Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2006

Документы

Быт палаточного города

Гигиенические требования к организации
и функционированию базовых палаточных лагерей

В последние годы значительно сократилось количество стационарных оздоровительных лагерей для детского летнего отдыха. Все большее распространение приобретают базовые палаточные лагеря (имеющие постоянное место дислокации на время смены). Санитарные нормы и правила для них пока не разработаны. Ряд научных исследований и интеграция существующих нормативных документов позволяют сформулировать основные гигиенические требования к организации и функционированию базовых палаточных лагерей (БПЛ), предназначенных для отдыха детей и подростков в период летних каникул

БПЛ предназначены для подростков от 12 до 18 лет, однако в них могут быть приняты и подростки с 10 лет, которые регулярно занимаются в туристских объединениях. Лагерь комплектуют поотрядно или по группам с учетом возраста подростков (10–12 лет, 13–15 лет, 16 лет и старше). Наполняемость отряда (группы) независимо от возраста подростков не должна превышать 15 человек. С гигиенической точки зрения оптимальная вместимость БПЛ – 60 человек, а допустимая – не более 90 человек.

Продолжительность смены в БПЛ определяется длительностью летних каникул и составляет без учета дороги не менее 5 и не более 30 дней. При отсутствии условий для проведения банных дней и стирки постельного белья продолжительность смены должна составлять не более 10 дней. Перерыв между сменами, необходимый для проведения генеральной уборки и санитарной обработки оборудования и территории лагеря, составляет не менее 2 дней.

Выбор земельного участка, обеспечение лагеря питьевой водой, организацию питания, места для купания, вывоз мусора и другие проблемы необходимо согласовать с территориальным управлением Роспотребнадзора. Открытие БПЛ и заезд детей осуществляются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на лагерь и медицинских документов о состоянии здоровья подростков, а также сведений об отсутствии контактов с инфекционными больными.

Обслуживающий персонал лагеря обязан пройти медицинское обследование согласно установленному порядку, гигиеническую подготовку и быть привитым в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Каждый сотрудник лагеря должен иметь личную медицинскую книжку.

Перед открытием лагеря необходимо своевременно организовать и провести противоклещевую обработку и мероприятия по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Один из самых принципиальных вопросов в организации БПЛ – вопрос обеспечения безопасной водой. Вариантов организации водоснабжения может быть несколько: питьевая вода из хозяйственно-питьевого водопровода ближайшего населенного пункта; питьевая вода из источников децентрализованного водоснабжения; доставка доброкачественной питьевой воды. Доставка питьевой воды может осуществляться или с помощью специализированного транспорта (в этом случае обязательно наличие санитарного паспорта на транспорт), или в емкостях. Дезинфекция емкостей для хранения питьевой воды проводится препаратами, разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя.

Для питья, мытья овощей и фруктов, которые в дальнейшем не будут подвергаться термической обработке, должна использоваться только кипяченая вода (кипячение в течение 5–10 мин. от момента закипания). Кипяченая вода заготавливается и хранится на кухне. Для профилактики инфекционных заболеваний она меняется в емкости не реже чем через 12 часов. Допускается использование негазированной бутилированной питьевой воды, но только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным нормам. Пищеблок, умывальные, комната гигиены, ногомойки, постирочная БПЛ должны быть обеспечены горячей водой.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И УЧАСТКУ

Статья подготовлена при поддержке компании «Пласт Плюс». Если зима уже постучалась Вам в окно, но нет никакого желания мериться со сквозняком из щелей, тогда оптимальным решением станет обратиться в компанию «Пласт Плюс». На сайте, расположенном по адресу www.plast-plus.ru, вы сможете, не потратив много времени, заказать пластиковые окна по выгодной цене, а также найти более подробную информацию об услугах и акциях, предоставляемых компанией «Пласт Плюс». В компании «Пласт Плюс» работают специалисты с огромным опытом работы с демонтажем и установкой окон.

От того, где и как будет размещен лагерь, во многом зависят условия оздоровления подростков. Как и для других видов оздоровительных учреждений, для БПЛ недопустимо использовать территории, расположенные в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, а также в I и II поясах (наиболее важных в эпидемиологическом отношении) зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Через территорию лагеря не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского или сельского назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

Следует также иметь в виду, что не допускаются организация БПЛ и проживание подростков в палатках на территории действующих стационарных загородных учреждений оздоровления и отдыха. Очень важно, чтобы БПЛ не был размещен вблизи мест скопления мусора, свалок твердых бытовых отходов, на территории оползней, смещения пород, насыпных, песчаных грунтов. Участок лагеря должен быть удален от мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота на расстоянии не менее 500 метров выше по течению реки; необходимо также учитывать характер почвы, высоту стояния грунтовых вод, наличие заболоченных пространств, источников загрязнения.

