Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2006

Вне урока

Что ты знаешь про себя?

«Про нас и про то, что вокруг нас» – так назвала свою образовательную программу для младших школьников преподаватель анатомии, физиологии и лечебной физкультуры Лукояновского педагогического колледжа Нижегородской области Мария Малашина. На внеклассных занятиях по природоведению она предлагает учителям говорить с детьми о том, как устроен человек, что его окружает, как сделать, чтобы природа и человек были единым целым. Программа состоит из цикла занятий: «Тело», «Нервы и мозг», «Глаза»… А заканчивается веселой игрой КВН, во время которой дети демонстрируют, как они усвоили новые знания.
Мы не публикуем сценарии занятий, любой учитель знает, как их провести. А вот сценарий игры как образец, отталкиваясь от которого учитель может создать свой, предлагаем вашему вниманию.

Под маршевую музыку команды выходят на сцену (состав каждой команды – 5 человек).

Ведущий: Дорогие друзья, наши гости и участники! Сегодня мы проводим КВН «Что ты знаешь про себя?». Каждая команда должна выбрать своего капитана и дать своей команде название.

В соответствии с выбранным названием каждая команда должна себя представить. (Наивысшая оценка – 5 баллов.)

А теперь разминка.

Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой указаны вопросы. Капитан команды выбирает карточку, но вопросы задает ведущий.

1-я карточка

  1. Зачем нужно утром делать зарядку?
  2. Что у человека самое главное?

2-я карточка

  1. Два друга решили отдохнуть в выходной день. Один лег и смотрел телевизор, а другой разгребал снег, колол дрова, носил воду. Кто из них лучше отдохнул?
  2. Какой орган является насосом?

За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление дается одна минута. Если члены команды не могут ответить, вопрос передается зрителям. Жюри оценивает результаты конкурса и представление команды.

Ведущий: На следующее задание тоже нелегко будет ответить! (Каждой команде предлагаются карточки с вопросами.)

  1. Какой орган похож на лупу? (Глаз.)
  2. Из скольких отделов состоит ухо человека? (Из трех.)
  3. Какой орган не перестает работать, если его извлечь из организма? (Сердце.)
  4. Что является каркасом нашего тела? (Скелет.)

Ведущий: Проверим, могут ли команды отгадывать загадки.

– Что на свете всех быстрее? (Мысль.)

– Не на меру, не на вес, а у всех людей есть. (Ум.)

Ведущий: Следующее задание посложнее. Капитаны, выбирайте карточку.

  1. Почему печень называют складом, химической лабораторией и диспетчером? Зачем она нужна?
  2. Почему глаз похож на фотоаппарат?

На размышление даются три минуты. Ведущий: Пока команды готовятся, мы отгадаем несколько загадок (обращаясь к залу).

– Стоят вилы.
На вилах грабли.
Над граблями ревун.
Над ревуном сапун.
Над сапуном глядун,
А за полем дремучий лес.
(Человек.)
– Утром на четырех ногах,
В полдень на двух,
Вечером на трех.
(Человек.)
– Два соседа-непоседа
День на работе, ночью на отдыхе.
(Глаза.)
– На скале сидит лягушка,
а спрыгнуть не может.
(Нос.)
– Под небом дощечка, не сохнет,
не мокнет, не куржавеет.
(Язык.)
– На красной жердочке сидят белые курочки.
(Зубы.)

Ведущий: Команды готовы отвечать, послушаем их.

(Ответы команд.)

Ведущий: Продолжаем игру. Приглашаем представителя команды, у которого хорошая память. Нужно посмотреть на слова, записанные на плакате, и запомнить их.

Сколько слов запомнили, столько очков получаете.

САХАР

РЕКА

ЦВЕТОК

ТЕЛЕВИЗОР

СТЕКЛО

УТЮГ

ОСА

АПЕЛЬСИН

БИНТ

ОГОНЬ

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Существуют различные виды памяти: cлуховая, зрительная, вкусовая. Сейчас проверим, у кого какая память лучше развита.

