Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2006

Технология

Учимся любить природу

Отношение к здоровью как к главному богатству человека воспитывается в начальной школе через доступные формы: рассматривание, наблюдение, элементарные виды экспериментирования, измерения, прогнозирования, сопоставления.

На природоведческих экскурсиях ученики приходят к выводу, что субъективные причины, определяющие уровень здоровья, бывают значительно важнее и в силах каждого человека сделать так, чтобы уменьшить риск разрушения здоровья.

Мы в нашей школе разработали специальный практикум «Природа в окружающем мире», цель которого – формировать здоровьесберегающее мировоззрение у младших школьников.

Материалы практикума разработаны с учетом поэтапного, внутренне обоснованного перехода учащихся от молчаливого созерцания и восторженного любования природой к осознанному, регулярному общению с ней как с источником положительных эмоций и ощущений. Практикум активизирует экологическое мышление и направленную заботу детей о себе.

Ученики знакомятся с примерным перечнем экологических правил, которые необходимо выполнять в процессе учебной экскурсии (или самостоятельных прогулок). Эти правила «разыгрываются», или «инсценируются», ориентироваться в них могут уже дети первого класса.

Вот несколько таких правил, направленных на охрану природы и человека как одного из ее элементов:

  • Животные и растения – живые организмы, относись к ним бережно, с любовью.
  • Наблюдай за событием в природе без шума и суеты, без порчи мест наблюдения.
  • Наблюдая за живыми существами, их поведением, сам не совершай никаких резких действий.
  • Не приближай к себе объект наблюдений, сам осторожно приближайся к живому существу.
  • Собирай для коллекции или гербария не много природного материала и только то, что не внесено в Красную книгу.
  • Ничего не ломай, не рви, не разрушай, не вытаптывай.
  • Никого не лови и не приноси домой.
  • Подкармливай птиц и зверьков – особенно осенью, зимой и весной.
  • Собирая плоды, грибы, лекарственные травы, делай это только под руководством старших, никогда не ешь и не пробуй незнакомые растения и грибы.
  • «Исправь», «полечи», «помоги», «защити», «посодействуй» – это слова настоящего друга природы.

Наши дети изучают также установки, необходимые для сохранения своего здоровья и личной безопасности:

    Ориентируйся в незнакомом месте по различным признакам, звуковым сигналам, движению солнца, личному маршрутному листу.
  • Двигайся осторожно, избегай острых сучков, торчащих пней и коряг, густых зарослей травы и кустарника.
  • Не срывай и не ешь незнакомые растения: они могут быть ядовитыми.
  • При посещении леса не забудь о непромокаемой обуви, одежде, закрывающей все части тела, о головном уборе.
  • Не залезай на деревья, не раскачивайся на стволах и ветках, не спускайся в ямы и канавы.
  • Встретив незнакомое животное, не кричи и не совершай резких движений, дождись, пока оно уйдет само.
  • Не пей сырую воду из открытого источника: вода может быть зараженной или грязной.
  • Во время привала не сиди на сырой земле, на поваленных деревьях или старых пнях, не подложив какую-нибудь подстилку.
  • Получив травму, постарайся перетерпеть боль и самостоятельно принять меры по облегчению самочувствия.
  • Во время сбора грибов или ягод, различного природного материала не разрушай лесную подстилку. Помни, что в почве есть вредоносные для человека микробы (например, столбняка, бешенства, орнитоза – это информация для учителя).
  • При нападении насекомых (ос, пчел, муравьев) постарайся закрыть лицо и руки и удалиться в безопасное место.
  • При посещении леса необходимо иметь при себе свисток (мобильный телефон), маленькую индивидуальную аптечку, небольшой запас еды и питья.
  • Если ты заблудился, постарайся успокоиться и вспомнить о маршрутном листе, на котором обозначены объекты и направление твоего движения. Это поможет тебе найти дорогу домой.

Мощный фактор, который поддерживает детское здоровье, – это психологическая включенность учащихся в заботу о природе. Целенаправленная защита растений местности обеспечит чистоту воздуха, а чистый воздух, в свою очередь, оказывает положительное влияние на физическое состояние человека во время прогулок.

Приведем примеры посильной практической деятельности младших школьников (с участием родителей).

1. Обучение защите растений

Младшие школьники могут принять участие в расчистке лесопарковой зоны от валежника, сухостоя, поваленных деревьев; в устранении захламленности и мусора в парках, в лесу, на лугу, на берегах водоемов (если, конечно, это не связано с нарушением санитарно-гигиенических норм труда школьников).

Доступна детям посильная защита растений от негативного влияния природных катаклизмов, болезней, неразумного отношения человека. Даже первоклассники могут осуществлять сбор семян и плодов для доступного размножения растений, сажать растения как дикие, так и культурные, ухаживать за ними, защищать от вредителей, болезней, гибели.

