Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2006

Из первых рук

Школа и массмедиа: кто победит?

Медиасредства окружают нас повсеместно: это – радио, телевидение, компьютер, пресса, уличные информационные щиты, дисплеи и иные конструкции, носители информации в транспорте, общественных местах, мобильные средства связи и так далее. Безусловно, ребенок начинает замечать их гораздо раньше, чем дорастает до школьного возраста. Опыта родителей порой недостаточно, чтобы направить общение ребенка с медиа в нужное русло. Зачастую именно родители провоцируют возникновение своего рода зависимости малыша от виртуального мира, созданного телевидением, компьютером и другими источниками, – отвлекают с их помощью ребенка, чтобы отдохнуть, сделать домашние дела или чтобы не отвечать на бесконечные «почему?». В результате даже первоклассник свободно цитирует рекламные фразы, знает героев всех телесериалов, знаком с мобильным телефоном и компьютером порой лучше, чем его мама и папа

Минздрав предупреждает…

В первую очередь определимся с тем, каким образом влияют медиасредства на здоровье ребенка. Рассматривая здоровье как совокупность физического, психического и духовного состояний, можно обнаружить, что воздействию подвергается каждая его составляющая.

Так, с точки зрения физиологии время контакта растущего организма с телевизором и компьютером должно быть лимитировано (например, согласно санитарно-гигиеническим нормам ребенок возраста начальной школы может находиться у компьютера и телевизора не более 15 минут, подросток – не более 45 минут в день), дабы не возникло опасности ухудшения зрения, гиподинамии и прочих неприятностей.

Чаще всего угроза здоровью со стороны масс-медиа неявная, скрытая. Воздействие СМИ на физическое здоровье может проявляться опосредованно – через пропаганду сомнительных действий, привычек, рекламу вредных продуктов. Так, например, активное внедрение в массовую культуру мобильной связи как идеологии жизни молодого поколения приводит к тому, что подростки не расстаются с телефонными аппаратами, используют их как портативные развлекательные центры (мобильные игры, общение через SMS, мобильные фотоаппараты, плееры и т.п.), что опять же может привести к ухудшению слуха, зрения, не говоря уже о воздействии радиоизлучений, которое до сих пор должным образом не изучено. Еще одним ярким примером служит реклама фастфуда. Еда из «Макдональдса», чипсы, сухарики и другие привлекательные для ребенка «снеки» позиционируются в рекламе как «съел – и порядок», а на самом деле существенно вредят желудку, создают в обменной системе организма скорее «беспорядок».

О том, как медиасредства влияют на психическое здоровье, также сказано довольно много. Остановимся лишь на основных «претензиях». Во-первых, неограниченное общение со средствами массовой информации вызывает у ребенка информационный стресс: сознание школьника, и без того переполненное учебной информацией, не справляется с ежегодно увеличивающимися объемами «внешкольных знаний». Последствия могут быть различными, вплоть до соматических нарушений.

Еще одной серьезной претензией к СМИ являются вседозволенность и фактическое отсутствие каких бы то ни было ограничений. Эта проблема многоаспектна. Здесь можно говорить о скрытой пропаганде насилия, и об искусственном формировании общественного мнения, и об агрессивном вторжении рекламы в нашу жизнь… Читатель без труда дополнит этот ряд эмоциональными обвинениями в адрес СМИ. Однако все это – мнение взрослого человека, способного отличить белое от черного, подлог от истины. Ребенок же впитывает и копирует все, что видит и слышит в независимом (читай: внешкольном) информационном пространстве, как правило, не подвергая сомнению. Ведь мир медиа для школьника намного привлекательнее, чем учебник или слова учителя. Об этом свидетельствуют многие исследования, более подробную информацию можно найти в аналитическом докладе «О состоянии медиаобразования в России» ведущих сотрудников Лаборатории ТСО и медиаобразования ИОСО РАО Е.А. Бондаренко и А.А. Журина.

Отсюда возникают непонятные взрослому человеку цинизм и агрессия детей и подростков, неуравновешенность в их поведении и высказываниях, отсутствие самостоятельности во взглядах и другие проблемы психического порядка.

Фактическое отсутствие ограничений в сфере СМИ приводит также и к духовным болезням, то есть искажению духовно-нравственной парадигмы подрастающего поколения, ориентации на чуждую культуру с ее акцентом на материальные блага.

