Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2006

Конкурс

Отпущение грехов, или Отпуск в чистом виде

Здоровье детей во многом зависит от благополучия родителей. Благополучия, которое складывается из душевного спокойствия, гармоничных отношений, радости, удовлетворения от жизни, любви к себе и ... качественного отдыха!
Именно поэтому эту статью мы посвящаем долгожданному отпуску – одному из важнейших периодов жизни, когда можно зарядиться бодростью и здоровьем на предстоящий год, а также получить незабываемое удовольствие от общения с собственным ребенком. Общения, которое так необходимо детям, потому что именно родители – тот тыл и оплот, тот источник радости, а порой и печали, который так важен для каждого ребенка.
Не секрет, что во время учебного года уставшим после работы родителям уже не до детских открытий, не до игр и шалостей. Сделал уроки – ну и молодец, не сделал – такой-сякой, придется с тобой еще сидеть и делать. Но это не общение! Так и получается, что отпуск и каникулы – это то уникальное время, когда мы можем и отдохнуть от раздражения друг другом, и наконец-то пообщаться спокойно, радостно, «не казенно»

Для взрослого отпуск – это яркие, эмоционально насыщенные впечатления, воспоминания, заряд бодрости и энергии, то есть то, что остается от него в итоге. Но давайте разберемся, чем он так манит нас, почему мы часами продумываем его до мельчайших подробностей.

Во-первых, отпуск – это награда. Награда за тяжелый или не очень, но длительный по сравнению с временем, отводимым на сам отпуск, рабочий период. Это заслуженная награда. Благодаря ей мы можем оценить размер своего труда, выражающийся в том, как и где мы отдыхаем.

А во-вторых, отпуск – это реальная возможность общаться со своей любимой половиной, со своими детьми и друзьями.

Сегодня же разговор пойдет об отпуске как источнике и долгожданного отдыха, и вдохновения, и оздоровления, и бесконечного наслаждения, и общения.

Отпуск можно проводить по–разному: у себя на даче, путешествуя по дальним странам, нежась на берегу моря, совершая поход за древними сокровищами и даже... бесконечно нажимая на кнопки телевизионного пульта.

Последний вариант не только не позволяет толком отдохнуть (так как являет собой постоянное облучение, нагрузку на зрение и увеличение до беспредела объемов талии), но и колоссальную нагрузку на нервную систему (попробуй пережуй все эти мировые катаклизмы, ужастики, чужие судьбы и глуповатые ток-шоу в таком объеме!). Да и вообще данное времяпрепровождение отпуском сложно назвать.

Здесь важно понять, что же вас так сильно гложет, почему вместо прогулки с детьми, игры в волейбол на московском, но все-таки пляже, вместо обновления интерьера собственной квартиры вы усердно впитываете чужие эмоции и мнения у телевизора? Чего вам не хватает?

А если перед телевизором во время каникул целыми днями торчит ребенок? Однозначно: это мощный сигнал о том, что у него что-то не ладится. Например, общение со сверстниками, иначе он давно уже бегал бы с ними во дворе. А может быть, это девочка, которая, как старая бабушка, просматривает очередную мыльную оперу? Чего ей не хватает? Почему она выбирает эти фильмы и чего хочет на самом деле? Любви. Но чьей? Маминой и папиной?

Другой вариант проведения отпуска – дача.

Что касается отпуска на любимой даче, если вы ее действительно любите, то восторги по этому поводу с вами разделит любой дачник-любитель. Вы услышите упоительные рассказы о том, как на глазах вымахала тыква-гигант и как вкусны огурчики с родной грядки. Даже потирая поясницу, удовлетворенный дачник будет убеждать вас, что лучшего отдыха, чем «возиться» в огороде, нет.

Но многие из нас предпочитают во время отдыха менять обстановку и уезжать. Кто-то путешествует с детьми, кто-то отправляет их на лето в лагерь. Смена обстановки благотворно влияет на нервную систему уже потому, что, отрываясь от привычного, насиженного места хоть на время, мы тем самым меняем то, что с ним связано.

С детьми или без них, уезжая в другое место, мы не только становимся туристами, поглощающими местную экзотику, но и приобретаем возможность пересоздавать, конструировать себя заново. Что значит «конструировать себя заново»? Все очень просто. Меняя привычную обстановку и круг общения, мы можем «обкатать» другие стили поведения, завязать новые отношения. Как правило, так и происходит. В знакомой обстановке труднее экспериментировать или меняться, потому что окружающим людям, привыкшим к твоему годами сложившемуся имиджу, сложно сразу адаптироваться к переменам, произошедшим в тебе. Особенно это бывает сложно сделать в общении с человеком, который нам дорог, к чьему мнению мы прислушиваемся.

Вот обычный пример. В течение рабочего года ритм жизни работающей семейной женщины может сложиться следующим образом: работа – дом – работа, пусть с маленькими вариациями вроде спортивного клуба или общения с друзьями.

А когда мы находимся в незнакомом месте, когда в кармане лежит достаточный запас денежных средств, чтобы приобрести то, что так давно хотелось, но не получалось...

Смена привычного имиджа, а значит, возможность попробовать себя в новом качестве, возможность узнать о себе больше, и не только о себе, но и о своем спутнике, которого, как вам кажется, вы хорошо знаете.

Таким спутником может оказаться не только вторая половина противоположного пола, но и, конечно же, ваш собственный ребенок, который посмотрит на вас другими глазами. Не замученная после работы мама, не уставший папа перед телевизором, а улыбающиеся, смеющиеся родители, с которыми так интересно и которых он так любит.