Интересно проходят прогулки в лес с целью сбора съедобных грибов и ягод. В таких прогулках могут принимать участие родители, школьники старших классов. Во время привалов проводятся подвижные игры, веселые соревнования. Одновременно детям даются советы по сохранению лесной подстилки, они знакомятся с правилами разжигания костров и уборки лесных полянок после привалов.

2. Обучение простейшим приемам лечения

при помощи растений проходит с участием медработников, родителей, шефов-старшеклассников. Хорошо, если в классе есть небольшая библиотека, где собраны книги о лекарственных растениях. Здесь же могут быть представлены ученические сочинения и доклады на эту тему.

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых они осваивают простейшие приемы первой помощи при травмах с использованием растений: наложение лонгеток при вывихах, растяжении связок, переломах; сооружение элементарных носилок; организация мест отдыха при дожде, грозе; использование частей растений для облегчения ушибов, порезов, остановки кровотечения.

3. Обучение простейшим приемам предупреждения травм и оказания помощи

при взаимодействии с растениями.

Целесообразно познакомить младших школьников с правилами общения с незнакомыми растениями или с растениями, которые могут доставить неприятности. Дети должны различать по внешнему виду крапиву, осоку, волчью ягоду, вороний глаз, хорошо знать ядовитые растения данной местности. Необходимо познакомить школьников и с простейшими способами оказания помощи при соприкосновении с «опасным» растением: удаление заноз, помощь при кровоподтеках от сучка, при ожоге крапивой, порезе осокой и т.п. Должны дети знать и первые действия при отравлении ядовитыми травами и ягодами. Обучение проводится под руководством медработника школы или родителей-специалистов.

4. Обучение простейшим приемам ориентирования на местности

по признакам сторон света, имеющимся у различных растений. В начальной школе во время прогулок можно показать, что с южной стороны дерева обычно ветвей больше и листва гуще; что мох растет с северной стороны дерева, пня. Интересно детям понаблюдать и где расположены муравейники, гнезда птиц… Обучение проводит учитель, или приглашаются специалисты из территориального лесничества, опытные родители.

Уже младшие школьники начинают осознавать, что здоровье людей во многом зависит от их отношения к природе. Например, учащиеся начальных классов узнают о вреде браконьерства, охране редких видов растений, запрете на неразумный и неправильный (вредящий дереву) сбор березового и кленового сока. Расширяются представления детей о труде людей в природе, младшие школьники участвуют в посильных сезонных работах. Например, им доступны такие виды работ, как снегозадержание, уплотнение снега под плодовыми деревьями, подвязка растений, побелка стволов, обрезка кустов, развешивание скворечников, замазывание ран и мест солнечных ожогов на деревьях, высадка растений.

Физическая работа в пришкольных садах, огородах, оранжереях, живых уголках, классных комнатах (с комнатными растениями), которая проводится с учетом возможностей возраста, является одним из условий укрепления здоровья детей. Они участвуют в поливе, рыхлении, подвязывании, окучивании растений, расчистке местности от камней и коряг.

Осуществляя руководство различными видами практической деятельности младших школьников в живой природе, учитель должен:

  • соблюдать режим подвижности и следить, чтобы дети не перегревались;
  • обучать их дыхательной гимнастике;
  • обучать передвижению на местности по сухим участкам (без застоя воды и произрастания высоких болотных растений);
  • устраивать привалы и практические работы в безветренном месте.

Существенно важно организовать уже в начальной школе доступные детям виды работ по сохранению животных своей местности. Это может быть работа по подкармливанию зимой птиц и зверьков на полянках (т.е. на твердой земле или на уплотненном снегу); сохранение муравейников, птичьих гнезд, норок шмелей и зверьков; изготовление простейших плакатов, призывов о сохранении животных и размещение этих плакатов в парках, скверах.

Дети вместе со взрослыми могут проводить необходимые разрушения наста для подвижности и дыхания зимующих под снегом животных и птиц.

Учитель рассказывает учащимся о правилах поведения в природе во время выведения и выращивания животными потомства (нельзя захламлять места обитания животных, вести любую деятельность в местах гнездования птиц, ловить диких животных в этот период…).

Дети знакомятся с правилами наблюдения за животными, с правилами поведения при нападении животного или при случайном столкновении с ним. Формируются умения школьников оказывать простейшую помощь в случаях травмирования при взаимодействии с животными (укусы насекомых; попадание мошки или паутины в глаз; попадание на кожу ядовитых выбросов животных; уколы о колючки животных; нападение стаи птиц; укусы пресмыкающихся, мелких зверьков; попадание в дыхательное горло мелких насекомых).

Также дети узнают, как надо вести себя при случайной встрече с крупным диким животным (лосем, кабаном, косулей, лисой и др.).

