Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2006

Из первых рук

Идеология каникул, или Как вдохнуть жизнь в городской лагерь

Как сделать летние каникулы неповторимыми для каждого ребенка? Как спланировать смену, чтобы ребенок не просто был «при деле», а получил заряд бодрости и энергии, которые ему так пригодятся в предстоящем учебном году? Насколько яркими будут каникулы для наших детей, зависит в первую очередь от педагогов

Самый массовый отдых

Как «организовать» каникулы, провести тот или иной праздник либо красочное мероприятие, можно прочитать в специальной литературе. Но каждому конкретному педагогу важно знать не только какие средства воздействия на ребенка следует использовать, но и то, с какой целью он это делает.

Какие педагогические идеи нужно реализовать, используя готовый набор методик и рецептов? Какова вообще цель каникул и для ребенка, и для педагога?

Было бы упрощением считать, что лето – всего лишь четверть календарного года. Или что это просто завершающая часть учебного года. Впрочем, как и наоборот – будто летние каникулы просто-напросто порог нового учебного года. Каникулы – это мостик между прошлым и будущим учебным годом. Но это и самоценный период развития ребенка.

Помните истории о машине времени, на которой можно попасть как в далекое прошлое, так и в удивительное будущее?

На наш взгляд, летние каникулы могут стать для конкретного ребенка той самой машиной времени, либо отбрасывающей его в развитии далеко назад, либо, наоборот, дающей мощный импульс к духовному и физическому развитию. Когда ребенка прилежно «пасут»: пичкают зряшными мероприятиями, программируют его деятельность (не учитывая желания и внутреннюю готовность участвовать во всех этих мероприятиях), каникулы могут показаться каторгой.

Постараемся определить основные идеи организации жизни детей на каникулах. Сделаем акцент на работе лагерей с дневным пребыванием. Это наиболее массовый вид оздоровительных лагерей, он давно стал палочкой-выручалочкой для работающих родителей. Особенно привлекательна эта форма летнего отдыха для младших школьников. Они остаются в привычной среде, не разлучаются с родителями, им не приходится привыкать к новому укладу.

На сегодняшний день городские лагеря с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) существуют в следующих основных формах:

  • лагерь на базе одной общеобразовательной школы (для учащихся данной школы);
  • лагерь межшкольный (для учеников двух и более общеобразовательных учреждений);
  • лагерь профильный (юных туристов, техников, экологов, журналистов и др.);
  • лагерь труда и отдыха (при этом объекты труда могут быть как в черте города, так и вне его);
  • лагерь-профилакторий для ослабленных детей.

В чем преимущества городских лагерей с дневным пребыванием?

  1. Ребенок не отрывается от семьи. В благополучных семьях эта близость к родителям создает комфортные психологические условия для развития личности ребенка.
  2. Близость досуговых центров позволяет педагогам планировать разнообразный досуг детей и подростков. Походы в театры и музеи помогают и развить, и развлечь учеников.
  3. Наличие в городе медицинских учреждений, высокопрофессиональных кадров, которыми они располагают, способствует быстрому решению возникающих медицинских проблем, скорейшему и эффективному лечению, широкой оздоровительно-профилактической работе с учащимися.
  4. Благодаря разветвленной сети городских учреждений дополнительного образования детей и их высокопрофессиональным кадрам создаются предпосылки для развития таких инновационных видов городских лагерей, как профильный лагерь или лагерь по интересам.

Подсказка для учителя

Изменение предметной среды, окружающей школьника. Лагерь – это не механическое продолжение школьного образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни для ребенка. И надо с первых же минут лагерной смены показать, что его окружает и иная предметная среда.

В идеале нужны смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, окружавшего его в прежней, школьной жизни. Обилие цветов, ярких и сочных красок, даже переставленные иным образом ученические столы (а может, и вообще обойтись без них?!).

Разукрупнение классов на небольшие группы (отряды), в которых собираются школьники разных возрастов либо разных классов одной параллели.

Акцент на игровые формы деятельности. Игра нужна и первокласснику, и 9-летнему мальчишке, но в различных организационно-педагогических формах. Никакие самые увлекательные мероприятия «сидячего» характера не заменят ребятам иных радостей – тех, которые требуют растущий организм, крепнущие мускулы и та неуловимая смесь грубоватой стеснительности, нежности и бахвальства, которая есть зарождающееся чувство человеческого достоинства.

Это закон возраста.

