Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2006

Вне урока

Прогулка с веревками

Продолжаем разговор о прогулках (см. № 11/2006). Цель этой прогулки – формирование и закрепление практических навыков в завязывании узлов, развитие у детей двигательной активности с по¬мощью разнообразных соревнований и игр

В период подготовки к прогулке руководителю следует рассказать участникам о том, что история использования веревок для завязывания узлов насчитывает более 1000 лет, что веревки бывают конопляные, хлопковые, бумажные, нейлоновые, из стальных волокон и др., объяснить, как нужно обращаться с веревками (перед использованием проверить на прочность, конец закрепить или завязать узлом, веревку не следует перекидывать через острые грани и т.д.), показать, как правильно готовить веревку к транспортировке и хранению (перед укладкой веревку следует очистить, просушить, хорошо выровнять, намотав на локоть, связать узлом), научить вязать несколько простых узлов. По ходу рассказа руководитель может задавать различные вопросы, нацеливать участников игры на подготовку инвентаря к прогулке.

В начале прогулки следует вернуться к рассказу руководителя. Те из участников, кто может ответить на его вопросы, касающиеся истории морских узлов, правил использования веревок и их транспортировки, получают поощрительные очки.

Туристская прогулка может начаться с передвижения вдоль берега речки или склона оврага. На другой берег участникам предлагается перебраться по веревке, натянутой между двумя деревьями, перебирая по ней руками, или как вариант – по перильной переправе. Руководитель организует страховку участников, разъясняет понятия «страховка – самостраховка».

Демонстрацию приемов работы с веревками можно перемежать подвижными играми. Много смеха и шуток вызывает игра «Кто быстрее всех перережет веревку?». Правила ее заключаются в том, что игрок с завязанными глазами должен по команде перерезать веревку, натянутую в четырех метрах от него. Кому удастся это сделать, тот и выигрывает.

Следующая игра заключается в том, что копьем, изготовленным заранее, надо попасть в петлю, висящую на дереве. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее и точнее всех. Можно сыграть в игру «Раскручивание каната». Суть ее заключается в том, что один из игроков становится в центр круга радиусом чуть больше длины каната и раскручивает канат. В интервале между отдельными вращениями каждый должен успеть вбежать в круг, взять находящийся там предмет и вернуться на свое место так, чтобы его не задел канат.

В игре «Найди канат» игроки стоят с завязанными глазами на расстоянии двадцати метров от каната, который держат двое помощников руководителя. Задача состоит в том, чтобы, повернувшись по команде руководителя несколько раз вокруг себя, в полной тишине попытаться коснуться каната.

Можно посоревноваться, кто быстрее смотает пятиметровую веревку (бельевую или репшнур), один конец которой прибит гвоздем к пню, а второй – завязан на указательном пальце игрока. Или кто, взяв жердь, пройдет по канату, лежащему на земле, не оступившись. Можно предложить игрокам надеть большие перчатки и на подготовленной специально веревке, натянутой между деревьями, как можно быстрее завязать простой узел.

Команды могут посоревноваться в завязывании узлов. Например, от каждого отряда в соревновании участвует одна пара. Игроки становятся друг против друга, держась одной рукой за конец каната. Вторая рука заложена за спину. Руководитель выбирает один из знакомых всем узлов и предлагает паре его завязать. Очки присуждаются за скорость и правильность вязки узлов. Может соревноваться и команда из шести человек. Каждый из участников, кроме четвертого и шестого, имеет небольшой канат. Перед каждой командой в землю вбит шест. По сигналу первый игрок завязывает на шесте петлю, второй привязывает свой канат к концу первого, например, ткацким узлом, третий – прямым узлом, четвертый делает на этом узле соединение, пятый привязывает свой канат рыбацким узлом, последний делает прочную петлю вокруг пояса.

Кто из участников самый ловкий в развязывании узлов, покажет еще одна игра. Каждый из ее участников получает по веревке, на которой завязано 10–15 узлов. По команде руководителя участники игры должны как можно быстрее их развязать. Трое самых быстрых получат по очку. Еще по очку могут получить игроки, быстрее всех завязавшие эти 10–15 узлов на той же самой веревке. В игре «Завязывание узла вслепую» игрокам завязывают глаза платком и дают по небольшому куску веревки, их задача – как можно быстрее завязать предлагаемый тип узла.

В эстафете с развязыванием узлов команды стоят двумя колоннами. Первые игроки держат в руке шпагат, на котором завязано столько различных узлов, сколько игроков в команде. По сигналу руководителя эти игроки бегут к выбранной заранее цели, там развязывают один узел и быстро возвращаются назад. Передав веревку следующему игроку, они становятся в конец колонны. Выигрывает команда, веревка которой раньше окажется без узлов. В эстафете с завязыванием узлов перед каждой командой лежит шляпа, в которой находятся листки бумаги с обозначением узлов по числу членов команды. По свистку руководителя первые игроки выбегают, берут из шляпы листок, быстро завязывают названный в нем узел и показывают его водящему. Если узел завязан правильно, игрок возвращается в колонну, а следующий бежит к шляпе. Выигрывает команда, шляпа которой раньше окажется пустой.

Продолжая прогулку, группа подходит к лежащему на земле сухому бревну, на котором руководитель вместе с опытными туристами показывает, как вяжется узел, с помощью которого волокут деревья, или крепят веревку к дереву, или перебрасывают бревно через реку. У небольшого скального выступа можно рассказать о значении альпинистского спорта, о горном туризме и показать снаряжения альпиниста и туриста-горника. Помощники руководителя могут продемонстрировать восхождение на гору, элементы страховки, безопасный спуск человека вниз со скалы с помощью веревки. Закончить прогулку можно переходом через речку (овраг), на этот раз вброд или по жердям, по бревну с натянутыми перилами.

 

Людмила Баль