Если вы совсем отвыкли играть или взаимо¬действовать с собственным ребенком, вам поможет наша шпаргалка для родителей на отдыхе с детьми. Мы предлагаем интересные, развивающие игры, в которые приятно поиграть всей семьей.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ОТДЫХЕ С ДЕТЬМИ

«Дотронься до цвета»

Возрастная группа 3–6 лет.

Ведущий произносит предложения, в которых есть слова, обозначающие названия какого-либо цвета. Задача участников – быстро найти глазами предмет такого же цвета и на счет раз-два-три дотронуться до него.

  • Заяц белый в лесу бегал.
  • В космос полетела ракета серого цвета.
  • Зимой и летом стройной, оранжевой была.
  • Ярко светит в небе зеленое солнце.
  • Снесла курочка яичко, не простое,
    а красное.
  • В траве сидел кузнечик,
    совсем как огуречик, но розовый он был.

«Серебряное копытце»

Возрастная группа 4–11 лет.

Вообразите, что каждый из вас красивый, сильный олень с высоко поднятой головой. На левой ноге – серебряное копытце. Удар копытцем о землю не принесет сказочных монет, но сделает золотым ваше сердце.

Его нежность и доброту должны почувствовать все, кто находится вокруг. Повернитесь направо, положите руки на плечи соседу впереди и помассируйте их.

«Поругайся овощами»

Возрастная группа 6–9 лет.

Иногда дети ссорятся и говорят друг другу обидные слова – ругаются. Сегодня я предлагаю вам поругаться необычными словами. Мы будем произносить не обидные слова, а названия овощей.

«Вместо ссоры – помирились»

Возрастная группа 5–9 лет.

Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки. Глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к своему визави и пальцами «сдуйте» его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга.

«Узнай себя»

Возрастная группа 8–14 лет.

Ведущий прикрепляет на спину каждому участнику листочек с именем известного героя из сказки или реальной жизни. Участник должен угадать, кем стал. Разрешается задавать по три вопроса закрытого типа (на которые можно получить ответ только «да» или «нет») любому выбранному участнику группы.

Задав 3 вопроса и получив ответы от одного, можно задавать вопросы следующему человеку. И так до тех пор, пока игрок не определит, кто он. Возможные герои: Колобок, Алла Пугачева, Золушка, Чебурашка, Штирлиц, Илья Муромец, Буратино, Дед Мороз и т.д.

Подведение итогов:

  • Трудно ли было себя отгадать?
  • Как происходило осознание, кто ты?
  • Что ты понял?
  • Что полезного извлек для себя?

«Поздороваться частями тела»

Возрастная группа 8–14 лет.

Ну что ж, словами мы с вами поздоровались, да и здороваемся каждый день, а теперь поздороваемся частями тела, чтобы и их порадовать, чтобы в них тоже здоровья прибавилось.

Здесь лучше всего использовать игровой момент. Поэтому предупредите участников, что необходимо поздороваться с каждым игроком и сделать это как можно быстрее.

Предлагаемая последовательность: ладонь – локоть – плечо – стопа – колено – бедро – спина – живот – ухо – нос.

Интервью

Возрастная группа 8–14 лет.

Участники должны разделиться на пары, повернуться лицом друг к другу и по очереди за одну минуту узнать как можно больше друг о друге. Задача участника – рассказать все, что он запомнил о партнере, от своего имени.

После рассказа о своем собеседнике от своего имени остальные участники тренинга могут задавать ему дополнительные вопросы, обращаясь к нему по имени его визави.

Последующее обсуждение:

  • Когда вам было комфортнее – когда слушали о себе или говорили за другого?

Согласны ли вы с представлением о вас другого человека?

«Скульптура»

Возрастная группа 12–15 лет.

Жили король и королева – Творец и Муза. Долго не было у них детей. Наконец у них родилась дочь Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и вскоре скульпторы узнали, что у Творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорчалась, а Творец отвечал: «Они любят себя, свой талант, а не ее». Однажды приехал в город молодой Скульптор. Увидел Глину и был пленен ее пластичностью, грацией. Глина спросила у Скульптора: «Ты хочешь быть королем?». «Нет, мне нравится твоя мягкость, неповторимость, пластика. Я вижу твой образ», – ответил Скульптор. И Глина стала его женой.

Станьте друг напротив друга лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг – это скульпторы, внешний – глина.

Задача скульптора – «вылепить» любой образ, который вам напоминает ваша «глина». Время на работу – 3 минуты.

Затем роли меняются.

«Веселая семейка»

Возрастная группа 8–14 лет.

Для этого упражнения ведущему понадобятся заранее приготовленные карточки. Количество карточек равняется числу участников или чуть больше. С одной стороны карточки написано название животного по принципу: волк – волчица – волчонок, селезень – утка – утенок и т.д.

На каждой карточке – по одному названию животного в том или ином качестве.

Правила игры: участники получают карточки. Никому их не показывая, читают, что на них написано. По команде ведущего все начинают изображать мимикой, жестами и пантомимой того, кто указан на карточке. Обратите внимание участников, что при выполнении упражнения нельзя произносить ни звука. Задача каждого участника – найти «свою семью» и выстроиться так, чтобы было понятно, кто папа, кто мама, кто ребенок в «семье».

 

Ольга Горбушина