БПЛ следует располагать на сухих горизонтальных площадках с твердым грунтом, по возможности на возвышенной местности.

Не рекомендуется организация БПЛ, если температура воздуха в ночное время опускается ниже 15 градусов.

Несомненно, что при выборе места дислокации БПЛ имеет значение близость населенного пункта, загородного оздоровительного учреждения, туристской базы, где могут быть решены проблемы обеспечения питьевой водой, продуктами питания, экстренной медицинской помощи, телефонной связи. Поэтому расстояние до населенных пунктов или указанных учреждений не должно быть более 500 м. К участку будущего БПЛ рекомендуется организовать подъездные пути для автотранспорта, а также места для стоянки автотранспорта.

Участок лагеря делят на зоны: жилую, бытовую, физкультурно-спортивную, зону пище¬блока, административно-хозяйственную. Отдельно предусматривают место для сбора и хранения мусора на расстоянии не ближе 25 метров от жилой зоны и зоны пищеблока, оборудованное контейнерами, куда собирают мусор в полиэтиленовых мешках. Вывоз мусора осуществляют на специальном автотранспорте в разрешенные администрацией района места. Сжигание мусора на территории лагеря и на прилегающей территории не допускается. До начала каждой смены и ежедневно территорию лагеря тщательно очищают от мусора.

ТРЕБОВАНИЯ К ЖИЛОЙ ЗОНЕ

Жилую зону лагеря оборудуют палатками. Их высота должна быть не менее 140 см. Палатки должны быть прочными, непромокаемыми (наружная палатка, тент и дно внутренней палатки должны быть из водонепроницаемой ткани), ветроустойчивыми, обеспечивать теплоизоляционные свойства и эффект проветривания (иметь не менее двух слоев ткани), обеспечивать защиту от проникновения кровососущих насекомых (защитная сетка на окнах и двери, застежка «молния»). Могут быть использованы кемпинговые палатки. Безопасность палаток должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. При размещении палаток необходимо соблюдать расстояние между ними не менее 2,5 м, а между рядами палаток – не менее 3,5 м. Палатки устанавливают на деревянные настилы высотой не менее 20 см от поверхности земли.

Количество подростков в палатке определяется ее вместимостью, указанной в инструкции по применению. Площадь палатки на 1 человека составляет не менее 3 кв. м. Располагать спальные места в палатке следует таким образом, чтобы расстояние между ними составляло не менее 0,5 м, между стеной палатки и спальным местом – не менее 0,2 м. Каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрас, подушка), двумя одеялами, не менее чем одним комплектом постельного белья и двумя полотенцами. Постельное белье и полотенца подлежат замене не реже 1 раза в 10 дней.

При использовании спальных мешков дно палатки застилается полиэтиленовой пленкой, на которую укладываются теплоизоляционные коврики. Если предполагается использовать бывшие в употреблении спальные мешки, перед началом работы лагеря их необходимо подвергнуть химической чистке. Вблизи жилых палаток располагают палатки большей площади (штабная, склад снаряжения и инвентаря, склад хранения личных чемоданов и рюкзаков, медицинская, продовольственная). Оптимальная высота для таких палаток – не менее 180 см под коньком; они должны иметь искусственное освещение. Палатки нужно ежедневно убирать и проветривать.

ТРЕБОВАНИЯ К БЫТОВОЙ ЗОНЕ

Умывальники устанавливают под навесами из расчета 1 умывальник на 10 человек. Под умывальниками оборудуют деревянный или металлический желоб для стока воды и деревянный настил. Качество и безопасность воды в умывальниках должны соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Место для мытья ног оборудуют деревянным настилом, лавками, кувшинами и баком для теплой воды (температура воды не ниже 20°С). А место для стирки белья устраивают на расстоянии не менее 5,0 м от умывальников, его оборудуют скамейками для тазов высотой от 0,6 м, там же устанавливают бак для воды емкостью не менее 50 л. Сточные воды от умывальников, постирочной и мест для мытья ног отводят в специальную яму.

