, и в первую очередь – о детях, должно найти эти деньги!
Российское общество школьной и университетской медицины и здоровья решило взять на себя инициативу и подготовить положение о школьном питании в рамках программы «Здоровый ребенок».
|