И относиться к этому следует как к закону, а не как к прихоти ребят. Не нужно пугаться того, что несут с собой активные игры, – шума, крика, смеха, суеты и беготни. Эти неудобства окупятся в будущем. Кто любит детей, тот не замечает издержек подвижной игры, тем более в городском лагере.

Использование каждого погожего дня для занятий на свежем воздухе. Экскурсии, одно- или двухдневные походы, прогулки, спортивные соревнования, просто подвижные игры в парке, купание в водоемах или бассейнах – все это быстро заставит школьника забыть, что он все еще в городе.

Школа плюс учреждение дополнительного образования. Временные творческие объединения на базе домов и дворцов творчества, центров туристов и техников, станций натуралистов следует создавать именно для ребят, оставшихся в городских школьных лагерях.

Педагогу (вожатому или воспитателю) полезно узнать, какие учреждения дополнительного образования детей есть в микрорайоне (поселке, городе), какие кружки (секции) остаются работать. Часто в этих учреждениях на все лето открывается игротека для городских лагерей, остается только договориться о времени, когда вашим подопечным можно будет туда пойти.

Лето – период познания. И нужно всячески стимулировать этот процесс. Музеи, кинотеатры, выставки, экскурсии в удивительные природные заповедники, памятные исторические места – все это обязательно нужно включить в план работы лагеря.

Стиль общения с детьми должен быть иным, чем в течение всего учебного года. Важно постоянно помнить, что вы не на уроке и даже не в группе продленного дня. Воспитатель лагеря – это не учитель, а скорее старший друг, который должен каждую минуту быть интересен детям, должен их радовать и удивлять. Вспомните мудрую фразу одного классика: «Вожатый – это не тот, кто говорит: «Делай, как я сказал», а тот, кто говорит: «Делай, как я». И добавим: «Вместе со мной».

Радуга-дуга

Чтобы нагляднее представить, что должен делать классный руководитель, оказавшийся воспитателем в городском лагере с дневным пребыванием, покажем это на примере деятельности городских лагерей г. Липецка.

Каждое утро в 8 или 9 часов (в зависимости от условий лагеря) воспитатели собирают детей на утренний сбор (линейку). Затем вместо набившей всем оскомину утренней гимнастики педагоги проводят «час закаливания». Он включает в себя различные физические упражнения (шейпинг, прогулку или пробежку по «тропе здоровья», закаливающие процедуры, работу в тренажерном зале). Тропа здоровья может быть создана и на школьном дворе. Пробегая ее, дети преодолевают различные препятствия (лабиринт, бег с барьерами), это позволяет им улучшить координацию движений. С 10 часов отводится время для работы в творческих мастерских, для занятий в кружках (объединениях по интересам), для подготовки и проведения общелагерных мероприятий. В полдень начинаются интересные дела, которые в плане лагеря называются «Вместе весело шагать». В эти два часа дети совершают пешие походы на речку, в парк, в кино, на экскурсию. В это же время проводятся (в парке и на речке) психологический тренинг и занятия дыхательной гимнастикой (под руководством специалиста).

В 13 (или 14) часов — обед, за которым обязательно следует время отдыха – «час спокойного общения», он допускает не только сон, но и чтение книг, тихие игры. После полдника (в 16 часов) детей снова ждут игры на улице, культурная программа.

Наибольшую ценность в деятельности лагерей с дневным пребыванием приобрел так называемый вариативно-программный подход. Педколлектив лагеря разрабатывает комплекс интересных программ, личностно значимых для педагога и для детей.

Важно, чтобы и сама смена строилась в игровой программной среде. Например, в школе № 19 г. Липецка многие годы работает лагерь по программе «Радуга-дуга». Семь цветов радуги соответствуют семи направлениям сотворческой работы с детьми (красный цвет – патриотическое направление, оранжевый – культура поведения, нравственно-этическая составляющая, желтый – трудовое воспитание, развитие прикладных навыков, зеленый – природоведческое образование, голубой – физическое воспитание, привитие навыков здорового образа жизни, синий – интеллектуальная деятельность, фиолетовый – эстетическое воспитание).

В результате реализации такой программы происходит улучшение физического и психологического состояния ребенка, расширяется круг его общения со сверстниками и взрослыми, ребенок приобретает новые навыки и знания, в том числе в области здорового образа жизни.

Вот и зажглась на небосклоне школьников яркая звезда под названием «Каникулы». Пусть она воодушевляет ваших питомцев, дарит им яркие лагерные смены!

 

Сергей Барканов