Для личной гигиены девушек оборудуют отдельное место с деревянным решетчатым настилом, подставками (полками) для предметов личной гигиены и баком с теплой кипяченой водой (температура воды не ниже 25°С). Для этих целей возможна организация отсека в женском туалете, но с обязательным наличием перегородки.

Приоритетной с гигиенических позиций является организация биотуалетов. Туалеты (уборные) располагаются на расстоянии не менее 30 м от жилой зоны и зоны пищеблока и не менее 50 м от места водозабора. Количество биотуалетов (раздельных для мальчиков и девочек) определяют из расчета одно сооружение на 20 человек. Не допускается устройство туалета без крыши (навеса). В туалете необходимо предусмотреть естественное освещение. Вход в туалет может быть оборудован по типу лабиринта. Дорожки к туалетам должны быть без выбоин и ям, их необходимо регулярно очищать.

Банные дни для отдыхающих в лагере подростков должны быть организованы не реже 1 раза в 10 дней.

ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЙ ЗОНЕ

На территории БПЛ должна быть оборудована физкультурно-спортивная зона из расчета не менее 20 кв. м на 1 человека.

При организации физкультурно-спортивной зоны рекомендуем руководствоваться СанПиНами 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», а при выборе покрытий для открытых спортивных сооружений – требованиями Санитарных правил 1567-76 по устройству и содержанию мест занятий физической культурой и спортом.

БПЛ рекомендуется располагать вблизи водоемов, что позволяет более эффективно проводить оздоровление подростков. Для создания безопасных условий для купания участок водоема, намеченный для купания, и берег (пляж) тщательно очищают от коряг, мусора, битого стекла и других посторонних предметов. Пляж должен быть оборудован спасательными средствами (круги, спасательные жилеты и т.д.). Купание подростков проводится по распоряжению начальника лагеря с обязательным соблюдением правил безопасности на воде. В воду одновременно разрешается запускать не более 10 человек и только в присутствии руководителя группы.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗОНЕ ПИЩЕБЛОКА

В зону пищеблока входят: кухня, столовая, моечная, продовольственная кладовая. Если кухня и столовая не объединены одной постройкой, расстояние между ними не должно превышать 20 м. Высота помещений, сооруженных из водонепроницаемого материала: кухни, столовой, моечной и помещения для обработки продуктов – составляет не менее 1,8 м. Естественную вентиляцию в помещении кухни обеспечивают через оконные проемы. Для защиты от летающих насекомых окна и двери закрывают мелкой сеткой. Кухню оборудуют плитой, столами с соответствующей маркировкой для обработки сырой и готовой продукции, покрытыми плотной клеенкой, стеллажами для хранения кухонной посуды и инвентаря. С эпидемиологической точки зрения очень важно, чтобы технологический процесс исключал пересечение потоков сырой и готовой продукции.

Допускается использовать газовые плиты со сменными баллонами (газовый баллон размещают в закрытом коробе за пределами кухни, обязательно наличие огнетушителя) или плиты, выложенные из кирпича. Расстояние от топочного отверстия плиты до рабочих столов – не менее 1,5 м. Мощность плиты должна обеспечивать возможность одновременного приготовления не менее чем трех блюд и нагрев горячей воды.

Перед кухней оборудуют два умывальника для сотрудников пищеблока.

При оборудовании кухни следует руководствоваться СанПиНами 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».

Площадь столовой должна составлять не менее 1,2 кв. м на одного человека. Ее помещение должно быть защищено от дождя, ветра, пыли. Столовую оборудуют мебелью (столы, стулья или скамейки). Столы должны иметь покрытие, которое позволяет проводить влажную обработку и дезинфекцию. В столовой следует предусмотреть место для раздачи пищи и место для сбора грязной посуды, оборудованные столами с ги¬гиеническим покрытием. При отсутствии гигиенического покрытия обеденные столы застилают клеенкой, устойчивой к действию высокой температуры и дезинфицирующих средств. При нарушении целостности или по мере износа клеенку следует заменить.