Младшим школьникам посильна и интересна физическая работа по сохранению видов редких животных. Например, дети участвуют в устройстве кормушек и кормовых столиков, ограждении муравейников, изготовлении простейших домиков для птиц (скворечников, дуплянок). Дети любят наблюдать за деятельностью взрослых по изготовлению сходней и мостиков для водных и водоплавающих животных. Мальчики помогают мужчинам (забивают гвозди, держат доски, подают инструменты), а девочки готовят указатели и рекламные плакаты.

Перечисленные виды здоровьесберегающей деятельности осуществляются на экскурсиях, прогулках, в походах, в тесной взаимосвязи с опытнической, наблюдательской, измерительной, фиксирующей деятельностью. В итоге подобной работы у детей складываются представления о том, что знания о природе нужны не сами по себе, а для правильного взаимоотношения человека с ее объектами, для сохранения жизни и здоровья всех представителей природного сообщества.

В результате такой работы учащиеся начальных классов начинают постепенно осознавать, что их посильный вклад в сохранение и восстановление живой природы имеет социальную направленность, поскольку результаты их труда оказывают влияние на поддержание экологического баланса окружающей местности. Таким образом, учащиеся вносят свой посильный вклад в реализацию общегосударственной и региональной программы по поддержанию природы на хорошем экологическом уровне.

Итак, приведем перечень некоторых видов активной детской деятельности природоохранной направленности.

  1. Посадка дикорастущих и культурных растений вокруг школы, в парках и дворах.
  2. Расчистка дворов, парков, лесополосы, пришкольного участка от мусора и хлама, свалок и сухостоя.
  3. Обустройство скамеек, зон отдыха, мест сбора мусора, указателей.
  4. Побелка стволов деревьев; размещение ловчих поясов для вредных насекомых; замазывание садовым варом морозобоин и трещин, порезов и проколов коры, подвязка стволов молодых деревьев.
  5. Обустройство кормушек и кормовых столиков для птиц и животных.
  6. Изготовление и развешивание домиков для птиц, сохранение их гнездовий в период выведения потомства.
  7. Прогулки в местах произрастания растений, выделяющих большое количество фитонцидов.
  8. Защита местности от пожаров, поджогов сухой травы, свалок.
  9. Проведение тренингов: «Привал в лесу», «Игры на лугу», «Робинзон у водоема», «Букет для души» и др.
  10. Проведение тренингов по взаимодействию с природой: «Как двигаться по пересеченной местности», «Как выбраться из незнакомой местности», «Растения – наши друзья и враги», «Как правильно собраться на прогулку в лес?», «Почему нельзя лазить на деревья?», «Кто живет в дупле или норке?».
  11. Проведение медико-профилактических тренингов: «Как помочь себе при травме?», «Как помочь другу при травме?», «Что нельзя приносить в лес?»

Включаясь в социально значимую деятельность, осознанно совершая природоохранные действия, учащиеся духовно обогащаются, получают заряд психического здоровья, у них формируется экологическая грамотность.

Эстетическое взаимодействие с природой помогает раскрыть творческие задатки и способ¬ности детей. Школьники приобретают навыки глубокого, «утонченного» попечительства над объектом природы: бережливости, внимательной заботы, длительного ухода – то есть постоянного желанного общения с ним. Это стимулирует индивидуальную и коллективную творческую деятельность школьников, которая поднимает настроение, вызывает любовь к природе, родному краю, дает ощущение радости, эмоционального комфорта, благополучия. А это и есть элементы психического здоровья школьников.

К детям приходит желание рассказать о своем опыте общения с природой. Это желание выражается в том, что дети сочиняют рассказы о любимых пейзажах, явлениях и объектах природы; рисуют, делают аппликации; фотографируют, создают конструкции из кусков льда и снежных комков. У младших школьников просыпается интерес к музыке и поэзии. Они с удовольствием принимают участие в подготовке и проведении праздников, прославляющих силу и красоту живой природы; готовят театрализованные представления соответствующей направленности.

Одним из видов творческой деятельности младших школьников становится участие в общественной жизни родного города: они создают плакаты, лозунги, охранные инструкции, пишут заметки в местную прессу, выступают по местному телевидению, участвуют в конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах, посвященных многообразию природы родного края, а также ее охране и защите.

Более значительным результатом здоровьесберегающей деятельности может быть выход учащихся 3–4-х классов на самостоятельную работу по поддержанию здоровья окружающих. Например, дети привлекаются к разработке правил профилактики простудных заболеваний в холодное время года; активно участвуют в подготовке и проведении ролевых игр на основе знаний, полученных во время экскурсий; организуют агитационные бригады и готовят соответствующий наглядный материал… Следует особо отметить, что практикум «Природа в окружающем мире» создает условия для обучения школьников в профильном классе основной школы.

 

Л. Рывкина