Итак, болезнь диагностирована… Как же ее лечить?

Вычитать и умножать, малышей не обижать учат в школе…

С одной стороны, в современных условиях человек должен уметь оперативно получать и передавать информацию из разных источников, в частности, с помощью медиасредств. С другой стороны, ребенок все принимает на веру, копирует понравившихся ему героев компьютерных игр или сериалов, их поведение, пристрастия и привычки, он не способен адекватно анализировать эту информацию, соотносить ее со своей картиной мира, отсеивать шелуху, то есть не обладает так называемой медиаграмотностью. Медиаграмотность можно сравнить с фильтром, легко отделяющим все лишнее и вредное. Важно только знать, как наладить его работу, что можно и пропустить, что принять, а от чего лучше решительно отказаться.

Медиаграмотность – свойство не врожденное, а приобретенное. И важная роль в формировании медиаграмотности принадлежит именно школе. Стало очевидным, что школьники испытывают органическую потребность в общении с миром медиа. «Само наличие медиафеномена… потребовало в конце ХХ столетия изменения российской образовательной парадигмы» (Возчиков В.А. Введение в медиаобразование. – Бийск, 1999).

Ни родители, ни педагог не могут контролировать воздействие информационных потоков на личность ребенка, однако именно учитель способен помочь школьнику выработать необходимые информационные умения и навыки: критически воспринимать и перерабатывать информацию, передаваемую с помощью медиасредств, понимать скрытый смысл сообщения, противостоять манипуляции со стороны СМИ, включать знания, полученные вне школы, в контекст базового образования, самостоятельно создавать информационные сообщения, в том числе с использованием технических средств (Медиаобразование: Сб. статей под ред. Л.С. Зазнобиной. – М., 1996).

Все эти задачи ставит перед собой медиаобразование – «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.)» (Шариков А.В. Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. Т. 1. С. 555) и направленное на обеспечение самовыражения личности, раскрытие ее творческого потенциала, воспитание культурного человека в самом широком смысле слова.

Медиаобразование предполагает решение информационных задач средствами различных предметов, будучи интегрированным в уроки биологии, химии, физики, географии, русского языка, риторики, истории, мировой художественной культуры и так далее, а также как самостоятельный курс в рамках факультатива, классных часов или уроков здоровья.

Реклама – не только двигатель торговли

Традиционным материалом для формирования медиаграмотности в школе являются газета, а также учебное видео и телевидение. В современной социокультурной ситуации этот проверенный временем материал уже не способен удовлетворить потребности детей и подростков: периодика становится все менее актуальна на фоне более оперативных и наглядных источников информации (компьютера, телевидения), а учебные передачи и фильмы имеют мало общего со «взрослым» телевидением.

В данной ситуации необходим поиск нового материала для формирования у учащихся навыков эффективного взаимодействия со средствами массовой информации. В качестве такого нетрадиционного дидактического материала может эффективно использоваться реклама.

Рекламные сообщения – удобный учебный «формат». С рекламой школьник сталкивается повсеместно, она интересна, поскольку в образной и доступной форме дает ему знания об окружающем мире. К тому же реклама обладает типичными признаками массовой коммуникации и имеет, как правило, небольшой объем, что позволяет учителю работать с ней для решения различных учебно-воспитательных задач, в частности, задач информационных.

Использование рекламных сообщений для иллюстрации учебного материала существенно повышает интерес школьников к предмету, их мотивацию к изучению темы, так как позволяет связать учебную ситуацию с жизнью, чего, как правило, недостает на уроке. Творческая работа с рекламой стимулирует самостоятельность и активность учащихся, их креативные способности.

Тем не менее вопрос о том, есть ли место рекламному сообщению в процессе обучения, по сей день является дискуссионным. Наряду со всеми положительными моментами использование рекламы как дидактического материала связано с рядом сложностей.

Во-первых, анализ рекламы на уроке часто требует должного материально-технического оснащения класса – анализ сугубо вербальной стороны рекламного сообщения не способствует правильному восприятию информации.

Во-вторых, рекламное пространство изобилует недоброкачественными образцами, причем в одних случаях ошибки, неточности и сомнительные посылы видны невооруженным глазом, а в других (гораздо чаще) их можно установить только путем досконального анализа всех семантических уровней сообщения. Это требует от педагога компетентности во многих вопросах, не связанных напрямую с его предметом (например, педагог должен разбираться в психологии воздействия рекламы на человека, владеть цветовой и графической символикой и другими культурологическими знаниями).