Моечную оборудуют рядом со столовой, а процесс мытья посуды должен исключать пересечение потоков грязной и чистой посуды. В моечной выделяют место для мытья котлов (кастрюль) и место для мытья столовой посуды. В отделении для мытья столовой посуды должны быть предусмотрены столы для грязной посуды, для мытья столовой посуды, столы для чистой посуды, а также стеллажи для хранения столовой и чайной посуды. Мытье посуды и приборов проводят в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Помещение кладовой должно быть сухим. Кладовую (палатку) для хранения сухих продуктов организуют в непосредственной близости от кухни и оборудуют стеллажами или подтоварниками, приподнятыми над полом не менее чем на 0,15 м и на расстоянии от стены не менее чем на 0,2 м. Хранить продукты лучше в емкостях, исключающих возможность проникновения влаги и грызунов. Хранение продуктов на полу, сырых продуктов с готовой продукцией, с хозяйственными и непищевыми товарами не допускается. Продукты следует хранить в таре производителя, при необходимости перекладывать в чистую, промаркированную, закрытую емкость. Скоропортящиеся продукты обязательно должны быть на холоде. Их хранят в сумках-холодильниках, в погребах и при строгом соблюдении товарного соседства. Условия и сроки хранения продуктов должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил. Не допускается закупка у населения и на молочно-товарных фермах мяса, яиц и молока без ветеринарного свидетельства. Транспорт для перевозки продуктов должен иметь санитарный паспорт и содержаться в чистоте, а водитель должен иметь медицинскую книжку.

Для пищевых отходов на расстоянии не менее 30 м от зоны пищеблока и от жилой зоны устанавливают закрытые промаркированные мусорные ящики (баки с крышкой), или оборудуются ямы-ровики глубиной до 1 м.

Во время дежурства на кухне (в столовой) подростки и воспитатели к приготовлению пищи, резке вареных овощей, хлеба, мытью столовой и кухонной посуды не допускаются. К дежурству на кухне подростков и воспитателей допускают только после осмотра медицинским работником и обеспечения спецодеждой.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ

Для отдыхающих в лагере следует предусмотреть организацию питания не менее 4 раз в день. Приемы пищи организуют в одни и те же часы с интервалами не более 4,5 часа. Пищу готовят на каждый прием и реализуют не позднее одного часа с момента ее приготовления. Питание должно отвечать возрастным особенностям подростков и суточным энерготратам в соответствии с нормами питания по наборам продуктов (в граммах на одного ребенка) для оздоровительных учреждений1. При отсутствии мясных и рыбных продуктов в отдельных случаях для приготовления горячих блюд допускается использование консервов (мясных, рыбных) сразу после вскрытия банки. Не допускается использование недоброкачественных консервов с наличием на банках ржавчины, вмятин, с подтеками, с нарушением герметичности (бомбаж, хлопуши).

Как показывает практика, организация летнего отдыха детей в оздоровительных учреждениях, к сожалению, нередко сопровождается массовыми пищевыми отравлениями. Поэтому считаем нелишним напомнить о важных мерах их профилактики. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений детей следует придерживаться правил, изложенных в СанПиНах 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».

Хранение продуктов питания в жилых палатках не допускается.

В зависимости от эпидемиологической ситуации по решению территориального управления Роспотребнадзора перечень продуктов и готовых блюд, не используемых в базовом палаточном лагере, может быть расширен. За организацию и качество питания в БПЛ несут ответственность начальник палаточного лагеря и медицинский работник.

Раздача пищи допускается после снятия пробы медицинским работником непосредственно из котла после ее перемешивания. Закладку продуктов, оценку качества приготовленного блюда до начала реализации отмечают в бракеражном журнале готовых блюд и подтверждают подписью медицинского работника и начальника палаточного лагеря. Ежедневно необходимо оставлять суточную пробу всех приготовленных блюд.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ДНЯ

Режим дня отдыхающих предусматривает максимальное пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр. Режим дня разрабатывается с учетом возраста, состояния здоровья подростков и корректируется в зависимости от погодных условий.

В качестве рекомендуемого предлагаем следующий режим дня:

С учетом специфики работы палаточного лагеря по согласованию с территориальным управлением Роспотребнадзора в режим дня могут быть внесены изменения.


1 Нормы питания детей в оздоровительных лагерях санаторного типа, сменах «Мать и дитя», санаториях-профилакториях, во всех типах оздоровительных учреждений утверждены Постановлением Совета Федерации независимых профсоюзов России от 27.05.93 № 6-6.

 

Берта Воронова ;
Марина Степанова ,
доктор медицинских наук, НИИ гигиены детей и подростков РАМН