Игра – основа любого обучающего процесса. Игра во время туристского путешествия – средство образования и воспитания детей и подростков и форма проведения досуга.
Она позволяет руководителям туристских групп решать целый ряд проблем. Например:
- вовлекать детей в творческую деятельность, воздействовать на личность ребенка;
- сплотить группу в единый коллектив, объединив всех ее участников общей творческой деятельностью;
- закрепить полученные в туристском путешествии профильные знания, умения и навыки;
- занять свободное время группы вечером;
- развить навыки общения и поведения в незнакомой аудитории;
- использовать в качестве декораций естественное природное окружение;
- решить вопросы подведения итогов путешествия и награждения участников туристской походной группы – призы можно сделать на месте из природного материала (бусы, букеты цветов, расписные камушки-талисманы и пр.).
В качестве примера предлагаем несколько сценариев организации и проведения наиболее интересных, на наш взгляд, массовых туристских мероприятий историко-культурной направленности
|
«Посвящение в туристы»
«Посвящение в туристы» – один из самых ярких моментов для новичков в туристском путешествии.
Как правило, сценарий, основанный на краеведческом материале того географического района, в котором совершается путешествие, составляет самая опытная половина походной группы. Представление может быть и в форме выступления агитбригады, и в форме пантомимы с пояснениями, и в форме «картинок из походной жизни»…
Организуется и проводится оно в конце путешествия, вечером у костра, фоном для представления могут быть и шум ветра, и плеск волны, и крики птиц, и тихая песня. И оборудование не надо искать: оно рядом, им пользовались во время путешествия. Да и участниками представления будут все: кто-то будет выступать в роли ведущего, кто-то – в роли посвящающего, кто-то – в роли посвящаемого, кто-то будет бутафором, костюмером, визажистом.
Тем, кого посвящают в туристы, можно предложить следующие краеведческие и технические задания: собрать дюжину разных листьев, хвоинок и черничин, уметь определить лесные растения – пищевые и лекарственные, показать, какую силу мышц приобрели они за поход, чему научились (данные задания связаны с видом туризма); и т.д.
Сценарий «посвящения в туристы» может строиться следующим образом. На подготовительном этапе инициативная группа, продумав ролевой состав актеров, готовит для них костюмы, обсуждает и прокладывает «тропу лишений» (через речку, овраги), подготавливает «препятствия» (отгадать птиц по их крикам, расшифровать следы диких животных, используя условные топографические знаки, сориентироваться в ночном лесу, выдержать обливание водой при переходе через речку, проползти под веревками в овраге). Эта же группа продумывает и пишет клятву для посвящаемых, заранее готовит кашу (компот, сгущенку), угольки или сажу и прочее для ритуала посвящения. Дрова для костра собирают все вместе.
Само представление начинается с приглашения к общему костру. Приглашением может быть какой-то условный знак – например, уханье совы, раскаты грома, крик кикиморы, призывы лесного царя Берендея – все зависит от фантазии организаторов. Когда все участники соберутся у костра, начинается основное действие. Оно может планироваться по-разному. Можно все построить так, что обитатели леса захотят узнать, насколько участники группы готовы к жизни в полевых условиях, или на том, что лесные жители хотят получить подарки от присутствующих – и только тогда разрешат им идти дальше…
В действие вовлекается каждый участник группы, здесь будут к месту личные таланты (можно будет спеть, сплясать, прочитать стихи, угостить присутствующих приготовленным собственными руками кушаньем, подарить гостю сделанную из природного материала интересную поделку, зачитать песню – гимн царю Берендею, вручить ему почетную грамоту на бе¬ресте за образцовое содержание лесов) и умение действовать группой (оказать помощь в строительстве трона, носилок, по признакам определить заболевание и оказать доврачебную помощь гостям, пройти испытание на «тропе лишений», «поляне заданий»...).
На «тропу испытаний» («поляну заданий») участников-новичков цепочкой выводят опытные туристы, которые сопровождают их на всем пути, оказывая помощь в выполнении заданий. Следует проследить за тем, чтобы у посвящаемых не было фонариков: в темноте все задания покажутся намного романтичнее и сложнее. А они могут быть самыми разнообразными, вплоть до отыскивания одного из участников посвящения, заблудившегося в лесу. При его поиске группе придется преодолевать реки и буераки, расшифровывать записки-пиктограммы, удивлять лесных жителей своими познаниями о родном крае, туристскими навыками и умениями.
После выполнения заданий все возвращаются к костру, располагаются вокруг него широким кругом и, взявшись за руки, хором за ведущим произносят клятву, например, следующего содержания: «Мы, добровольно согласив¬шиеся на участие в этой церемонии, перед лесным царем Берендеем… (называется имя актера, исполняющего роль) торжественно клянемся:
- не расставаться до старости с рюкзаком, палаткой, ложкой, миской и сгущенкой;
- стоя, лежа и ползком проводить краеведческие наблюдения в походе и преодолевать все возникающие на пути препятствия;
- до последнего бороться с консервными банками и другим мусором в лесу;
- создавать себе трудности каждый день и мужественно их преодолевать;
- лес любить, по воде бродить, горы преодолевать!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!».
После произнесения клятвы всех участников церемонии обносят кашей (компотом, сгущенкой), одаривают либо верительными грамотами, либо значками «Юный турист России», вручают им удостоверения к значку или ставят печать на щеку (лоб), используя сажу, картофель или глину. Нельзя забывать и руководителя походной группы – он же тоже участвует в празднике. Его можно наградить грамотой, вручить справку о руководстве походом или какой-либо подарок – поделку из природного материала. Заканчивается представление фотографированием на фоне костра или какого-либо природного объекта со всеми актерами и участниками общего праздника.
