Вот и закончился очередной учебный год. Написаны все контрольные работы, сданы экзамены, впереди свобода! Даже самые заядлые любители компьютерных игр наверняка предпочтут настоящие приключения виртуальным.
Сейчас появилось много фирм, специализирующихся на детском отдыхе. Они проводят «Робинзонады», экстремальные туристические походы, различные тренинги с элементами приключений. Однако эти удовольствия довольно дорогостоящие. Но мы помним и другие времена, когда проводились массовые игры «Зарница», требующие от школьников не только хорошей физической подготовки, но и смекалки, решительности, смелости и, что не менее важно, знания географии, истории, природы. Приведенная ниже игра со спортивно-туристической направленностью поможет школьникам научиться элементарным навыкам ориентирования на местности, испытать не только свои физические возможности, но и качества, необходимые настоящему туристу, – находчивость, наблюдательность, взаимопомощь. Игра может быть творчески расширена и дополнена новыми интересными заданиями и соревновательными элементами с учетом возрастных возможностей и физической подготовки участников
Участвуют две команды по 8–10 человек. Число мальчиков и девочек одинаковое. Команды выбирают себе название. Игра проводится на пересеченной местности по замкнутому маршруту протяженностью 1–2 км. Для игры нужны бумага, карандаш, палка длиной 1–1,5 м (используя которую можно измерять высоту местных предметов), рулетка, веревка с отметками или угломер для измерения расстояний, цветные талоны (красные, синие и желтые, по 20–30 штук каждого цвета), 5 конвертов.
Выделяются 3–4 посредника и помощник руководителя. Общая схема игры показана на рисунке.
Игра состоит из трех частей, в каждой из которых команды получают по два задания. Их выполняют все игроки. Перед игрой командам вручают конверты. В ходе игры в них складываются талоны, полученные от руководителя за выполнение заданий. При подсчете талонов в конце игры определяется победитель.
Игра проводится в такой последовательности.
Часть первая
Задание первое. Место старта кругосветки – одиноко стоящее дерево. Команды располагаются в 100–200 м от него. Одна команда (звено) слева от руководителя, другая – справа. «Сколько метров до того дерева? – спрашивает руководитель. – Пусть каждый напишет на листке, сколько метров и шагов до дерева, укажет свою фамилию и сдаст листок мне». Затем руководитель раскладывает полученные бумажки в порядке от меньшей до большей цифры, и все начинают, двигаясь к дереву, измерять расстояние шагами. Игрок останавливается, пройдя столько шагов, сколько указал в листке (руководитель проверяет), остальные идут дальше. Каждому игроку, закончившему продвижение, руководитель тут же вручает талон соответствующего цвета: желтого, если игрок ошибся более чем на 15 м, синего – менее чем на 10 м, красного – менее чем на 5 м.
Задание второе. Руководитель задает вопрос: «Какова высота дерева, до которого дошли участники?». Каждая команда, разделившись на две подгруппы, измеряет высоту дерева с помощью палки или другим способом. Сведения сдаются руководителю. Оценка определяется цветными талонами: при расхождении более чем 6 м дается желтый талон; до 4 м – синий; до 2 м – красный.
Часть вторая
Звеньевому предлагается расставить игроков своей команды по маршруту кругосветки (отмеченному флажками, бумажными ленточками) так, чтобы каждый пробегал посильный для него отрезок пути (например, под уклон 150 м бежит девочка, в горку 100 м – мальчик и т.п.). Число этапов кругосветки равно количеству игроков в командах, длина же этапа устанавливается для каждого звеньевым. Таким образом, места передачи эстафетной палочки в двух командах могут не совпадать, хотя общая протяженность маршрута одинакова и проходит по единому кольцу. Расставив игроков, звеньевой возвращается к месту старта и начинает бег первым; посредники занимают места в дальних точках маршрута (чтобы бегущие не срезали пути). Затем дается сигнал (горн, свисток) к началу эстафеты.
Задание первое. Каждый игрок должен максимально быстро преодолеть свой отрезок и передать палочку следующему игроку команды.
Задание второе. Наблюдать за рельефом, растительностью, местными предметами, сделать запись. Красные талоны получает команда, быстрее закончившая бег по дистанции и представившая запись наиболее подробных наблюдений. Синие талоны вручаются команде, закончившей эстафету с опозданием не более чем на 30 секунд и представившей недостаточно полные наблюдения. За худшие показатели вручается талон желтого цвета.
Часть третья
Собравшись у места старта – финиша, команды коллективно пишут и сдают руководителю ответы на следующие вопросы: 1. Как измерить скорость течения реки? 2. Как измерить глубину оврага? Ответы оцениваются цветными талонами по усмотрению руководителя.
По окончании третьей части игры из конвертов обеих команд извлекаются все талоны, полученные в ходе игры. Каждый талон оценивается очками: красный – 5 очков, синий – 3 очка, желтый – 1 очко.
Выигрывает кругосветку-многоцветку команда, набравшая наибольшую сумму очков.
|