Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2006

Из первых рук

Дидактика третьего тысячелетия

Людмила КУРБАТОВА,
кандидат
педагогических наук,
директор
Центра образования
№ 1804 «Кожухово»



Андрей КУРБАТОВ,
кандидат
технических наук,
научный руководитель Центра




Дидактика третьего тысячелетия

На сегодняшний день попытки преобразований в этом направлении не дали ожидаемых результатов. На заседании Государственного совета 24.03.2006 года было отмечено, что, несмотря на значительные финансовые затраты, модернизации образования, по существу, не произошло.

Однако это не означает, что в России отсутствует потенциал для превращения страны в лидера образовательных технологий.

Как правило, успех достигается в тех случаях, когда общественность в лице родителей занимает активную позицию в управлении качеством образования, привлекая к решению острых проблем лучшие научные силы и свои собственные ресурсы. Результативным примером такого сотрудничества может служить Центр образования № 1804 «Кожухово» (Москва), созданный в 1990 году. Примечательно, что родители будущих учащихся приступили к проектированию системы образования своего микрорайона еще до завершения строительства здания школы. Многие папы и мамы – врачи, социологи, филологи, юристы, психологи, искусствоведы, инженеры, экономисты – оставили свои прежние профессии и, получив вторую специальность – педагогическую, сами работают в Центре образования. Сегодня их более 60% от общего числа педагогов.

Центр образования «Кожухово» – четырежды лауреат Всероссийского конкурса «Школа года», победитель конкурса «Лидер в образовании-2001», обладатель дипломов «Школа мира» с 2002 по 2005 год, имеет статус «Ассоциированная школа ЮНЕСКО»

Творческий социальный заказ

Результатом нового подхода стала разработанная родителями «Дидактика третьего тысячелетия», которая отвечает на вопрос: чему и как учить детей в быстро изменяющихся условиях жизни? Кратко ее идею можно сформулировать так: если знания, умения и навыки в отдельных наиболее быстро развивающихся отраслях деятельности устаревают в течение года, то актуальной целью образования можно считать только развитие творческих способностей ребенка.

Креативное образование позволяет учащимся добиваться парадоксального для традиционной (репродуктивной) школы эффекта: увеличение видов занятий способствует повышению жизненного тонуса, а не утомляемости. Впрочем, ученым давно было известно, что лучший отдых – это смена вида деятельности.

За 15 лет экспериментальной и инновационной деятельности Центра образования № 1804 «Кожухово» удалось достичь уникальных результатов, которые в мировой научной литературе получили название феномена вспышки детской талантливости. Если до начала работы Центра результаты обследования психологов показали, что 80% школьников имели проблемы в обучении, то уже через два года эта цифра снизилась до 5%.

Принцип успешного обучения прост: реализовать все интересы и запросы учащихся. В Центре образования объединены дошкольное учреждение, многопрофильная общеобразовательная школа и центр детского творчества. Такое объединение позволяет добиться преемственности между различными ступенями обучения, ведь педагогический коллектив несет ответственность за результат образования в целом. Кроме того, есть возможность так согласовать программы, чтобы дополнительное образование не мешало, а помогало усвоению общеобразовательных дисциплин.

Работают 11 творческих объединений: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, спортивно-техническое, научно-техническое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, социально-экономическое, туристско-краеведческое, культурологическое, эколого-биологическое, естественно-научное. По каждому направлению обучение ведется на четырех уровнях – по выбору учащихся: основном, дополнительном, опорном и профессиональном. Методики обучения разработаны вместе с известными специалистами конкретной области образования. Например, по вопросам непрерывного художественного образования мы сотрудничаем с Центром академика Б.М. Неменского, Москов¬ским государственным университетом культуры и искусства. Учащимся, избравшим своей профессией какую-либо область искусства, гарантировано получение среднего специального или высшего образования.

Однако главной задачей Центра образования является раскрытие творческого потенциала человека как способности ставить и решать новые задачи в любой области деятельности. Такая постановка задачи была сформулирована как результат прогнозов развития экономики XXI века. Мы являемся свидетелями появления огромного количества новых профессий, многие из которых быстро теряют актуальность. Представители старшего поколения зачастую не могут внятно объяснить, что означают такие слова, как менеджер, маркетолог, мерчандайзер или дилер. А молодым людям необходимо не только знать, какие профессии существуют на современном рынке труда, но и уметь делать правильный выбор, а самое главное – создавать новые профессии, необходимые для современного быстро изменяющегося социума.