Независимо от возраста, возможностей, способностей и физической подготовки участников все они, как правило, справляются с заданиями. Это происходит потому, что все задания тщательно продуманы и проверены на себе опытными участниками группы, а каждый из участников-новичков туристского путешествия в походе незаметно для себя подготовился к их выполнению. Поэтому все участники – новички группы в конце путешествия смело могут называться гордым словом турист.
Игры на местности
«Ползком»
В эту игру можно играть во время летних походов. Для ее организации следует выбрать площадку на краю редкого леса на ровной местности. В очерченном квадрате на расстоянии 20 метров от крайних деревьев становится водящий, на одном из деревьев вешается свисток. Остальным игрокам (предварительно спрятавшимся) следует незаметно для водящего подкрасться к свистку и свистнуть в него. Если наблюдающий замечает кого-либо, он называет его по имени, и тот выбывает из игры. Побеждает тот, кому удается свистнуть раньше, чем его заметят.
«Поход робинзонов»
В период подготовки к этому мероприятию руководитель заводит с участниками похода разговор о приключениях Робинзона и предлагает выбрать из 20 различных предметов пять, необходимых для похода. После обсуждения принимается решение о том, что этими предметами должны быть, например, котелок, топорик, пила, лупа и веревки (набор предметов будет зависеть от заданий-приключений, разработанных инициативной группой). Кроме того, каждому участнику рекомендуется взять с собой блокнот для заметок, карандаш, личную посуду, нож и прочий инвентарь для поделок. Наверное, следует наметить план-схему движения, перерисовать участок карты и пр.
Руководитель, предварительно обследовав место неподалеку от лагеря, намечает «набор приключений» (например, строительство шалаша, оборудование места для кострища, изготовление стаканчиков для воды и шапок от солнца из подручного материала, постройку плота, добычу пропитания).
Приключения могут начаться у реки, в лесу неподалеку от лагеря. За определенное время участникам «Робинзонады» следует соорудить навес-шалаш для укрытия от непогоды, стол и сиденья, оборудовать по всем правилам место для костра, зажечь огонь с помощью лупы, принести из родника воду и приготовить для отряда чай из трав и лесных ягод. Обед также следует устроить здесь же. К обеду можно подать приготовленные на огне мясо, дичь и т.п. После обеда предложить группе определить, какие травы и ягоды выступали в качестве заварки в чае, что еще можно использовать в течение года как заварку (три человека, назвавшие наибольшее число вариантов, получают дополнительные очки). Разделившись на группы, приступить к выполнению разнообразных заданий руководителя, например, к изготовлению стаканчиков (ложек и пр.), головных уборов, орудий для ловли дичи, плота из подручного материала. Это не так-то просто, хотя руководитель всегда рядом, всегда подскажет и поможет. Когда все задания будут выполнены, можно и искупаться, и испытать примитивный плот.
Во время купания можно устроить соревнования по «змеиному плаванию» и «переправе спасенного». «Змеиное плавание» – это плавание на груди только с помощью ног, голова – над гладью воды, руки лежат на поверхности воды и вытянуты ладонями вперед. Два игрока плывут «змеиным» стилем навстречу друг другу на небольшом расстоянии. При встрече они взаимно толкают друг друга ладонью в ладонь. Кому из них удается оттолкнуть соперника на 1 м в обратную сторону, тот выигрывает и получает для своего отряда 1 очко. Побеждает отряд, получивший большее количество очков (как вариант в этом соревновании побеждает тот, кто проплывет «змеиным» стилем наибольшее расстояние). «Переправа спасенного» – игра-соревнование групп (по три игрока каждая). Два хороших пловца плывут на спине друг за другом на расстоянии около 2 м, третий – спасенный – лежит на груди в беспомощном состоянии между ними, придерживаясь руками за плечи первого пловца, а его ноги (в подъеме) опираются на плечи другого пловца (указанный способ применяется при переправе человека, не умеющего плавать, через реку). Вода должна быть игрокам по плечи. Игра проводится на время. Побеждает тройка игроков, которая переплывет установленное расстояние за самое короткое время.
Число поощрительных очков может увеличиться, если начать соревноваться в метании копья (вначале надо попасть в круг, нарисованный на песке, а затем метнуть копье через веревочную петлю), в стрельбе по макету животного из сделанного собственными руками лука, в других играх. Должна дойти очередь и до карандашей и блокнотов, в которых участники похода будут записывать ответы, например, на следующие вопросы литературной викторины (вопросы могут составляться также исходя из проблем выживания туристской группы в полевых условиях и т.д.).
- Кто написал книгу «Робинзон Крузо»? (Даниэль Дефо.)
- Как звали попугая Робинзона? (Попка.)
- Почему Робинзон назвал своего слугу Пятницей? (Появился у него в этот день недели.)
- Сколько лет провел Робинзон на острове? (28 лет 2 месяца 19 дней: с 30 сентября 1659 года по 19 декабря 1687 года.)
После выполнения этого задания следует подвести итоги похода, убраться, еще раз осмотреть место стоянки и только тогда вернуться в лагерь. В лагере можно смонтировать выставку поделок и самоделок, фотографий с места событий, схем построек комфортабельного жилища Робинзона…
|