«Про нас и про то, что вокруг нас» – так назвала свою образовательную программу для младших школьников преподаватель анатомии, физиологии и лечебной физкультуры Лукояновского педагогического колледжа Нижегородской области Мария Малашина. На внеклассных занятиях по природоведению она предлагает учителям говорить с детьми о том, как устроен человек, что его окружает, как сделать, чтобы природа и человек были единым целым. Программа состоит из цикла занятий: «Тело», «Нервы и мозг», «Глаза»… А заканчивается веселой игрой КВН, во время которой дети демонстрируют, как они усвоили новые знания.
Мы не публикуем сценарии занятий, любой учитель знает, как их провести. А вот сценарий игры как образец, отталкиваясь от которого учитель может создать свой, предлагаем вашему вниманию.
Под маршевую музыку команды выходят на сцену (состав каждой команды – 5 человек).
Ведущий: Дорогие друзья, наши гости и участники! Сегодня мы проводим КВН «Что ты знаешь про себя?». Каждая команда должна выбрать своего капитана и дать своей команде название.
В соответствии с выбранным названием каждая команда должна себя представить. (Наивысшая оценка – 5 баллов.)
А теперь разминка.
Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой указаны вопросы. Капитан команды выбирает карточку, но вопросы задает ведущий.
1-я карточка
- Зачем нужно утром делать зарядку?
- Что у человека самое главное?
2-я карточка
- Два друга решили отдохнуть в выходной день. Один лег и смотрел телевизор, а другой разгребал снег, колол дрова, носил воду. Кто из них лучше отдохнул?
- Какой орган является насосом?
За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление дается одна минута. Если члены команды не могут ответить, вопрос передается зрителям. Жюри оценивает результаты конкурса и представление команды.
Ведущий: На следующее задание тоже нелегко будет ответить! (Каждой команде предлагаются карточки с вопросами.)
- Какой орган похож на лупу? (Глаз.)
- Из скольких отделов состоит ухо человека? (Из трех.)
- Какой орган не перестает работать, если его извлечь из организма? (Сердце.)
- Что является каркасом нашего тела? (Скелет.)
Ведущий: Проверим, могут ли команды отгадывать загадки.
– Что на свете всех быстрее? (Мысль.)
– Не на меру, не на вес, а у всех людей есть. (Ум.)
Ведущий: Следующее задание посложнее. Капитаны, выбирайте карточку.
- Почему печень называют складом, химической лабораторией и диспетчером? Зачем она нужна?
- Почему глаз похож на фотоаппарат?
На размышление даются три минуты.
Ведущий: Пока команды готовятся, мы отгадаем несколько загадок (обращаясь к залу).
– Стоят вилы.
На вилах грабли.
Над граблями ревун.
Над ревуном сапун.
Над сапуном глядун,
А за полем дремучий лес.
(Человек.)
– Утром на четырех ногах,
В полдень на двух,
Вечером на трех.
(Человек.)
– Два соседа-непоседа
День на работе, ночью на отдыхе.
(Глаза.)
– На скале сидит лягушка, а спрыгнуть не может.
(Нос.)
– Под небом дощечка, не сохнет, не мокнет, не куржавеет.
(Язык.)
– На красной жердочке сидят белые курочки.
(Зубы.)
Ведущий: Команды готовы отвечать, послушаем их.
(Ответы команд.)
Ведущий: Продолжаем игру. Приглашаем представителя команды, у которого хорошая память. Нужно посмотреть на слова, записанные на плакате, и запомнить их.
Сколько слов запомнили, столько очков получаете.
САХАР
РЕКА
ЦВЕТОК
ТЕЛЕВИЗОР
СТЕКЛО
УТЮГ
ОСА
АПЕЛЬСИН
БИНТ
ОГОНЬ
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Существуют различные виды памяти: cлуховая, зрительная, вкусовая. Сейчас проверим, у кого какая память лучше развита.
– Команды закрывают глаза и пробуют по запаху определить название предмета. (Одна команда – огурец, другая – апельсин.)
– Угадать мелодию. (Одна команда слушает «В траве сидел кузнечик», другая – «Пусть бегут...».)
– Кто назовет больше предметов, лежащих на столе? (Ручка, линейка, пластилин, книга, альбом, карандаш, тетрадь, ластик.)
Подведение итогов конкурса.
Звучит музыка «Песенка о капитане».
Ведущий: Вы, наверное, догадались, что наступило время для конкурса капитанов. Капитаны, выбирайте карточку.
- Какие охранные посты не пропускают в твое тело невидимых врагов?
- Какие средства позволяют сохранять здоровье и бороться с болезнями?
Ведущий: Пока капитаны готовятся, я предлагаю вам викторину.
- У кого нет зубов? (У курицы.)
- Где наружное ухо у птиц? (На перьях.)
- Какой орган самый прочный? (Зубы.)
- Куда посылает обиженную телеграмму мизинец, если его уколоть? (В мозг.)
Ведущий: Наши капитаны готовы. Послушаем, что они нам скажут.
(Отвечают капитаны.)
– А сейчас команды получают следующее задание: нарисовать плакат «Как вы сохраняете свое здоровье?».
Ведущий обращается к залу: Пока команды готовятся, предлагаю угадать персонажей стихов. (Выходят персонажи: Робин-Бобин-Барабек и мальчик из стихотворения «Мойдодыр».)
Звучит музыка.
Ведущий: Давайте потанцуем немного, а то вы, наверное, устали сидеть. (Танцуют все.)
Ведущий: Команды готовы продемонстрировать нам свои плакаты.
Ведущий: Следующее задание для команд. Какая из них быстрее отгадает загадки и ответит на вопросы?
– Почему сломанную руку или ногу кладут в гипс?
– По каким проводам несутся донесения в мозг?
– Живут рядом – ни отстать, ни опередить друг друга не могут?
– Какой орган всю жизнь в клетке живет?
– За белыми березами бездонная яма.
– Сколько отделов в твоей внутренней кухне?
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий: К нам пришла телеграмма: «Скоро буду. Ап-чхи». Что это такое или кто это такой?
Входит доктор Ап-чхи.
– Здравствуйте, ребята. Как у вас весело! А можно мне тоже дать задание командам? Проверить, могут ли они помощь оказать друг другу?
1-я команда, покажите, как надо оказывать помощь при ссадинах.
2-я команда, покажите, как надо оказывать помощь при обморожениях.
В конкурсе участвуют по одному человеку от команды, они оказывают друг другу помощь, выбрав для этого все необходимое на столах: бинт, йод, горячий чай.
Доктор Ап-чхи: Пока участники готовятся, остальные ребята из команды должны показать, как они могут определить состояние своего здоровья.
1-я команда – по пульсу (сосчитать пульс за минуту, присесть 10 раз, сосчитать вновь, и после 3 минуты отдыха).
2-я команда – по весу (взвеситься на весах и измерить свой рост в дециметрах, затем подсчитать, разделив вес на рост, и сделать вывод).
Ведущий: Пока участники готовятся, я предлагаю вам викторину.
- Кто назовет продукты растительного и животного происхождения, нарисованные на картинке?
- Что является признаком заболевания? (Повышение температуры.)
- Какой витамин содержится в моркови? (Витамин А.)
- В каких ягодах много витамина С? (В черной смородине.)
- Назовите целебные травы. (Мать-и-мачеха, подорожник, валерьяна, ромашка, спорынья, ландыш.)
Ведущий: Наши команды готовы отвечать, а оценивать их будет доктор Ап-чхи.
Все приветствуют победителей КВН. Завершается игра награждением участников.
|