Современного человека трудно удивить тем, что 12-летний мальчик может играть на фортепиано значительно лучше взрослого пианиста. Однако почему-то многие не верят, что подросток может разбираться в теории и практике современной экономики значительно лучше взрослого. Но вот наглядный пример: в конкурсе на лучшее маркетинговое исследование, организованном компанией PROKTOR & GAMBLE, первое место заняли студенты Высшей школы экономики, второе – выпускники экономического лицея, а третье – семиклассники Центра образования «Кожухово». Для наших учащихся победы в экономических олимпиадах и конкурсах городского и российского уровней стали доброй традицией. Аналогичных успехов ребята добиваются во всех областях знаний – биологии, математике, литературе и других.

Опыт работы с учениками, считавшимися трудными и в течение четырех лет ставшими не просто успешными, а победителями предметных олимпиад, творческих конкурсов и спортивных соревнований от районного до международного уровней, подтвердил гипотезу, что каждый человек талантлив и что в условиях массовой школы можно добиться развития творческих способностей любого воспитанника. Многие ребята побеждают в нескольких конкурсах сразу. Школьник, играющий на фортепиано, флейте и гитаре, имеющий несколько спортивных разрядов (по шахматам, борьбе и волейболу) и специализирующийся в области экономики и математики, для Центра «Кожухово» нередкое явление.

Большое количество различных направлений деятельности – необходимое, но недостаточное условие успеха. Главное – обеспечить правильный выбор режима занятий с учетом индивидуальных особенностей ученика. Авторские методики организации развивающего образовательного процесса, в создании которых приняли участие специалисты Центрального научно-исследовательского института экономики, информатики и систем управления, гарантируют правильный выбор предметов, форм и методов обучения, обеспечивающий развитие интеллекта учащихся. При этом одновременно повышаются показатели состояния здоровья.

Контроль за психологическим состоянием школьников ведет медико-социально-психологическая служба, а контроль за состоянием и резервами здоровья – специалисты оздоровительного центра. Кроме того, организовано тесное сотрудничество с детской городской поликлиникой № 61 и созданы условия для занятий физической культурой и спортом детей с любыми начальными данными (от лечебной физкультуры до спортивной школы).

Среди выпускников и учащихся Центра образования – чемпионка Европы по синхронному плаванию, чемпион России по эстафетному бегу, чемпионы Москвы по академической гребле, настольному теннису, греко-римской борьбе, призеры международных соревнований по восточным единоборствам, футболист международного класса.

Проблема номер один

Развитие интеллекта и укрепление здоровья школьников невозможны без эффективной воспитательной системы. Многие специалисты уверены, что современная школа не может отвечать за результат воспитания, поскольку на него оказывают слишком сильное отрицательное влияние телевидение, рынок видео- и аудиопродукции, Интернет, структуры криминального бизнеса и другие факторы. Однако в Центре образования считают иначе. Уже 15 лет наша воспитательная система дает устойчивый положительный результат. На базе Центра работают городская экспериментальная площадка «Сотрудничество участников образовательного процесса в ходе ученического проектирования» и окружная экспериментальная площадка «Гармоничное управление системой непрерывного духовно-нравственного воспитания».

Детские общественные организации формируют у ребят навыки гражданского поведения, коллективной работы и активного (творческого, а не потребительского) отношения к жизни. Проекты учащихся по изучению истории своей страны, своего рода, истории и перспектив российского образования позволяют им приобрести навыки успешной самореализации.

В условиях, когда все активнее обсуждается вопрос о переводе армии на контрактную основу, необходим принципиально новый подход к подготовке молодежи к воинской службе. Для ребят, избравших защиту Родины своей будущей профессией, на базе Центра действует военно-патриотический клуб «Александр Пересвет». Результаты его работы говорят сами за себя – первое место на городском конкурсе «Гвардейцы России».

Район полного дня

Сейчас Центр образования № 1804 работает над новой формой организации дополнительного образования – «Район полного дня». Многие наши кружки, секции и студии открыты для учащихся всех школ Южнопортового района Москвы (более 100 творческих объединений). Работа в новом режиме уже приносит свои результаты: в районе появились призеры школьных городских соревнований по судомоделированию, греко-римской борьбе, музыке. Мы открыты для всех желающих развить свои таланты, способности и правильно определить свой жизненный путь.

Положительные результаты работы Центра позволяют сделать вывод о перспективности новых принципов управления развитием образовательного учреждения. Эти технологии могут быть реализованы в любой общеобразовательной школе.

 

Андрей Курбатов ;
Лариса Курбатова