– Команды закрывают глаза и пробуют по запаху определить название предмета. (Одна команда – огурец, другая – апельсин.)

– Угадать мелодию. (Одна команда слушает «В траве сидел кузнечик», другая – «Пусть бегут...».)

– Кто назовет больше предметов, лежащих на столе? (Ручка, линейка, пластилин, книга, альбом, карандаш, тетрадь, ластик.)

Подведение итогов конкурса.

Звучит музыка «Песенка о капитане».

Ведущий: Вы, наверное, догадались, что наступило время для конкурса капитанов. Капитаны, выбирайте карточку.

  1. Какие охранные посты не пропускают в твое тело невидимых врагов?
  2. Какие средства позволяют сохранять здоровье и бороться с болезнями?

Ведущий: Пока капитаны готовятся, я предлагаю вам викторину.

  1. У кого нет зубов? (У курицы.)
  2. Где наружное ухо у птиц? (На перьях.)
  3. Какой орган самый прочный? (Зубы.)
  4. Куда посылает обиженную телеграмму мизинец, если его уколоть? (В мозг.)

Ведущий: Наши капитаны готовы. Послушаем, что они нам скажут.

(Отвечают капитаны.)

– А сейчас команды получают следующее задание: нарисовать плакат «Как вы сохраняете свое здоровье?».

Ведущий обращается к залу: Пока команды готовятся, предлагаю угадать персонажей стихов. (Выходят персонажи: Робин-Бобин-Барабек и мальчик из стихотворения «Мойдодыр».)

Звучит музыка.

Ведущий: Давайте потанцуем немного, а то вы, наверное, устали сидеть. (Танцуют все.)

Ведущий: Команды готовы продемонстрировать нам свои плакаты.

Ведущий: Следующее задание для команд. Какая из них быстрее отгадает загадки и ответит на вопросы?

– Почему сломанную руку или ногу кладут в гипс?

– По каким проводам несутся донесения в мозг?

– Живут рядом – ни отстать, ни опередить друг друга не могут?

– Какой орган всю жизнь в клетке живет?

– За белыми березами бездонная яма.

– Сколько отделов в твоей внутренней кухне?

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий: К нам пришла телеграмма: «Скоро буду. Ап-чхи». Что это такое или кто это такой?

Входит доктор Ап-чхи.

– Здравствуйте, ребята. Как у вас весело! А можно мне тоже дать задание командам? Проверить, могут ли они помощь оказать друг другу?

1-я команда, покажите, как надо оказывать помощь при ссадинах.

2-я команда, покажите, как надо оказывать помощь при обморожениях.

В конкурсе участвуют по одному человеку от команды, они оказывают друг другу помощь, выбрав для этого все необходимое на столах: бинт, йод, горячий чай.

Доктор Ап-чхи: Пока участники готовятся, остальные ребята из команды должны показать, как они могут определить состояние своего здоровья.

1-я команда – по пульсу (сосчитать пульс за минуту, присесть 10 раз, сосчитать вновь, и после 3 минуты отдыха).

2-я команда – по весу (взвеситься на весах и измерить свой рост в дециметрах, затем подсчитать, разделив вес на рост, и сделать вывод).

Ведущий: Пока участники готовятся, я предлагаю вам викторину.

  1. Кто назовет продукты растительного и животного происхождения, нарисованные на картинке?
  2. Что является признаком заболевания? (Повышение температуры.)
  3. Какой витамин содержится в моркови? (Витамин А.)
  4. В каких ягодах много витамина С? (В черной смородине.)
  5. Назовите целебные травы. (Мать-и-мачеха, подорожник, валерьяна, ромашка, спорынья, ландыш.)

Ведущий: Наши команды готовы отвечать, а оценивать их будет доктор Ап-чхи.

Все приветствуют победителей КВН. Завершается игра награждением участников.

 

Мария Малашина