В-третьих, личное негативное отношение учителя к рекламе накладывает, как правило, отпечаток на его профессиональное мнение о характере и вообще необходимости работы с рекламным сообщением в школьной практике.

Подобных проблем с внедрением нетрадиционного дидактического материала существует еще достаточно. И это говорит лишь о том, что учителю необходима соответствующая профессиональная и психологическая подготовка, чтобы эффективно использовать потенциал медиакультуры для формирования информационных навыков и развития у школьника способности противостоять манипуляции со стороны средств массовой информации.

Кто пойдет за «Клинским»?

Реклама в своем развитии стремится «от информирования к увещеванию, от увещевания – к выработке условного рефлекса, от выработки условного рефлекса – к подсознательному внушению…» (Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М., 2000). Поэтому человеку требуется все больше усилий и тренировки, чтобы распознать скрытые установки рекламного сообщения. Такую «тренировку» могут обеспечить анализ рекламы в учебных условиях и творческая деятельность учащихся под руководством педагога в области рекламы.

В зависимости от предмета учитель может обращать внимание класса на тот или иной аспект рекламы. Например, на уроке русского языка интересно рассмотреть лингвистические особенности текста, соотнести использование языковых средств и их функционирование в рекламном и художественном произведениях. На уроках естественно-научного цикла на первый план выходят фактологическая сторона сообщения, информация, которую несет рекламный текст.

При этом какие бы учебные задачи ни решались с помощью анализа рекламного сообщения, важно каждый раз выходить на коммуникативный уровень – помочь учащимся установить, кто и с какой целью создал сообщение, какой образ жизни и ценности в нем демонстрируются, а что умалчивается и как это соотносится с морально-этическими нормами общества, какие средства используются для воздействия на аудиторию.

Интересным и полезным аспектом анализа рекламного сообщения может быть поиск учащимися ошибок и неточностей различного характера. Так, например, на уроке биологии уместно рассмотреть упаковку конфет «Северный полюс» с изображенными на ней пингвинами – налицо фактическая ошибка, так как пингвины обитают на Южном полюсе (пример взят из книги О.Шаповалова «Антиреклама: некоторые патологические особенности национальной рекламы». – М., 2001). Еще один пример – из области химии: при внимательном просмотре рекламы жевательной резинки легко можно обнаружить нелепость графика кислотно-щелочного баланса. Согласно этому графику после употребления пищи рН во рту человека равен единице, что равносильно приему раствора сильной кислоты (пример заимствован у О.Ю. Гончарук, учителя химии школы № 1748).

Положительно зарекомендовал себя такой прием, как подбор учащимися рекламных сообщений на заданную тему с последующим соотнесением информации в них с информацией из других источников различного характера. Этот вид работы призван разрушить так называемый «товароцентричный миф», создаваемый рекламными образами. В более общем смысле такая учебная деятельность помогает школьнику научиться ориентироваться в гипернасыщенном информационном пространстве, выработать потребность формулировать свою точку зрения на основе анализа нескольких источников и благодаря этому отличать достоверную информацию от ложной.

Значительный интерес школьников вызывают задания творческого характера на основе рекламной коммуникации. Это могут быть деловые игры (например, классный час «Ток-шоу с рекламистом» или «Один день из жизни рекламного агентства»), создание собственного рекламного сообщения на школьную тему (реклама любимого факультатива, нового учебника), а также проектная работа «Антиреклама» (изменение рекламного сообщения «вредных» продуктов – табачных изделий, алкоголя, нездоровой пищи – с целью создать пародийный эффект). Эти виды работы особенно полезны тем, что школьник на собственном опыте познает «рекламную кухню» и рассуждает об этической стороне профессии рекламиста.

Все эти идеи использования рекламы для решения учебных задач способствуют улучшению «информационной экологии» образовательного пространства, позволяют школьнику под руководством учителя выработать стойкий иммунитет к агрессивному воздействию массмедиа.

Программа «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения» легла в основу курсов повышения квалификации работников образования, которые проводит Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ).
Тел. (495)200-16-18; е-mail: mhpi@mhpi.ru

Татьяна Ле-ван ,
МГПИ